Всероссийский речной форум и выставка «РЕЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: МОДЕРНИЗАЦИЯ И ТОЧКИ РОСТА». 17-18 октября 2023 г., Москва - Морские вести России

Всероссийский речной форум и выставка «РЕЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: МОДЕРНИЗАЦИЯ И ТОЧКИ РОСТА». 17-18 октября 2023 г., Москва

20.10.2023

Конференции

Всероссийский речной форум и выставка «РЕЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: МОДЕРНИЗАЦИЯ И ТОЧКИ РОСТА». 17-18 октября 2023 г., Москва

Организатор:

Официальная поддержка: Министерство транспорта РФ   Федеральное агентство морского и речного транспорта

Магистрали особой важности

В Москве в Аналитическом центре при Правительстве России состоялся первый Всероссийский речной форум

По итогам июньского совещания по вопросам развития речного судоходства президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений. Их главный вектор - возрождение внутреннего водного транспорта и значительное повышение его «удельного веса» в транспортной системе России.

Обсуждение практической реализации поставленных задач состоялось 17-18 октября в Москве, в Аналитическом центре при Правительстве РФ в ходе первого Всероссийского речного форума и выставки «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста», организованного группой изданий «Морские вести России».

Мероприятие состоялось при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта. Партнерами выступили компании «Теплоход» и «Рунова».

В мероприятии приняли участие около 200 делегатов от отраслевых ассоциаций, федеральных и региональных органов исполнительной власти, инвесторов, бизнеса, поставщиков и подрядчиков проектов развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта. С докладами выступили около 50 спикеров.

С приветственным словом к участникам в рамках пленарной сессии «Приоритетные направления развития внутреннего водного транспорта» обратился заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай.

«Сегодня мы участвуем в историческом процессе – возрождении речного транспорта России. Конечно, начинать нужно было бы лет 20 назад, тем не менее, мы уже несколько лет активно работаем над этим. Поручения президента определили ключевые задачи этой работы. И у нас нет никаких сомнений, что они будут выполнены», - сказал он.

По его словам, в условиях геополитической нестабильности уникальные преимущества внутреннего водного транспорта необходимы стране. К таким относится экологичность и низкая стоимость грузоперевозок. Понимая это, Минтранс работает над переориентацией массовых грузов с железнодорожных и автомобильных маршрутов на внутренние водные пути.

Для расширения грузопотоков реализуются проекты по дноуглублению и развитию судоходства рек Сибири, Дальнего Востока и Единой глубоководной системы европейской части РФ. Параллельно идет работа над развитием внутренних водных путей в составе международного транспортного коридора «Север-Юг».

Для обеспечения грузоперевозок ведется разработка новых проектов судов, призванных заменить устаревшие «Волго-Доны». В рамках данной программы совместно с Минпромторгом реализуются программы льготного лизинга и утилизационного гранта.

Еще один приоритет в работе министерства - развитие сети речных пассажирских перевозок. По инициативе Совета Госдумы запущен проект «Речные магистрали», предполагающий строительство скоростных судов и создание необходимой инфраструктуры, причалов, системы продажи электронных билетов. Инициатива свяжет несколько регионов новыми маршрутами и поспособствует развитию туризма.

Сопутствующей задачей является привлечение инвесторов к развитию внутренних водных путей. Законопроект о возможности приватизации речных портов за рубль был принят Госдумой в первом чтении. В Минтрансе считают, что приобретение и восстановление невостребованных объектов инфраструктуры можно и нужно сделать привлекательным.

«Желаю вам продуктивной дискуссии! По ее результатам, я уверен, будут определены насущные проблемы и потребности отрасли. Над их решением нам нужно работать сообща», - подытожил Александр Пошивай.

Начальник Управления внутреннего водного транспорта Росморречфлота Александр Клюкин рассказал о деталях реализации отраслевых федеральных проектов по развитию инфраструктуры и флота.

Он подчеркнул, что одним из ключевых факторов развития перевозок внутренним водным транспортом является устранение существующих «узких мест». В рамках данной работы ведется строительство Багаевского и реконструкция Городецкого гидроузлов, готовятся предложения по увеличению уровня воды в Нижнекамском водохранилище.

Еще одно направление работы - реконструкция судоходных гидротехнических сооружений (ГТС), уже оказавшая значительный эффект на пассажирские перевозки. К примеру, работы на гидросооружениях Московского бассейна позволили вернуть на речные маршруты колесные теплоходы.

Для реализации потенциала развития обновленной инфраструктуры потребуются дополнительные суда. В них крайне заинтересованы судоходные компаний и регионы России. «По представленным предложениям определена потребность в строительстве порядка 680 судов в дополнение к уже работающим», - сообщил Александр Клюкин.

В продолжение сессии эксперты рассмотрели проекты развития инфраструктуры Московского, Енисейского и Камского бассейнов внутренних водных путей. А также перспективы применения механизма концессии в проектах речного транспорта.

Особый интерес участников форума вызвала техническая сессия «Инновационные решения для строительства, модернизации и эксплуатации гидротехнической и береговой инфраструктуры».

Руководитель Администрации Волго-Балтийского бассейна Федор Шишлаков рассказал о готовящихся поправках в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, которые сделают обязательным применение на борту судна государственных навигационных карт, что позволит использовать для этих целей электронные карты наравне с бумажными.

Замруководителя Администрации Двинско-Печорского бассейна Владимир Горяев поделился опытом эксплуатации новейших земснаряда, промерного и обстановочного судов, построенных по госпрограмме «Развитие транспортной системы РФ».  

Спикеры также подняли проблему импортозамещения материалов и технологий для строительства и ремонта причальных и портовых сооружений, ставшую актуальной с уходом зарубежных производителей. Компании рассказали о собственных разработках.

К примеру, ООО «Рунова» производит специализированные строительные смеси для ремонта и защиты бетона. Генеральный директор компании Андрей Нестеренко рассказал об опыте их использования в морском порту Новороссийск: при ремонте причалов методом торкретирования; для восстановления защитного покрытия в зоне переменного уровня, над водой и под водой; при инъецировании узлов примыканий свай оболочек к ригелям; для восстановления подволок плит перекрытия и вторичной защиты ж/б поверхностей.

В ходе стратегической сессии «Резервы речной логистики» участники форума представили проекты, способы и технологии перспективного развития внутреннего водного транспорта. Среди них включение Обь-Иртышского бассейна в проект международного сотрудничества Китая «Один пояс – один путь», создание торгово-логистического канала Средняя Волга - Персидский залив, организация круглогодичной транскаспийской перевозки грузов барже-буксирными составами и другие.

Директор дирекции по работе с инвесторами Корпорации развития Нижегородской области Андрей Исаченко представил проект создания транспортно-логистического хаба и создания третьей в стране портовой особой экономической зоны на базе двух грузовых речных терминалов в городе Бор. До 2028 года планируется привлечь инвестиции в размере 16,82 млрд руб. Реализация инициативы позволит нарастить целевой грузооборот до 4,35 млн тонн.

Сессию второго дня «Инфраструктура водного туризма и пассажирских перевозок» участники форума провели на новом панорамном премиум-теплоходе ледового класса «Жемчужина», принадлежащего судоходной компании ООО «Теплоход».

Во время прогулки по Москве-реке спикеры представили проекты развития речной туристической инфраструктуры в Татарстане, Санкт-Петербурге, Московской и Вологодской областях.

Ведущий эксперт-аналитик направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Сергей Абанин рассказал о перспективах развития внутреннего водного туризма на Дальнем Востоке. По его словам, в настоящее время данный сегмент бизнеса растет только в Прибайкалье и в Республике Саха (Якутия). В других регионах ДФО для положительной динамики необходима господдержка.

«Мы рекомендуем на региональном уровне определить стратегические задачи отрасли водного транспорта и вопросов внутреннего водного туризма по согласованию с Минтрансом РФ и ГИМС МЧС РФ. Утвердить такие документы нормативными актами. В планировании хозяйственной деятельности необходимо предусмотреть проектное управление строительством новых пассажирских и грузопассажирских судов для нужд туризма и пассажирских перевозок, выработать систему поддержки частных компаний отрасли. Важно также допустить к развитию водного туризма малый и средний бизнес», - сказал Сергей Абанин.

По итогам форума участники подчеркнули значимость мероприятия как новой авторитетной площадки для обсуждения стратегических планов и актуальных вопросов развития внутреннего водного транспорта.

Подробный отчет и резолюцию о работе форума читайте в 16 номере газеты «Морские вести России».

Заявки на приобретению твердой / электронной версии номера газеты принимаются по:
e-mail: morvesti@morvesti.ru
Тел./факс: (495) 366-62-55, 365-47-22
Тел.: +7 (985) 763-54-20

Видеоинтервью с участниками

Начальник Управления внутреннего водного транспорта Росморречфлота Александр Клюкин


Замруководителя учреждения по ремонтам и реконструкции ФГБУ «Канал имени Москвы» Данила Гулякин


Руководитель ФБУ «Администрация «Камводпуть» Сергей Сергеев


Генеральный директор ПАО «ЛОРП» Сергей Ларионов


Первый замруководителя ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» Леонид Федоров


Генеральный директор ООО «Рунова» Андрей Нестеренко


Руководитель ФБУ «Администрация «Амурводпуть» Александр Савин


Главный инженер ООО «Сканэнергоконтроль» Артём Устинов


Замдиректора Санкт-Петербургского ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Дмитрий Куклин


Замдиректора «Нониус Инжиниринг» Владимир Хамидулин



ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ