Бюллетень новостей №13 (171) с 2 по 8 апреля 2016 - Морские вести России

Бюллетень новостей №13 (171) с 2 по 8 апреля 2016

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Правительство обяжет госкомпании согласовывать заказы на иностранных верфях дороже 1 млрд рублей

Совет безопасности поручил правительству скорректировать нормативно-правовую базу таким образом, чтобы правительственная комиссия по импортозамещению согласовывала заказы госкомпаний на строительство судов и морской техники на сумму свыше 1 млрд руб. на иностранных верфях.

Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Вице-премьер отметил, что для других отраслей согласование начинается с 10 млрд руб.

«Можно говорить, что вводится контроль за локализацией инвестиций в обновление флота», – сказал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Из-за девальвации рубля порог в 1 млрд руб. - это почти все виды судов, которые российские судовладельцы заказывали за границей, объясняет он: исключение – комплексная модернизация рыболовецких траулеров (примерно $8 млн, или 540 млн руб. по текущему курсу).

Государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) поддерживает инициативы правительства. ОСК на конец 2014 г. владела более 80% отечественных мощностей по проектированию и строительству гражданских судов. В 2014 и 2013 гг. российский рынок гражданского судостроения составил 1,19 трлн и 1,1 трлн руб. соответственно, но доля ОСК была всего 4,8 и 4,3% (данные ОСК). Менеджер одной из российских верфей говорит, что в 2015 г. для российских заказчиков за рубежом было построено 71 судно, еще 218 строились.

Новая мера поддержки судостроения должна принудить нефтегазовые компании заказывать технику в России, говорит менеджер российской верфи. Согласно прошлогодней презентации «Роснефти», ее потребность в судах и морской технике до 2030 г. – 212 шт., «Газпрома» – 27, «Лукойла» – 46, «Новатэка» – 40. Пресс-службы «Роснефти» и «Газпрома» не запросы не ответили. В этом году должно начаться производство на верфи «Звезда» в Приморском крае (25% минус 2 акции у СП «Роснефти» и Газпромбанка, остальное – у ОСК).

Строительство первой очереди верфи оценивается в 78,2 м. «Ключевая проблема отечественного гражданского судостроения - это низкое качество типовых проектных решений, отсутствие серийности», - отмечает Бурмистров.

Виктор Олерский принял участие в заседании Морской коллегии в Севастополе

1 апреля заместитель Министра транспорта РФ - руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, заместитель руководителя Росморречфлота Константин Стасюк приняли участие в совместном совещании членов Морской коллегии при правительстве Российской Федерации и Крымского морского совета в Севастополе под руководством заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина.

В заседании также приняли участие помощник президента Российской Федерации Игорь Левитин, полномочный представитель президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев, глава Республики Крым Сергей Аксёнов, губернатор города Севастополя Сергей Меняйло.

В ходе совещания В. Олерский выступил с докладом по вопросу «О реализации национальной морской политики в Черном и Азовском морях».

Кроме того, В. Олерский выступил с содокладом по вопросу «О формировании международного правового режима Черного и Азовского морей, порядка использования водных биологических ресурсов, разведки и эксплуатации месторождений углеводородов, прокладки и эксплуатации трубопроводов».

Также в ходе совещания с содокладом по вопросу «О ходе выполнения решений Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по обеспечению транспортной доступности полуострова Крым» выступил К. Стасюк.

После совещания В.Олерский и К. Стасюк посетили Севастопольский филиал Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Помимо этого, В. Олерский провёл совещание в Севастопольском филиале ФГБУ «АМП Черного моря» по проблемным вопросам функционирования портов Крыма и Керченской паромной переправы с участием руководителя учреждения В. Ерыгина, генерального директора ФГУП «Росморпорт» А. Тарасенко, капитанов портов Севастополь, Керчь и Кавказ.

Минтранс обозначил приоритетные проекты обновленной редакции ФЦП

Финансирование развития транспортной системы страны сократилось более чем на 1,3 трлн, или почти 11,5%. Такие параметры заложены в обновленную редакцию федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы».

Проект соответствующего постановления правительства подготовил Минтранс.

Общий объем финансирования ФЦП до 2020 года, по планам ведомства, должен составить 10,273 трлн рублей (согласно последней редакции от 6 октября 2015 года – 11,6 трлн рублей). Из этой суммы средства федерального бюджета составят немногим более 4,8 трлн рублей, бюджетов субъектов РФ – около 76 млрд рублей, внебюджетных источников - порядка 5,4 трлн рублей. Внесенные в программу изменения связаны с сокращением средств федерального бюджета в 2016 году, указывается в документе. Правда, урезание финансирования временное – Минтранс предлагает перераспределить средства, предусмотрев восстановление из федерального бюджета в 2017-2020 годах.

На подпрограмму «Железнодорожный транспорт» в 2010-2020 годах планируется потратить около 3 трлн рублей, в том числе из федерального бюджета будет выделено 329,6 млрд рублей, а из внебюджетных источников – 2,7 трлн рублей. В числе важных текущих проектов, на которые будут направлены средства, упоминается завершение строительства проекта пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск в Республике Саха (Якутия); выкуп земли и первый этап строительства железнодорожной ветки на участке Журавка-Миллерово в обход Украины.

Кроме того, средства предусмотрены на изъятие земель и комплексную реконструкцию на участке М.Горький-Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского узла. Отмечается, что реализация указанного проекта является мерой по ликвидации узкого места на сети РЖД, будет способствовать обеспечению доставки грузов в порты Азово- Черноморского бассейна, а также интеграции полуострова Крым в социально-экономическое пространство России. Приоритетность проекта связана с тем, что мост через Керченский пролив планируется построить к 2018 году, а значит, к этому же периоду необходимо усилить пропускную способность железнодорожного участка с обходом Краснодарского узла. Недофинансирование данного проекта предлагается восстановить в 2019 году и направить на данный проект 16,8 млрд рублей.

На развитие автодорожной отрасти в рамках ФЦП планируется выделить 3,8 трлн рублей, из которых 3,3 трлн рублей – средства федерального бюджета.

Согласно откорректированной ФЦП в отношении морского транспорта, приоритетными до 2020 года будут выступать такие проекты, как строительство пассажирского терминала в городе Пионерский в Калининградской области и объектов инфраструктуры Морского государственного университета имени адмирала Невельского. В то же время начало многих мероприятий будет перенесено. В том числе создание объектов федеральной собственности в спецморпорту Козьмино (перенесено на 2019 год) и строительство ряда специализированных судов. Сокращено финансирование, например, таких проектов, как создание подходного канала и акватории к порту Бронка, реконструкция объектов федеральной собственности в порту Мурманск. Однако предусмотрено восстановление средств, сокращенных в 2016 году на строительство и реконструкцию объектов федеральной собственности в порту Ванино (Хабаровский край).

В подпрограмме, касающейся развития внутреннего водного транспорта, предусматривается восстановление финансирования таких проектов, как строительство Багаевского гидроузла на реке Дон, реконструкция объектов инфраструктуры Канала имени Москвы, а также проекта по реконструкции Волго-Балтийского водного пути. Более того, будет восстановлено финансирование обновления обслуживающего флота.

В рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» отмечены такие приоритетные проекты, как «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», который должен быть завершен через два года, а также финансирование «Развития транспортного узла «Восточный-Находка» в Приморском крае.

По итогам реализации всех запланированных в ФЦП мероприятий транспортная подвижность населения должна увеличиться к 2020 году до 4,9 тыс. пасс. км (в 2016-м она, согласно программе, составляет 3,8 тыс. пасс. км). Экспорт транспортных услуг к окончанию программы достигнет $25,6 млрд (в 2016 году - $17,190 млрд). Объем перевалки грузов в российских морских портах должен достичь 828 млн т (в текущем году - 680 млн т). Доля протяженности автодорог федерального значения в нормативном состоянии будет составлять 85,3%, или 46,3 тыс. км (пока – 71%, или 36,7 тыс. км). Грузооборот железнодорожного транспорта достигнет 3,4 трлн т/км (в 2016-м – 3 трлн т/км). Обновление парка воздушных судов за период действия программы составит 777 единиц.

Минприроды предложило запретить компаниям работать на шельфе без плана ликвидации аварий

Минприроды предлагает запретить компаниям, которые занимаются добычей, переработкой, транспортировкой и хранением нефти, работать на шельфе без специального плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти.

Соответствующий проект поправок в закон «Об охране окружающей среды», опубликован на сайте правовой информации.

Согласно документу, компания допускается к работам на шельфе при наличии плана по предупреждению и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Недропользователь должен разработать данный план сам с учетом требований к его содержанию, которые установит правительство РФ.

План должен быть оформлен в виде самостоятельного документа, либо раздела в плане компании по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. В документе отмечается, что к ликвидации аварии допускаются только те аварийные службы, которые прошли специальную аттестацию.

Согласно документу, при возникновении аварии компания обязана уведомить о ней федеральные и региональные власти. Локализацию и ликвидацию разливов нефти компания должна проводить в соответствии с утвержденным планом и с помощью собственных аварийных служб.

После разлива нефти недропользователь обязан принять меры по защите и сохранению природных объектов.

В том случае, если компания сама не справляется с аварией, она может привлечь к ее ликвидации силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

После устранения разлива компания обязана самостоятельно провести восстановительные работы. Если в устранении аварии участвовали силы РСЧС, она в полном объеме должна возместить расходы по их привлечению.

Из материалов к законопроекту следует, что случае его принятия правительство РФ должно утвердить ряд нормативов. В соответствии с ними Минтранс и МЧС разработают требования к составу сил и средств, предназначенных для ликвидации разливов нефти.

Выпускник «Макаровки» возглавил комитет ИМО

Выпускник ГМА (ныне – ГУМРФ) им. адмирала С.О.Макарова Юрий Меленас возглавил Комитет по упрощению формальностей Международной морской организации (КУФ ИМО).

Юрий Меленас был избран председателем КУФ на проходящей на этой неделе 40-й сессии Комитета. Кандидатура была предложена делегацией Норвегии, поддержана делегациями Исламской республики Иран, Нигерии, Кипра, Мексики и Греции. В обращении норвежской делегации было отмечено, что Ю. Меленас закончил судоводительский факультет ГМА им. адмирала С.О.Макарова, работал на морских судах, а также в Российском морском регистре судоходства, является постоянным представителем России в ИМО.

40-я сессия Комитета по упрощению формальностей рассматривает на этой неделе вопросы внесения поправок в Конвенцию FAL, разработки и внедрения электронных стандартов документов, создания концепции «единого окна» для снижения административной нагрузки на экипажи судов и других участников логистических транспортных сетей. В центре внимания Комитета также меры по защите морского транспорта в сфере кибербезопасности, корректура Руководства по минимальным стандартам подготовки береговых швартовных бригад.

ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова принимает участие в работе Комитета, в обсуждении всех этих актуальных тем.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Prisco отказывается от планов реструктуризации и намерена распродать флот

Компания Primorsk International Shipping Ltd (кипрский офшор, которому принадлежит флот Приморского морского пароходства, Prisco) сообщила в ходе слушаний дела о банкротстве в арбитражном суде Манхэттена о намерении продавать свои суда.

Кредиторы могут заблокировать решение в срок до среды, 6 апреля.

Компания подала иск в суд южного округа Нью-Йорка о признании банкротом в соответствии с главой 11 кодекса о банкротстве США в январе этого года после того, как кредиторы, которым PRISCO задолжала 263 млн долларов США, не согласились с предложенным планом реструктуризации.

Prisco инвестировала в масштабное расширение флота на пике цен за полтора года до обвала мировых финансовых рынков в 2008 году, и с 2010 года распродавала свои суда, чтобы обслуживать долги.

Prisco принадлежит Apington Investments Ltd., зарегистрированной на Виргинских островах (Великобритания), которая контролируется Александром Кириличевым. Флот компании на сегодняшний день составляет 9 танкеров ледового класса.

Убыток ОАО «Донречфлот» в 2015 году сократился до 190 млн рублей

Убыток ОАО «Донречфлот» по РСБУ в 2015 году составил 190,12 млн рублей против убытка 923,24 млн рублей годом ранее.

Выручка по итогам года составила 2,77 млрд рублей, годом ранее – 2,01 млрд рублей, рост на 38%.

Нишевый перевозчик Wan Hai стал самой прибыльной контейнерной линией, опередив Maersk по этому показателю

По мере того как ситуация на рынке контейнерных перевозок ухудшалась на протяжении 2015 года, операционная деятельность большинства перевозчиков стала убыточной к концу года. Тем не менее, анализ Alphaliner выявил значительные колебания между доходностью перевозчиков.

Так, по данным Alphaliner, нишевый тайваньский перевозчик Wan Hai стал самой прибыльной контейнерной линией. Рентабельность операционной прибыли компании (доля операционной прибыли в суммарной выручке) по итогам 2015 года составила 6,3%. У Maersk Line этот показатель находился на уровне 6%, CMA CGM – 5,8%, OOCL – 5%.

Wan Hai также стал лидером рынка по соотношению выручки и EBIT, несмотря на снижение показателя на 1,2% по итогам 2015 года.

Alphaliner также отмечает, что в последнем квартале года рентабельность Maersk по EBIT вышла в отрицательную зону и составила -2,3%, и компания по этому показателю опустилась на 5 место, уступив также израильской Zim, CMACGM и Hapag-Lloyd.

Эти данные опровергают широко распространенное на рынке мнение о важности масштаба для поддержания прибыльности перевозчика: ведь оборот Maersk Line (23,7 млрд долларов США по итогам в 2015 года) более, чем в десять раз превышает выручку тайваньской компании (2 млрд долларов).

СУДОХОДСТВО

Объем международных морских грузоперевозок в 2015 году увеличился на 2% до 10,7 млрд тонн

Объем международных морских грузоперевозок в 2015 году увеличился на 2% до 10,7 млрд тонн, следует из аналитического отчета крупнейшего в мире судового брокера Clarksons.

Согласно опубликованным данным, темпы роста в прошлом году значительно снизились. Для сравнения, средние темпы роста за предшествующий период 2010-2014 гг. составляли 4,9%, тогда рост поддерживал спрос Китая на сырьевые товары, продолжающейся контейнеризация товаров и перенос производственных мощностей.

В 2015 году значительное замедление отмечается в отрасли балкерных перевозок, которые составляют 44% всего объема морских перевозок. Так, балкерные суда в отчетный период перевезли 4,7 млрд тонн, что на 0,1% выше аналогичного показателя прошлого года. Ранее отмечался рост на протяжении 5 лет в среднем на уровне 7%.

Рост в сегменте контейнерных перевозок замедлился до минимума с 2009 года. Общий контейнерный оборот увеличился на 2,3% до 175,2 млн TEU. На сервисе Дальний Восток-Европа объемы упали на 3,7% из-за снижения спроса на импорт в Европе, спада контейнерных перевозок в России и повышения качества управления запасами, которое привело к снижению дополнительных заказов.

В свою очередь, танкерные перевозки выросли на 4,7%. Основная причина – падение цен на нефть, которое увеличило спрос на нее.

На 2016 год Clarkson прогнозирует сохранение в среднем низких темпов роста рынка морских грузоперевозок. Стагнация в сегменте балкерных перевозок продолжится, рост контейнерных перевозок ускорится до 4%, а в сегменте танкерных операций – замедлится до 3,5%.

Рынок танкерных перевозок вырос на 4,7% в 2015 году на фоне резкого снижения цен на нефть

Согласно данным Clarksons, после двух последовательных лет спада и очень медленного роста на уровне 1% ранее, рынок морских перевозок нефтяных грузов вырос в 2015 году на 4,7%.

Объемы перевозок нефти выросли в среднем на 3,6% до 37,6 млн баррелей в сутки (4,45 млн тонн в сутки). Средняя цена нефти Brent за год составила 52,5 доллара за баррель, что на 47% меньше, чем годом ранее. Это обусловило рост прибыльности нефтеперерабатывающей промышленности и, соответственно, рост спроса. Так, импорт нефти Китаем вырос по итогам 2015 года на 9% до 6,1 млн баррелей в сутки.

Объемы перевозок нефтепродуктов в среднем за 2015 год выросли на 6,2% до 22,0 млн баррелей в сутки.

Рост рынка обусловил увеличение спроса на танкерный флот. По оценкам Clarksons, спрос на танкеры для перевозки сырой нефти вырос в прошедшем году на 3,6%, на танкеры- продуктовозы - на 5,9%. Особенно в отчете отмечается рост объема перевозок из стран Ближнего Востока в Азию.

Тем временем, слабые темпы роста рынка в предшествующий период замедлили расширение флота: в 2015 год дедвейт флота нефтяных танкеров вырос всего на 2%.

Все эти факторы в совокупности обусловили значительный рост доходности танкерных операторов: в сегменте танкеров для перевозки сырой нефти средняя доходность выросла на 73% до максимального с 2008 года уровня 31,036 тыс. долларов США( день.

Рынок балкерных перевозок сократился в 2015 году впервые с 2009 года и вырастет всего на 0,3% в 2016 году

Объем рынка морских перевозок навалочных грузов, на который приходится 44% от совокупного объема морских грузоперевозок в мире, сократился по итогам 2015 года на 0,1% до 4,7 млрд тонн, при том, что в предыдущие 5 лет он рос в среднем на 7% в год.

Масштабный ввод в эксплуатацию новых судов в 2010-13 годах привел к ситуации критического избытка предложения тоннажа. Расширение флота в 2015 году замедлились до 2,4% – минимума с 1999 года. Однако проблема сместилась в сторону спроса: резко снизились объемы китайского импорта, который, в основном, и обеспечивал спрос на балкеры.

В 2010-14 годах рост импорта навалочных грузов в Китай обеспечивал более 50% прироста глобального рынка балкерных операций. В 2015 году импорт товаров, перевозимых балкерами, сократился на 3%. Замедление роста строительной отрасли Китая обусловило сокращение производства стали в стране на 2%, что в свою очередь стало причиной снижения объемов импорта железной руды на 2%, по сравнению с ростом на 15% в 2014 году.

Глобальный рынок перевозок угля сократился по итогам 2015 года на 6,4% – впервые за почти три десятилетия – на фоне снижения спроса из-за ужесточения экологических норм в Китае а также роста собственного производства в Индии.

Снижение спроса не позволило рынку восстановить баланс, несмотря на минимальное расширение флота, и падение ставок практически свело к нулю прибыли операторов. По данным Clarksons, средняя доходность балкера за 2015 год составила 7123 долларов в день, что на 28%, чем годом ранее. К февралю 2016 году средняя доходность упала уже до 6 тыс. долларов день, вплотную приблизившись к средней сумме эксплуатационных расходов операторов.

Также по прогнозам Clarksons, рынок балкерных перевозок вырастет всего на 0,3% в 2016 году после снижения на 0,1% годом ранее. Для сравнения, в предыдущие 5 лет он рос в среднем на 7% в год за счет роста импорта в Китай.

Продолжающаяся перестройка экономики Китая и сокращение избыточных мощностей в некоторых отраслях тяжелой промышленности, скорее всего, продолжат оказывать влияние на объемы сырьевого импорта, прежде всего железной руды и угля.

Clarksons довольно пессимистично оценивает перспективы развития рынка балкерных перевозок, несмотря на значительную корректировку дисбаланса со стороны предложения тоннажа на рынке. По прогнозам брокера, рост балкерного флота в 2016 году замедлится до 1,5% в 2016 году и 0,7% в 2017 году, и объем новых заказов также останется на минимальных уровнях.

В прошлом году кризис заставил операторов резко ограничивать предложение: годовой прирост сократился в 2015 году до минимального за последние 15 лет уровня 2,4%, объем новых заказов - упал до уровня 2001 года, а портфель заказов сократился за год на 30%.

Объем международных контейнерных перевозок вырос на 2,3% в 2015 году

Согласно последнему отчету крупнейшего в мире судового брокера Clarksons, объем международных контейнерных перевозок по итогам 2015 года увеличился на 2,3% до 175,2 млн TEU.

Темпы роста рынка сократились более чем в 2 раза по сравнению с 2014 годом.

Объемы перевозок на транстихоокеанском направлении сохранились примерно на уровне прошлого года, а во втором важнейшем сегменте рынка – перевозках из Азии в Европу – упали на 3,7%. Отрицательная динамика связана со снижением спроса на импортные товары в Европе, кризисом в России и повышением качества управления запасами, которое привело к снижению дополнительных заказов.

Темпы роста рынка контейнерных перевозок внутри Азиатского региона сократились до 3%, что в значительной степени было обусловлено замедлением экономического роста как в Китае, так и в других странах региона.

Также на фоне сохраняющихся низких цен на нефть сократились объемы импорта в развивающиеся страны, экономика которых сильно зависит от сырьевого экспорта. В результате на сервисах в направлении Север-Юг контейнерные объемы за 2015 год выросли всего на 1,1%.

Согласно прогнозам Clarksons, в 2016 году рост контейнерных перевозок ускорится до 4%.

Уровень контейнеризации международных грузов в 2015 году составил 16%, по оценкам, в 2016 году ситуация не изменится. Общий объем международных морских грузоперевозок в 2015 году составил 10,7 млрд тонн, контейнерооборот – 1,7 млрд тонн.

В среднем с 2012 года мировая конентейнеризация держалась на уровне 15-16%.

Drewry сомневается в целесообразности постановки на сервисы супер-гигантских контейнеровозов

Если контейнерные линии продолжат терпеть убытки и будут, по прежнему, стремиться сокращать затраты, а не повышать доходность, отрасль «может принять весьма уродливые очертания « уже ко второй половине текущего года.

Об этом пишет The Loadstar со ссылкой на прогнозы аналитического агентства Drewry.

Большинство перевозчиков получили минус в последнем квартале 2015 года, несмотря на удовлетворительные коэффициенты загрузки судов в результате резкого падения фрахтовых ставок. С тех пор спотовые ставки на перевозку контейнеров упали еще ниже, та же судьба постигла и контрактные ставки, что еще более усилило давление на доходность контейнерных операций.

По мнению директора по исследованиям рынка контейнерных перевозок Drewry Нила Деккера, «перевозчикам следует работать над повышением доходности перевозок за единицу TEU, а не коэффициентов загрузки».

«В мире, где избыток мощностей уже стал данностью для всех региональных сегментов рынка, коэффициенты загрузки на головном трейде, скажем, 85% никак не должны восприниматься как катастрофа», – считает Деккер. Более того, он уверен, что в самом ближайшем будущем эти уровни станут нормой, так как вместимость мирового контейнерного флота уже к концу следующего года должна вырасти еще на 2,6 млн TEU.

Перевозчики на протяжении продолжительного периода фокусировались на снижении себестоимости, однако теперь - тем более, что преимущество низких цен уже использовано - им следует обратить внимание на «доходную часть уравнения», говорит Деккер.

По данным Drewry, только в прошлом году средний размер судов на линиях между Азией и Северной Европе вырос с 12 тыс. TEU до 14 тыс. TEU. Однако по расчетам аналитика, предпосылка, что себестоимость операций на ячейку при использовании судов 18-тысячников меньше, чем для 14-тысячников, является «напрасной иллюзией».

The Loadstar отмечает, что некоторые перевозчики, очевидно, разделяют мнение Drewry. Так Maersk Line и Hapag-Lloyd недавно объявили о намерении сосредоточить усилия на развитии операций в более прибыльных нишах контейнерного бизнеса, причем последняя приоритезирует задачу повышения доходности в своей корпоративной стратегии.

Администрация Панамского канала усиливает ограничения по осадке судов в связи с засухой

Администрация Панамского канала вводит новые ограничения максимально допустимой осадки судов, следующих транзитом через канал, в связи с ожидаемым низким уровнем воды в озерах Гатун и Алахуэла, - уже второй раз за последние 2 недели.

С 29 апреля вступит в силу ограничение максимально допустимой осадки судов для входа в Панамский на уровне 11,74 метров по сравнению с 12,04 метров обычно. Ранее 21 марта ACP ограничила допустимую осадку 11,89 метрами с 18 апреля.

ACP разъясняет, что это временные профилактические меры, связанные с прогнозируемой климатической нестабильностью в результате феномена Эль-Ниньо.

Климатический феномен Эль-Ниньо представляет собой периодическое потепление поверхности воды в тропических районах Тихого океана, которое, в том числе, влияет на картину осадков во многих регионах мира.

СУДОСТРОЕНИЕ

ОСК намерена создать новый судостроительный комплекс в Севастополе

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) намерена создать новые судостроительные мощности в филиале Центра судоремонта «Звездочка» в Севастополе. Об этом сообщил первый заместитель директора департамента экономики правительства города Александр Давидов.

«Планируется на Инкерманской площадке создать современный судостроительный комплекс для судов водоизмещением порядка 1,5 тыс. тонн. Это небольшие буксиры, суда снабжения и так далее», – пояснил Давидов. При этом на основной площадке завода в центре Севастополя будет производиться судоремонт.

Также, по его словам, ОСК и правительство Севастополя обратились в Минпромторг с инициативой включить в состав ОСК севастопольское конструкторское бюро «Черноморец». «Предложено на базе «Черноморца» создать проектно- конструкторское бюро, добавив возможности проектирования судов гражданского назначения. ОСК испытывает нехватку конструкторских бюро (КБ), занимающихся гражданским судостроением. Это будет полноценное КБ, имеющее два направления: проектирование корабля и обеспечение ремонта кораблей», – сказал Давидов. В настоящее время 30% загрузки КБ «Черноморец» составляют военные заказы.

ОСК планирует вложить в модернизацию севастопольского филиала «Звездочки» более 2,5 млрд руб. В 2016 году планируется провести ремонт доков, батопортов, станков и механизмов, на 2017 год намечена масштабная модернизация. Кроме того, в модернизацию севастопольского предприятия будет вложено более 7 млрд руб. из средств федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя.

Новые линейные ледоколы испытают в экстремальных условиях Северного морского пути

Новые линейные дизель-электрические ледоколы проекта 21900 М «Владивосток» и «Мурманск», построенные на Выборгском судостроительном заводе (Ленинградская область) для компании «Росморпорт», пройдут испытания в экстремальных условиях Северного морского пути.

Об этом сообщил генеральный директор завода Александр Соловьев.

«Нам необходимы тяжелые льды, будем искать торосы, мощный припай. Только в экстремальных условиях можно проверить эксплуатационные данные судов», – сказал он.

Сегодня суда выдвинулись из Финского залива и взяли курс в Мурманск и далее – в акватории Западного сектора Арктики, где в различных навигационных условиях будет проверена ледопроходимость судов, работа двигателей, механизмов, аппаратуры.

Головной ледокол «Владивосток» передан заказчику в октябре 2015 года, второе в серии судно, «Мурманск», – в декабре 2015 года. Суда смогут преодолевать льды толщиной до 1,5 метров и будут эксплуатироваться в Балтийском, Белом других замерзающих морях, а также на арктических трассах.

Ледоколы проекта 21900 М имеют улучшенные характеристики, учитывающие опыт эксплуатации судов предыдущих серий. Их основное назначение - самостоятельная проводка крупнотоннажных судов, буксировка, тушение пожаров на плавучих объектах и иных сооружениях, помощь судам, терпящим бедствие, перевозка полезных грузов. Третье в серии судно «Новороссийск» будет передано заказчику в конце 2016 года.

«Звездочка» произвела первое подруливающее устройство для судов собственной разработки

Оборонная судоверфь «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске изготовила первое подруливающее устройство (ПУ) для морских судов собственной разработки. До этого подобные ПУ производились здесь только по зарубежным лицензиям.

«Центр пропульсивных систем (ЦПС) предприятия отправил в Санкт-Петербург на «Адмиралтейские верфи» подруливающее устройство мощностью 700 КВт, спроектированное специалистами конструкторско-технологического отдела ЦПС, собранное и испытанное на заводе», – сказали в пресс- службе. Там отметили, что это также самое мощное ПУ из сделанных на «Звездочке». «В скором времени на предприятии будет запущена первая очередь нового цеха пропульсивных систем и производство отечественных судовых винто-рулевых колонок (ВРК) и подруливающих устройств будет поставлено на поток. Прежде ВРК и ПУ на российские верфи поставлялись из Германии, США и Финляндии», – пояснили в пресс-службе.

Как сообщалось ранее, «Звездочка» ведет разработку и освоение производства ПУ и ВРК механического типа в диапазоне мощностей от 500 кВт до 9 МВт. К 2020 году центр судоремонта в Северодвинске сможет обеспечивать потребности отечественного судостроения в ПУ и ВРК механического типа практически по всей номенклатуре - от буксиров до ледоколов.

Создание нового сборочно-испытательного производства на «Звездочке» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) началось в 2013 году по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники». На территории предприятия возведен специализированный цех монтажно-испытательного комплекса винто-рулевых колонок ( капсул с винтом, размещаемых под днищем судов) и подруливающих устройств. «Ведутся работы по строительству второй очереди специализированного производства», – добавил собеседник агентства.

В Росрыболовстве рассказали о планах по локализации строительства судов в РФ

Росрыболовство и Минпромторг готовят программу локализации строительства рыбопромысловых судов в РФ, сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

«Мы с Минпромторгом договорились, что в рамках законодательства (об использовании инвестиционной квоты) по подготовке к строительству новых рыбопромысловых судов будет применен механизм локализации», – сказал он.

Шестаков уточнил, что к 2018 году уровень локализации должен составлять 30%, к 2020 году - 40%, к 2022 году – 50%.

По его словам, реализация этой программы приведет и к локализации производства в РФ судового оборудования «Программа локализации невозможно реализовать только за счет судостроительных работ, в частности, связанных с подготовкой корпуса судна того, что делают наши судоверфи, – заявил он. – Поэтому потребуется и локализация производства судового оборудования на территории РФ».

Как заявил глава ведомства, такие программы уже есть у многих иностранных компаний. «Многие иностранные компании, производящие судовое оборудование, сказали, что если этот закон будет реализован и на российских верфях будет построено дополнительное количество судов, то будет востребовано и их оборудование, – заявил он. – Они уже сейчас выстраивают планы по локализации производства, строительству заводов для того, чтобы их продукция имела российское происхождение».

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов РФ в I квартале 2016 года увеличился на 4,6% до 167,3 млн тонн

Грузооборот морских портов России за январь-март 2016 года увеличился на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 167,3 млн тонн. Об этом сообщила Ассоциация морских торговых портов РФ.

Экспортных грузов за отчетный период перевалено 135,7 млн тонн (+4%), импортных грузов – 7,2 млн тонн (-5%), транзитных – 12,8 млн тонн (+7,7%), каботажных - 11,6 млн тонн (+17,4%).

Объем перевалки сухих грузов составил 73,2 млн тонн (+10,6%), в том числе угля - 29,2 млн тонн (+10,5%), грузов в контейнерах – 10 млн тонн (+2,3%), черных металлов – 7 млн тонн (+1,5%), зерна – 7,2 млн тонн (+40%).

Перевалка наливных грузов увеличилась до 94 млн тонн ( +0,4%). Сырой нефти за отчетный период перевалено на 7,9% больше, чем в январе-марте прошлого года – 55,7 млн тонн.

Грузооборот портов Балтийского бассейна увеличился на 0,6% до 56,9 млн тонн. В том числе, наливных грузов перевалено 36,6 млн тонн (+1,3%), сухих – 20,3 млн тонн (-0,7%).

Грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна составил 55,4 млн тонн (+3,3%), Дальневосточного - 43,1 млн тонн (+9,8%), Арктического - 10 млн тонн (+18,3%), Каспийского – 1,8 млн тонн (-5%).

Доля портов Балтийского бассейна в структуре грузооборота портов РФ составляет 34%, Азово-Черноморского бассейна – 33,1%, Дальневосточного – 25,8%.

Эксперт: Объем перевалки российских грузов через морские порты Крыма в 2015 году удвоился

Объем перевалки российских грузов через морские порты Крыма по итогам 2015 года вырос более чем вдвое – до 9,6 млн тонн, и превысил аналогичный показатель перевалки российских грузов в морских портах Украины.

Это следует из данных, которые привел сегодня генеральный директор АО «ЦНИИ морского флота» Сергей Буянов на третьей международной конференции «Российское судостроение. Импортозамещение».

«Через морские порты Крыма в 2015 году было перегружено 9,6 млн тонн российских грузов, увеличение объема перевалки по сравнению с 2014 годом – более чем в два раза», – сказал Буянов. Он добавил, что «через морские порты Украины в 2015 году перевалено всего 9 млн тонн российских грузов», а в целом «доля перевалки российских грузов через морские порты Украины за последние три года сократилась в три раза и составляет всего 1,3% от общего объема перевалки».

Всего же через порты Украины и Балтии в 2015 году было перегружено 8,4% от общего объема перевалки российских грузов (62,4 млн тонн) по сравнению с 21,5% семь лет назад. «Сказываются предпринятые действия по переключению грузопотоков из стран Балтии и Украины на порты России», – отметил Буянов.

На берегах полуострова Крым расположено пять морских портов: Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия и Керчь.

Прибыль «Морского порта Санкт-Петербург» в 2015 году выросла более чем в 2 раза

Чистая прибыль ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» по итогам 2015 года, согласно опубликованной бухгалтерской отчетности, выросла более чем в 2 раза до 2,29 млрд рублей, тогда как по итогам предыдущего года она составила 1,08 млрд рублей.

Выручка стивидора по итогам 2015 года составила 5,8 млрд рублей, годом ранее – 4,2 млрд рублей.

На реализацию программы развития ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в 2015 году направлено 270,6 млн рублей. Из них, основная часть средств – 264,4 млн рублей -перечислена на модернизацию портовой инфраструктуры и техническое перевооружение терминалов. 6,2 млн рублей составили лизинговые платежи за ранее приобретенное оборудование в рамках обновления парка перегрузочной техники.

Грузооборот МП СПб в 2015 году составил 7,9 млн тонн, что на 2,9% ниже показателя 2014 года.

Чистый убыток НМТП по МСФО за 2015 г. снизился почти в 5 раз до $83,4 млн

Чистый убыток группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 2015 г. снизился почти в 5 раз до $83,4 млн.

Выручка группы составила 877,191 млн долларов, снизившись на 8% по сравнению с показателем за 2014 г.

Показатель EBITDA компании составил 657 млн долларов (+15,4%), рентабельность по EBITDA – 74,9% (+15,3 процентных пункта).

Чистый долг компании составил 1,4 млрд долларов (-1,9%).

Соотношение чистого долга к EBITDA на конец года составило 2,14 против 2,51 на конец 2014 года.

Выручка группы от стивидорных услуг составила 792,95 млн долларов (-7,7%), от услуг флота - 77,6 млн долларов (-5%).

РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Введение экспортной пошлины на рыбу приведет к тотальному снижению объемов добычи - Росрыболовство

Росрыболовство не поддерживает введения экспортной пошлины на рыбу, поскольку это приведёт к тотальному снижению объемов добычи, заявил глава ведомства Илья Шестаков.

«Мы не поддерживаем в настоящее время введение экспортной пошлины на рыбу, потому что это может привести к обратному эффекту. Либо рыбаки завалят порты этой рыбой, которая просто там будет гнить. К сожалению, это вызовет тотальное снижение объемов добычи», – сказал он, подчеркнув, что пока в России нет ни инфраструктуры для хранения рыбы, ни такого внутреннего спроса.

При этом Росрыболовство заинтересовано в увеличении российского экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Для этого ведомство предлагает отметить возврат НДС экспортерам продукции с низкой добавленной стоимостью.

Сейчас 90% экспортируемой рыбной продукции из России имеет низкую добавленную стоимость, отметил Шестаков.

«Это касается того, чтобы на экспорт отправлять продукцию с более высокой добавленной стоимостью. Это такие меры, как дифференциация ставки сбора в зависимости от того, на экспорт идёт высокопереработанная продукция или нет. Это первый механизм, который мы прорабатываем. Если этого будет не достаточно, у нас есть возможности по отмене возврата НДС для рыбаков, осуществляющих поставки на экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью», – пояснил руководитель ведомства

По данным ведомства, экспорт российской рыбы в 2015 г. увеличился на 5,7% до 1,8 млн тонн.

Промысловики РФ в 2015 г. не ввели в эксплуатацию ни одного нового рыболовецкого судна

Российские промысловики в 2015 г. не ввели в эксплуатацию ни одного нового рыболовецкого судна. При этом было выведено из эксплуатации 39 судов. Об этом сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, выступая на коллегии ведомства.

«По оценке Росрыболовства, обновление мощностей флота в 2015 г. имело отрицательную динамику. За прошедший период было построено ноль судов, произведено считанное число модернизаций. При этом было выведено из эксплуатации по разным причинам 39 рыбопромысловых судов, в том числе 7 крупнотоннажных совокупной мощностью более 300 тыс. тонн годового вылова», - отметил он.

Так, возраст рыбопромыслового флота России с каждым годом увеличивается, а его мощность уменьшается. При этом растет производство, из-за чего повышается нагрузка на существующие мощности. Это ведет к увеличению числа аварийных случаев, добавил Шестаков.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Перевозка контейнеров по сети РЖД по итогам I квартала сократилась на 0,8% до 729,2 тыс. TEU

Перевозка контейнеров по сети железных дорог России в январе-марте 2016 года сократилась на 0,8% относительно аналогичного периода прошлого года с 735,31 до 729,16 тыс. TEU. Данная информация содержится в материалах РЖД.

Перевозка груженых контейнеров за отчетный период сократилась на 1,6% до 460,21 тыс. TEU. В том числе, импортные перевозки груженых контейнеров упали на 12,5% до 77,15 тыс. TEU, транзитные - на 1,1% до 35,29 тыс. TEU. Перевозка контейнеров во внутреннем сообщении увеличилась на 1,7% до 175,51 тыс. TEU, на экспорт – на 0,4% до 172,27 тыс. TEU. Доля внутренних перевозок от совокупного объема перевозки груженых контейнеров по сети РЖД составляет 38,1%, экспортных - 37,4%.

Объем перевозок порожних контейнеров за отчетный период перевезено вырос на 0,6% до 268,95 тыс. TEU, что, в первую очередь, обусловлено, ростом внутренних перевозок на 14,8% до 198,66 тыс. TEU. Доля внутренних перевозок составляет 73,9% общего объема перевозки порожних контейнеров. Транзитная перевозка порожних контейнеров при этом сократилась на 42,2% до 8,66 тыс. TEU, экспортная – на 42,8% до 20,07 тыс. TEU, импортная – на 6% до 41,57 тыс. TEU.

Тоннаж грузов в контейнерах за отчетный период увеличился на 2,5% до 7,64 млн тонн, грузооборот остался на уровне января-марта прошлого года – 27,5 млрд тонно-км.

По итогам 2015 года объем контейнерных перевозок по сети РЖД составил 2,96 млн TEU, что на 7,4% ниже прошлогоднего показателя. Тоннаж контейнерных перевозок снизился на 5% до 30,86 млн тонн. Груженый оборот контейнеров упал на 11% до 1,9 млн TEU, в тоннах спад на 5,8% до 28,3 млн тонн. Оборот порожних контейнеров снизился а 0,5% до 1,06 млн TEU.

Минэнерго РФ предлагает долгосрочное тарифообразование на перевозку угля по железной дороге

Минэнерго предлагает сформировать долгосрочный механизм тарифообразования РЖД для угольных компаний. Об этом сообщил глава Минэнерго Александр Новак.

«Наше предложение заключается в том, что бы было сформировано долгосрочное тарифообразование, что бы угольные компании знали, какие тарифы будут не на один год, а на несколько лет вперед, то есть на 5-10 лет. Пусть они будут индексироваться на какой-то уровень, но главное, что бы не было непредсказуемости», – сказал министр.

«У угольных компаний при реализации угля потребителям, особенно на экспорт, тариф составляет порядка 60% от стоимости угля с учетом падения цен (на уголь – прим. ред.) и роста цен на перевозки железной дорогой. Поэтому, конечно, выше уже нельзя увеличивать, потому что будет бессмысленно добывать и перерабатывать... Поэтому сейчас совместно с РЖД и Минтрансом будет выработка предложений по корректировке существующей системы тарифообразования», – добавил Новак.

«ОАО «РЖД», учитывая неблагоприятную конъюнктуру на мировых рынках, делает все возможное, чтобы предоставить бизнесу преференции в рамках тарифного коридора на перевозку целого ряда грузов, в том числе угля», – сообщил представитель холдинга. В целом по году уровень тарифной нагрузки на грузоотправителей планируется снизить на 45,5 млрд рублей, напомнили в компании.

В настоящее время на перевозки угля действует целый ряд различных понижающих коэффициентов. Понижающий коэффициент на экспортные перевозки энергетических углей составляет 0,893. При расстоянии перевозки, превышающем 3300 и 3500 км, применяются коэффициенты 0,32 и 0,333, которые дополнительно снижают уровень тарифа от 2% до 48% в зависимости от дальности.

Прейскурантом предусмотрены дополнительные понижающие коэффициенты на перевозки грузов маршрутными и групповыми отправками, на которые приходится основной объем перевозок каменного угля.

В результате средний уровень тарифа на перевозки энергетического угля находится ниже уровня базового тарифа грузов 1-го тарифного класса до 53%, а по отношению к уровню тарифа 2-го тарифного класса, который является уровнем безубыточности – до 75% (в зависимости от дальности перевозок).

Доля угля в грузообороте РЖД составляет 39,1%, сообщили в компании. При этом доля угля в выручке существенно ниже - 16,1%.

«Укржелдорога»: Перевозки по новому «Шелковому пути» в обход РФ пока неконкурентоспособны

Транспортный маршрут из Европы в Китай в обход Российской Федерации, так называемый новый «Шелковый путь», на данный момент не является конкурентоспособным из-за несогласованности тарифной политики между Украиной, Грузией, Казахстаном и Азербайджаном.

Об этом заявил сегодня журналистам директор по грузовым перевозкам и логистике компании «Украинская железная дорога» Иван Федорко.

«На сегодняшний день тот тариф, который установлен от (украинской) границы до станции Достык на границе Китая и Казахстана, является достаточно неконкурентоспособным. Над этим тарифом необходимо работать», - приводит его слова издание «Украинформ».

По словам Федорко, 15 апреля в Одессе запланирована встреча представителей Украины, Грузии, Казахстана, Азербайдажана, на которой планируется проанализировать все недостатки маршрута и согласовать общий тариф, который будет конкурентным. «Со своей стороны Украина снизила тариф. Азербайджан и Грузия обещают его снизить. Надо работать с Казахстаном, чтобы он его снизил и выйти на тот тариф, который будет конкурентным», - подчеркнул он. По мнению Федорко, в случае согласования тарифов перспектива использования данного маршрута сохраняется, так как «есть запросы на перевозку грузов, в частности кондитерских изделий, сахара, казахского угля, мяса, сухого молока, сгущенного молока и других товаров».

Ранее стало известно, что контейнерный поезд с Украины, отправленный в обход России для доставки грузов по «Шелковому пути», так и не вышел в обратный путь из-за отсутствия товаров для перевозки. «31 января поезд прибыл в пункт назначения - на станцию Достык на границе Казахстана с КНР. Там он до сих пор находится, и о его возвращении пока не сообщается. Поезд не загружен товаром - нет клиентов на перевозку, поэтому так и не вышел на обратный маршрут из Китая», - сообщили в исследовательском центре логистической компании Zammler.

Идея создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы была высказана еще в сентябре 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином. Точный маршрут, по которому пройдет новый «Великий Шелковый путь», долгое время был до конца не разработан. В последнее время Киев начал активно продвигать идею использования территории страны для перевозки грузов в рамках этого проекта в обход РФ. В то же время власти Казахстана подчеркивали, что для них проработка нового маршрута никак не связана с задачей миновать территорию России. По словам вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, Казахстан имеет свой терминал в китайском тихоокеанском порту Ляньюнган, поэтому республика разрабатывает различные пути доставки грузов из этого порта в Европу, чтобы зарабатывать на транзите.

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ