Бюллетень новостей №38 (148) с 10 по 16 октября 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №38 (148) с 10 по 16 октября 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Путин: РФ будет идти по пути демонополизации желдороги

РФ будет идти по пути демонополизации железнодорожного транспорта, заявил на инвестиционном форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!» президент России Владимир Путин.

«Что касается демонополизации железнодорожного транспорта и электроэнергетики, да, мы будем идти по этому пути. Я лично считаю, что в части железнодорожного транспорта эти вопросы давно назрели», – сказал Путин.

Он отметил, что позиция РЖД по поводу того, что они не должны упускать контроль над некоторыми элементами этого бизнеса, «является не достаточно убедительной, диспетчеризацию они так или иначе в своих руках сохранят».

«Поэтому дальнейшая либерализация здесь, на мой взгляд, востребована. Ее нужно доработать и осуществить», – сказал президент.

 

Медведев: Необходимо последовательно двигаться в создании зон свободных портов на территории РФ

Необходимо последовательно двигаться в создании зон свободных портов на территории РФ. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами.

«Ну давайте пойдем последовательно, надо посмотреть как заработает схема свободного порта во Владивостоке. Надеюсь, что будет толк от этого и уже по итогам его деятельности, предварительным итогам, будет определяться каким образом будем распространять эту практику на территории Российской Федерации, или в чем-то ее корректировать», – сказал Медведев.

На совещании вице-премьер РФ Юрий Трутнев доложил премьер-министру, что согласно его поручению подготовлены документы о создании зон по примеру свободного порта Владивостока еще в четырех субъектах Российской Федерации. К этим субъектам относятся, по словам Трутнева, Камчатский край, Хабаровский край, Сахалинская область и Чукотский автономный округ.

Трутнев добавил, что эти документы планируется рассмотреть на ближайшем заседании правительства. По его словам, уже началась работа по определению критериев для отбора резидентов свободного порта. Кроме того, на следующей неделе начнет работу наблюдательный совет порта.

«Наблюдательный совет начнет свою работу на следующей неделе во Владивостоке, будем отбирать резидентов, это самая важная часть работы, кандидатов достаточно много. Мы надеемся, что это нам поможет поднять такие отрасли, как судостроение, переработка и инфраструктура», – сказал Трутнев. Вице-премьер подчеркнул, что есть порядка 30 кандидатов в резиденты свободного порта Владивостока. Из этих 30 кандидатов, по словам вице-премьера, на ближайшее заседание набсовета планируется выдвинуть таких кандидатов, как Владивостокский морской рыбный порт, группа «Транзит ДВ», группа «Сумма».

 

Эксперт: Федеральный закон создал монополиста на рынке услуг транспортной безопасности

Федеральный закон №15-ФЗ об изменениях в закон о транспортной безопасности создал монополиста на рынке услуг транспортной безопасности – УВО Минтранса. Об этом заявил Сергей Кукушкин, генеральный директор ООО «Компетенс».

Он выступил на Второй ежегодной конференции «Безопасность портов и судоходства: инновации, технологии, оборудование» которая прошла 24 сентября 2015 г. в Санкт-Петербурге и была организована информационно-аналитическим агентством «Морские вести России».

«В результате вступления в силу №15-ФЗ был создан монополист на рынке услуг транспортной безопасности. Это УВО Минтранса, – сообщил эксперт. – Пункт 7.1 федерального закона определяет, из кого формируется подразделение транспортной безопасности. Но порядок аккредитации не определен и формулировка закона говорит, что единственная организация, которая может проводить процедуру аккредитации – это УВО Минтранса. Все остальные организации таких прав не имеют».

«Особый статус УВО Минтранса закреплен также в части аттестации своих работников. Постановление правительства №172 предусматривает, что аттестация сил обеспечения транспортной безопасности проводится силами органов аттестации. Но не допускается аттестация организацией, которая осуществляет подготовку аттестуемого лица. Однако абзац 3 пункта 20 тех же самых правил отменяет действие пункта 4 в отношении УВО Минтранса», – подчеркнул Сергей Кукушкин.

«Есть еще одна недоработка. Постановление правительства противоречит пункту 5.1 статьи 1 федерального закона №16-ФЗ, которая определяет, что является органом аттестации. В законе сказано, что им является либо компетентный орган, либо территориальное структурное подразделение или уполномоченная им организация. УВО Минтранса не является ничем из вышеперечисленного. То есть налицо явное противоречие правил и федерального закона», – добавил эксперт.

«Никто не сомневается, что закон надо выполнять. Вопрос в том, как его выполнить», – заключил гендиректор «Копетенса».

 

Первым замминистра транспорта РФ назначен глава Ространснадзора Евгений Дитрих

Первым замминистра транспорта РФ назначен глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Евгений Дитрих, говорится в сообщении, размещенном в микроблоге правительства в «Твиттер».

До этого первым заместителем министра транспорта был Олег Белозеров, в августе возглавивший ОАО «Российские железные дороги».

Дитрих родился в 1973 году, окончил Московский государственный инженерно-физический институт и Высшую школу приватизации и предпринимательства в Москве. С 1995 г. по 2004 г. работал в Государственном комитете РФ по управлению имуществом (ныне – Росимущество). В 2004 г. был заместителем директора департамента имущественных и земельных отношений и экономики природопользования Министерства экономического развития и торговли РФ.

С 31 декабря 2004 г. по январь 2012 г. – заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (должность руководителя ведомства в этот период последовательно занимали Олег Белозеров и Анатолий Чабунин). После этого работал в аппарате правительства РФ, был заместителем директора правительственного Департамента промышленности и инфраструктуры.

В июле 2015 г. был назначен руководителем Ространснадзора, сменив на этом посту Александра Касьянова. Действительный государственный советник РФ 3-го класса.

 

Голомолзин возглавил созданный при ФАС методический совет по тарифному регулированию

При Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России создан методический совет по тарифному регулированию, его председателем назначен заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Совет будет рассматривать поручения президиума коллегии ФАС и коллегиального органа ведомства по вопросам тарифного регулирования, отраслевые проекты методических рекомендаций, а также предложения советов руководителей территориальных органов ФАС в федеральных округах по вопросам тарифов. В задачи совета входит подготовка предложений по выработке основных направлений государственной тарифной политики регулируемых отраслевых товарных рынков. Он также будет давать свои предложения по повышению гибкости тарифной политики и дерегулированию тарифов с учетом условий развития конкуренции.

Для реализации возложенных задач совет будет вправе приглашать на свои заседания руководителей территориальных органов ФАС России, членов общественно-консультативного совета и экспертных советов, созданных при ФАС, а также представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, экспертов, представителей советов руководителей, регулируемых организаций, потребителей товаров регулируемых организаций, общественных объединений, предпринимательских союзов, научных организаций и иных заинтересованных лиц.

Совет сможет взаимодействовать с предпринимательскими союзами, некоммерческими организациями, общественными объединениями и научными организациями.

«Таким образом, ФАС намерена обеспечить взаимодействие между всеми заинтересованными лицами, продолжая при этом использовать принципы открытости, публичности, коллегиальности, баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и общественно значимых интересов при реализации государственной политики в сфере государственного регулирования субъектов естественной монополии», – подчеркнул Голомолзин, слова которого приводятся в сообщении.

Президент России Владимир Путин в июле 2015 г. подписал указ об упразднении ФСТ и передаче ее функций ФАС. Решение было принято по предложению главы правительства РФ Дмитрия Медведева, по словам которого, это позволит оптимизировать количество органов власти, исполняющих близкие функции. Руководителем новой объединенной структуры стал глава ФАС Игорь Артемьев.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ЗАО «Первый контейнерный терминал» возглавил рейтинг стивидорных компаний России по контейнерообороту в январе-сентябре 2015 года

Контейнероборот морских портов России по итогам января-сентября текущего года сократился на 26% по сравнению с показателем января- сентября 2014 года с 3,99 до 2,96 млн TEU.

ТАСС, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, подготовил рейтинг стивидорных компаний России по контейнерообороту.

Лидирующую строчку рейтинга занимает стивидорная компания ЗАО «Первый контейнерный терминал» (Большой порт Санкт-Петербург) c объемом перевалки контейнеров – 447,88 тыс. TEU, что меньше отчетного периода прошлого года на 38%.

По сравнению с рейтингом за январь-сентябрь прошлого года, стивидорная компания ОАО «Владивостокский МТП» (порт Владивосток) опустилась с 3 позиции рейтинга на 5 с оборотом в 259,2 тыс. TEU (-32%). ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург) поднялось с 5 на 3 позицию, перевалив 274,75 тыс. TEU (-7,5%).

С 10 на 9 позицию поднялась компания ОАО «Новороссийский МТП» (порт Новороссийск) – 115,69 тыс. TEU (-5,6%). Компания ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (порт Владивосток) поднялась с 12 на 10 позицию, перевалив 94,82 тыс. TEU (-12%).

ООО «Балтийская стивидорная компания» (порт Калининград), занимавшая в январе-сентябре 2014 года 9 позицию, вышла из 10 стивидорных компаний в текущем году. Снижение контейнерооборота компании составило 52,9% до 69,71 тыс. TEU (11 место).

По сравнению с рейтингом за январь-август текущего года, ООО «Восточная стивидорная компания» (порт Восточный) опустилась с 3 позиции на 4, сократив перевалку контейнеров на 24,6% до 272,59 тыс. TEU.

В целом, за отчетный период наибольшее снижение контейнерооборота показали компании: ПАО «Мурманский МТП» (порт Мурманск) – на 97% до 296 TEU, ЗАО «Дальзавод-Терминал» (порт Владивосток) – на 87,8% до 2,54 тыс. TEU, ОАО «Морской порт бухты Троицы» (порт Зарубино) – на 70,2% до 247 TEU, АО «Морской торговый порт Оля» (порт Оля) – на 61,7% до 175 TEU.

Наибольшее увеличение перевалки контейнеров в январе-сентябре 2015 года по сравнению с январем-сентябрем 2014 года показали компании: ООО «Владивостокский морской порт Первомайский» (порт Владивосток) – в 32,9 раз до 7,72 тыс. TEU, ПАО «Астраханский порт» (порт Астрахань) – в 4 раза до 264 TEU, МУП «Южно-Курильский Докер» (порт Невельск) – в 3,8 раза до 542 TEU.

По итогам января-сентября 2015 года 10 крупнейшими стивидорными компаниями РФ перевалено 2,22 млн TEU, что составляет 75,2% всего контейнерооборота морских портов России и на 27,9% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.

 

ОАО «Новороссийский МТП» возглавил рейтинг стивидорных компаний России по грузообороту в январе-сентябре 2015 года

Грузооборот морских портов РФ по итогам января-сентября 2015 года увеличился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 495,82 млн тонн.

ТАСС, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, подготовил рейтинг стивидорных компаний России.

Лидирующую строчку рейтинга, также как и в январе-сентябре 2014 года, занимает ОАО «Новороссийский МТП» (порт Новороссийск) с показателем перевалки 54,1 млн тонн, рост на 2,9%. Доля перевалки грузов компанией составляет 10,9% совокупного грузооборота морских портов РФ.

Стивидорная компания ОАО «Ростерминалуголь» (порт Усть-Луга) поднялась с 12 позиции по итогам января-сентября 2014 года на 9 место с оборотом 12,91 млн тонн (+14,2%). ЗАО «Дальтрансуголь» (порт Ванино) поднялось с 9 на 8 позицию, перевалив 13,4 млн тонн (+8,8%), «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» (порт Пригородное) – с 11 на 10 позицию – 11,8 млн тонн (-1,9%).

Компания ПАО «Мурманский МТП» (порт Мурманск), занимавшая по итогам января-сентября 2014 года 8 позицию, вышла из 10ки стивидорных компаний РФ. Грузооборот компании за отчетный период составил 10,59 млн тонн (12 место). ООО «Свл Марин Транзит Сервисиз» находилось на 10 позиции рейтинга в январе-сентябре прошлого года, однако, сократив перевалку на 30,1% до 8,59 млн тонн, компания вышла из 10 (14 место).

В целом, за отчетный период текущего года наибольший рост перевалки отмечен в компаниях: ОАО «Янтарьэнерго» (порт Калининград) – в 5,3 раза с 11,8 до 62,4 тыс. тонн, ООО «Владивостокский морской терминал» (порт Владивосток) – в 6,1 раза до 142,5 тыс. тонн, ООО ПКФ «Волга-порт» (порт Астрахань) – в 4,6 раза до 80,1 тыс. тонн

Наибольшее снижение грузооборота показали стивидорные компании: ОАО «Морской порт «Тикси» (порт Тикси) - на 94,6% до 16,2 тыс. тонн, ЗАО «Дальзавод-Терминал» (порт Владивосток) – на 96,1% до 11,9 тыс. тонн, ОАО «Геомар» (порт Находка) – на 77,9% до 45,3 тыс. тонн.

По итогам января-сентября 2015 года 10 крупнейшими стивидорными компаниями РФ перевалено 242,77 млн тонн грузов, что составляет 48,9% всего грузооборота морских портов России и превышает показатель 2014 года на 7,5%.

 

Севастопольский морской завод интегрируют в ОСК

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) интегрирует Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе и северодвинский «Центр судоремонта «Звездочка».

«Подписан договор аренды филиалом АО «ЦС «Звездочка» в Севастополе основных производственных мощностей ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» сроком на 49 лет. Кроме этого, утверждена дорожная карта интеграции ГУП «Севморзавод» в ОСК», – говорится в сообщении.

В рамках интеграции «Севморзавода» в ОСК будет проведено техническое перевооружение и реконструкция соответствующих производственных мощностей завода. На техническое перевооружение и реконструкцию завода планируется выделить около 7 миллиардов рублей с 2016 по 2019 год, в том числе 1,5 миллиарда рублей в 2016 году за счет федеральной целевой программы.

«Загрузка текущих и перспективных мощностей завода будет осуществляться заказами как гражданского, так и военного профиля. Дорожная карта закрепляет процедуру интеграции Севморзавода в Объединенную судостроительную корпорацию», – отметили в ОСК.

Как отметили в пресс-службе, с начала этого года Севморзавод при содействии ОСК получил заказы и уже выполнил ремонтные и восстановительные работы на танкере «Кострома» и теплоходе «Артековец». В настоящее время проводится ремонт двух буксиров-кантовщиков «Севастополец» и «Каламит». Также предприятие готовится к ремонту парусного учебного судна «Херсонес».

В начале октября на Севморзавод прибыла дизель-электрическая субмарина «Новороссийск» (проект «Варшавянка»), ее планируется отремонтировать до декабря этого года.

Севастопольский морской завод, бывшее «Лазаревское адмиралтейство», основан в 1783 году. Это крупнейшее судостроительное предприятие в Севастополе располагает тремя сухими доками. В декабре 2010 года Севморзавод полностью перешел под контроль концерна «Укрпроминвест» Петра Порошенко. В феврале 2015 года решением правительства Севастополя Севморзавод был принят в госсобственность.

 

Объявление о слиянии Cosco и China Shipping ожидается в течение месяца

Судоходные корпорации Coscoи China Shipping через дочерние компании, имеющие листинг на Гонконгской бирже, сообщили, что информация о предполагаемом слиянии будет опубликована в следующем месяце.

Во вторник China Cosco Holdings, дочерняя компания COSCO, сообщила, что приостановка торгов акциями продлится еще не более одного месяца. В заявлении длительная приостановка торгов (с 10 августа) объясняется «относительной сложностью» вопросов, по которым ведутся переговоры, требующей вовлечения посредников и регуляторов. Компания подтвердила, что предполагаемые мероприятия могут предусматривать «реорганизацию активов».

В прошлом месяце китайское издание 21th Century Business Herald сообщило со ссылкой на анонимные источники, что COSCO и China Shipping представили в правительство проект плана слияния и ожидают его согласования.

В случае одобрения, флот объединенной корпорации составит 783 судов общей стоимостью 22,95 млрд долларов США, сообщает Splash 24/7 со ссылкой на сервис VesselsValue.com. Компания станет крупнейшим оператором в сегменте балкерных и танкерных перевозок и вторым крупнейшим линейным оператором.

Китай проводит консолидацию также в сегменте судостроения и портовой индустрии. Ранее в этом месяце ТАСС сообщал о завершении процедуры слияния Ningbo Port Co. и Zhoushan Port Co. Объединенный порт Нинбо-Чжоушань находится на пятом месте в мире и третьем – в Китае по объем перевалки контейнерных грузов.

 

СУДОХОДСТВО

Волжское пароходство из-за маловодья снизило перевозку грузов на 13%

Волжское пароходство по показателям за 9 месяцев этого года снизило объемы перевозки грузов на 13%, сообщила пресс-служба судоходной компании.

«За 9 месяцев 2015 года суда Волжского пароходства перевезли 4,7 млн тонн грузов, что меньше показателя прошлого года на 13%. Основными факторами, негативно повлиявшими на начало навигации грузового флота пароходства, стали маловодье рек Волги, Дона и сложная экономическая ситуация в России», – пояснили в компании.

В частности, произошло снижение объема экспортных грузов на 730 тысяч тонн или на 21%, в основном за счет сокращения перевозок металла и удобрений.

Как отметили в компании, своевременная передислокация теплоходов в южные районы России и хороший урожай зерновых позволили пароходству выполнить крупные контракты по перевозке зерновых грузов на экспорт. За 9 месяцев перевезено 1,7 млн тонн зерновых – двое больше, чем за тот же период прошлого года.

Объем внутрироссийских грузов превысил прошлогодние объемы на 480 тысяч тонн или на 2%. Рост произошел за счет увеличения транспортировки щебня с карьеров Карелии. Всего за 9 месяцев этого года перевезено 890 тысяч тонн щебеночной продукции – на 94% больше аналогичного показателя прошлого года.

В общей структуре перевозок Волжского пароходства произошло незначительное увеличение доли внутрироссийских перевозок, которые составили 2 млн тонн, экспортные перевозки составили 58% или 2,7 млн тонн.

Завершить навигацию судоходная компания планирует в ноябре.

 

Установлен новый рекорд грузооборота через Панамский канал

Администрация Панамского канала (ACT) сообщила о рекордном трафике через канал по итогам финансового года, завершившегося 30 сентября.

Грузооборот через канал составил 340,8 млн тонн Панамского канала (система PC/UMS, принятая для измерения грузооборота через Панамский канал, основана на дедвейте судов. 1 тонна PC/UMS эквивалентна 100 куб. футов, или 28,3 куб. метров. Т.о., трафик по итогам финансового года приблизился к 1 млн кубометров). Рост к уровню предыдущего года составил 4,3%.

Согласно заявлению, предыдущий рекорд был установлен в 2012 финансовом году, когда грузооборот составил 333,7 млн тонн PC/UMS.

По данным отчета ACP, наибольший объем грузоперевозок через канал приходится на контейнеровозы, на втором месте находятся балкеры, на третьем - танкеры для перевозки наливных грузов, на четвертом – автовозы. С точки зрения динамики перевозок, наибольший прирост был зафиксирован в сегменте танкерных перевозок – на 23%, или 11,9 млн PC/UMS тонн. Такой рост объясняется стремительным увеличением экспорта топлива из США в страны Южной Америки и Азии.

Рост трафика в сегменте контейнеровозов составил 3,7%. ACP отмечает, что за отчетный период было введено семь новых линейный сервисов, маршрут которых проходит через Панамский канал, в том числе, пять сервисов из Азии на восточное побережье США, один сервис, соединяющий порты западного побережья США и Европы, и еще один сервис в направлении Север-Юг.

В сегменте автовозов трафик вырос на 5,2% за счет увеличения объема перевозок с западного побережья Мексики на восточное побережье США.

 

Супертанкеры с нефтью для Китая простаивают в очередях, ставки фрахта растут

Танкеры, груженые нефтью для Китая, сталкиваются с вынужденными простоями в ожидании выгрузки из-за дефицита свободных емкостей.

По крайней мере 19 VLCC танкеров простаивали на рейде у побережья Китая две недели или более, по данным, полученных Bloomberg, по состоянию на 9 октября. По словам Джорджа Лоса, аналитика судового брокера Charles R. Weber Co. в Нью-Йорке, обычно судно прибывает в порт, разгружается и отправляется далее в течение одного дня.

Поставки нефти в Китай в этом году выросли почти на 10% по сравнению с прошлым годом, что, по мнению аналитиков, может оказать поддержку ценам на нефть и предотвратить их дальнейшее снижение до уровней, предсказанных некоторыми банками. Так, например, Goldman Sachs Group Inc. прогнозировала возможное снижение цен на нефть до 20 долларов за баррель.

Задержки с разгрузкой судов были вызваны недостатком свободных емкостей на фоне роста импорта нефти в Китай. Накопленные Китаем резервы оцениваются в 200 млн баррелей нефти, а к концу десятилетия Китай планирует довести резервы до 500 млн баррелей, ссылается Bloomberg на данные Международного энергетического агентства (Париж). Ситуация с простоями судов может усугубиться, так как до конца года Китай будет далее наращивать поставки нефти.

В среднем в текущем году Китай импортировал 27,58 млн тонн нефти в месяц, что на 9,8% больше чем в соответствующие периоды прошлого года. При этом, по прогнозам, экономический рост в стране по итогам года составит 6,8% – минимум с 1990 года.

На фоне роста спроса, ставки на фрахт супертанкеров превысили 100 тыс. долларов США в день впервые с начала экономического кризиса в 2008 году.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Минвостокразвития планирует развивать судостроение на базе частных верфей в Приморье

Рыбопромысловый флот находится в плохом состоянии и не может обеспечить эффективное использование рыбных ресурсов Дальнего Востока. Для его модернизации Минвостокразвития работает над проектом развития судостроения на базе частных верфей в Приморском крае и ведет переговоры с норвежскими и немецкими производителями промыслового, перерабатывающего и холодильного оборудования.

«В текущем состоянии рыбопромысловый флот не обеспечивает эффективное использование водных биоресурсов Дальнего Востока. Мы теряем добавленную стоимость и доходы государства. Для обновления флота нужны четкие требования к рыбодобытчикам и экономические стимулы со стороны государства. В 2007 году с целью получения ресурсов на десятилетний период рыбаки дали устное обещание построить и модернизировать флот. Как мы видим, спустя восемь лет положительных изменений не произошло», – цитирует пресс-служба слова замдиректора департамента Минвостокразвития Александра Крутикова.

По его словам, ведомство работает над проектом развития рыбопромыслового судостроения на базе частных верфей в Приморском крае.

«Мы работаем над созданием конкурентоспособного продукта для рыбаков. Судно российской постройки не должно быть дороже зарубежных аналогов и при этом уступать им по производительности. Сроки его строительства должны быть гарантированы, а дальнейший сервис удобен и качественен. В Приморском крае есть пять частных судоремонтных и строительных верфей, выразивших желание работать с нами над этим проектом и инвестировать в свое развитие», – уточнил он.

Крутиков отметил, что Минвостокразвития ведет переговоры с норвежскими и немецкими производителями специального промыслового, перерабатывающего и холодильного оборудования.

«Такое оборудование достигает 40-45% в себестоимости судна. Поэтому мы обсуждаем возможность локализации его сборки на Дальнем Востоке. Потенциальные партнеры свой интерес уже подтвердили. Ключевым фактором успеха является режим свободного порта Владивосток, который позволит существенно снизить издержки на всех этапах работы», – подчеркнул он.

 

Росрыболовство: Строительство нового крупнотоннажного флота потребует инвестиций в $1,2 млрд

Для строительства нового крупнотоннажного флота необходимы инвестиции в размере примерно 1,2 млрд долларов. Об этом в ходе «круглого стола», посвященного состоянию рыболовных судов РФ, сообщил заместитель главы Росрыболовства Петр Савчук.

«Дополнительная операционная прибыль нового флота (который планируется создать в случае выделения так называемых «квот господдержки») по сравнению с действующим – 115 млн долларов ежегодно. Объем

инвестиций – порядка 1,2 млрд долларов», – сообщил Савчук. По расчетам Росрыболовства, на эти средства можно построить 19-20 новых судов, ежегодный объем вылова каждого из которых составит 40 тыс. тонн рыбы.

Как отметил Савчук, государственная поддержка (в том числе выделение дополнительных квот) позволит снизить сроки окупаемости судов. «Для крупнотоннажного проекта корабля необходима господдержка, потому что окупаемость такого корабля составляет от 17 до 20 лет. Если государство предоставит поддержку, то окупаемость проекта составит 9-10 лет», – подчеркнул замглавы Росрыболовства.

По словам Савчука, в России необходимо создать стимулы для развития собственного рыболовного флота. «Одна из ключевых задач российского рыбохозяйственного комплекса – рост экономической эффективности и повышение добавленной стоимости. Мы можем ее решить только за счет обновления флота. Нам нужны стимулы на государственном уровне для того, чтобы начать строить суда», – подытожил Савчук. Но, подчеркнул он, квоты господдержки будут выдаваться компаниям только после того, как суда будут построены и сданы.

Как отметил в ходе «круглого стола» управляющий ГК «Доброфлот» (рыбодобывающая компания) Александр Ефремов, в настоящее время многие рыболовные суда устарели. «Пик советского судостроения пришелся на 1982-1987 годы. Предыдущее поколение судов, суда старше 1980 года уже сняты с эксплуатации. Это означает, что грядет пик выбытия судов. Если ничего не делать, мы можем остаться без флота», – считает Ефремов.

Как ранее сообщалось, на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса РФ 19 октября планируется обсудить поправки в закон о рыболовстве. Один из самых главных вопросов - введение так называемых «квот господдержки» («квот под киль»), подразумевающих выделение дополнительных квот на вылов рыбы тем компаниям, которые строят собственный рыбопромысловый флот. На эти меры стимулирования предполагается направить 20% квот, которые сейчас распределяются по историческому принципу.

Кроме того, Росрыболовство предлагает с 2018 года перейти к единому промысловому пространству и закрепить за рыбопромышленниками доли на 25-летний период в рамках единой квоты. В соответствии с закрепленными долями рыбаки могут осуществлять как промышленное, так и прибрежное рыболовство. Поправками также предусмотрено повышение порога освоения квоты добычи с 50% до 70%. Невыполнение этого условия два года подряд будет являться основанием для досрочного расторжения договоров.

 

РРПК вложит до $420 млн в строительство судов в случае принятия «квот господдержки»

Русская рыбопромышленная компания (РРПК) в случае предоставления государством мер поддержки отрасли (выделения «квот господдержки») планирует построить 5-7 новых крупнотоннажных траулеров стоимостью 60 млн долларов каждый.

Об этом в ходе «круглого стола», посвященного состоянию рыболовных судов РФ, сообщил директор по корпоративным коммуникациям Русской рыбопромышленной компании Илья Власенко.

«Мы готовы будем построить с помощью государства порядка 5-7 крупнотоннажных траулеров. Стоимость постройки одного траулера - порядка 60 млн долларов. Нам на выбор предоставлено две верфи - Выборгская и «Янтарь», – сообщил Власенко. По его словам, срок окупаемости такого судна без помощи государства составляет 20-25 лет.

«В случае, если государством будет внедрен тот пакет поддержки рыбодобывающих и судостроительных компаний, который предлагается последние месяцы, можно будет говорить о том, что подобное судно будет окупаться в течение 10-12 лет», – подчеркнул Власенко.

Как уточнил представитель РРПК, 9 октября компания подписала с «Объединенной судостроительной корпорацией» соглашение о намерениях о строительстве больших морозильных рыболовных траулеров. Документ регламентирует количество судов, их основные предварительные характеристики, а также закрепляет сроки и дальнейший ход работы по данному проекту. Кроме того, в соглашении определяются верфи и производственные мощности, на которых будет производиться постройка судов в случае предоставления государством соответствующих мер поддержки.

Как ранее сообщалось, на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса РФ 19 октября (пройдет в Москве) планируется обсудить введение так называемых «квот под киль» (или «квот господдержки»). В мае 2015 г. сообщалось, что Росрыболовство разработало поправки в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», стимулирующие строительство отечественных судов. Ведомство предлагало субсидировать строительство новых рыбопромысловых судов специальными квотами на вылов рыбы. Речь шла о субсидии в виде квоты, которая будет предоставляться рыбопромышленникам в случае строительства новых судов на российских верфях после сдачи в эксплуатацию. Это касалось и судов, находящихся в собственности, и принадлежащих рыбодобытчикам на основании договоров лизинга. На эти меры стимулирования предполагается направить 20% квот, которые сейчас распределяются по историческому принципу.

«Русская рыбопромышленная компания» создана в 2011 г. и занимается добычей рыбы на Дальнем Востоке (до 2014 г. компания называлась «Русское море – добыча»). Контролирующими акционерами компании являются предприниматели Максим Воробьев и Глеб Франк. Сейчас флот компании состоит из 11 судов различного типа. Компания осуществляет добычу различных видов морской промысловой фауны, но основными объектами промысла являются минтай и сельдь. Объединенная квота группы компаний составляет более 256,8 тыс. т, из которых квота по добыче минтая составляет 14,7% от общероссийской (206,2 тыс. т в 2015 г.) и по тихоокеанской сельди 9,9% (32,4 тыс. т в 2015 г.). В 2014 г. выручка компании составила 218,8 млн долларов согласно данным аудированной отчетности по МСФО.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Контейнерооборот портов России по итогам января- сентября 2015 года сократился на 26% до 2,9 млн TEU

Контейнероборот портов России по итогам января-сентября 2015 года сократился на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года с 3,99 до 2,96 млн TEU, сообщает ТАСС на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ.

Темпы падения контейнерооборота РФ в отчетном периоде остаются на уровне I полугодия текущего года (-26%). Незначительно замедлились к показателю за январь-август – с 26,2%.

За отчетный период экспорт контейнеров снизился на 28,4% до 1,24 млн TEU, импорт – на 29,7% до 1,23 млн TEU, транзит – на 31,5% до 54,05 тыс. TEU. Каботаж остался на уровне аналогичного периода прошлого года – 429,12 тыс. TEU (+0,1%).

Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 7,7% относительно аналогичного периода 2014 года до 97,98 тыс. TEU (каботаж увеличился на 15,3% до 91,74 тыс. TEU). Порты Балтийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 30,6% до 1,48 млн TEU, Дальневосточного – на 23,7% до 912,41 тыс. TEU, Азово-Черноморского – на 19% до 458,91 тыс. TEU, Каспийского - на 10,4% до 2,11 тыс. TEU.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составляет 50,2%, Дальневосточного – 30,9% от общего контейнерооборота РФ.

По итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн. TEU: экспорт – 2,3 млн TEU, импорт – 2,29 млн TEU, транзит - 100,5 тыс. TEU, каботаж – 586 тыс. TEU.

 

Федеральный закон о Свободном порте Владивосток вступил в силу

Федеральный закон о Свободном порте Владивосток вступил в силу с 12 ноября. Режим будет действовать на территории 15 муниципалитетов Приморья, административные и налоговые преференции в рамках порто-франко призваны раскрыть транспортно-логистический и транзитный потенциал региона и сделать его равноправным конкурентоспособным игроком в АТР, сообщает краевая администрация.

«Инвесторы получат уникальные возможности для работы на российском рынке и, что важно, выгодный плацдарм для прямого выхода на емкий растущий рынок АТР», – приводит администрация слова президента Владимира Путина.

Режим Свободного порта Владивосток будет действовать на территории 15 муниципалитетов Приморья: во Владивостоке, Артеме, Большом Камне, Находке, Партизанске, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Надеждинском, Шкотовском, Октябрьском, Партизанском, Пограничном, Хасанском, Ханкайском и Ольгинском районах, включая их морские акватории.

Общая площадь территории, на которой будет действовать режим порто-франко, составит 28,4 тыс квадратных километров, на ней проживает 1,4 млн человек или 75% населения региона.

«С момента вступления в действие Федерального закона (за исключением отдельных положений) на территории свободного порта будет установлен облегченный визовый режим, введены налоговые льготы, снижены административные барьеры», – сообщили корр. ТАСС в Дальневосточном таможенном управлении.

В частности, уточняет краевая администрация, для резидентов Свободного порта предусмотрены льготы в виде обнуления ставки налога на прибыль в течение 5 лет, тариф страховых взносов составит 7,6 вместо 30 процентов, а процедура возмещения НДС будет ускорена до 10 дней. Также предусмотрены беспошлинный ввоз, вывоз и хранение товаров.

На портовом участке будет создан центр со свободной таможенной зоной, где можно будет хранить предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат и осуществлять их продажную подготовку, включая демонстрацию товаров потенциальным покупателям.

Пограничный и таможенный пункты пропуска будут работать круглосуточно, 8-дневную визу можно будет получить прямо на границе. Кроме того, резидентам гарантируют сокращенные сроки рассмотрения и согласования проектно-разрешительной документации, уменьшение числа и сроков проверки.

Ранее заместитель председателя правительства РФ Юрий Трутнев сообщил, что отбор резидентов для работы в Свободном порту начнется после 12 октября, на первом заседании Наблюдательного совета, сообщает администрация Приморья.

Однако, первые договоренности уже достигнуты. Так, Минвостокразвития и компания Ssang Mun Co.Ltd (Южная Корея) подписали меморандум, зафиксировавший интерес потенциальных инвесторов к реализации новой экономической политики в макрорегионе и стремление к созданию новых производств. Компания намерена построить в зоне действия Свободного порта намерена построить завод по переработке водных биоресурсов, минимальный объем инвестиций составит 10 млн долларов, в перспективе инвестиции могут быть увеличены до 50 млн долларов.

В целом Свободный порт вызывает интерес как у отечественных, так и зарубежных партнеров. В частности, Владивостокский морской рыбный порт готов стать его первым резидентом. Для стран АТР это кратчайший и наиболее экономически выгодный выход на международные морские пути. На первом Восточном экономическом форуме вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян заявил, что Китай готов активно инвестировать в Свободный порт Владивосток.

«По самым предварительным оценкам экспертов, в результате создания свободного порта Владивосток ожидается существенный рост ВРП Приморского края – в 2,2 раза к 2025 году (до 1,4 трлн рублей) и в 3,4 раза к 2034 году (до 2,1 трлн рублей)», – сказал ранее министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

При этом, по словам министра, ВРП Дальневосточного федерального округа к 2025 году может составить 1,97 трлн рублей, отметил министр. Количество рабочих мест, созданных благодаря свободному порту, к 2025 году составит 108 тыс. человек, а к 2034 году – 468,5 тыс. человек.

Кроме того, эксперты считают, что вступление в силу закона о Свободном порте спровоцирует значительное увеличение турпотока, в первую очередь из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, отмечает краевая администрация.

«Уверен, порт Владивосток нужно развивать в туристическом направлении. За последние годы мы серьезно поработали над имиджем региона. У нас есть, на что посмотреть, и мы много делаем для повышения туристической привлекательности региона. Мы построили первый в Приморье Театр оперы и балета, готовим к открытию Эрмитаж. Президент дал мне поручение найти помещение под открытие филиала Третьяковской галереи, скоро заработает Океанариум», – приводит администрация слова губернатора Владимира Миклушевского.

Преференции Свободного порта могут быть распространены и на другие порты Дальнего Востока, с соответствующей инициативой президент Владимир Путин выступил на пленарном заседании Восточного экономического форума.

«Считаю, что нам удалось выработать удачную и конкурентную форму свободного порта, использовав и свой исторический опыт, и лучшие зарубежные практики, поэтому предлагаю правительству рассмотреть распространение режима свободного порта на другие узловые гавани Дальнего Востока», – сказал Владимир Путин на пленарном заседании форума во Владивостоке.

 

Большой порт Санкт-Петербург лидирует по контейнерообороту среди портов России в январе-сентябре 2015 года

Контейнероборот морских портов России по итогам января-сентября 2015 года сократился на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 2,96 млн TEU.

В том числе, экспорт контейнеров составил 1,24 млн TEU (-28,4%), импорт – 1,23 млн TEU (-29,7%), транзит – 54,05 тыс. TEU (-31,5%), каботаж - 429,12 тыс. TEU (+0,1%).

ТАСС, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, публикует рейтинг морских портов России по контейнерообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по итогам января-сентября 2015 года занимает Большой порт Санкт-Петербург с оборотом в 1,29 млн TEU (-28% к январю-сентябрю 2014 года).

Согласно предоставленным данным об объемах перевалки контейнеров, порт Дудинка увеличил контейнерооборот в отчетном периоде на 17,4% до 41,03 тыс. TEU, что позволило порту подняться с 10 на 9 позицию. Порт Магадан оказался на 10 позиции рейтинга с оборотом 32,05 тыс. TEU (-17,9%), по итогам января-сентября прошлого года порт занимал 9 место. По сравнению с рейтингом за январь-август текущего года изменений не зафиксировано.

В целом, наибольшее снижение контейнерооборота за отчетный период показали порты: Зарубино – на 70,2% до 247 TEU, Находка – на 57,1% до 1,36 тыс. TEU, Оля – на 61,7% до 175 TEU, Калининград – на 51,9% до 125,98 тыс. TEU.

Наибольшее увеличение перевалки контейнеров в январе- сентябре 2015 года по сравнению с январем-сентябрем 2014 года отмечено в портах: Холмск – в 6,5 раза до 19,21 тыс. TEU, Кандалакша – в 2,5 раза до 457 TEU, Невельск – в 2,4 раза до 6,36 тыс. TEU, Певек – в 2,2 раза до 4,32 тыс. TEU.

Всего в январе-сентябре текущего года 10 крупнейшими портами РФ перевалено 2,85 млн TEU, что составляет 96,5% общего контейнерооборота морских портов России. Снижение к отчетному периоду прошлого года составило 26,9%.

 

Новороссийск лидирует по грузообороту среди морских портов России в январе-сентябре 2015 года с показателем в 94,7 млн тонн

Грузооборот морских портов РФ по итогам января-сентября 2015 года увеличился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 495,82 млн тонн.

ТАСС, на основании данных Ассоциации морских торговых портов РФ, публикует рейтинг морских портов России по грузообороту.

Лидирующую строчку рейтинга по объемам перевалки грузов в январе-сентябре 2015 года занимает порт Новороссийск с оборотом 94,72 млн тонн. Рост к аналогичному периоду 2014 года составил 3,2%. Доля перевалки грузов в порту составляет 19,1% совокупного грузооборота морских портов РФ.

Порт Восточный, занимавший 4 позицию рейтинга по итогам января-сентября 2014 года, в отчетном периоде увеличил грузооборот на 12,9% до 48,82 млн тонн, что позволило порту подняться на 3 позицию рейтинга. Порт Приморск поднялся с 5 позиции на 4, увеличив грузооборот на 5,2% до 43,76 млн тонн. Порт Санкт-Петербург, снизив грузооборот на 16% до 38,89 млн тонн, опустился с 3 позиции по итогам января- сентября прошлого года на 5 позицию в текущем году. Порт Туапсе поднялся с 9 на 7 позицию с оборотом 19,02 млн тонн (+15,9%), Ванино – с 7 на 6 позицию – 19,97 млн тонн ( +3,9%). Одновременно с этим, порт Кавказ опустился с 6 на 8 позицию рейтинга, перевалив 16,56 млн тонн (-15,3%), Мурманск – с 8 на 9 позицию – 16,22 млн тонн (-3,7%).

В целом, по итогам января-сентября 2015 года наибольший рост перевалки грузов показали порты: Диксон – в 3,2 раза до 14,8 тыс. тонн, Онега - на 78,9% до 58,8 тыс. тонн, Геленджик - на 70,1% до 197,3 тыс. тонн, Нарьян-Мар - на 35,5% до 142,3 тыс. тонн.

Наибольшее снижение грузооборота в январе-сентябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года отмечено в портах: Сочи - на 95,7% до 3,8 тыс. тонн, Тикси - на 94,6% до 16,2 тыс. тонн, Зарубино – на 68,4% до 25,9 тыс. тонн.

За отчетный период совокупный грузооборот первой 10 портов РФ составил 378,63 млн тонн грузов, что составляет 76,4% всего грузооборота морских портов России и превышает аналогичный период прошлого года на 3,2%. Из них, сухих грузов перевалено 161,49 млн тонн (+0,9%), наливных – 217,13 млн тонн (+5%).

 

«Служба морской безопасности»: Системы транспортной безопасности портов остались без обслуживания из-за бюрократических проволочек

Системы транспортной безопасности портов остались без обслуживания из-за смены эксплуатирующей организации, когда их перевели с баланса АМП на баланс «Росморпорта».

Об этом сообщил Виктор Кузнецов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности», выступая на Второй ежегодной конференции «Безопасность портов и судоходства: инновации, технологии, оборудование» которая прошла 24 сентября 2015 г. в Санкт-Петербурге и была организована информационно-аналитическим агентством «Морские вести России».

«ФБУ «Служба морской безопасности» столкнулась с трудностями передачи систем ТСО ТБ (технических средств охраны транспортной безопасности), установленных в 2012 – 2013 гг. в акваториях морских портов Мурманск, Астрахань, Архангельск, Выборг, Высоцк. Ейск, Туапсе, Ванино, Восточный, Находка, Тамань, Темрюк. Это связано со сменой эксплуатирующих организаций. По контрактам изначально эксплуатирующими организациями предусматривались АМП (администрации морских портов) соответствующих регионов. Но в 2014 году было решено передать все охранные системы на баланс ФГУП «Росморпорт», – сообщил руководитель службы.

«В этой связи Службе морской безопасности пришлось повторно проводить проверки работоспособности и комплектности всех созданных и принятых госкомиссиями объектов. Долгие бюрократический процесс привел к тому, что гарантии на часть оборудования закончились, техническое обслуживание оборудования не проводилось, что привело к поломкам. Также не выделялись финансовые средства на ремонт и обслуживание этих систем», – продолжил Виктор Кузнецов.

«Сейчас мы решаем эти вопрос, например, обращаемся к подрядчикам, и они часть оборудования готовы ремонтировать. Но там где поломки серьезные, ремонт вытекает в большие деньги. Например, если неисправен тепловизор, то ремонт обойдется в сумму порядка 2-3 млн рублей. В этом случае вопросы финансирования ремонта и обслуживания мы решаем уже непосредственно с Росморпортом», – добавил начальник ФБУ.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Знаковые перестановки в РЖД: ключевые руководители эпохи Якунина уходят

В ОАО «РЖД» начались первые масштабные кадровые перестановки после прихода нового президента монополии Олега Белозерова. В ближайшее время госкомпанию покинут первый вице-президент Вадим Морозов, старший вице-президент Валерий Решетников и ряд других топ-менеджеров, пишет «КоммерсантЪ».

Первый вице-президент Вадим Морозов фактически второе лицо в компании, обеспечивавший «общее руководство и координацию производственно-хозяйственной деятельности», по данным источников, назначен советником президента ОАО «РЖД». Его место займет старший вице-президент монополии по организации железнодорожных перевозок Анатолий Краснощек. Об уходе Вадима Морозова, отмечает издание, заговорили сразу после отставки Владимира Якунина.

Также РЖД покидает старший вице-президент по корпоративному управлению и стратегическому развитию Валерий Решетников. Господин Решетников контролировал весь корпоративный блок, также отвечал за вопросы железнодорожной реформы. По словам одного из собеседников издания, он давно хотел уйти «по состоянию здоровья». Вслед за ним уйдут главбух Галина Крафт и вице-президент по здравоохранению и работе с общественными организациями Олег Атьков.

 Как напоминает издание, первые перестановки в РЖД начались сразу после прихода в конце августа на пост главы монополии Олега Белозерова. Тогда с поста вице-президента по корпоративной безопасности был уволен Александр Бобрешов.

 Из новых менеджеров в монополию пришел экс-замглавы Росфиннадзора Анатолий Чабунин, который был назначен директором по внутреннему контролю и аудиту, а потом возведен в ранг вице-президента.

По мнению экспертов в отрасли, Белозеров не смог бы работать с Вадимом Морозовым «из-за масштаба его фигуры». В то время как Владимир Якунин занимался политикой, господин Морозов курировал всю хозяйственную деятельность РЖД, поясняет эксперт, а Олег Белозеров, похоже, собирается сам ее жестко контролировать. В целом, сокращение состава правления РЖД оценивается как «хороший и правильный сигнал», поскольку компания «жила не по средствам даже в кризис».

 Эксперты «Ведомостей», объясняя столь масштабные планы по сокращению численности правления, в свою очередь, отмечают, что правление РЖД было неоправданно раздуто. Они связывают оптимизацию числа вице-президентов компании со стремлением нового президента РЖД оптимизировать издержки.

Правление РЖД было самым многочисленным среди госкомпаний - в его состав входило 25 человек. После решения совета директоров состав правления РЖД сокращается до 22 человек. За 2014 г. правление РЖД заработало 1,4 млрд руб., за шесть месяцев 2015 г. – 598,2 млн руб.

В отрасли ожидают дальнейшие кадровые перестановки в РЖД. Так, источники на рынке сообщают о готовящейся в скором времени отставке главы Федеральной грузовой компании Виталия Евдокименко.

 

Глава РЖД: РЖД нужно 22 млрд рублей субсидий с учетом поднятия тарифов на 10%

ОАО «Российские железные дороги» нужно 22 млрд рублей субсидий из госбюджета на 2016 год при учете роста тарифов на 10%. Об этом сообщил глава РЖД Олег Белозеров в рамках рабочей встречи в Госдуме.

«Мы уже оптимизировали по следующему году наш бюджет на 50 млрд рублей. Это огромная цифра. Мы запрашивали 10% тарифа и 75 млрд рублей средств на капитальный ремонт, на поддержание текущей деятельности. При этом оптимизировали эту цифру на 50 миллиардов. Вышли на 10% и 22 миллиарда», – сказал он.

«Мы предполагаем, что еще определенный набор резервов у нас есть, но мы считаем, что нам не нужно говорить о субсидиях, а нам нужно создать условия для нормальной работы», – добавил глава РЖД.

При этом Белозеров сообщил ТАСС, что решение по субсидиям будет приниматься правительством РФ.

Ранее министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил журналистам, что окончательное решение еще не оформлено, но с высокой степенью вероятности пассажирские тарифы будут проиндексированы на 4%, грузовые – на 10%. Субсидироваться в 2016 году будут только пассажирские перевозки.

До этого РЖД запрашивали в правительство субсидии на уровне 40 млрд рублей и индексацию тарифов на 10% в будущем году. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев называл эти запросы более приближенными к реальности, однако отмечал, что потенциал для снижения этих запросов еще остается. Позднее Шувалов сообщал журналистам, что эти параметры могут быть пересмотрены.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ