Бюллетень новостей №29 (139) с 25 по 31 июля 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №29 (139) с 25 по 31 июля 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Президент Путин утвердил изменения в Морскую доктрину РФ

Президент РФ Владимир Путин утвердил изменения в Морскую доктрину России, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Основной акцент в измененной доктрине сделан на атлантическом и арктическом направлениях.

«Это (изменения – прим.) было одобрено Морской коллегией при правительстве в конце прошлого – начале этого года, и документ был представлен президенту. Президент сегодня сообщил, что утвердил морскую доктрину», – сказал он.

Морская доктрина предполагает, что она станет основой подготовки документов кратко-, средне- и долгосрочного планирования морской деятельности России. Полностью текст новой редакции опубликован на официальном сайте президента России.

Новый документ охватывает четыре функциональных и шесть региональных направлений морской деятельности России.

«Четыре функциональных направления – это военно-морская деятельность, морской транспорт, морская наука, и освоение и добыча полезных ископаемых в большом океане и прибрежной зоне», – сказал Рогозин.

Говоря о шести региональных направлениях, он пояснил, что это атлантическое, арктическое, тихоокеанское, Индийский океан, Каспий и новое направление – антарктическое.

«Атлантика обусловлена нашим вниманием к расширению НАТО на восток и созданию инфраструктуры Североатлантического альянса рядом с нашими границами», – сказал Рогозин.

Он также отметил, что эти изменения обусловлены воссоединением Крыма и Севастополя с Россией и необходимостью их скорейшей интеграции в экономическую жизнь страны, а также восстановлением российского присутствия в Средиземном море.

«Повышенное внимание к арктическому направлению обусловлено также рядом факторов, прежде всего, ростом значения Северного морского пути, что требует от России воссоздания атомного ледокольного флота, и президенту уже было доложено, что развернуты работы по строительству атомных ледоколов большой мощности» – сказал Рогозин.

Он пояснил, что речь идет о ледоколах «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Сдача этих кораблей запланирована в 2017, 2019 и 2020 годах соответственно.

 

Немецкие СМИ: Новая морская доктрина говорит о намерении России стать противовесом гегемонии США

Новая редакция морской доктрины, обнародованная в России в День военно-морского флота, стала своего рода ответом Западу с постановкой акцентов на Арктике, Атлантике и Крымском полуострове, пишет немецкая газета Der Spiegel.

«Богатая полезными ископаемыми Арктика уже много лет находится в поле зрения политики России, расширяющей свое военное и экономическое присутствие в северном регионе», – считает журналист Der Spiegel.

«Кремль претендует на нефтяные и газовые месторождения, которые предположительно находятся в глубинах арктического льда», – говорится в материале немецкого издания.

Особо автор статьи подчеркнул акцент, сделанный в Морской доктрине России на ее дружественных отношениях и деятельном сотрудничестве с Китаем. «С помощью сотрудничества с Пекином Кремль надеется создать противовес гегемонии США на международной арене», – подчеркивает Der Spiegel.

Напомним, текст новой Морской доктрины России был опубликован в День военно-морского флота. Ранее в воскресенье президент России Владимир Путин одобрил поправки в Морскую доктрину и обсудил ее с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, министром обороны Сергеем Шойгу, командующим Военно-морским флотом Виктором Чирковым и командующим войсками ЗВО Анатолием Сидоровым.

«Проект новой редакции Морской доктрины Российской Федерации является системообразующим, ключевым документом национальной морской политики, то есть документом стратегического планирования Российской Федерации», – отметил вице-премьер России Дмитрий Рогозин.

 

На пост руководителя Росморречфлота претендуют Виктор Олерский и Вадим Тюльпанов

На пост главы Федерального агентства речного и морского транспорта (Росморречфлот) претендуют сенатор от Ненецкого АО Вадим Тюльпанов и замминистра транспорта Виктор Олерский, пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на источники.

Александр Давыденко, возглавлявший агентство с 2005 года, ушел 10 июня, сейчас и. о. руководителя является Сергей Горелик.

По словам источников, «более вероятно» назначение господина Олерского, который с 2009 года курирует в Минтрансе водный транспорт. Но при этом источники отмечают, что Вадим Тюльпанов в 2003-2011 годах был главой законодательного собрания Петербурга и «достаточно близок» к главе Минтранса Максиму Соколову, в 2004-2009 годах работавшему в администрации города. По данным издания, кандидатуру господина Тюльпанова лоббирует и глава Совета федерации Валентина Матвиенко. В Минтрансе сообщили «Ъ», что «не располагают информацией» о кандидатах.

По мнению экспертов, с точки зрения отрасли Виктор Олерский был бы эффективным главой ведомства в силу прошлой коммерческой деятельности, но и Вадим Тюльпанов может принести не меньший результат за счет умения выстроить взаимодействие с властями.

 

Минэкономразвития РФ спрогнозировало рост ВВП более 2% в 2016 году

Министерство экономического развития прогнозирует рост ВВП РФ в 2016 году на уровне более 2%, сообщил глава ведомства Алексей Улюкаев.

«Начиная с 2016 года, мы выйдем на траекторию, может быть не очень высокого, но достаточно стабильного экономического роста, в более 2% роста ВВП по году», – сказал Улюкаев на совместной коллегии министерств экономики РФ и Белоруссии.

Он отметил, что на это указывает динамика инфляции, что сказывается на улучшении ситуации с реальными доходами населения.

Ранее в понедельник Улюкаев заявил, что спад ВВП России в I полугодии замедлился до 3,4%.

«Ситуация в российской экономике начинает выправляться. Она лучше, чем мы, большинство аналитиков, прогнозировали в конце прошлого – начале нынешнего года. По показателям месяц к месяцу практически спад завершился», – сказал министр.

«Естественно, по измерениям к соответствующей дате прошлого года спад ВВП довольно большой – 3,4% за первое полугодие», – сообщил Улюкаев.

По оценке министерства, отметил он, в третьем квартале ожидается улучшение динамики, а четвертый квартал «поддержит это движение» – и к концу года диапазон падения составит от 2,6% до 2,8%.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Состоялось первое заседание обновленного совета директоров «Совкомфлота»

24 июля 2015 года состоялось первое после годового общего собрания акционеров заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот» в новом составе, в ходе которого были рассмотрены организационные вопросы и сформирован состав комитетов совета директоров – по стратегии, по аудиту, по кадрам и вознаграждениям, по инновациям.

Состав совета директоров ПАО «Совкомфлот»:

Белова Анна Григорьевна – профессор высшей школы менеджмента ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Глумов Иван Федорович (независимый директор) – заместитель председателя комиссии ООН по границам континентального шельфа, генеральный директор ОАО «СЕВЕРНЕФТЕГАЗ», член Морской коллегии при правительстве Российской Федерации.

Клебанов Илья Иосифович – член совета директоров ПАО «Совкомфлот».

Клявин Алексей Юрьевич (независимый директор) – президент Российской палаты судоходства.

Мурхаус Дэвид (независимый директор) – профессиональный поверенный, председатель Совета директоров компании Braemar ACM.

Полубояринов Михаил Игоревич- член правления и первый заместитель председателя ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Франк Сергей Оттович – генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот».

Шамма Валид (независимый директор) - партнер консалтинговой компании Chammah&Partners, бывший президент банка Морган Стэнли энд Ко.

Шаронов Андрей Владимирович (независимый директор) – ректор негосударственного образовательного учреждения Московская школа управления «Сколково».

 

Председателем совета директоров ДВМП избран Зиявудин Магомедов

Совет директоров ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная компания группы FESCO) возглавил совладелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов. Такое решение принял совет директоров ДВМП на годовом собрании 29 июня.

Ранее ДВМП возглавлял член совета директоров ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) Марат Шайдаев.

В состав совета директоров вошли восемь человек: президент группы «Сумма» Владимир Каяшев, вице-президент по юридическим вопросам группы «Сумма» Дмитрий Шохин, член совета директоров НМТП Марат Шайдаев и директор фонда «Эффективное управление» Наталья Изосимова; два представителя инвестиционного фонда TPG Денис Боуд и Дмитрий Швец; партнер и глава московского офиса инвестфонда East Capital Ханс Густав Якоб Грапенгейссер и генеральный директор УК «Уралсиб» Андрей Успенский.

 

Совет директоров акционерного общества «ГЛОНАСС» возглавил глава Минтранса

Министр транспорта РФ Максим Соколов избран председателем совета директоров акционерного общества «ГЛОНАСС», говорится в сообщении пресс-службы компании.

«Совет директоров утвердил приоритетные направления деятельности компании и концепцию стратегии развития АО «ГЛОНАСС» и государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на период до 2020 года», – отмечается в сообщении.

Кроме того, на первом заседании совета директоров были утверждены внутренние документы общества, необходимые для функционирования вновь образованного юридического лица, организационная структура и отчет о выпуске ценных бумаг.

«Создание инновационных транспортных систем и сервисов невозможно без применения навигационных технологий. «ЭРА-ГЛОНАСС» откроет доступ для всех категорий потребителей на транспорте к юридически значимой защищенной навигационной информации, получаемой с борта автомобиля, спрос на которую возрастает как со стороны государственных органов, так и со стороны коммерческого рынка», – приводятся в сообщении слова Соколова.

По словам генерального директора АО «ГЛОНАСС» Андрея Недосекова, перед организацией поставлена серьезная задача по созданию на базе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» государственной облачной информационно-навигационной платформы на всей территории России. «Развитие АО «ГЛОНАСС» и системы «ЭРА-ГЛОНАСС» возможно только в тесном сотрудничестве с участниками навигационного рынка, разработчиками оборудования и программных продуктов, коммуникационными компаниями и научными организациями. Необходимо создать благоприятную экосистему взаимовыгодного сотрудничества в данной области, и в этом вопросе мы планируем работать вместе с некоммерческим партнерством «ГЛОНАСС», – сказал он.

Планируется, что с 1 января 2016 года АО «ГЛОНАСС» будет выполнять функции оператора государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

 

Три крупнейших судостроительных компании мира получили рекордные убытки

Три крупнейших судостроительных компании мира – южнокорейские Hyundai Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и Samsung Heavy Industries – получили рекордные убытки во втором квартале на фоне сократившихся вложений в геологоразведку и добычу углеводородов на глубоководном шельфе.

Совокупный операционный убыток всех трех компаний, отчитавшихся 29 июля, составил 4,8 трлн вон ($4,1 млрд).

С 2010 года южнокорейские верфи активно развивали строительство установок для добычи нефти и газа в открытом море – сегмент на тот момент высокорентабельный и позволявший избежать прямой конкуренции с китайскими компаниями, которым дешевая рабочая сила позволила закрепиться на менее рентабельном рынке танкеров.

Операционный убыток Hyundai Heavy в минувшем квартале составил 171 млрд вон, тогда как аналитики, опрошенные Bloomberg, в среднем ожидали прибыль на уровне 55,4 млрд вон.

Samsung Heavy потеряла 1,55 трлн вон в апреле-июне, ее убыток оказался вчетверо больше ожиданий рынка.

Daewoo Shipbuilding зафиксировала операционный убыток в размере 3,03 млрд вон, превысивший консенсус-прогноз более чем втрое.

Однако компании рассчитывают вернуться к прибыли в ближайшие время, Samsung Heavy – уже в третьем квартале.

Акции Hyundai Heavy с начала 2015 года подешевели на 13%, Daewoo Shipbuilding - на 60%, Samsung Heavy – на 29%. Между тем основной южнокорейский фондовый индекс KOSPI вырос на 6,4%.

Судостроение является одной из важнейших отраслей южнокорейской экономики с 1970-х годов. С 1 января по 20 июня включительно на долю судов приходилось 8,5% экспорта Южной Кореи против 7% в 2014 году в целом. По всему миру верфи сталкиваются со снижением числа заказов из-за торможения роста мировой экономики и низкой стоимости фрахта, заставляющих судоходные компании отказываться от новых вложений.

 

Экс-подрядчик «Турецкого потока» уволит 8,8 тыс. человек из-за разрыва с «Газпромом»

Итальянская Saipem, бывший подрядчик сначала «Южного потока», а потом «Турецкого потока», терпит большие убытки и увольняет тысячи сотрудников из-за срыва этих проектов, антикоррупционного расследования в Алжире и падения цен на нефть.

Число рабочих мест, количество которых в компании составляет 50 тыс., сократится на 8,8 тыс. в 2015-2017 годах.

В первом полугодии 2015 года Saipem списала 929 млн евро, операционный убыток составил 790 млн евро. По итогам 2015 года в целом компания прогнозирует чистый убыток в размере 800 млн евро, операционный убыток (EBIT) – около 450 млн евро.

Ранее Saipem ожидала в 2015 году чистую прибыль в диапазоне от 200 до 300 млн евро, операционную прибыль – 500-700 млн евро.

В ближайшие три года Saipem необходимо сэкономить 1,3 млрд евро, чтобы полностью вернуть конкурентоспособность по основным направлениям деятельности. Между тем неизвестно, когда снова начнут поступать заказы от клиентов, которые сильно сократили инвестиции в связи со снижением цен на нефть.

Москва отказалась от проекта строительства газопровода «Южный поток» в декабре 2014 года. Saipem, 43% акций которой принадлежат итальянской нефтяной госкорпорации Eni SpA, была главным подрядчиком «Южного потока».

8 июля принадлежащий «Газпрому» оператор South Stream Transport B.V. расторг заключенный с Saipem контракт на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток». Ранее «Газпром» приостановил работы по восточной ветке газопровода «Южный коридор», который изначально предназначался для подачи газа в «Южный поток», а после отказа от проекта – в «Турецкий поток».

Как заявил в начале июля министр энергетики РФ Александр Новак, другие работы по проекту продолжаются, и в ближайшее время South Stream Transport B.V. приступит к переговорам с потенциальными подрядчиками на укладку первой нитки «Турецкого потока».

«Турецкий поток» мощностью 63 млрд куб. м в год должен обеспечить поставки российского газа на запад Турции (в этом задача первой нитки магистрали) и на юг Европы - взамен украинского транзита. Москва и Анкара работают над межправсоглашением с прошлого декабря, но пока оно не подписано.

 

СУДОХОДСТВО

Росморречфлот Грузы для Крыма нужно переключить с автотранспорта на морские контейнеры

Необходимо увеличить долю грузов из материковой России в Крым, которые доставляются по морю в контейнерах. Об этом заявил Виктор Вовк, заместитель руководителя Росморречфлота, выступая на Втором Крымском транспортном форуме, который прошел 25-26 июня 2015 года в Алуште, пишет ИА «Морвести.Ру».

«За пять месяцев 2015 года портами Крыма было обработано 2 млн 700 тыс. тонн, но только 33 тыс. из них пришлись на перевозки грузов в контейнерах. Возникает вопрос, что мешает контейнеризировать грузы? Большая часть грузов сейчас идут по автодорогам, тогда как их можно спокойно перевозить морем», – отметил замглавы федерального агентства.

«Когда мы анализировали грузовую базу по крымским портам, то понимали, что ранее она тяготела к северу Украины. Сейчас картина другая, главная составляющая – пассажирские перевозки. Что касается грузовых перевозок, то их большая часть должна идти в контейнерах и должна быть направлена для внутреннего потребления в Крыму. Но такого сейчас не наблюдается», – сказал чиновник.

«Первая причина сложившейся ситуации – никто не понимает, где образуется грузовая база. Есть множество поставщиков, они направляют очень мелкие партии, но централизованной работы нет. Нужно строить в Крыму логистические центры, откуда будут распределяться грузы по полуострову. Есть пример олимпийского Сочи, где был точно известен объем груза, который должен был прибыть для обеспечения Олимпиады, и вся система работала без сбоев. Считаю, что главенствующую роль должны взять на себя крымские власти, которым нужно сначала посчитать, а потом выстроить логистические потоки», – заключил Виктор Вовк.

 

Первые суда прошли по руслу нового Суэцкого канала, его открытие состоится 6 августа

Первые крупнотоннажные суда прошли в субботу по руслу нового Суэцкого канала. За пробной навигацией следил директор Управления по эксплуатации этой водной артерии адмирал Мухаб Мамиш, который в пятницу официально объявил о завершении дноуглубительных работ.

Торжественное открытие нового 72-километрового Суэцкого канала состоится 6 августа под патронажем президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси и при участии высокопоставленных делегаций из 50 государств. Как объявлено, к этому событию будет приурочен гала-концерт звезд египетской эстрады и новая постановка оперы «Аида» Джузеппе Верди под открытым небом. «Аль-Ахрам» уточнила, что в день открытия нового канала - исторического события для Египта и мировой торговли – все суда, находящиеся в морях и гаванях, одновременно подадут приветственный сигнал.

Суэцкий канал, соединивший в 1869 году воды Средиземного и Красного морей, сохраняет позиции важнейшей мировой водной артерии. Это кратчайший морской путь из Европы в Азию, а также наиболее дешевый и безопасный способ транспортировки грузов. Реализация нового амбициозного проекта, стоимостью 8 млрд долларов, удвоит пропускную способность Суэцкого канала с 49 до 97 судов в день за счет возможности их одновременного прохода во встречных направлениях – по старому и новому руслу.

Эксплуатация уникального гидротехнического сооружения, наравне с туризмом, является сейчас основным источником пополнения египетской казны валютой и приносит ежегодный доход в 5 млрд долларов. Египетское правительство рассчитывает к 2023 году утроить выручку за счет создания логистического хаба и индустриальных зон на прилегающей территории.

По берегам водной артерии на площади в 76 тыс кв км, в частности, будут сооружены судостроительные и судоремонтные верфи, заводы по производству контейнеров, автосборочные цеха. Планируется прорыть автомобильные и железнодорожные туннели в районе Исмаилии и Порт-Саида, которые свяжут африканскую часть Страны пирамид с Синаем. Все это позволит создать для египтян около миллиона новых рабочих мест.

Проект нового канала, как убежден адмирал Мамиш, «превратит Египет в один из крупнейших промышленных центров в мире».

 

Доставку инертных материалов в Крым нужно переориентировать с автотранспорта на морской транспорт

Чтобы разгрузить Керченскую переправу и загрузить крымские порты, доставку инертных материалов в Крым нужно переориентировать с автотранспорта на морской транспорт, пишет ИА «Морвести.Ру».

Об этом заявил Сергей Тен, заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ, выступая на Втором Крымском транспортном форуме, который прошел 25-26 июня 2015 года в Алуште.

«Не совсем понятны причины, которые мешают загрузить порты Крыма, – сказал представитель думского комитета. – Необходимо максимально расширить использование морских портов Крыма для доставки инертных материалов. Также организовать работу с контейнерами, чтобы разгрузить Керченскую переправу. Сегодня получается, что в Крым по морю везут все только «на колесах». Нужно минимизировать перевозки инертных материалов на автомобильных дорогах».

 

Керченской паромной переправой воспользовались 2 млн пассажиров с начала года

Двухмиллионного пассажира паромной переправы встретили в порту Керчи, сообщил министр транспорта Крыма Андрей Безсалов.

«В минувшее воскресенье через переправу проехал двухмиллионный пассажир. Думаю, такими тепами к концу года эта цифра достигнет 2 млн 800 тыс. человек», - сказал он.

Как сообщалось ранее, за весь прошлый год Керченской паромной переправой воспользовались менее 1 млн пассажиров.

Глава Крыма Сергей Аксенов уточнил, что в прошлом году за июль переправой воспользовались чуть более 400 тыс. человек, а в июле этого года их число составило 890 тысяч. В частности, в 2014 году за месяц было переправлено 96 тыс легковых машин и 1,6 тысячи грузовиков, в этом – 193 тыс. легковушек и 15 тыс. большегрузов.

«Мне кажется, динамика и цифры говорят сами за себя. Я считаю, что правительство республики в лице министерства транспорта Крыма с задачей, поставленной министерством (транспорта) страны в части обеспечения качественной работы Керченской переправы, справилось», - добавил Аксенов.

По официальным данным, ежедневно через пролив переправляются порядка 30 тыс. человек (около 20 тыс. ежедневно приезжают в Крым, 10 тыс. – уезжают). По нему курсируют 12 пассажирских и грузовых паромов. Рекорд был установлен 21 июля. Тогда за день было перевезено 35,6 тыс. пассажиров и 11,5 тыс. легковых машин.

Время ожидания в очереди на переправе для людей, которые купили билет на месте, составляет порядка 5 часов, для тех, кто воспользовался электронными билетами – 2 часа. Грузовики ждут от 5 до 12 часов.

Основная часть туристов в этом году предпочитает добираться в Крым на самолете. Ожидается, что аэропорт Симферополя всего за год обслужит не менее 4 млн человек. Двухмиллионного пассажира в нем торжественного встретили 15 июля.

 

Возобновляется паромное сообщение Севастополь – Новороссийск

Паромное сообщение между Севастополем и Новороссийском будет возобновлено. В Севастопольский морской порт прибыл паром Kriti 1 греческой компании Anek Lines.

По словам губернатора Сергея Меняйло скоро он и еще один аналогичный паром выйдут на линию.

«Их арендуют транспортные компании, которым интересна экономика и логистика доставок сюда грузов. Сейчас мы заключаем договор с арендаторами. Грузоподъемность этого парома выше, чем того, который работал зимой. Он может взять до 200 машин» – сказал Меняйло.

По его словам, паром будет причаливать как в Севастопольской, так и в Камышовой бухте в зависимости от грузов, которые он будет привозить.

Паромный маршрут Новороссийск – Севастополь – Новороссийск работал с октября 2014 по февраль 2015 года. Паром «Петербург», вмещающий 95 грузовых машин, совершал до 10 рейсов в месяц.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

В измененной Морской доктрине преференции на строительство кораблей будут у национальных верфей

Военные корабли и суда должны строиться преимущественно на отечественных верфях, говорится в Морской доктрине РФ, изменения в которую были утверждены в воскресенье президентом Владимиром Путиным.

«Главными направлениями национальной морской политики в области национального судостроения являются: обеспечение строительства военных кораблей и судов, объектов гражданской морской техники для госнужд преимущественно на отечественных верфях с их насыщением комплектующим оборудованием отечественного производства», - говорится в документе.

Там подчеркивается необходимость «содействия максимальному размещению заказов отечественных потребителей морской техники на национальных верфях».

Для достижения поставленных целей в этой сфере ставятся задачи: «сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями судостроения, обеспечение технологической независимости РФ в области кораблестроения и военно-морской техники в соответствии с госпрограммой вооружения».

 

Минфин предложил не задействовать ФНБ в проекте «Звезда»

Схема финансирования проекта создания судостроительного комплекса «Звезда», под который «Роснефть» хотела привлечь средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), может кардинально поменяться.

Как сообщил отраслевой источник и подтвердил источник в одном из ведомств, на прошлой неделе министр финансов РФ Антон Силуанов направил главе государства письмо с предложением не задействовать в проекте средства ФНБ: во-первых, из-за ограниченности этого ресурса, во-вторых – из-за коммерческой привлекательности судостроительного комплекса (его IRR близок к 30%).

Согласно предложениям Минфина, четверть стоимости проекта может покрыть его инициатор – ЗАО «Современные технологии судостроения», выделив порядка 36 млрд рублей с учетом реинвестирования полученной прибыли. Небольшую часть расходов возьмет на себя федеральный бюджет – по 1 млрд рублей в 2016-2018 годах в рамках госпрограммы развития судостроения и техники для шельфовых проектов (в виде субсидий на проценты по кредитам).

Ключевым инвестором, согласно предложениям Минфина, должен стать госхолдинг «Роснефтегаз», совет директоров которого возглавляет президент «Роснефти» Игорь Сечин. Главные активы «Роснефтегаза» – 69,5% акций «Роснефти», около 11% «Газпрома» и 27,6% «Интер РАО». Аккумулируя на протяжении многих лет дивиденды на акции «Роснефти» и «Газпрома», «Роснефтегаз» стал обладателем огромной подушки ликвидности, о путях расходования которой в правительстве идут постоянные споры.

Минфин считает, что «Роснефтегаз» может вложить не менее 50 млрд рублей в капитал ЗАО «Современные технологии судостроения», покрыв тем самым примерно треть затрат на проект, сообщил источник.

Остальные 56 млрд рублей (общая стоимость проекта – 145,5 млрд рублей) предлагается привлечь в банках и негосударственных пенсионных фондах (НПФ) под госгарантии. Силуанов пишет, что предварительно такая возможность прорабатывалась, в частности, с Газпромбанком, а также пенсионными фондами Сбербанка и ВТБ. НПФ готовы финансировать «Звезду» по ставке инфляция + 3 процентных пункта.

В «Роснефти» не комментируют эту информацию. Источник в компании отметил, что процесс обсуждения выделения средств на финансирование проекта «Звезда» продолжается, окончательного решения нет, а изложенные в письме предложения – «пока только позиция Минфина».

Как сообщалось, «Роснефть» подала заявку на выделение из ФНБ 89 млрд рублей на проект. Помимо средств ФНБ планируется получение государственной поддержки в виде возмещения процентов по кредитам на строительство верфи в размере 5,6 млрд рублей, а также использование собственных и заемных средств.

Предполагается, что комплекс станет основным поставщиком техники для шельфовой добычи. На СК «Звезда» должно быть обеспечено строительство крупнотоннажных судов, включая танкеры и танкеры-газовозы высокого ледового класса и буровых платформ различных типов. «Роснефть» планирует реализовать проект с «Объединенной судостроительной корпорацией» и Газпромбанком.

«Необходимость государственной поддержки СК «Звезда» вызвана высочайшей важностью проекта и его значением для страны в рамках реализации стратегической задачи по импортозамещению производства судов и сложной морской техники, остро необходимых для развития российских шельфовых проектов. Реализация данного проекта позволит сформировать новый промышленный кластер на Дальнем Востоке России и будет иметь значительный мультипликативный эффект для целого ряда смежных отраслей», – отмечала ранее «Роснефть» на своем сайте.

В июне Сечин в интервью «России 24» говорил, что «Роснефть» могла бы ограничиться привлечением средств ФНБ только на судоверфь «Звезда».

«Мы понимаем, что в условиях кризиса не стоит рассчитывать на значительные объемы средств из ФНБ. Мы попросили на судоверфь «Звезда» и на этом могли бы ограничиться»,- сказал он.

 

Хабаровские судостроители будут строить рыболовецкие и маломерные суда

Хабаровский судостроительный завод займется производством рыболовецких и маломерных судов. Об этом сообщили в пресс-службе правительства региона по итогам встречи президента Объединенной судостроительной компании Алексея Рахманова и губернатора Вячеслава Шпорта.

«Стороны пришли к выводу, что выпуск рыболовецких и маломерных судов может стать перспективным направлением производства на Хабаровском судостроительном заводе», – сказали в пресс-службе. Во вторник Алексей Рахманов и Вячеслав Шпорт посетили Амурский (Комсомольск-на-Амуре) и Хабаровский судостроительные заводы. Президент ОСК знакомился с загрузкой предприятий, графиком выполнения заказов и беседовал с директорам заводов о финансовом положении.

В ходе встречи с губернатором также была достигнута договоренность о строительстве в Комсмольске-на-Амуре дома для судостроителей на условиях софинансирования и корпоративной ипотеки, где по 15% стоимости жилья оплатят ОСК и краевой бюджет.

В первом полугодии 2015 года судостроительная отрасль края в два раза увеличила объемы производства по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. На ХСЗ впервые за 15 лет было сдано скоростное судно-глиссер для речных пассажирских перевозок, на АСЗ спущен на воду первый корвет серии 20380, строится второй и заложен третий. Контракты заключены на 4 корвета, с возможностью опциона еще на два.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

ГУП «Крымские морские порты»: Для загрузки портов Крыма надо создать накопительные площадки в городах Юга России

Для загрузки портов Крыма надо создать накопительные площадки в узловых городах Юга России, таких как Ростов-на-Дону. Об этом заявил генеральный директор ГУП РК «Крымские морские порты» Андрей Васюта выступая на Втором Крымском транспортном форуме, который прошел 25-26 июня 2015 года в Алуште, пишет ИА «Морвести.Ру».

Докладчик в своем выступлении отметил, что сегодня порты Крыма можно отнести к Азово-Донскому бассейну РФ только юридически или географически. «В логистическую схему бассейна они сегодня не входят», – подчеркнул портовик.

«На форуме говорили о создании накопительных площадок в Ростове-на-Дону, других портах черноморского бассейна. Мы сами не можем повлиять на этот процесс, но запустить его очень важно. Перспективно снимать грузы с паромов и перевозить их судами, а создание накопительных площадок в этом деле поможет», – добавил Андрей Васюта.

Глава крымского монополиста перечислил проблемы, которые стоят перед портами полуострова: «Первая – изношенность основных фондов, уровень износа составляет более 99%. Далее несколько поспешно осуществлено применение всех норм федерального законодательства России на территории Крыма и не учтена местная специфика. Сейчас в Крыму заметно больше чем в остальной России требуется времени на получение различных документов, лицензий, оформления прав собственности. Также предприятию досталось от Украины весьма устаревшая управленческая структура и колоссальный избыточный штат, не оптимизированная филиальная сеть».

«Если решение внутренних проблем является нашей зоной ответственности, то устранение внешних факторов может занять неопределенный и длительный срок. Разрыв традиционных грузопотоков является для нас основной проблемой. Транзитный поток будет восстановлен по окончанию строительства транспортного перехода между Крымом и материком. Санкции могут быть очень длительными, поэтому имеет смысл выстраивать экономические отношения со странами, не поддержавшими введение санкций. Это бассейн Каспийского моря, Юго-Восточная Азия, Черноморский бассейн», – продолжил Андрей Васюта.

«Пример – турецкий паром, который начал ходить по маршруту Евпатория – Зонгулдак. Сначала он совершал два рейса в месяц, сегодня – уже 8-9 рейсов. Более того турки собираются поставить на линию паром большего тоннажа. Вот так с нуля появился грузопоток», – привел пример гендиректор предприятия.

 

Правительство может распространить режим свободного порта на другие порты ДФО

Правительство рассматривает возможность распространения режима свободного порта на другие порты Дальнего Востока, заявил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

В настоящее время такой режим работает для порта Владивостока.

«На совещании у президента этот вопрос поднимался. И сегодня правительство прорабатывает возможность распространения режима свободного порта на иные порты Дальнего Востока. Мы над этим работаем», - сказал Галушка.

Президент Владимир Путин 14 июля подписал закон о создании свободного порта Владивосток. Документ вступит в силу 12 сентября. Свободный порт будет включать все морские порты юга Приморского края, аэропорт Кневичи и участки железной дороги. По оценке разработчиков закона, свободный порт позволит трудоустроить почти полмиллиона человек к 2034 году и увеличить валовой региональный продукт Приморья до 1 трлн 106 млрд рублей к 2021 году.

 

ФСТ: Завышенные тарифы портов Крыма вызваны почти полным отсутствием работ

Завышенные тарифы портов Крыма вызваны почти полным отсутствием объема работ и поэтому еще долго будут неудобны для пользователей. Об этом заявил Андрей Хвостунков, заместитель начальника управления регулирования транспорта ФСТ России, выступая на Втором Крымском транспортном форуме, который прошел 25-26 июня 2015 года в Алуште, пишет ИА «Морвести.Ру».

«За последний год все субъекты крымского транспорта были включены в реестр монополий, и тарифы по ним устанавливает ФСТ», – сообщил выступавший на форуме Алексей Софронов, заместитель начальника отдела реформирования транспорта и связи департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития.

«Проблемы портов Крыма во многом вызваны почти полным отсутствием объема работ, – сообщил представитель ФСТ Андрей Хвостунков.

«Сегодня уже заканчиваем некий набросок уровня ставок в морских портах республики Крым. Но не уверен, что они будут удобны для пользователей. Сегодня ставки в Крыму почти в 10 раз выше средних по России, и снизить их будет сложно», – сказал Андрей Хвостунков.

 

Хабаровский край готов создать ТОР в Советско-Гаванско-Ванинском транспортном узле

Власти Хабаровского края предлагают создать в регионе еще две территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) – в Верхнебуреинском районе и Советско-Гаванско-Ванинском транспортном узле. Об этом сообщил первый зампредседателя правительства региона по территориальной, промышленной и инвестиционной политике Николай Брусникин на совещании по развитию ТОР «Хабаровск».

Две такие территории в крае уже созданы, в среду было подписано первое соглашение между Минвостокразвития, краевыми и местными властями по ТОР «Хабаровск» (33 млрд рублей инвестиций), в четверг - будет подписано в Комсмольске-на-Амуре (одноименный ТОР с 11 млрд инвестиций).

«Нами ведется работа по созданию ТОР на новых площадках, в частности, в Верхнебуреинском районе, где планируется разместить производство из ПВХ-профиля, асфальтобетонный завод, завод по производству железобетонных изделий. Отдельно хочу остановиться на создании территории опережающего развития в Советско- Гаванско-Ванинском транспортном узле – в портах Ванино и Совгавань», – отметил Брусникин.

«Нам было бы важно, чтобы здесь была и современная портовая особая экономическая зона, и ТОР, которая специализируется на стивидорских услугах (погрузке- разгрузке судов - прим.) и рыбопереработке», – отметил зампред правительства Хабаровского края. По его словам, краевые власти уже подготовили перечень проектов для такой портовой ТОР. «Зона портов Ванино и Советская Гавань имеет огромный потенциал развития, который еще не раскрыт», – считает Брусникин.

Он обратился к министру по развитию Дальнего Востока Александру Галушке за содействием в расширении портовой особой экономической зоны в Советской Гавани до порта Ванино. Документ об этом до сих пор не подписан. Зампред краевого правительства напомнил, что создание в двух портах единой опережающей территории уже было признано перспективным на правительственной подкомиссии.

Портовая особая экономическая зона в Советской Гавани была создана постановлением правительства РФ в конце 2009 года. Проект реализуется за счет средств федерального бюджета (3,15 млрд рублей), бюджета Хабаровского края (593 млн рублей) и внебюджетных источников. Через Ванино – Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел на побережье Татарского пролива, в бухтах Ванино, Мучке, заливе Советская Гавань проходит до 10 млн тонн грузов в год, а к 2020 году этот объем должен увеличиться до 100 млн тонн.

 

Морские порты Украины сохраняют рост, но теряют экспорт

Грузооборот морских портов Украины за полугодие увеличился на 2,7%, однако доминирующий по объемам экспорт снизился на 2,8%, говорится в материалах Мининфраструктуры республики.

Всего переработано 71,6 млн т грузов (на 2 млн меньше, чем годом ранее), в т.ч. 49,3 млн т экспортных (-1,5 млн т соответственно). Спад экспорта обусловил целый ряд ключевых для портов номенклатур; среди наиболее утративших объемы – уголь (снижение перевалки на экспорт на 21%), кокс (-45%), нефтепродукты (-31%), удобрения (-22%), растительное масло (-13%).

Заметное снижение - у экспорта черных металлов: прокат – -13%; чугун - -33%. Фактически, поддержку экспорту оказали отдельные позиции – зерно (+15%), железорудное сырье (+41%).

Продолжается снижение транзита через порты – спад полугодия составил 17%, с 11,8 до 9,7 млн т. Сократились объемы нефтепродуктов, тропических пищевых масел, жидких химгрузов, зерна, черных металлов. В то же время обозначился рост транзита сырой нефти и угля.

Активный рост демонстрируют две составляющие – импорт и каботаж. Так, перевалка импортных грузов повысилась в 1,4 раза; факторы роста – нефтепродукты, уголь, руда, строительные материалы. Перевалка грузов внутреннего сообщения (каботаж) возросла десятикратно - с 0,3 до 3 млн т. Здесь рост обусловили зерно, а также грузопотоки предприятий востока Украины – уголь, руда, черные металлы.

 

РЫБОЛОВСТВО

Трутнев: Часть квот на вылов рыбы надо давать под строительство судов и предприятий по переработке

Часть квот на вылов рыбы необходимо давать под строительство перерабатывающих мощностей и новых судов, жестко спрашивая за результаты строительства. Такое мнение высказал в интервью заместитель председателя правительства, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

По его словам, так называемые «квоты под киль» (под строительство новых судов – прим.) имеют право на существование только в том случае, если параллельно государство будет создавать институты поддержки судостроения.

«Если мы сейчас рыбакам скажем: постройте суда в России, они нам зададут простой вопрос: а вы нам не скажете, где? Если прийти судостроительную компанию Кореи, тебе дадут несколько типов судов, ткнешь пальцем, тебе сразу скажут цену, сроки – все понятно. Наши судостроители сейчас довольно странно ведут себя. Они говорят: мы тебе, конечно, это судно построим, но какое тебе надо? Нарисуй! Сейчас мы по нему проект начнем разрабатывать», – объяснил Трутнев.

Полпред президента в ДФО считает, что рыболовецкие предприятия не могут и не должны вместе с судостроителями экспериментировать, разрабатывая проект рыбопромыслового или рефрижераторного судна. «Эти риски государство должно взять на себя. Рыбацкий флот относится к технологически сложным», - говорит чиновник.

Вице-премьер не исключил, что программа рыбопромыслового судостроения может быть разработана по итогам заседания президиума Госсовета по проблемам рыбной отрасли, запланированного на начало осени.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Медведев отметил эффект инвестиций в железные дороги для роста ВВП

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил эффект для роста ВВП от инвестиций, направленных на развитие железных дорог.

«Инвестиции в железнодорожную инфраструктуру дают значительный эффект для роста ВВП, служат развитию таких стратегически важных регионов, как Сибирь и Дальний Восток, а также модернизации профильного машиностроения», – заявил он в поздравлении работникам и ветеранам отрасли в связи с профессиональным праздником.

«Железные дороги без преувеличения являются символом единства России. И все, кто посвятил свою жизнь работе в этой сфере: путейцы и машинисты, инженеры и диспетчеры, связисты и проводники, – заслуживают самого большого уважения, – подчеркивается в послании Медведева, опубликованном на сайте правительства. – От вашего труда зависит не только четкое и бесперебойное движение поездов, надежная перевозка грузов, но и безопасность миллионов людей».

Премьер напомнил слова первого министра путей сообщения Павла Мельникова, который отмечал, что климат России и ее пространства делают железные дороги особенно важными для нашего Отечества. «История подтвердила верность его слов, как и то, что железнодорожный транспорт стал одной из главных отраслей национальной экономики», – уверен Медведев.

Он добавил, что в отрасли работает около 1,5 млн человек. «Уверен, что такой огромный коллектив, опираясь на трудовые традиции, профессионализм и опыт, сможет добиться новых результатов. Желаю вам здоровья, успехов и всего самого доброго», - заключил глава кабмина.

 

РЖД прогнозируют снижение погрузки в июле на 0,5% против ожидаемых 2,3% и на 0,6% – в августе

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) прогнозирует, что снижение погрузки по итогам июля 2015 года составит менее 0,5%. Об этом говорится в сообщении компании по итогам селекторного совещания, на котором президент РЖД Владимир Якунин подвел итоги работы холдинга за июль и семь месяцев 2015 года.

«По оперативным данным, среднесуточная погрузка в июле составит более 3 млн 310 тыс тонн. Таким образом, снижение к уровню июля 2014 года будет менее чем на 0,5%», - говорится в сообщении.

«По августу мы запланировали, что выйдем на 0,6% по погрузке ниже, чем по прошлому году (августу), это лучше, чем предполагалось», - сказал Якунин.

Наибольшее снижение погрузки произошло по черным металлам (-6,6%), цементу (-9,8%), лому черных металлов (-18,5%). При этом положительная динамика обеспечена по погрузке нефтяных грузов (+2%), удобрений (+10%), железной (+3,5%) и цветной (+6 %) руды.

При этом за январь-июль погружено более 691 млн тонн грузов, что на 1,6% ниже, чем за аналогичный период 2014 года.

Как ранее сообщала глава Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦСТО) РЖД Елена Кунаева, РЖД допускали падение погрузки в июле на 1% вместо ранее ожидаемых 2,3%.

По ее словам, основными факторами, повлиявшими на этот показатель, стали улучшение динамики перевозки стройматериалов, нефти и нефтепродуктов, а также снижение темпов речной навигации.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ