Бюллетень новостей №26 (136) с 4 по 10 июля 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №26 (136) с 4 по 10 июля 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Путин поддержал идею общетранспортной системы ШОС с использованием потенциала БАМа и Транссиба

Президент России Владимир Путин считает перспективной идею создания общетранспортной системы ШОС с использованием потенциала Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.

«На наш взгляд, имеет перспективу формирование общетранспортной системы ШОС, в том числе с использованием транзитного потенциала Транссиба и БАМа в России», – отметил глава государства на расширенном заседании Совета глав стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества.

Кроме того, Путин считает важным «наполнить конкретными задачами деятельность Энергетического клуба ШОС». По словам президента РФ, главы государств приветствуют активную кооперацию бизнес-сообществ наших стран. «И важную роль здесь призвал сыграть Деловой совет Организации», – считает российский лидер.

 

Совет ИМО избрал представителя Кореи Ки-так Лима новым генсеком организации

С 29 июня по 3 июля 2015 г. в Лондоне в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) состоялась 114-я сессия Совета ИМО. В ходе сессии прошли выборы нового генерального секретаря ИМО.

Претендентами на этот пост выступили представители 6 стран: Россия (В. Клюев), Кипр (А. Хрисостому), Дания (А. Нордсет), Кения (Д. Шиунду), Филиппины (М. Меджио), Республика Корея (К. Лим). В финальном туре голосований больше всех голосов набрал представитель Республики Корея Ки-так Лим. Утверждение К. Лима в качестве главы ИМО состоится в ходе 29-ой сессии Ассамблеи ИМО (23.11 – 2.12. 2015 г.), а вступление его в должность произойдет в январе 2016 г.

На сессии был утвержден бюджет ИМО на 2016-2017 гг. в размере 92,8 млн. фунтов. Общий размер взносов стран-членов ИМО в регулярный бюджет не увеличивается и составит 60,23 млн. фунтов.

Совет одобрил направления работы по пересмотру стратегического плана ИМО. В частности, будут пересматриваться такие разделы стратегического плана, как тенденции, новые события, задачи. Секретариат ИМО распространит циркулярное письмо с призывом к странам, правительственным и неправительственным организациям представлять предложения по этим вопросам. Первое заседание рабочей группы для рассмотрения предложений состоится накануне весенней сессии Совета в 2016 г.

Совет одобрил также внесение некоторых изменений в раздел Стратегического плана «Стратегические направления». Секретариат подготовит проект соответствующих изменений к 28-ой внеочередной сессии Совета.

Работа будет организована таким образом, чтобы обновленные элементы уже использовались для составления Стратегического плана на 2018-2019 гг.

28-ая внеочередная сессия Совета ИМО пройдет 19-20 ноября 2015 г. и 115-ая сессия Совета состоится сразу же после 29-ой сессии Ассамблеи ИМО 3 декабря 2015 г.

 

Соколов: РФ рассматривает организацию паромных перевозок с Ираном

Российское правительство рассматривает организацию грузовых паромных перевозок через Каспийское море в Иран после снятия санкций с этой страны. Об этом заявил министр транспорта Максим Соколов на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

«Здесь возможны и паромные перевозки. Я как раз аккуратно затронул развитие инфраструктуры (в ходе переговоров на саммите) в этом направлении, на Каспийском берегу», – заявил Соколов.

Министр добавил, что грузы из Ирана могли бы доставляться в порт Оля в Астраханской области, который заработал в полном объеме в прошлом году, или вверх по Волге до нового мультимодального логистического комплекса в Свияжске в Татарстане.

Соколов сказал, что прикаспийские регионы, особенно Астраханская область, заинтересованы в развитии торговли с Ираном, однако этому развитию мешают санкции, наложенные на Иран из-за ядерной программы.

Постепенное снятие санкций ожидается после достижения соглашения на переговорах между Ираном и странами «шестерки», состоящей из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии.

«Основная проблема все-таки не в транспортной, а политической плоскости», – отметил Соколов.

«Поэтому ключевым вопросом является не инфраструктура, а снятие санкций с Ирана, и тогда уже транспорт, как сфера услуг, будет обслуживать возрастающие грузовые, да и пассажирские потоки», - резюмировал министр.

 

ФАС до конца августа возобновит дело о сговоре на рынке контейнерных перевозок России и КНР

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России подозревает ряд морских перевозчиков контейнерных грузов России и Китая в сговоре при установлении ставок на контейнеры, сообщил замглавы ведомства Александр Кинёв.

По его словам, в настоящее время одно из крупных дел связано с морскими контейнерными перевозками.

«Это глобальный рынок: основной маршрут движения контейнеров из Юго-Восточной Азии, из Китая в Европу через порт Санкт-Петербурга. Мы подозреваем контейнерных перевозчиков в том, что они единовременно на одну и ту же величину повышают ставки фрахта на контейнеры», – сказал Кинёв.

Он отметил, что аналогичное расследование ведет антимонопольный орган Китая, с которым ФАС находится в постоянном взаимодействии.

«Предполагается, что летом, в ближайшие недели, это дело вступит в завершающую стадию. Мы ждали документы из Китая, получили их. Расследование дела будет возобновлено», - сказал замглавы ФАС.

Как ранее сообщалось, ФАС возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении российских агентов крупнейших океанских контейнерных перевозчиков в конце 2013 года. Среди нарушителей закона – ЗАО «Маэрск» (агент компании Maersk), ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» (агент MSC), ООО «СиЭмЭй СиДжиЭм Русь» (агент CMA-CGM), ООО «АПЛ СНГ» (агент APL, входит в сингапурскую Neptune Orient Lines), ООО «К» Лайн РУС» (агент «K» Line Europe, входит в японскую Kawasaki Kisen Kaisha), ООО «НИК Лайн Рус» (агент японской NYK LINE), ООО «Оу-Оу-Си-Эл Раша Лимитед» (агент американской OOCL), ООО «Чайна Шиппинг Эйдженси Раша», ООО «Хендэ Мерчант Марин СНГ» (агент Hyundai Merchant Marine, Южная Корея), ЗАО «ЗИМ РАША» (агент ZIM), ООО «КОСКО РАША» (агент COSCO, Китай) и других крупнейших судоходных компаний.

Основанием для возбуждения дела послужили материалы, полученные в ходе нескольких десятков внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов, в том числе российских агентов океанских контейнерных перевозчиков.

Проблема ценового сговора крупнейших судоходных компаний существует давно, но решить ее оказалось не под силу даже европейским и американским антимонопольным органам.

 

Минпромторг предлагает обновлять флот через докапитализацию лизинговых компаний

Министерство промышленности и торговли предлагает стимулировать обновление гражданского флота через докапитализацию лизинговых компаний и последующее оформление льготных ставок операционного лизинга.

В частности, на 2016 год министерство предлагает выделить на докапитализацию около 3,5 млрд рублей. Об этом сообщил по итогам заседания межведомственной рабочей группы по импортозамещению министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

«У нас флот гражданский, пассажирский, устаревает, особенно если ведем речь о речном. На сегодняшний день мы подготовили и реализуем решения в части субсидирования наших лизинговых и транспортных компаний по кредитам, а также по лизинговым ставкам», – сказал он.

По его словам, в части пассажирских судов министерство готовит предложение по докапитализации лизинговых компаний. «Мы сейчас рассматриваем разные варианты, какую из лизинговых компаний использовать в этой части, чтобы в дальнейшем сдавать в операционный лизинг суда на льготных условиях», - отметил Мантуров, добавив, что возможен и вариант финансового лизинга. В рамках этой схемы возможно приобретение в лизинг пассажирских и рыболовецких судов.

«Мы исходим из того, что (существует) достаточно длительный срок постройки, поэтому мы на 2016 год рассчитываем на сумму примерно в 3,5 млрд рублей в части доведения таких средств в капитал лизинговых компаний», – сообщил министр.

Также Минпромторг совместно с Минтрансом включает с 2017 года в государственную программу «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» механизм поддержки утилизации речного флота. Сейчас прорабатываются технические параметры механизма, сказал Мантуров. Всего на реализацию этого механизма поддержки на период с 2017 по 2030 год запланировано финансирование в объеме более 10 млрд рублей, добавил он.

 

Госморречнадзора: В нормативной базе для контроля ГТС есть серьезные пробелы

В нормативной базе для контроля состояния и эксплуатации ГТС есть серьезные пробелы, которые осложняют работу контролирующих органов. Об этом заявил Самвел Саркисян, заместитель начальника управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора, выступая на I Международной конференции «Современные технологии и оборудование для судостроения и портов», которая прошла в Санкт-Петербурге 25-26 марта 2015 г. и была организована ИД «Морские вести России».

«Подотчетными Ространснадзору на начало этого года являются 723 судоходных гидротехнических сооружений (ГТС), из них 333 декларируемых. Также мы отвечаем за контроль 1430 морских портовых сооружений и 1120 речных портовых сооружений», – начал представитель Госморречнадзора.

«Серьезной проблемой для контроля ГТС является устаревшая нормативная база. Многие документы были приняты еще в 80-90-е годы, и не учитывают многие современные реалии», – подчеркнул чиновник.

«Имеются в законодательстве непроработанные моменты. Так разрешение на эксплуатацию ГТС выдает Ространснадзор, но это касается судоходных ГТС. В части портовых ГТС нет определения, кто обязан выдавать разрешение. Но в техническом регламенте Минтранса написано, что эксплуатация ГТС должна носить разрешительный характер. Возникает правовой пробел. С этой проблемой мы уже обращались в Минтранс, с просьбой определить порядок подготовки документов и выдачи разрешения на эксплуатацию ГТС», – отметил С. Саркисян.

 

Лидерами по росту дебиторской задолженности по расходам за 2014 год перед государством стали Росморречфлот, Минтранс и Росжелдор

Внутренняя задолженность перед государством, по данным Счетной палаты, растет почти на 30% в год и уже достигла 3,8 трлн руб. Большая часть этой суммы – авансы: деньги потрачены, а результата нет, пишет «РБК» по результатам встречи главы Счетной палаты Татьяны Голиковой и Владимира Путина.

Лидерами по росту дебиторской задолженности по расходам за 2014 год стали Росморречфлот (рост в 4,8 раза, до 25,6 млрд руб.), Минтранс (рост почти в три раза, до 15,4 млрд) и Росжелдор (рост в 2,7 раза, до 39,1 млрд руб. на 1 января 2015 года).

Из материалов аудиторов следует, что причиной задолженности у Росморречфлота стало позднее заключение госконтрактов у подведомственных организаций, Минтранс не следил за своевременным получением подведомственной Ространсмодернизацией положительных заключений Главгосэкспертизы, а задолженность Росжелдора образовалась из средств неиспользованной субсидии на 30 млрд руб. на капремонт инфраструктуры.

Рост объемов незавершенного строительства у Росморречфлота составил 20% в годовом соотношении.

У Росавтодора на 1 января 2015 года - 46 незавершенных строек на 109,8 млрд руб., работы по которым были начаты в 2009 году и ранее, говорится в документах. Из них 20 объектов были начаты в 1990-2000 годах, а по 66-ти объектам ввод в эксплуатацию сдвигался на один-семь лет.

По итогам встречи президент поручил Счетной палате совместно с другими ведомствами выработать механизмы решения проблемы дебиторской задолженности.

Минфин, в свою очередь, предложил сократить число капитальных строек, которые попадают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) без утверждения нужных бумаг, и ужесточить сроки разработки этих документов. Кроме того, министерство предлагает выдавать федеральные субсидии регионам лишь тогда, когда те строят объекты недвижимости, нужные для работы федеральных объектов.

Также Минфин указывает на необходимость механизма возврата целевых взносов в бюджет «в случае недостижения показателей эффективности реализации инвестпроекта». Авансирование контрактов предлагается делать только в тех случаях, «когда аванс снижает издержки заказчика и поставщика по исполнению контракта». А с 2017 года «в целях снижения рисков утраты денежных средств» предлагается на постоянной основе ввести сопровождение контрактов в Федеральном казначействе.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

«Газпром» расторг контракт с Saipem на строительство «Турецкого потока»

100% дочерняя компания «Газпрома» South Stream Transport B.V. в среду проинформировала Saipem S.p.A. о расторжении контракта на строительство первой нитки морского участка газопровода.

В дни, когда трубоукладчик итальянской компании Saipem – Castoro Sei встал на якорь в районе Анапы, откуда он, как ожидалось, начнет строительство «Турецкого потока» – «Газпром» неожиданно расторг контракт на укладку первой нитки газопровода.

Как говорится в сообщении South Stream, «данное решение продиктовано невозможностью достичь соглашения по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта «Турецкий поток». Другие работы по проекту продолжаются, и в ближайшее время South Stream Transport B.V. приступит к переговорам с потенциальными подрядчиками на укладку первой нитки «Турецкого потока».

Начинать стройку было невозможно, ведь переговоры о заключении межправительственного соглашения с Турцией затянулись, а сразу после завершения прокладки первой нитки черноморской магистрали флотилии Saipem предстояло идти к другому заказчику.

В этих условиях «Газпром» возложил всю ответственность на итальянского подрядчика. Известно, что в дополнение контракту на строительные работы «Газпрому» предстоит выплатить Saipem порядка 300 млн долларов за полугодовой простой судов с момента приостановки «Южного потока» и начала реализации «Турецкого». Участники рынка не исключали, что «Газпром» будет стремиться добиться снижения платы за простой судов.

Ранее «Газпром» законтрактовал два трубоукладочных судна компании Saipem – Castoro 6 и Saipem 7000 – для укладки морской части газопровода «Южный поток», от строительства которого Россия отказалась в декабре 2014 года.

Восьмого мая Saipem объявила об обновлении контракта с South Stream Transport о строительстве морской части «Турецкого потока».

 

Улюкаев: «Совкомфлот» с высокой вероятностью не будет приватизирован в 2015 году

«Совкомфлот» с высокой вероятностью не будет приватизирован в 2015 году, хотя доходы от его приватизации были заложены в доходы бюджета на этот год. Об этом сообщил глава МЭР РФ Алексей Улюкаев.

«С высокой степенью вероятности переносим (приватизацию этого актива). Но пока это не окончательное решение», – сказал министр.

Отвечая на вопрос, какие активы могут быть приватизированы в 2016 году, Улюкаев сказал: «У нас традиционные активы - это НМТП, «Совкомфлот», некоторые другие, а также малая приватизация».

В проектировках бюджета на 2016 год заложены доходы от приватизации на уровне 99 млрд рублей. Такая же сумма прописана в действующем законе о бюджете на 2015-2017 годы.

 

Ришат Багаутдинов сохранил пост главы совета директоров Волжского пароходства

Председателем судоходной компании «Волжское пароходство» переизбран Ришат Багаутдинов, говорится в сообщении компании.

Багаутдинов входит в состав совета директоров ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» с 2001 года, с 2003 года он является председателем совета директоров компании.

Волжское пароходство – одна из крупнейших судоходных компаний России, образована в 1843 году. Выполняет грузовые перевозки по рекам и озерам России. Выручка компании в 2014 году составила более 4 млрд руб, что на 12% больше чем годом ранее. По сведениям компании, рост показателей обеспечило увеличение доли экспортных перевозок на 38% до 4 млн тонн.

 

Maersk разместил заказ на поставку девяти контейнеровозов вместимостью по 14 тыс TEU

Maersk Line заказала девять контейнеровозов вместимостью 14 тыс TEU, разместив уже третий заказ на новый тоннаж с начала года, сообщается в пресс-релизе компании.

Это третий заказ но новые суда в рамках инвестиционной программы MaerskLine, объявленной в сентябре 2014 года. Ранее компания разместила заказ на семь фидеров вместимостью 3,600 TEU и одиннадцать ультра-контейнеровозов вместимостью 19,630 TEU. Инвестиционная стратегия Maersk Line предусматривает инвестиции в объеме 15 млрд долларов в строительство и модернизацию судов, контейнеров и другое оборудование.

По словам операционного директора Maersk Line Сорена Тофта, поставившего свою подпись под контрактом, компания впервые применила гибкий подход: проект разработан не под какой-то конкретный трейд, дизайн корпуса не привязан к определенным осадкам или скорости. Таким образом, контейнеровозы можно будет задействовать как на перевозках Восток-Запад, так и на направлении Север - Юг, где требования отличаются, однако на потреблении бункера это не скажется.

Новые 9 контейнеровозов войдут в состав флота Maersk в 2017 году и будут работать под флагом Сингапура.

По данным Alphaliner, по состоянию на сегодня, флот Maersk Line включает 258 собственных судов суммарной вместимостью 1,7 млн TEU и 361 зафрахтованное судно вместимостью 1,4 млн TEU. Портфель заказов линии, без учета опционов, составляет 475 тыс TEU – 15% вместимости существующего флота Maersk.

 

ЕС одобрил сделку CMA CGM по приобретению OPDR

Антимонопольное ведомство ЕС одобрило сделку CMA CGM по покупке OPDR – немецкой судоходной линии - оператора внутиевропейских перевозок, сообщает Journal of Commerce.

При этом регулятор ЕС не поставил никаких дополнительных условий для одобрения сделки, сообщила CMA CGM, которая официально интегрировала OPDR в группу с 1 июля.

CMA CGM приобрела OPDR у группы Bernhard Schulte в ноябре прошлого года. Сумма сделки не сообщалась.

Флот OPDR состоит из пяти судов вместимостью по 698 TEU в собственности, два судна типа Ro-Ro и три зафрахтованных контейнеровоза. Объем перевозок в 2014 году превысил 200 тыс TEU.

OPDR станет дочерней компанией в структуре MacAndrews – британского каботажного перевозчика, приобретенного CMA CGM в 2002 году. Объем перевозок MacAndrews в прошлом году превысил 230 тыс TEU.

 

СУДОХОДСТВО

Китай может стать основным эксплуатантом Севморпути, считает Рогозин

Китай может стать основным эксплуатантом Севморпути, рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин по итогам встречи сопредседателей российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.

«Для китайцев, которые активно пропагандируют идею «Нового Шелкового пути», российский Северный морской путь – это самый быстрый и самый безопасный путь доставки товаров в Европу», – отметил вице-премьер. По его мнению, сейчас важно не упустить транзитные преимущества, которыми обладает Россия.

«Если мы сейчас восстанавливаем наш ледокольный флот, делаем необходимые безопасные ледовые проводки, то китайцы исследуют экономику Севморпути, – считает он. – Если она подтверждает их ожидания, то мы в лице Китая приобретаем наиважнейшего эксплуатанта той услуги транспортной, которой обладает Россия как большая транзитная страна».

Рогозин рассказал, что по Северному морскому пути российским и китайским ведомствам даны конкретные поручения «выехать на место». «По Севморпути китайский караван уже первый прошел, они посмотрели как это работает, – добавил Рогозин. – Сейчас они готовят второй караван».

В настоящий момент открыта работа по линии Минтранса и администрации Севморпути, «которые должны посчитать цифры, позволяющие определить экономическую емкость Северного морского пути, всепогодность и всесезонность при наличии ледокольного флота». «Если мы сами себе это доказываем, доказываем китайцам, другим возможным партнерам, то это обеспечит загрузку Севморпути. Это деньги», – заключил российский вице-премьер.

Китай готов инвестировать в железнодорожную инфраструктуру Севморпути и магистраль Соликамск-Архангельск, добавил вице-премьер

«Обсуждали вопрос привлечения китайских инвестиций к интереснейшему проекту транспортной магистрали из Соликамска в Архангельск, то есть в развитие железнодорожной инфраструктуры в поддержку Северного морского пути», – рассказал вице-премьер. Он добавил, что в плане инфраструктурных инвестиций Китаю интересна и возможность участия в реконструкции аэропортов, в том числе аэропортов «открытого неба», таких как Сочи и Владивосток и работа по модернизации глубоководных портов Северного морского пути.

Кроме того, на встрече с вице-премьером Госсовета КНР Ван Яном обсуждались и вопросы приграничного сотрудничества. «В ближайшее время мы выйдем на подписание документов по созданию погранпереходов должным образом обустроенных, с тем, чтобы они обеспечивали развитие наших приграничных регионов, которые сотрудничают, но прямого транспортного контакта у них нет», - сообщил Рогозин.

 

Ставки на перевозки из Азии в Европу резко выросли благодаря GRI и практике отмены рейсов

Спотовые ставки на ключевом направлении контейнерных перевозок Восток-Запад росли вторую неделю подряд в результате проведенного общего увеличения ставок (GRI) и широко практикуемой отмены рейсов.

Согласно последним значениям шанхайского контейнерного индекса (SCFI), спотовые ставки на трейде Азия-Европа выросли за последнюю неделю на 60% до 879 долларов США за TEU, максимум с 27 февраля.

В середине июня ставка находилась на уровне 205 долларов за TEU и росла примерно на 300 долларов в неделю последние две недели подряд.

Индекс ставок на перевозку контейнеров из Азии в порты Средиземноморья вырос за последнюю неделю на 40% и составил 941 долларов за TEU.

С 1 июля линии провели общее увеличение ставок (General RateIncrease, GRI) на трейде Азия-Европа, которое в среднем составило порядка 1000 долларов за TEU. Значение индекса SCFI показывает, что спотовые ставки выросли по крайней мере на 50% от GRI.

Перевозчики отменили более 50 рейсов, т.е. 10% от общего числа рейсов между Азией и Северной Европой в течение первых шести месяцев года – максимум за весь период мониторинга отрасли, проводимого агентством Alphaliner.

Альянс Ocean Three предпринял беспрецедентный шаг, полностью отменив одну из ниток своего сервиса Азия-Европа в начале пикового сезона, что позволит сократить вместимость на сервисе на 12 тыс TEU.

Альянс 2М Maersk и MSC сократил вместимость судов на одной из шести ниток сервиса Азия-Северная Европа с августа. До тех пор вместимость на сервисе в июле будет превышать 250 тыс TEU.

Индекс ставок на перевозку контейнеров из Азии в порты западного побережья США выросли на 16% до 1,421 долларов за 40-футовый контейнер, но значительно ниже запланированного увеличения с объявленным GRI на уровне 600 долларов и надбавки пикового сезона 400 долларов за FEU.

Ставки до портов восточного побережья выросли на 3% до почти 3000 долларов за FEU. Это, безусловно, самое стабильное направление из всех в рамках трейда Восток- Запад: ставка на сегодняшний день находится на уровне всего на 8% ниже прошлогоднего.

Ставки выросли вдвое даже на самом проблемном направлении перевозок между Азией и Австралией/Новой Зеландией и достигли 428 доллара за TEU. Линии-члены фрахтового соглашения AADA объявили о GRI в объеме 300 долларов за TEU и 600 долларов за FEU с 1 августа на контейнеры, отправляемые с материкового Китая и из Гонконга в Австралию.

 

Совфед одобрил закон, упрощающий морскую перевозку товаров из Калининградской области в регионы России

Совет Федерации одобрил законопроект, упрощающий таможенные проверки на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области.

Нововведение, в частности, облегчит морские перевозки товаров Таможенного союза из Калининградской области в другие регионы России, отмечает издание. Паром из калининградского Балтийска в ленинградскую Усть-Луга следует из одной точки РФ в другую, не заходя в иностранные порты, тем не менее действующие правила обязывают перевозчиков оформлять транзитные декларации. С вступлением законопроекта в силу транспортировать товары по морю станет значительно проще.

Новый закон также позволит резидентам ОЭЗ держать грузы на собственных площадках. Сейчас нерастаможенные иностранные грузы, ввозимые на территорию региона, разрешено хранить только на специализированных складах.

Документ уточняет сроки налоговых каникул особой экономической зоны. Согласно новой норме, что налоговый период начинается с 1 января года, следующего за тем, в котором предприятие было внесено в реестр резидентов ОЭЗ. По мнению представителя Калининградской областной думы в Совете Федерации Николая Власенко, это не только вносит ясность, но и увеличивает время налоговых каникул, что может способствовать привлечению в регион инвестиций.

 

План развития внутреннего водного транспорта разработают для Москвы и области

План мероприятий по развитию внутреннего водного транспорта Московского региона поручено составить по итогам заседания координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области.

Как сообщили в пресс-службе мэра и правительства Москвы, в заседании приняли участие министр транспорта России Максим Соколов, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев, руководители транспортных предприятий.

Министр отметил, что потенциал речных перевозок используется не в полном объеме. По его мнению, внутренние водные пути могут разгрузить существующую сеть автомобильных и железных дорог. «Повышение роли водного транспорта в грузовых и пассажирских перевозках в столичном регионе нужно рассматривать как комплексную задачу, требующую консолидации усилий Минтранса России и органов исполнительной власти Москвы и Московской области», – сказал Соколов.

По итогам обсуждения Дирекции Московского транспортного узла совместно с правительствами Москвы и Подмосковья, Росморречфлотом и ФГБУ «Канал имени Москвы» поручено разработать план мероприятий по развитию внутреннего водного транспорта. При этом особое внимание необходимо сосредоточить на решении вопросов, связанных с повышением уровня безопасности, переключении грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт, устранением лимитирующих участков на внутренних водных путях, созданием необходимой инфраструктуры для обслуживания пассажирского флота, а также с развитием внутригородских и пригородных пассажирских перевозок.

Участники заседания также рассмотрели ход исполнения мероприятий программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года с определением мероприятий, связанных с расширением территории Москвы.

Соколов отметил, что программа является базовым документом, определяющим развитие транспортного комплекса столичного региона. «Дирекция Московского транспортного узла» актуализировала мероприятия программы по состоянию на 31 декабря 2014 г. По словам министра, ежегодная актуализация обусловлена корректировками инвестиционных программ разных уровней, структура же мероприятий программы осталась прежней.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

ВМФ России получит в этом году 10 крупных кораблей и 40 кораблей других классов

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, подводя итоги Международного военно-морского салона «МВМС - 2015», рассказал о ходе реализации госпрограммы по кораблестроению, сообщил представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВМФ, капитан 1 ранга Игорь Дыгало.

«Посетители и участники салона могли ознакомиться с проектом эскадренного миноносца нового поколения (проект «Лидер»), строительство которого планируется начать с 2018 года. Этот эсминец существенно усилит возможности ВМФ при выполнении задач в дальней морской зоне и будет оснащен самым современным радиотехническим вооружением, новым высокоточным оружием и обладать блестящими маневренными характеристиками», – заявил Чирков.

Главком ВМФ, также сообщил, что «после 2020 года планируется строительство и оснащение флота новыми большими десантными кораблями, обладающими большей десантовместимостью и возможностью нести на борту несколько вертолетов. Следующим этапом может стать строительство вертолетоносцев, аванпроекты которых мы также изучаем».

«Для ВМФ будут строиться атомные подводные лодки 5-го поколения, которые уже проектируются. Что касается серии стратегических атомных подводных лодок проекта «Борей», то все лучшие технические решения, заложенные в эту строящуюся серию, найдут свое дальнейшее развитие в еще более новых поколениях АПЛ. Атомный подводный флот – приоритет в кораблестроительной программе», – проинформировал Чирков.

Касаясь модернизации надводных кораблей, главком ВМФ напомнил, что «в 2018 году завершится модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». По всем показателям это будет практически новый корабль, который будет составлять основу любой группировки в дальней морской зоне. После возвращения его в строй, модернизацию пройдет тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

По словам В.Чиркова «МВМС-2015» показал интерес иностранных коллег к российским разработкам. В частности полезными и конструктивными он назвал встречи с командующими и делегациями Саудовской Аравии, Ирана, ЮАР, Танзании, Бангладеш, Пакистана, Бахрейна, Алжира, Азербайджана, Казахстана и других стран.

«У причалов салона мы не можем по условиям Балтийского моря демонстрировать атомные лодки. Но все знают, что они у нас есть. Большие надводные корабли, такие как фрегаты проекта 1135.6 проходят испытания и выполняют задачи в море. Их можно будет увидеть на Черноморском флоте. Мы не стоим на месте. 10 крупных кораблей (включая подводные лодки) и еще 40 кораблей других классов, катеров и судов обеспечения ВМФ получит в этом году», – проинформировал главком ВМФ.

 

Минвостокразвития рассказало о рисках разработанного «Роснефтью» проекта «Звезда»

Минвостокразвития видит потенциальные риски проекта по созданию судостроительного комплекса «Звезда», обоснование которого разработала «Роснефть» для получения средств ФНБ.

Министерство считает, что перспективные потребности потенциальных заказчиков в судах и морской технике, на основании которых сформирована производственная программа проекта, носят предварительный характер и периодически уточняются, сообщил источник в одном из ведомств.

Кроме того, представленные финансовая модель и бизнес-план разработаны без учета финансирования необходимой инфраструктуры, сообщило Минвостокразвития в письме в Минэкономразвития.

По информации «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» (ДЦСС, дочернее предприятие ОСК), куда входит верфь «Звезда», предварительная потребность в финансировании строительства этой инфраструктуры составляет 27,6 млрд руб., из которых 19,7 млрд руб. приходится на жилье и соцобъекты.

В то же время на совещаниях у президента и в правительстве отмечалось, что инвестиции в инфраструктуру не должны быть дополнительной нагрузкой на организаторов проекта, а будет целесообразно осуществить их за счет инвестпрограмм субъектов естественных монополий: «Газпрома», «Транснефти», «ФСК ЕЭС» и «РЖД». Помимо этого их могут финансировать за счет федеральных и региональных программ, цитирует собеседник «Интерфакса» письмо врио гендиректора ДЦСС Владимира Цыбина в Минвостокразвития.

Однако на данный момент источники финансирования для создания инженерной и социнфрастуктуры, необходимой для реализации проекта, не определены, констатировал Цыбин.

Общая стоимость создания судостроительного комплекса «Звезда» на период 2010-2024 гг. оценивается в 145,5 млрд руб., включая ранее понесенные расходы в 21,1 млрд руб. «Роснефть» подала заявку на выделение из ФНБ 89 млрд рублей. Помимо средств ФНБ планируется получение государственной поддержки в виде возмещения процентов по кредитам на строительство верфи в размере 5,6 млрд руб., а также использование собственных и заемных средств.

Предполагается, что комплекс станет основным поставщиком техники для шельфовой добычи. Согласно материалам, на СК «Звезда» будет обеспечено строительство крупнотоннажных судов, включая танкеры и танкеры-газовозы высокого ледового класса и буровых платформ различных типов. Строительство СК будет окажет непосредственное влияние на реализацию проектов нефтегазовых компаний при освоении шельфовых месторождений в Арктической зоне.

«Роснефть» планирует реализовать проект с ОСК и Газпромбанком.

 

Три первых российских танкера-газовоза построят на верфях ОСК по заказу «СПГ-Горская»

ООО «СПГ-Горская», оператор строительства комплекса по производству сжиженного газа в Санкт-Петербурге, подписало контракт с АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) на строительство первых в России трех СПГ-бункеровщиков.

Согласно подписанному документу, корпорация построит три бункеровщика-газовоза вместимостью 7300 куб. м., каждый. Стоимость контракта 5,67 млрд рублей. Срок строительства танкеров 22 месяца. Контракт предусматривает также опцион еще на шесть бункеровщиков-газовозов.

Для ОСК постройка СПГ-бункеровщиков означает выход на новый перспективный рынок высокотехнологичных судов. Это уникальный проект, позволяющий впервые в России реализовать ряд инновационных решений, таких, например, как оборудование судовых танков по мембранной технологии хранения сжиженного газа Марк III компании GTT. Отработка данной технологии на судах-бункеровщиках позволит в дальнейшем уверенно строить и газовозы гиганты для мегапроектов.

С 1 января 2015 года по решению МАРПОЛ в регионе Балтийского моря изменились условия использования судового топлива. Новые требования призваны значительно снизить вредную нагрузку от судовых двигателей на морскую среду. Традиционные мазут и высокосернистый дизель без дополнительной системы очистки запрещены к эксплуатации. В качестве топлива также рекомендован сжиженный газ. Он дешевле и гораздо чище, чем низкосернистый дизель, так называемое MGO. Комплекс «СПГ-Горская», в целом, как производитель СПГ и танкеры-газовозы, в частности, позволят российским и зарубежным судовладельцам соблюсти экологическое законодательство и сократить расходы на бункеровку судов.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Российский экспорт светлых нефтепродуктов переориентируют с Балтики на черноморские порты

Экспортные потоки российских светлых нефтепродуктов будет переориентированы с Балтики на черноморские порты.

Мощности по перевалке нефтеналивных грузов российских портов Азово-Черноморского бассейна составляют сейчас около 165 млн тонн в год, уступая лишь балтийским (188 млн тонн), но имеют хорошие перспективы развития, отмечает издание. Так, в I квартале текущего года здесь произошел скачок отгрузки на экспорт до 23,7 млн тонн против 17,8 и 18,5 млн соответственно за первые три месяца 2013 и 2014 годов.

Как сообщил гендиректор Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Султан Батов, на фоне некоторого снижения объемов перевалки сырой нефти порт планирует обеспечивать положительную динамику перевалки углеводородов – за счет роста объемов отгрузки продуктов переработки нефти. В нынешнем году НМТП планирует перевалить почти 20 млн тонн нефтепродуктов, а к 2020 году – 30 млн тонн. Рост объемов налива в порту произойдет на перевалочном комплекса (ПК) «Шесхарис» (всего в НМТП три наливных терминала) благодаря проводимой там модернизации и техническому перевооружению.

«Комплексная реконструкция ПК «Шесхарис» с учетом реализации проекта «Юг» обеспечит выполнение поручения президента РФ по перенаправлению экспортных поставок дизельного топлива российского производства с зарубежных портов в порты России, а также позволит осуществлять перевалку нефти и нефтепродуктов (дизельное топливо, мазут, бензин) суммарным объемом более 40 млн тонн в год», – подчеркнул гендиректор компании «Черномортранснефть» («дочка» «Транснефти») Александр Зленко.

Пока же большая часть экспортного потока светлых нефтепродуктов отгружается через балтийские порты Вентспилс (Латвия), Санкт-Петербург, Высоцк и Приморск (Россия), под которые была создана система нефтепродуктопроводов от крупных отечественных НПЗ. Проект «Юг», предусмотренный генсхемой развития нефтяной отрасли до 2020 года, призван изменить ситуацию за счет создания трубопроводной системы для увеличения объемов экспорта российских продуктов нефтепереработки с Черноморского побережья.

 

Минтранс уточняет границы порта Сабетта

Министерство транспорта подготовило проект распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в распоряжение правительства от 26.02.2013 г. № 242-р в части изменения границ морского порта Сабетта.

Документ уточняет географические границы нового порта.

Напомним, не далее как в конце июня прошел комиссионный осмотр зданий, помещений и сооружений морского и воздушного пунктов пропуска Сабетта.

Участники заседания координационного совета морского пункта пропуска через государственную границу России в этом порту рассмотрели готовность объектов к проведению межведомственной комиссии по окончанию строительства второй очереди первого этапа.

В настоящее время в порту Сабетта завершается строительство четвертого по счету грузового причала. Примерно на двадцать процентов готово два причала, предназначенных для отгрузки товарного продукта.

В соответствии с распоряжением правительства РФ управление Росграницы сейчас реализует мероприятия по поэтапному принятию морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска в порту Сабетта. Судя по всему, запуск проекта уже не за горами и уточнение границ порта имеет прикладное значение для государственного регулирования работы на данной территории, особенно в части прохождения таможенных и пограничных процедур.

Стоит отметить, что на прошедшем заседании среди прочих обсуждались вопросы, связанные с изменением пределов пунктов пропуска для сокращения времени оформления судов и с совершенствованием технологической схемы-документа, который регламентирует последовательность операций и временные показатели прохождения грузов через государственную границу России.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Совфед одобрил расширение полномочий ФСТ в тарифообразовании железнодорожных перевозок

Совет Федерации одобрил сегодня закон, расширяющий полномочия Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в вопросах, связанных с тарифообразованием в пригородных железнодорожных перевозках.

В настоящее время экономически обоснованный уровень затрат компаний-перевозчиков, тарифы для населения и размер субсидии на компенсацию потерь в доходах перевозчика, возникшие в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, определяют органы исполнительной власти субъекта РФ.

Одобренный сегодня закон закрепляет за ФСТ обязанности в части рассмотрения споров, возникающих при принятии решений по вопросам тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере пригородных пассажирских железнодорожных перевозок. Кроме того, в случае принятия закона, ФСТ получит функцию по утверждению методики формирования тарифа, становясь таким образом арбитром в вопросе формирования тарифов.

В заключении профильного комитета Совфеда по экономической политике отмечается, что «принятые нормы позволят урегулировать решение спорных вопросов между органами исполнительной власти субъектов РФ и перевозчиками, что в конечном счете повысит устойчивость функционирования пригородного железнодорожного транспорта».

 

Металлурги критикуют тарифную политику РЖД за непрозрачность

НП «Русская сталь» (объединяет крупнейших производителей металлургической продукции) готовит письмо заместителю министра экономического развития Николаю Подгузову с критикой тарифной политики РЖД.

НП недовольно тем, как РЖД применяет право повышать или снижать тарифы в рамках коридора от -12,8% до +13,4%.

РЖД принимает тарифные решения «в спешном порядке, а зачастую и без публичного обсуждения», пишет партнерство. В конце декабря РЖД повысила стоимость перевозок всех грузов на экспорт на 13,4%, чтобы привлечь дополнительные инвестиции. Но в этом году, когда экспорт по железной дороге сократился (в мае - на 3,9% к маю прошлого года), а курс рубля в сравнении с декабрем укрепился, РЖД тариф не опустила.

Непрозрачность применения правил тарифного коридора влияет на состояние экономики и отдельных отраслей промышленности, а стабильность работы предприятий, входящих в «Русскую сталь», зависит от качества услуг РЖД, указывает партнерство. В первом полугодии только перевозка черных металлов, угля и железной и марганцевой руды обеспечила примерно 41% погрузки, или около 245 млн тонн.

В РЖД, в свою очередь, заявили, что компания нацелена снижать надбавки точечно. По словам, начальника департамента по управлению транспортно-логистическим блоком РЖД Ивана Беседина, за 2014 года – первое полугодие 2015 года компания получила около 70 обращений, по 24 из которых были приняты решения.

По мнению аналитиков, период, когда РЖД могла зарабатывать на росте экспорта, повышая тарифы, закончился, и теперь нужна гибкая тарифная политика, иначе это ухудшит положение экспортеров. В ФАС предложили, чтобы РЖД предварительно публиковала проекты наиболее значимых решений о тарифах.

«Русская сталь» намерена инициировать совещание с профильными ведомствами, чтобы обсудить практику применения правил тарифного коридора, следует из проекта письма. Представитель Минэкономразвития сообщил, что пока таких предложений от партнерства министерство не получало.

 

РЖД не видит необходимости в отмене экспортной надбавки для металлургов

Согласно заявлению главы транспортно-логистического департамента РЖД Ивана Беседина, монополия не намерена отменять надбавку 13,4% к экспортному тарифу для «Русала», «Металлоинвеста» и Evraz.

В РЖД считают, что в экономиках компаниях нет «драматических ситуаций» и их показатели говорят о «позитивном коммерческом положении».

Металлурги с этим не согласны. В «Русале» отметили, что цена на алюминий упала до кризисных минимумов 2008 года (в пятницу тонна стоила на LME 1693 долларов), продолжается рост затрат на производство в том числе за счет увеличения железнодорожных тарифов. В компании говорят, что для снижения издержек переходят на другие виды транспорта. Сохранение надбавки приведет к снижению перевозок алюминия и сырья и к новым потерям доходов ОАО РЖД, считают в «Русале».

В НП «Русская сталь», которое еще в январе выносило вопрос на рассмотрение вице-премьера Аркадия Дворковича, считают попытку РЖД увязать повышение экспортных тарифов с девальвацией рубля и с якобы резким увеличением поставщиками цен на закупаемые монополией материалы несостоятельной. С начала года рубль укрепился почти на 17% и далеко не все экспортеры являются поставщиками РЖД, указывают в «Русской стали». В НП недовольны и повышением тарифов «без согласований с правительством и без публичных обсуждений».

По данным источника, близкого к «Русалу», понимание необходимости скидки есть на уровне Минпромторга, Минэкономики и вице-президентов РЖД, «но средний управленческий состав монополии, который занимается скидками, часто меняется» и им необходимо время вникнуть в вопрос.

Эксперты отмечают, что с укреплением рубля маржа экспорта существенно сократилась, и снижение транспортных затрат металлургическим компаниям не помешало бы. Но добиться отмены надбавки в этом году будет нелегко, и сейчас компании скорее создают задел на 2016 год, полагают они.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ