Бюллетень новостей №20 (130) с 23 по 29 мая 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №20 (130) с 23 по 29 мая 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Правительство РФ совершенствует отбор инвестпроектов для предоставления госгарантий

Правительство РФ приняло постановление, направленное на оптимизацию процедуры отбора инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий с учетом необходимости сокращения сроков принятия решений. Об этом сообщает сайт кабмина.

В правила отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на инвестиционные проекты внесены изменения.

Возможность «направить заявку на участие в отборе предоставлено как принципалу, так и кредитору». При этом предусматривается участие кредитора (организатора облигационного займа) и уполномоченного финансового консультанта в процессе анализа инвестиционного проекта, финансового состояния принципала и его кредитной устойчивости, а также в контроле за целевым использованием обеспеченного государственной гарантией кредита.

При расчёте общего объёма (доли) оказываемой принципалу по инвестиционному проекту господдержки не будет учитываться сумма кредита, предоставляемого на этот проект Внешэкономбанком, в том случае, если для этого банк не использует бюджетные средства. Это будет способствовать «увеличению допустимого объема господдержки».

Кроме того, корректируются требования к инвестиционному проекту и принципалу, предусматривающие меры по деофшоризации российской экономики - «принципал должен быть зарегистрирован на территории России, контролирующее лицо инициатора проекта не должно быть зарегистрировано в офшорах».

 

Минтранс РФ выделит регионам 110 млрд рублей на инфраструктурные проекты в 2015-2016 годах

Министерство транспорта РФ в 2015-2016 годам выделит российским регионам около 110 млрд рублей на реализацию инфраструктурных проектов, сообщил сегодня глава ведомства Максим Соколов в Новосибирске.

«Мы постарались максимально защитить региональные бюджеты и региональные дорожные фонды, выделив на это дополнительную субсидию в размере 60 млрд рублей по этому году и обозначив источник пополнения дорожных бюджетов в следующем году в пределах еще 50 млрд рублей», – сказал Соколов.

Он пояснил, что изыскать эти средства планируется за счет перераспределения доходов бюджета от взимания платы за движение по дорогам автомобилей массой более 12 тонн.

Соколов также напомнил, что в этом году бюджет Минтранса был секвестирован за счет сокращения финансирования инвестиционных проектов. Он добавил, что в среднем секвестр составил 20%, а по некоторым объектам – до 25%.

 

Росрыболовство предлагает субсидировать строительство рыбопромысловых судов спецквотами на вылов рыбы

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) разработало поправки в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», стимулирующие строительство отечественных судов. Об этом говорится в сообщении ведомства.

Согласно документу, ведомство предлагает субсидировать строительство новых рыбопромысловых судов специальными квотами на вылов рыбы.

«Речь идет о субсидии в виде квоты, которая будет предоставляться рыбопромышленникам в случае строительства новых судов на российских судоверфях после сдачи в эксплуатацию», – приводятся в сообщении слова главы агентства Ильи Шестакова. Речь идет как о судах в собственности, так и принадлежащих рыбодобытчикам на основании договоров лизинга, уточнил он. Для реализации меры правительством будет также определена допустимая степень локализации производства с учетом возможностей отечественных судоверфей.

Специальные квоты для новых судов будут выделяться в пределах общего объема допустимого улова, определенного наукой, и поверх тех квот, который рыбопромышленная компания может получить по историческому принципу распределения прав на вылов рыбы, уточнила пресс- секретарь ведомства Ксения Тимакова. Росрыболовство намерено представить проект Минсельхозу в июне 2015 года с учетом замечаний отраслевого сообщества.

Ранее в отрасли широко обсуждался вариант, при котором выдавать квоты на вылов рыбы будут только тем компаниям, которые имеют собственные суда (так называемая схема «квоты под киль»).

Также разрабатываемые Росрыболовством поправки в закон о рыболовстве предполагают с 2018 года закрепить за рыбопромышленниками доли квот на 25-летний период (сейчас 10 лет). Причем условия выдачи квот нацелены на стимулирование поставок уловов на внутренний берег и загрузку береговой переработки.

 

Международные нефтяные компании призвали IMO как можно скорее провести исследования по доступности судового топлива

Два международных объединения нефтяных компаний: IPIECA (Всемирная ассоциация нефтегазовой промышленности по охране окружающей среды и социальным вопросам) и OCIMF (Международный морской форум нефтяных компаний) представили на 68-й сессии Комитета по защите морской среды IMO совместный документ, связанный с предстоящим введением новых экологических правил по составу судового топлива.

Как известно, в сентябре 2012 года Европарламент согласовал новые нормативы IMO по максимальному уровню содержания серы в судовом топливе: 0,1% – в районах контроля выбросов (ECA) к 2015 году, и 0,5% – к 2020 или 2025 году в областях, не входящих в ECA.

В документе IPIECA и OCIMF, представленном на 68-й сессии Комитета IMO, речь идет о необходимости провести глубокое исследование по оценке достаточности судового топлива, соответствующего новым стандартам. Полученные результаты потребуются IMO, чтобы окончательно определиться с годом вступления новых правил в силу.

Авторы документа подчеркнули, что развитие нефтеперерабатывающих мощностей для удовлетворения мирового спроса на топливо – это сложный, комплексный вопрос со многими взаимозависимыми переменными. Документ, предложенный IPIECA и OCIMF, призывает IMO обратить внимание на следующие аспекты:

-         Реакция рынка на решения, принимаемые в мировой нефтеперерабатывающей промышленности. Исторически сложилось так, что НПЗ добились принятия инвестиционных решений на основе соответствия спроса рыночным сигналам.

-         Ограниченная гибкость НПЗ по модификации спектра получаемых продуктов. Изменение конфигурации заводов повлияет на объемы выпуска прочих нефтепродуктов. К этому вопросу нужно подходить с осторожностью: важно убедиться, что доступность топлива сохранится, и что перемены не нанесут ущерба другим секторам экономики.

-         В последние десятилетия в районах контроля выбросов ECA потребовалось увеличение производства легкого топлива (дистиллята), спрос на которое растет из года в год. При вступлении в силу глобальных правил по содержанию в топливе серы не более 0,5% потребуются еще большие объемы легкого топлива.

Документ, предложенный IPIECA и OCIMF, предполагает, что все эти аспекты будут приняты IMO во внимание, и вопрос доступности топлива будет изучен. Отрасли важны гарантии, что IMO примет взвешенное, надежное решение относительно сроков реализации новых экологических правил.

Предложения были хорошо приняты на заседании комитета, – говорится в пресс-релизе IPIECA.

Ранее о необходимости провести глубокие и взвешенные исследования указывала Международная палата судоходства (ICS). Выступая на совещании в Лондоне в феврале 2015 года, председатель совета директоров ICS Масамиши Морука (Masamichi Morooka) подчеркнул, что исследования по доступности топлива необходимо провести до 2018 года: если вовремя не учесть возможные проблемы с поставками топлива, то нефтяная промышленность во многих странах просто не успеет перестроиться.

 

Эксперт: Конвенция по управлению балластными водами вступит в силу в ближайшие два-три года

Конвенция по управлению балластными водами, накладывающая жесткие ограничения на судоходство, вступит в силу в ближайшие два-три года. Об этом сказал Михаил Петров, старший эксперт отдела механизации и оборудования и систем ФГУ «Российский морской регистр судоходства», выступая на VI международном форуме «Экология», который прошел в Санкт-Петербурге 26-27 февраля 2015 г., передает ИА «Морвести.Ру».

«Конвенция МАРПОЛ – не единственный документ, регулирующий морское право в области предотвращения загрязнений, – начал эксперт. – По нашим прогнозам в течение двух-трех лет международным сообществом будут приняты еще две конвенции, которые наложат определенные обязательства на судоходство и потребуют как от судовладельцев, так и от властей государств, подписавших эти конвенции, принятия определенных мер».

«Одна из этих конвенций – конвенция по управлению балластными водами. Она далеко не новая, создана и подписана еще в 2004 году. Сегодня эта конвенция находится все еще в стадии внедрения, потому что, несмотря на очень простые условия ратификации, конвенция до сих пор не вступила в силу. Согласно условиям, конвенция должна вступить в силу через 12 месяцев после даты, на которую не менее 30 государств, общая валовая вместимость флота которых составит не менее 35% валовой вместимости судов мирового торгового флота, ее ратифицируют. В настоящее время конвенцию подписали уже 44 государства, но общая валовая вместимость из общего коммерческого флота пока составляет 32,86% от мирового показателя. За последние три года прирост флота, попадающего под конвенцию, составил 3,5%, и тенденция к росту сохраняется. Поэтому ИМО прогнозирует вступление конвенции в силу в 2016–2017 гг.», – сообщил Михаил Петров.

«В конвенции прописаны довольно жесткие нормы, выполнение которых потребует установки на судах дополнительного оборудования и систем очистки балластных вод. Для существующих судов, по крайней мере сегодня, предусмотрена 5-летняя отсрочка. А для новых судов будет требоваться установка систем обработки сточных вод практически немедленно, то есть, начиная с ввода судна в эксплуатацию», – предупредил представитель Российского морского регистра.

«Другая конвенция – конвенция по утилизации судов. Сроки вступления конвенции в силу также прогнозируются в 2-3 ближайших года, и зависят от количества подписавшихся под ней стран», – закончил Михаил Петров.

 

ЭКОНОМИКА

Мировая торговля рухнула в первом квартале 2015 г.

Объемы внешней торговли товарами для стран G7 и БРИИКС (Бразилия, Россия, Индия, Индонезия, Китай и ЮАР) резко сократились в первом квартале 2015 года на фоне укрепления курса доллара и низких цен на нефть, свидетельствуют данные Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР).

Объем импорта странами этих двух групп в долларовом выражении с поправкой на сезонные колебания рухнул на 9,5% по сравнению с предыдущим кварталом, экспорта – на 7,1%.

Внешняя торговля США в январе-марте также пострадала из-за трудовых споров в портах на Западном побережье; падение экспорта на этом фоне составило 7,1%, импорта - 4,2%.

Канада отмечает существенное сокращение экспорта (-10,9%) и импорта (-7,9%) в долларах США, но в национальной валюте снижение экспорта было менее выраженным – 2,9%, а импорт вырос на 0,5%.

Значительное падение объемов торговли (в долларах) было зафиксировано во всех крупных странах еврозоны. В Германии сокращение экспорта и импорта составило соответственно 8,6% и 8,2%, во Франции - 9,6% и 9,2%, в Италии – 9,3% и 8,5%. При этом в евро объемы как экспорта, так и импорта во всех трех государствах выросли меньше чем на 1%.

Объем внешней торговли уменьшился и в Великобритании, где импорт упал на 9,5%, а экспорт – почти на 12%.

В Японии было зафиксировано более сдержанное уменьшение объема экспорта, чем во многих развитых странах, – на 4,5%. Импорт в страну упал на 9,8%.

Торговля товарами в первом квартале также была слабой и в ведущих развивающихся странах. Индия сократила общий объем внешней торговли почти на 20% – до минимума с начала мирового финансового кризиса в 2008 году. В Китае наблюдалось падение импорта на 14,3%, экспорта – на 2,7%.

В России экспорт и импорт упали до самых низких отметок с первого квартала 2009 года из-за сочетания сразу нескольких факторов, включая цены на нефть, динамику рубля, международные санкции.

ОЭСР – одна из ведущих экономических организаций мира, которая включает 34 наиболее развитых государства. В настоящее время в нее входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея и Япония.

 

80% бизнесменов заявили о кризисе в России

Подавляющее большинство российских предпринимателей (80%) придерживаются мнения, что в России сейчас экономический кризис, 16% уверены, что кризиса нет, свидетельствуют данные телефонного опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ).

Две трети опрошенных считают, что кризис идет во вред отрасли, в которой они работают. Но если среди занятых в сфере торговли доля таких ответов составляет 70%, то, например, в сельском хозяйстве – 44%, а в финансах – только 32%.

Значительная доля предпринимателей финансовой сферы – 18% – даже заявили, что нынешние трудности идут их отрасли на пользу, в то время как в других секторах экономики доля таких ответов не превышает 4–7%.

При ответе на вопрос, как изменится объем продаж их предприятия в 2015 году, голоса бизнесменов разделились. В среднем 27% опрошенных считают, что он вырастет, 38% – что сократится. Однако в сельском хозяйстве на рост рассчитывают 36%, в финансах – 41% (сокращение прогнозируют здесь 18% и 29% предпринимателей соответственно).

Опрос предпринимателей проводился ФОМ 25 апреля – 8 мая, объем выборки составил 2003 респондента.

Как свидетельствуют данные еженедельных общероссийских опросов «ФОМнибус» (по 1500 респондентов), видят экономический кризис 78% жителей страны. При этом доля считающих, что экономическая ситуация в стране ухудшается, снизилась за первый квартал года с 58% до 43%.

Для 45% опрошенных кризис проявляется прежде всего в росте потребительских цен, для 14% – в снижении уровня жизни, 12% – в росте безработицы и сокращениях, 8% – в нестабильности курса рубля, 7% – спаде в экономике.

ФОМ организовал сбор антикризисных идей предпринимателей, историй успешного противостояния кризису, рекомендаций правительству на своей платформе КраудСпейс. Самые интересные идеи будут представлены на Бизнес-завтраке Сбербанка в рамках Петербургского международного экономического форума, сообщили в ФОМ.

 

Сырьевой экспорт РФ в 1-м квартале в стоимостном выражении упал на 35%

Сырьевой экспорт РФ в 1-м квартале в стоимостном выражении упал на 35%, несырьевой – на 15%, сообщил на съезде ««Деловой России» первый заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев.

«В стоимостных показателях по итогам первого квартала – минус 35% экспорт сырьевой, а несырьевой – минус 15 %. Физический объем несырьевого экспорта – рост на 17%», – сказал он.

По его словам, экспорт продукции с высокой степенью переработки по первому кварталу составляет почти 7 млрд долларов, увеличившись на 6% в стоимостном выражении и на 15% – в физическом объеме.

«Несырьевой и высокотехнологичный экспорт существуют и по статистике заметно прибавляют», – добавил Лихачев.

 

Дворкович: Экспортная пошлина на зерно не навредит производителям

Экспортная пошлина на зерно будет минимальной и не навредит производителям. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович.

По его словам, «у нас огромен потенциал нашего агропромышленного комплекса. И производство зерна практически не зависит от тех минимальных экспортных пошлин, которые существовали, которые могут быть введены в ближайшее время».

«В любом случае при нынешних ценах и курсе рубля пошлина будет минимальной, близкой к нулю, никаких опасений быть не должно», – подчеркнул вице-премьер.

Как отметил Дворкович, если резко изменится ситуация и будут существенные колебания, пошлина возрастет и будет сдерживать экспорт. «Что самое главное, наличие зерна для наших производителей хлеба и кормов, чтобы не подскочили цены. Прошу всех адекватно оценивать эту меру, она направлена на защиту нашего внутреннего рынка, наших потребителей, ни в коей мере не навредит производителям зерна», – подчеркнул он.

Министерство сельского хозяйства РФ совместно с Министерством экономического развития разработали формулу для расчета экспортной пошлины на зерно, которая будет взиматься, если таможенная стоимость тонны будет превышать 11 тыс рублей. Участники рынка ожидают, что новый механизм начнет действовать с 1 июля 2015 года (начало 2015-2016 сельхозгода). Проект новой пошлины уже внесен на рассмотрение в правительство РФ, по данным участников рынка.

Новая экспортная пошлина на зерно сделает либо продажу за границу экономически непривлекательной, либо цену закупки у производителей зерна ниже необходимой для воспроизводства, считают эксперты зернового рынка. Это может привести к сокращению посевных площадей под пшеницу. Как результат, Российский зерновой союз прогнозирует падение урожая этой культуры в России до 55 млн тонн в 2015 году (примерно 60 млн тонн пшеницы было собрано в 2014 году), аналитическое агентство СовЭкон – до 54 млн тонн.

Также экспортная пошлина, привязанная к курсу рубля на момент отгрузки, может остановить торговлю российским зерном по фьючерсным контрактам, считают в СовЭкон. Без фьючерсного рынка стоимость зерна в перспективе нескольких месяцев будет более непредсказуемой, что противоречит интересам животноводов РФ.

В то же время вице-премьер Дворкович сообщил, что Россия может экспортировать без вреда внутреннему рынку 25-27 млн тонн зерна в 2015-2016 маркетинговом году (с июля по июнь).

«По этому году мы называли цифры 27-30 млн тонн, по следующему году тоже исходя из прогнозов 25-27 млн тонн – вполне нормальные цифры. Если подтвердятся те прогнозы, которые сейчас есть, 95-100 млн тонн урожая», – сказал он.

Министерство сельского хозяйства еще не делало прогноз экспорта зерна из РФ на следующий 2015-2016 сельхозгод. Вывоз зерна в текущем 2014-2015 сезоне ожидается на уровне 30 млн тонн при урожае в 103,8 млн тонн (в чистом весе) и переходящих запасах на 1 июля 2014 года в 14,5 млн тонн.

Однако участники российского зернового рынка считают, что возможное введение новой экспортной пошлины на пшеницу предположительно с 1 июля 2015 года значительно снизит экспортную активность, сделает невозможными фьючерсные сделки. В связи с этим отраслевые эксперты ожидают роста запасов зерна в РФ и сокращения посевных площадей под пшеницу.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Инвестпрограмма НМТП на 2015 год вырастет в 1,6 раза до 7,6 млрд рублей

Инвестиционная программа группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) в 2015 году составит 7,6 млрд рублей, сообщается в документах компании.

Ранее сообщалось, что на 2014 год предусматривались инвестиции в объеме 4,8 млрд рублей – таким образом, инвестпрограмма выросла в 1,6 раза.

В частности, на капитальные вложения в 2015 году предусмотрено 6,6 млрд рублей, на долгосрочные финансовые вложения – 1 млрд рублей.

Целями инвестпрограммы НМТП являются увеличение грузооборота, усиление конкурентных позиций компании, рост чистой прибыли и капитализации, а также обеспечение надежной работы инфраструктуры.

Ранее сообщалось, что общий объем инвестпрограммы НМТП до 2020 года составляет 30,3 млрд рублей, в том числе 15 млрд рублей предусмотрено на обновление и поддержание работы нефтеперевалочного терминала «Шесхарис».

 

ExxonMobil сохраняет планы по строительству СПГ-завода на Сахалине совместно с «Роснефтью»

Американский энергетический гигант ExxonMobil сохраняет планы по строительству завода по сжижению газа на Сахалине, который планируется построить совместно с «Роснефтью». Это следует из презентации ExxonMobil.

В числе потенциальных СПГ-заводов для строительства ExxonMobil называет завод на Сахалине, на Аляске, на западе Канады, в Танзании и Австралии.

Проект «Дальневосточный СПГ» намерены реализовать «Роснефть» в партнерстве с ExxonMobil за счет газа проекта «Сахалин-1». Ранее решение о включении «Дальневосточного СПГ» в рамки СРП-проекта «Сахалин-1» ожидалось в третьем- четвертом кварталах 2015 года. Замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов заявлял, что завод может быть включен в «Сахалин-1» в случае монетизации поставок газа с завода в объеме более 7 млрд кубометров. Молодцов уточнил, что сроки ввода завода переноситься не будут.

Окончательное инвестрешение по «Дальневосточному СПГ» будет принято до конца 2015 года. Ресурсной базой для проекта станут ресурсы проекта «Сахалин-1», а также месторождения Северное Чайво, Северно-Венинское - общим объемом 584,4 млрд кубометров. Проект оценивается в 8 млрд долларов. Участниками проекта «Сахалин-1» являются ExxonMobil (30%), японская Sodeco (30%), «Роснефть» (20%) и индийская ONGC (20%).

 

Азово-Донское пароходство отказалось от строительства четвертого порта на Таманском полуострове

Азово-Донское пароходство отказалось от строительства четвертого порта на Таманском полуострове, пишут «Ведомости». Компания выставила на продажу право аренды 3,1 га земли под строительство порта на берегу Темрюкского залива, сообщает издание.

Начальная цена лота составляет 65 млн руб., ежегодная арендная плата – 250 тыс руб. Торги пройдут 30 июня.

Кубанское речное пароходство (КубРП, входит в ГК «Азово-Донское пароходство», АДП) приобрело право аренды участка у Темрюкского городского поселения в 2007 году сроком на 49 лет. Компания планировала построить на арендованной земле портовый комплекс мощностью 4,5 млн тонн в год за 45 млн долларов. Специализироваться порт должен был на генеральных и сыпучих грузах, а также зерно.

Однако пароходство отказалось от проекта из-за отказа районных властей от обязательств по подъездной инфраструктуре, следует из сообщения АДП.

«Мы продаем проект с просрочкой экологической экспертизы, но зато со всеми техусловиями. Территория под порт имеет преимущества: находится на выходе из портового канала, почти в открытом море, где большие глубины, – поэтому не нужны большие затраты по дноуглублению», – отметил заместитель гендиректора АДП Михаил Золотарев.

Эксперты весьма скептически относятся к идее строительства порта. «В Азово-Донском бассейне достаточно мощностей на тот объем грузов, что есть на рынке, какое- либо строительство сейчас неоправданно», – считает владелец Ростовского порта Борис Грызлов. «3,1 га – это очень маленький участок для порта, если учесть отсутствие железной дороги, то тут сразу накладывается масса ограничений. Технически перевалить 2 млн или 4,5 млн т грузов невозможно, это фантастические цифры», - полагает бывший топ-менеджер одной из стивидорных компаний бассейна.

В пароходстве в ответ заявляют, что за счет выносных терминалов и гидротехнических сооружений площадь порта может быть увеличена еще на 7 га, что позволит достичь объема перевалки в 4,5 млн тонн. «Мы планировали оттянуть в Темрюк часть грузов, которые сейчас переваливают в украинских портах. Мы не скрываем и минусов проекта, но у нас есть договор аренды с щадящей ежегодной платой», – заявил Зотов.

 

СУДОХОДСТВО

Динамика простаивающего флота свидетельствует о сбалансированности рынка

Число простаивающих контейнеровозов по состоянию на 18 мая составило 101 судно общей вместимостью 323 тыс TEU, по сравнению со 106 судами или 348 тыс. TEU двумя неделями раньше, сообщает Journal of Commerce, на основе данных Alphaliner.

101 судно вместимостью более 500 TEU представляют собой 1,7% от глобального контейнерного флота. 85% простаивающих судов принадлежат неоперирующим судовладельцам.

Простаивающий флот включает в себя шесть судов вместимостью более 7,5 тыс. TEU, 16 судов вместимостью около 5 тыс. TEU и 22 судна вместимостью от 3 до 5 тыс. TEU.

В среднем с начала года простаивающая емкость составляет 260 тыс. TEU, по сравнению с 380 тыс. TEU за тот же период 2014 года.

Отчет Alphaliner отмечает, что спрос на суда емкостью 2-3 тыс TEU несколько снизился, и число простаивающих судов этого типоразмера увеличилось до 13 по сравнению с 3 месяц назад. Хотя спрос на эти суда остается высоким, особенно на внутри-азиатских маршрутах, рост фрахтовых ставок с 7 тыс долларов в день полгода назад до 12,5 тыс долларов сегодня заставил некоторых перевозчиков отдать предпочтение судам большей вместимости.

 

Ставки на контейнерные перевозки из Азии в Европу снизилась на треть за неделю

Согласно последним значениям шанхайского контейнерного индекса (SCFI), спотовые ставки на трейде Азия-Европа упали до исторических минимумов, снизившись за последнюю неделю на 32%.

Индекс ставок на направлении Азия - Европа снизился на 214 долларов до 444 доллара за TEU. Это самый низкий уровень за всю историю рынка. Так, в кризис 2008-2009 года средняя стоимость фрахта от Шанхая до Гамбурга упала до 900 долларов за TEU, что с учетом инфляции почти в 2 раза превышает сегодняшние уровни.

На маршрутах между Азией и Средиземноморьем значение индекса за последнюю неделю потеряло 195 долларов и составило 581 доллара за TEU.

Продолжающееся падение ставок, главным образом, объясняется переизбытком мощностей на рынке. Дисбаланс спроса и предложения продолжает усиливаться по мере того, как перевозчики выводят все больше контейнеровозов вместимостью свыше 18 тыс TEU. Тем временем, прогнозируемый рост грузопотока не сможет обеспечить загрузки дополнительного тоннажа, даже с учетом преимуществ, которые низкий евро дает европейским импортерам. А так же тот факт, что на направлении Азия - Северная Америка до сих пор работают только контейнеровозы вместимостью не более 8 тыс. TEU, поскольку порты Северной Америки до сих пор не проходили перевооружения под современный флот.

Так, по прогнозам еженедельника Alphaliner, совокупная мощность на трейде Азия – Северная Европа в течение года вырастет на 9,1%.

При этом, по данным Container Trade Statistics аналитического агентства Drewry, совокупные объемы контейнерных перевозок на направлениях из Азии в Северную Европу и Средиземноморский регион впервые за последние два года снизились по итогам 1 квартала. Снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 1%. Средняя загрузка судов на рейсах из Азии в порты Средиземного моря, по данным Drewry, сократилась до 70 %. в марте текущего года.

Авторы последнего отчета Global Port Tracker – Hackett Associates и немецкий Институт экономики судоходства и логистики - прогнозируют, что импорт в Северную Европу в первом полугодии текущего года не останется на уровне прошлого года, а рост экспорта не превысит 1,8%.

Hackett также указывает на структурные изменения в контейнерной отрасли. В докладе отмечается, что процесс аутсорсинга производства в Азию практически остановился, но, тем временем, отмечается рост инвестиций в странах Восточной Европы, которые расположены ближе к своим целевым рынкам.

 

Эксперт: Судовые двигатели не смогут соответствовать нормам выбросов окислов азота, которые появятся в 2016 году

Судовые двигатели не смогут соответствовать нормам выбросов окислов азота, которые будут введены в 2016 году. Об этом сказал Михаил Петров, старший эксперт отдела механизации и оборудования и систем ФГУ «Российский морской регистр судоходства», выступая на VI международном форуме «Экология», который прошел в Санкт-Петербурге 26-27 февраля 2015 г., передает ИА «Морвести.Ру».

«Комитет защиты морской среды Международной морской организации (ИМО) очень большое внимание уделяет ограничению выбросов в атмосферу с судов, – сообщил эксперт. – Сегодня установлены два типа выбросов окислов азота для дизелей. Стандарт уровня I вступил в силу с 1 января 2001 года, стандарт II – с 1 января 2011 года, и уровень III вступит в силу с 1 января 2016 г. Третий уровень предусматривает очень жесткие ограничения, согласно этому стандарту выбросы окислов азота должны сократиться на 70-80% по сравнению уровнем разрешенным в 2001 году».

«У судовладельцев возникают очень серьезные проблемы, потому что нынешний уровень развития техники не позволяет двигателистам сделать двигатель на жидком топливе, удовлетворяющий уровню III. Есть два пути решения. Первый – установка на дизели специальных систем СКР, которые нейтрализуют окислы азота. Второй – применение газового топлива, как основного. Во втором случае решаются сразу два вопроса – соответствие нормам по выбросу окислов азота и нормами по выбросу окислов серы, на которые также распространяются серьезные ограничения», – заключил Михаил Петров.

 

Главы Крыма и Кубани гарантируют отличную работу Керченской переправы в 2015 году

Глава Крыма Сергей Аксенов и врио губернатора Краснодарского края Вениамин Кондратьев гарантировали отличную работу Керченской переправы в 2015 году. 23 мая они вместе посетили порт Крым и порт Кавказ.

«Мы уверены, что справимся с задачей, не подведем. Президент поставил нам задачу четко, и мы ее выполним, готовы работать сами здесь круглые сутки. Сезон мы не провалим – это я гарантирую», – сказал журналистам Аксенов.

По его словам, всего этим летом на Керченской переправе будут работать 10 паромов. Это позволит увеличить пропускную способность в несколько раз. «Еще два парома на подходе, один уже на рейде стоит, оформляет документы, и один будет на следующей неделе. Всего будут функционировать 10 паромов. Здесь полностью будет организована вся инфраструктура, на сегодня она готова на 95%», - сказал глава Крыма.

Аксенов поручил до начала пиковых нагрузок провести проверку технического состояния всех паромов. «Ни одно судно во время сезона на техническое обслуживание уходить не должно, – сказал он во время общения с судовладельцами. – Все процедуры должны быть отрепетированы – погрузка, выгрузка, уборка, завоз воды и продовольствия».

Кондратьев, в свою очередь, отметил, что контроль за работой всех служб на Керченской переправе будет осуществляться с обеих сторон. «Сегодня приложены максимальные усилия и со стороны Краснодарского края, и со стороны Крыма. Летний сезон этого года и последующие пройдут успешно», – сказал Кондратьев.

В настоящее время ежедневно через Керченскую переправу в Крым и обратно перевозятся порядка четырех тысяч пассажиров. Как сообщил ранее помощник главы Крыма Анатолий Цуркин, в разгар туристического сезона увеличенные мощности переправы позволят повысить этот показатель до 50 тыс человек в сутки.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Россия стабилизировала количество и возраст судов

России удалось остановить стремительную деградацию флота: количество и средний возраст судов остаются стабильными три года подряд. Такие выводы содержатся в докладе генерального директора Морского инженерного бюро Геннадия Егорова, представленном в рамках форума «Морская индустрия России».

По данным доклада, российский флот в 1980 году насчитывал 48 тыс судов, средний возраст флота составлял 14,9 лет; в 1990 году – 44,65 тыс и 18,9 лет; в 2000 году – 32,33 тыс и 24,5 года; в марте 2015 года – 22,74 тыс и 33,2 года.

За 35 лет количество судов сократилось более чем в два раза меньше, примерно во столько же вырос их средний возраст. При этом списание в 2000-х достигало 800-1000 судов ежегодно, отмечается в докладе.

Однако последние три года флот не сокращается, прекратилось и его старение: в 2012 году в России насчитывалась 22,44 тыс судов, средний возраст которых составлял 33,3 года; в 2013 году – 22,46 тыс и 33,27 лет, 2014 году – 22,68 тыс и 33,26 лет.

С 2000-ых годов флот пополнили 2,54 тыс судов и катеров всех типов, причем в основном отечественного производства. В среднем сдавалось около 180 заказов ежегодно. Однако, как отмечается в докладе, постройка значимых судов (грузовых дедвейтом более 500 тонн – прим.) оставалась на низком уровне.

За 15 лет отечественный флот пополнили 309 грузовых самоходных судов, в том числе 301 судно ограниченного морского и смешанного река-море плавания и 8 внутреннего: 162 танкера, 12 танкеров-бункеровщиков, 3 комбинированных судна и 132 сухогруза.

Наиболее востребованными были и остаются суда класса «Волго-Дон макс», отвечающие габаритам Волго-Донского судоходного канала, предназначенные для замены советских серий «Волгонефтей» и «Волго-Донов». За 15 лет построено 181 судно указанного класса или 59% от общего количества грузовых судов. Российские верфи обеспечили поставку 125 сухогрузов и танкеров этого класса (69%), турецкие – 22, китайские – 20 и украинские – 14.

По остальным сегментам грузового флота в России построено 91 судно (71%), в Китае и Вьетнаме – 19, Турции – 17, Украине – 1.

 

«Балтийский завод» заложил первый серийный атомный ледокол для Росатома

ООО «Балтийский завод – судостроение» заложило первый серийный атомный ледокол проекта 22220. Как сообщил в ходе церемонии закладки вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, Россия должна входить в Арктику «хорошо вооруженной» технологиями, кораблями и средствами связи, чтобы чувствовать себя там «комфортно и хозяевами».

Он отметил, что России нужны подобные суда, как и плавучие атомные станции.

Руководитель корпорации «Росатом» Сергей Кириенко в свою очередь отметил, что на заводе уже успешно строится головной ледокол проекта. Также, по его словам, продолжается обсуждение вопроса о возможности строительства на БЗС серийных ПАТЭС.

По словам президента ОАО «Объединенная строительная корпорация» (ОСК) Алексея Рахманова, «этот арктический вездеход позволяет сокращать дорогу до рынков сбыта», которые считаются для РФ стратегическими.

Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между БЗС и госкорпорацией «Росатом» в мае 2014 года, стоимость контракта составила 84,4 млрд рублей.

В настоящее время завод также строит головной ледокол проекта, заложенный 5 ноября 2013 года. Длина судна составляет 173,3 метра, ширина - 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 метра, минимальная рабочая осадка - 8,55 метра, водоизмещение - 33,54 тысяч тонн.

Ледокол имеет двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, специально разработанную для этого судна. Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.

 

Рогозин: к 2020 году Россия получит три атомных ледокола нового поколения

К 2020 году Россия получит три атомных ледокола нового поколения, рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин в эфире программы «Воскресный вечер».

«Сейчас ресурс нынешнего ледокольного флота завершается, заканчивается. Поэтому 2017-й год - первый корабль, 2019 и 2020. Мы идем по графику, и у России уже к 2020 году появится новый ледокольный флот, который обеспечит проводку караванов, судов по Северному морскому пути», – сообщил Рогозин.

По его словам, во вторник он планирует посетить Балтийский завод в Санкт-Петербурге, чтобы заложить основу первого серийного атомного ледокола нового поколения. «Головной ледокол уже собран примерно на 60%. После головного ледокола начинается серийное производство», – добавил Рогозин.

 

Онежский судостроительно-судоремонтный завод возобновит свою работу с закладки нового судна

6 июня 2015 года в Петрозаводске после приостановки производственной деятельности состоится торжественное открытие ООО «Онежского судостроительно-судоремонтного завода». Об этом ИА «Морвести.Ру» сообщила пресс-служба ФГУП «Росморпорт».

В церемонии открытия примут участие полномочный представитель президента РФ по Северо-Западному федеральному округу Владимир Булавин, секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, помощник президента РФ Игорь Левитин, глава Республики Карелия Александр Худилайнен, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский и другие.

Онежский судостроительный завод был основан в 2002 году на базе судоремонтных мощностей Беломорско-Онежского пароходства, образованного в 1944 году. Но в 2011 году после смены руководства, производство остановилось, а предприятие обанкротилось. В конце 2014 года было принято решение о возобновлении производства и передаче завода в государственную собственность.

В апреле предприятие посетил заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский, который сообщил, что для Онежского судостроительного завода уже сформирован портфель заказов на 2015 год и первую половину 2016 года общим объемом 1,2 млрд рублей. В рамках заказа будут построены три грузоотвозных шаланды, два лоцмейстерских судна и три лоцманских катера.

Водный транспорт всегда имел огромное значение для нашей страны с её обширной речной системой и громадной протяженностью морского побережья. В этой связи возрастает и значимость судостроительной промышленности. Возобновление деятельности Онежского завода имеет не только большое стратегическое значение, но и социальное, закладка новых судов позволит создать более 500 рабочих мест для города.

 

В Хабаровске впервые с 2000-х годов сдано пассажирское судно для речных перевозок

На Хабаровском судостроительном заводе впервые с 2000-х годов сдали пассажирское судно для речных перевозок  проекта А45-2.

Краевые власти рассчитывают увеличить заказ на новые теплоходы за счет спроса со стороны других дальневосточных регионов, сообщил губернатор Вячеслав Шпорт на торжественной церемонии спуска на воду головного судна, которое получило имя «70 лет Победы».

Быстроходное судно-глиссер проекта А45-2 предназначено для перевозки 100 пассажиров на речных линиях протяженностью до 650 километров. Цена судна – 178,6 млн рублей.

«Впервые в новой России завод сдает новое пассажирское судно для внутренних речных перевозок. Конечно, это событие, оно имеет большое значение для всего региона, да и для всей страны», – сказал губернатор журналистам.

По его словам, власти края настроены на системную работу по обновлению речного флота. «Два заказа на строительство судов проекта А45-2 от правительства края уже есть. Но это маленькая серия, надеемся, что после совместной работы она станет средней. Будем продвигать новое быстроходное судно в других дальневосточных регионах», – отметил Шпорт.

Водоизмещение судна проекта А45-2 составляет 68 тонн, экипаж - пять человек, скорость - до 70 км/ч. Судно имеет небольшую осадку и это позволит использовать его и на небольших реках, и при малых уровнях воды в Амуре. Заказчиком судна выступил «Хабаровскводтранс», который осуществляет не только внутренние речные перевозки, но и поездки по Амуру в соседний китайский город Фуюань. Финансирование велось по лизинговой схеме совместно с «Гознак-Лизинг».

На Хабаровском судостроительном заводе за счет краевого бюджета строится еще два глиссера проекта А45-2, а также пассажирское судно на воздушной подушке проекта СВП-50. Скоростные суда должны занять те маршруты, которые в конце прошлого века обслуживались «Метеорами» и «Ракетами» (Хабаровск –Комсмольск-на-Амуре, Комсомольск - Николаевск- на-Амуре).

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Государство должно разработать комплексную политику ликвидации загрязнений при дноуглублении - эксперт

Государство должно разработать общую и комплексную политику ликвидации загрязнений при проведении ремонтных дноуглубительных работ. Об этом сказал Святослав Смирнов, начальник службы экологической безопасности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», выступая на VI международном форуме «Экология», который прошел в Санкт-Петербурге 26-27 февраля 2015 г., передает ИА «Морвести.Ру».

«Вопрос прохождения государственной экологической экспертизы проекта дноуглубления возник не сегодня и не вчера, он остро встал еще в 2007 году, – начал свое выступление эксперт. – До этого работы по ремонтному дноуглублению проводились в рамках плановых работ порта, по результатам промеров и требований. В 2007 году произошел ряд изменений в законодательстве. В закон об экспертизе был включен пункт, что любая хозяйственная деятельность подлежит государственной экологической экспертизе независимо от форм собственности осуществляющей ее предприятия. И если ранее экспертизе подвергались проекты строительства, реконструкции, либо перевооружения гидротехнических объектов, то с 2007 года экспертизе подлежит и ремонтное дноуглубление».

«По закону экспертизе подлежит документация, обосновывающая планируемую деятельность. Но ремонтное дноуглубление в свою очередь является не планируемой, а текущей деятельностью, которая проводится постоянно, после ввода объекта в эксплуатацию на весь период его эксплуатации. Однако чтобы соответствовать законодательству с 2009 года «Росморпорт» начал разрабатывать документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность ремонтно-дноуглубительных работ в акваториях портов. И сегодня мы делаем экологическое обоснование в объеме полной проектной документации, то есть объеме, нужном для создания полностью новых объектов. Это инженерные изыскания всех уровней: геологические, экологические, гидрометеорологические; проект производства работ (ППР) и прочее. В то же время действующее законодательство не дает в полной мере разъяснений о необходимом объеме этих работ и этой документации. Например, СНИПы не предусматривают проведение геологических изысканий для ремонтных работ на акватории», - подчеркнул представитель «Росморпорта».

«Проблема экологии дноуглубления является комплексной, и рассматривать ее надо в комплексе. Как показал опыт, экспертиза сначала рассматривает один проект, потом другой и не рассматривает их во взаимодействии. Загрязнения в извлекаемый грунт попали не в результате нашей (Росморпорта) деятельности, они появились в результате деятельности бункеровщиков, стивидорных компаний, городских коммунальных служб. И накапливались они десятилетиями. Нужен комплексный подход, чтобы обезвредить накопленный эффект загрязнений. И государство должно разрабатывать общую и комплексную политику ликвидации загрязнений», – заключил Святослав Смирнов.

 

Росморпорт выделит 50,45 млн руб. на разработку проекта реконструкция порта Темрюк

ФГУП «Росморпорт» проводит открытый запрос предложений по выбору разработчика проектной документации объектов порта Темрюк (Краснодарcкий край) стоимостью 50,45 млн руб, сообщается в материалах федерального предприятия.

Запрос касается разработки проекта реконструкции гидротехнических сооружений (подходного канала) и ограждающих молов (восточного длиной 970 метров и западного длиной 273 метра) порта, уточняется в материалах

Заявки на участие в запросе принимаются до 1 июня, победитель будет определен в течение 30 дней после этого.

Порт Темрюк расположен на Таманском полуострове Азовского моря. Порт располагает 12 причалами общей длиной 1,58 тыс погонных метров. Пропускная способность грузовых терминалов порта составляет около 6,8 млн тонн в год.

Грузооборот порта Темрюк по итогам 2014 года составил 2,05 млн тонн (+2,5%), в том числе 1,35 млн тонн (-4 %) сухих грузов и 0,7 млн тонн (+17,9%) наливных.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

МЭР: Субсидирование РЖД целесообразнее индексации грузовых тарифов сверх базового уровня

Субсидирование ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) для достижения положительного финансового результата компании более целесообразно, чем индексация тарифов на грузоперевозки сверх базового уровня. Об этом сообщил замминистра экономического развития РФ Николай Подгузов.

Минэкономразвития (МЭР) считает, что пока при 7,5% индексации тарифа на 2016 год компания РЖД выйдет на сбалансированный финансовый результат, поэтому «вилка» (от 7,5 до 10% - прим.ред.) - это источник для дополнительных средств для инвестпрограммы компании.

Вместе с тем МЭР полагает, что лучше использовать инструмент субсидий, что позволит смягчить нагрузку на систему по индексации по верхней границе.

Министерство рассчитало, что 25-27 млрд рублей закроет дополнительную индексацию тарифа в 2,5% с установлением ставки на уровне 7,5%.

Подгузов также добавил, что потери от пригородных перевозок не учитываются в индексации тарифа, так как он отражает лишь деятельность РЖД по грузоперевозкам.

Как ранее сообщал ТАСС со ссылкой на главу Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева, в правительстве обсуждается индексация тарифов в 2016 году на 7,5-11%. «В отношении тарифов естественных монополий предложена «вилка» - по железнодорожным перевозкам – 7,5-10%, по сетевым компаниям – 7,5-11%, по тепловой энергии – 7,5-9%, по газу утверждены окончательные цифры - 7,5% - для промышленности и 8,5% для населения», - сказал министр.

При этом Улюкаев добавил, что МЭР сохраняет свою позицию об индексации тарифов на уровень не более 7,5% и «будет приводить аргументы в пользу этого».

 

РЖД прогнозирует падение погрузки в июне

ОАО РЖД ожидает падения погрузки в июне на 5,3%, до 3,1 млн тонн, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на вице-президента монополии Вадима Морозова.

По имеющимся данным, снижение связано в первую очередь с падением внутреннего спроса и может коснуться почти всех видов грузов – строительных (-14,5%), цемента (-17,9%), промышленного сырья (-13,4%), а также нефти и нефтепродуктов. В РЖД вчера лишь отметили, что сокращение перевозок фиксируется также и в экспортном направлении – по руде и черным металлам.

Месячное падение погрузки фиксируется РЖД с прошлого года регулярно, но до сих пор оно было менее масштабным. Так, в апреле погрузка упала на 2%, до 3,3 млн тонн. При этом официальный прогноз монополии на год исходил из падения на 1,1%, а прогнозируя июньский спад на 5,3 %, общее снижение погрузки за полгода ожидалось на 2,1%.

Участники рынка согласны с предварительным прогнозом РЖД на июнь, указывая как на фактор сезонности, так и на общее падение мировых цен и промпроизводства в РФ. В то же  время, по словам источника в нефтяной отрасли, помимо сезонности есть и другие причины падения погрузки: плановое снижение нефтепереработки и отток железнодорожных грузов на трубопроводы.

Эксперты СОЖТ (объединение крупнейших железнодорожных операторов) отмечают, при снижении мировых цен на большинство сырьевых товаров грузоотправителям менее выгодно работать на экспорт. Негативная ситуация складывается и на внутреннем рынке: по данным Росстата в апреле падение промпроизводства составило рекордные с 2009  года 4,5%, а в целом в январе-апреле промпроизводство снизилось на 1,5%. Улучшения показателей в правительстве ожидают не ранее третьего квартала. 

Эксперты полагают, что в июне продолжится снижение перевозок строительных грузов, что связано, в частности, с сокращением финансирования строительств автодорог. По их мнению, ситуация в строительной области сильнее всего скажется на погрузке РЖД. Аналитики уже отмечают масштабное снижение производства нерудных стройматериалов (в апреле – на 25,7% к аналогичному периоду 2014 года), бетона (на 25,3%) и ЖБИ (на 19%). При этом, указывают они, показатели мая хуже: инвестиционный спрос не восстанавливается.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ