Бюллетень новостей №12 (122) с 28 марта по 3 апреля 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №12 (122) с 28 марта по 3 апреля 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Рост пропускной способности морских портов, и устранение лимитирующих участков на ВВП – приоритеты Росморречфлота на 2015 г.

19 марта состоялось расширенное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта совместно с Общественным советом при Росморречфлоте под председательством руководителя Росморречлота Алексадра Давыденко.

В заседании принимали участие помощник президента РФ Игорь Левитин, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, руководитель Ространснадзора А. Касьянов, ответственный секретарь Морской коллегии при правительстве РФ А. Балыбердин, представители Минтранса России, Росморречфлота и его подведомственных организаций, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации и коммерческих предприятий отрасли.

В соответствии с постановлением итогового расширенного заседания коллегии (есть в распоряжении ИА «Морвести.Ру», приводится в сокращении) приняты следующие решения:

1. Признать работу Федерального агентства морского и речного транспорта в 2014 году удовлетворительной.

2. Считать приоритетными задачами:

-         увеличение пропускной способности морских портов, строительство специализированных терминалов;

-         устранение лимитирующих участков на ВВП РФ;

-         обеспечение надежности и безопасности функционирования объектов инфраструктуры на морском и внутреннем водном транспорте;

-         подготовку квалифицированных специалистов и членов экипажей судов на предприятиях отрасли;

-         подготовка транспортного, ледокольного, обслуживающего и аварийно-спасательного флота;

-         выполнение мероприятий по развитию Северного морского пути, навигационно-гидрографическому обеспечению, развитию пунктов базирования сил и средств в Арктике;

-         проведения реформирования системы управления ВВП РФ;

-         совершенствование административных процедур и дальнейший переход на электронный формат оказания государственных услуг и электронного межведомственного взаимодействия.

3. Продолжить работу по установлению и корректировке границ морских портов, в том числе и при их расширении в рамках реализации инвестиционных проектов.

 

В.Путин потребовал принять закон о свободном порте в Приморье уже в весеннюю сессию

Президент РФ Владимир Путин поручил Минвостокразвития активнее работать с парламентом РФ, чтобы в весеннюю сессию принять документы по созданию свободного порта в Приморье.

На совещании по вопросам развития Дальнего Востока глава ведомства заверил президента, что проект будет внесен в правительство до конца апреля.

«Хотел бы обратить ваше внимание на то, что все изменения в законодательство, регулирующие деятельность свободного порта Владивосток, должны быть приняты Государственной Думой уже в весеннюю сессию», – обратился Путин к главе министерства Александру Галушке. «Нужно с коллегами из парламента активно работать и согласовать все параметры этого законопроекта», – поручил он.

Путин назвал идею создания свободного порта в Приморье «хорошим предложением». «Нужно его реализовать», - подчеркнул он.

Министр сообщил, что соответствующий законопроект уже готов. «На сегодняшний день он проходит фазу согласования с федеральными органами исполнительной власти и общественных слушаний, общественных обсуждений», – сказал он. По его словам, документ «является развитием тех идей, которые есть в законе о ТОРах, и содержит в себе ряд особенных специальных вопросов, таких как вопросы пересечения границы, визовые режимы, открытого неба».

«Рассчитываем в соответствии с поручением правительства до конца месяца в согласованном виде внести его в правительство РФ», – сообщил Галушка. «Думаем, что тот опыт, который мы наработаем, будет очень полезен и для развития в целом законодательства о свободных портах», – добавил он.

Галушка отметил, что на этой неделе законопроект прошел так называемые нулевые чтения в Общественной палате. «В целом отклик достаточно позитивный, хороший», - подчеркнул он.

 

Минпромторг планирует уменьшить импортозависимость в судостроении с 50% до нуля к 2020 году

Министерство промышленности и торговли РФ планирует довести уровень импортозависимости в сегменте судостроения в среднем от 50% по ряду продуктов до нуля. Соответствующий план мероприятий по импортозамещению заложен в рамках приказа Минпромторга, размещенного на сайте министерства.

В частности, Минпромторг рассчитывает производить на территории РФ до 80% крупнотоннажных судов к 2020 году, тогда как на текущий момент 100% крупнотоннажного флота производится за рубежом.

Также министерство видит возможность снизить долю импорта с 95% до 20% по полупогружным плавучим и стационарным буровым платформам, снизить на 70% зависимость от крупнотоннажных трубоукладчиков (сегодня 100 %), производить 40% рыбопромыслового флота (сейчас – 10%), а также организовать в РФ 55% от общего объема судоремонта российских судов (сейчас 25%).

При этом в части деталей к судам импортная продукция составляет от 70 до 100%. К 2020 году планируется сократить ее объем до 15%-75%.

По ряду технологий в судопроизводстве (производство линий, балок, сварки деталей) министерство видит возможность снизить импортозависимость со 100% до нуля.

 

Союзморниипроект: правовая база проектирования, строительства и эксплуатации портовой инфраструктуры безнадежно устарела

Нормативное обеспечение проектирования, строительства и эксплуатации объектов морской портовой инфраструктуры находится в критическом состоянии. Об этом заявил Игорь Ярошенко, главный специалист ОАО «Союзморниипроект», в своем выступлении на I Международной конференции «Современные технологии и оборудование для судостроения и портов», которая прошла в Санкт-Петербурге 25-26 марта, организованной ИД  «Моские вести России», передает ИА «Морвести.Ру»..

По состоянию на сегодняшний день отраслевая (ведомственная) нормативная база в области создания и эксплуатации объектов морской портовой инфраструктуры состоит из 82 документов формата РД «руководящий документ». После вступления в силу Федерального закона РФ 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (Федеральный закон №384-Ф3 от 30.12.2009 г.) и «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (Постановление Правительства РФ 2010 г. №620) все они ограничены в применении и носят рекомендательный либо справочный характер (исключение составляет лишь национальный стандарт – ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенный в действие 2011 году). Указанные нормативные документы, разработанные в 70-90-х годах прошлого столетия, не учитывают развитие технологического оборудования, современного уровня автоматизации, перехода на обслуживание судов совершенно другого уровня технических характеристик, по сравнению с периодом разработки норм.

Применение этих документов в проектировании всегда требует проверки:

-         не был ли этот документ отменен;

-         не был ли документ изменен;

-         не противоречит ли этот документ требованиям обязательных документов.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что в утвержденном Распоряжением Правительства №1047-р от 21.06.2010 «Перечне национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также соответственно «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта», документы, относящиеся к объектам портовой инфраструктуры, отсутствуют. Нет их и в новом «Перечне национальных стандартов и сводов правил …», утверждённом Постановлением Правительства №1521 от 26.12.2014, который начнет действовать с 1 июля 2015 г.

«В современных условиях, близких к критическим, при угрозе экономической изоляции, имеются все основания, необходимость и возможность коренным образом пересмотреть всю нормативную базу проектирования и строительства портовой инфраструктуры, с целью её упорядочения и приведения в соответствие с современными требованиями. Только путём модернизации нормативной базы можно добиться инновационного развития отрасли в целом», – заключил Игорь Ярошенко.

 

Россия впервые выдвинула кандидата на пост генсека IMO

Россия впервые выдвинула кандидата на пост генерального секретаря Международной морской организации (ИМО, International Maritime Organization, IMO). Им стал заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса Виталий Клюев.

«Данный шаг сделан Российской Федерацией впервые. Ранее кандидатов от нашей страны на пост генерального секретаря IMO не выдвигалось», – подчеркивается в сообщении.

Голосование по кандидатурам, выдвинутым на пост генерального секретаря организации, пройдет в июне текущего года. Новый генсек IMO вступит в должность 1 января 2016 года.

Виталий Клюев в 1985 году окончил факультет судовождения Дальневосточного высшего инженерного морского училища во Владивостоке. В 2002 году получил диплом Института международных отношений Дальневосточного государственного университета. Имеет степень доктора транспорта. Преподавал в Дальневосточной государственной морской академии (Морской государственный университет), работал в морской администрации порта Владивосток. С 2006 года занимает различные должности в Министерстве транспорта РФ. С 2007 года возглавляет российские делегации на совещаниях ИМО.

Международная морская организация – межправительственная организация, специализированное учреждение ООН для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. ИМО образована 6 марта 1948 года в Женеве. Штаб-квартира организации расположена в Лондоне, ее генеральным секретарем в настоящее время является представитель Японии Кодзи Секимицу. Россия является членом IMO с момента ее создания.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

НМТП ожидает снижение грузооборота в 2015 году, но улучшения финансовых результатов

ОАО «Новороссийский морской торговый порт» ожидает снижения грузооборота в 2015 году на 4 млн тонн, но роста финансовых показателей. Об этом сообщил в ходе телефонной конференции генеральный директор НМТП Султан Батов.

«На 2015 год объем перевалки, общий по группе, снижен на 4 млн тонн, но при этом финансовые результаты группы ожидаем с увеличением EBITDA против уровня 2014 года за счет увеличения маржинальности груза, за счет перераспределения грузопотока, снижение нефти замещаем частью перевалкой дизельного топлива и увеличением перевалки сухих грузов», – сказал он.

Грузооборот группы НМТП в 2014 году сократился на 7% по сравнению с 2013 годом и составил 131,1 млн тонн. Таким образом, грузооборот в 2015 году может составить 127,1 млн тонн, что означает снижение на 3,5%.

Также НМТП рассчитывает сохранить инвестиционную программу в 2015 году на уровне 94,2 млн долларов. Об этом сказал в рамках конференц-колла главный бухгалтер НМТП Герман Качан.

«Расходы составили 94,2 млн долларов в 2014 году против 96,6 млн долларов в 2013 году и мы планируем придерживаться этого же уровня в 2015 году», – сказал он.

 

Чистый убыток FESCO в 2014 году составил 6,2 млрд рублей против прибыли годом ранее

Чистый убыток транспортной группы FESCO по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2014 году составил 6,2 млрд рублей против 550 млн рублей прибыли годом ранее.

Выручка компании выросла на 17,8% до 42,8 млрд рублей. Показатель EBITDA в рублях вырос на 10,6% по отношению к 2013 году до 6,8 млрд рублей, в то же время этот показатель в долларовом выражении снизился на 8,5% и составил 177 млн долларов.

Убыток от операционной деятельности FESCO за отчетный период составил 1,8 млрд рублей против прибыли в размере 3,1 млрд рублей годом ранее.

Рентабельность FESCO по EBITDA снизилась на 1,2 процентного пункта до 15,8%. Консолидированная выручка группы в долларовом выражении снизилась на 1,9% до 1,1 млрд долларов.

Компания отмечает, что на финансовые результаты позитивное влияние оказали значительный рост объемов обработки контейнеров во всех дивизионах, однако девальвация рубля и неблагоприятная ситуация на рынке железнодорожных перевозок негативно сказались на финансовых результатах в долларах.

Объем международных морских перевозок Группы увеличился на 16,6% до 428,1 тыс TEU за счет роста экспортно-импортного грузопотока, обусловленного расширением международной торговли между Россией и странами Азии. Перевалка контейнеров во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП) в 2014 году увеличилась на 7,7% до 513,5 тыс TEU.

Железнодорожный дивизион по итогам 2014 года увеличил объемы перевозки контейнеров на 13,8% до 325,4 тыс TEU.

Выручка портового дивизиона FESCO в 2014 году снизилась на 7,4% до 185 млн долларов, показатель EBITDA - на 1,3 % до 93,2 млн долларов.

В железнодорожном дивизионе выручка упала на 34,2% по сравнению с 2013 годом до 165 млн долларов. Показатель EBITDA в 2014 году снизился на 49,7% до 45,4 млн долларов вследствие снижения тарифов на железнодорожные перевозки и колебаний обменного курса.

В логистическом дивизионе компании выручка составила 623 млн долларов (-7,1%), показатель EBITDA достиг 39,9 млн долларов (+11,3%).

В шиппинговом дивизионе выручка за 2014 год выросла на 24,6% до 81,3 млн долларов, показатель EBITDA составил 12,9 млн долларов против отрицательного значения в 5,6 млн долларов в 2013 году. Высокие результаты компания объясняет заменой старых судов, ростом доходов ледокольного флота, а также дополнительными поступлениями по контрактам с третьими сторонами и снижением административных затрат.

 

Акционеры решили повременить с разделом НМТП

Акционеры Новороссийского морского торгового порта (НМТП) «Транснефть» и группа «Сумма» приостановили процесс раздела активов, пишет «КоммерсантЪ».

Согласно заявлению гендиректора НМТП Султана Батова, «НМТП работает как единая компания».

«Транснефть» и «Сумма» – крупнейшие акционеры НМТП, их СП принадлежит 50,1% акций группы, «Транснефть» владеет еще 10,5% акций и управляет 5,3% акций, принадлежащих ОАО РЖД. 20% – у государства.

Акционеры больше года ведут переговоры о разделе активов НМТП: по основному варианту «Транснефть» должна была получить нефтеналивные, а «Сумма» – сухогрузные мощности. Предполагалось, что госкомпания продаст «Сумме» свои 35% акций, а затем выкупит у НМТП нефтеналивные активы, включая Приморский торговый порт (ПТП). Сумма сделки должна была покрыть расходы «Суммы» на покупку ПТП.

Источники в правительстве подтвердили, что вопрос о разделе НМТП сейчас не стоит на повестке дня. Согласно другому источнику, основная причина в том, что у «Транснефти» нет свободных средств для выкупа и компания не может рассчитывать сейчас на господдержку. В то же время, источник, близкий к НМТП, утверждает, что «Транснефть» на данный момент не сильно озабочена разделом и ее устраивает роль старшего партнера, но он предупреждает, что вопрос может и актуализироваться через несколько месяцев.

Сложности в отношениях между акционерами НМТП возникли еще в начале 2013 года, и, п некоторым данным, отношения «Транснефти» и «Суммы» по-прежнему нестабильны, но как таковой серьезной подготовки к разделу порта стороны не вели. К тому же, по словам источников, для этого нет пока одобрения от государства.

Аналитики полагают, что основная причина приостановки переговоров о разделе в том, что «Транснефть» и «Сумма» не могут договориться по схеме. По их мнению, вариант с отделением нефтеналивных активов от сухогрузных логичен, поэтому, скорее всего, сделка состоится, но при этом, отмечают они, вторым этапом должна стать приватизация госпакета.

 

Чистая прибыль CMA CGM по итогам 2014 года выросла на 43,2% до $584 млн

CMA CGM, третий в мире контейнерный перевозчик по вместимости флота, опубликовала финансовые итоги прошедшего финансового года, согласно которым чистая прибыль компании выросла на 43,2% в годовом отношении до $584 млн.

Положительная динамика обусловлена, в том числе, эффектом от продажи 49-процентной доли в терминальной компании Terminal Link и сокращением расходов с 445 млн до 222 млн долларов. Положительный эффект от снижения стоимости евро оценивается в 70 млн долларов.

Консолидированная выручка группы по итогам 2014 года выросла на 5,3% до 16,7 млрд долларов США.

Объем перевозок увеличился на 8,1% и достиг рекордных 12,2 млн TEU, прежде всего за счет роста на ключевом трейде восток-запад.

Флот CMA CGM в отчетном периоде увеличился на 17 единиц (+4%) до 445 контейнеровозов. Вместимость флота в единицах TEU выросла на 5,9% до 1,648 млн TEU. В заявлении отмечается увеличение вместимости для обслуживания рефрижераторных перевозок: парк рефрижераторных контейнеров группы за год вырос на 7 тыс единиц до более 105 тыс. Новые суда Super Post Panamax имеют большее количество слотов для перевозки рефрижераторных контейнеров.

В 2015 году компания рассчитывает на рост объемов перевозок выше среднерыночного показателя, прогнозируемого на уровне 5%. Драйверами роста для CMA CGM станут дальнейшее снижение расходов, развитие сервиса в рамках альянса Ocean Three c CSCL и UASC, а также соглашений с Hamburg Sued на сервисах в Южной и Северной Америке, и эффект от поглощения OPDR (при условии согласования сделки регуляторами).

 

СУДОХОДСТВО

Траулер «Дальний Восток» затонул по стечению ряда обстоятельств при выборке трала весом 80 тонн

Траулер (БАТМ) «Дальний Восток», затонувший в Охотском море у берегов Камчатки, потерпел крушение при выборке трала, поймав крен, сообщил ТАСС представитель главного управления МЧС по Камчатскому краю.

«По данным, полученным от членов экипажа траулера, на судне было мало запасов топлива. Когда выбрали трал весом около 80 тонн, а второй опустили, судно поймало крен и начало тонуть», - сказал представитель ведомства. По его словам, роковую роль сыграло и волнение на море.

В то же время, официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что основной версией ЧП с траулером «Дальний Восток» пока является столкновение с препятствием. «На данный момент наиболее вероятной причиной стремительного затопления судна следствие считает возможное столкновение с препятствием, из-за которого произошло повреждение корпуса в районе машинного отделения», – сообщил он.

«Следствием рассматриваются все возможные версии крушения траулер», – добавил Маркин.

БАТМ «Дальний Восток» потерпел крушение в Охотском море в 330 км западнее поселка Крутогоровский Камчатского края и в 250 км южнее Магадана. Судно приписано к порту Невельск (Сахалинская область), судовладелец ООО «Магеллан».

По данным начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ

(НЦУКС) Виктора Яцуценко, число жертв крушения достигло 54 человек. «Подняты из воды 117 человек, в том числе 63 живых и 54 погибших», – сказал он. Судьба 15 человек пока остается неизвестной.

Экипаж судна составлял 132 человека. Всего на траулера находилось 78 россиян и 54 гражданина других государств. «Среди них граждане Мьянмы, Украины, Латвии и Вануату», - сказал Яцуценко.

Сахалинским следственным отделом на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР возбуждено уголовное дело.

 

Рост рисков и старение флота вынудили ряд страховщиков отказаться от страхования судов

Рост рисков и старение флота вынудили ряд страховщиков отказаться от страхования судов, что в результате привело к усложнению ситуации в этой отрасли. Такое мнение высказал первый зампред правления СОГАЗа, член президиума Всероссийского союза страховщиков Николай Галушин.

В свою очередь источник на страховом рынке пояснил, что официально отказались от страхования морских рисков РЕСО и ВСК. СОГАЗ обладает сравнительно небольшим портфелем морских рисков, основная часть которого приходится на страхование КАСКО морских судов. Основной морской страховщик в РФ – Ингосстрах.

Ранее заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов сообщил, комментируя ситуацию с незастрахованным траулером «Дальний восток», потерпевшим крушение в Охотском море 2 апреля, что привело к гибели 56 человек, что, «к сожалению, судовладельцы испытывают большие сложности с получением страховых выплат в случае повреждения их имущества».

По словам Галушина, сейчас в России осталось не так много страховщиков, которые страхуют морские риски. «Несколько страховщиков в последние годы заявили о своем уходе с рынка морского страхования. Связано это со старением флота, снижением качества рисков, ценовой конкуренцией», – поясняет он. Однако, подчеркивает Галушин, альтернативой российским страховщикам являются специализированные институты – клубы страхования ответственности судовладельцев – международные ОВС (общества взаимного страхования), которые специализируются на страховании таких рисков. «Мы не видим каких-либо сложностей у российских судовладельцев по страхованию своих рисков», - сказал он.

Галушин отметил, что владельцы судов страхуют ряд видов ответственности. Во-первых, страхуются от загрязнения бункерным топливом (голубая карта) – покрытие в рамках международной конвенции, к которой присоединилась Россия. Без покрытия таких рисков невозможно выйти в море и зайти в иностранный порт. «Скорее всего, именно такое покрытие и было у владельцев судна», – говорит Галушин о случае с траулером «Дальней Восток». Во-вторых, страхуется ответственность перед экипажем.

«Непосредственно страхование судна является полностью добровольным видом страхования», - поясняет Галушин.

Комментируя ситуацию с траулером «Дальний Восток», Галушин выразил сомнение в необходимости введения обязательного страхования судовладельцев. «Обязательного страхования КАСКО судов быть не может. Это имущественное страхование, оно должно быть добровольным. За исключением требования к судовладельцу по покрытию расходов, связанных с устранением последствий кораблекрушения (удаление обломков)», – говорит он.

 

Ленское речное пароходство в навигацию текущего года планирует перевезти 1,7 млн тонн грузов

Ленское объединенное речное пароходство (ЛОРП) в навигацию текущего года планирует перевезти 1,7 млн тонн грузов, в том числе около 1,2 млн тонн сухих, заявил генеральный директор компании Сергей Ларионов на заседании Минтранса РФ.

Предполагаемый консолидированный доход пароходства по итогам 2015 года составит 5,795 млрд рублей, что 30,6% превышает показатель предыдущего года.

Из Осетрово планируется перевезти до 600 тыс тонн генеральных грузов, в том числе около 200 тыс тонн для строительства газопровода «Сила Сибири» и обустройства Чаяндинского месторождения. Также для строительства газопровода из расположенных поблизости от Якутска пунктов отправления (Нижний Бестях, Мохсоголлох) будут доставлены до 200 тыс. тонн дорожных плит.

В рамках подготовки к реализации «газовой» программы пароходство с конца 2012 года начало ввод дополнительного тоннажа, позволивший на сегодня увеличить грузоподъемность сухогрузного флота ЛОРП на 19% до 250 тыс тонн. «Пароходство с начала навигации до конца июня имеет возможность осуществить подачу в порт Осетрово флота общей грузоподъемностью более 50 тыс тонн», - отмечается в сообщении.

 

Египет завершит расширение Суэцкого канала к августу

Власти Египта намерены уложиться в запланированные сроки и завершить проект расширения Суэцкого канала к августу, сообщает Journal of Commerce.

В сентябре 2014 года правительство привлекло на строительство канала 8,5 млрд долларов через продажу инвестиционных сертификатов среди населения. Облигации под 12% годовых с пятилетним сроком погашения реализовывались исключительно среди граждан страны.

В течение года планируется проложить 35 км нового русла, а также расширить и углубить действующий канал на протяжении еще 37 км. Стоимость прокладки нового русла оценивалась в 4 млрд долларов, совокупная стоимость проекта – в 8 млрд долларов.

В понедельник 30 марта премьер-министр Египта Ибрагим Махлаб подтвердил, что график строительства выполняется и пригласил иностранных инвесторов развивать проекты в промышленном парке и региональном логистическом комплексе в прилегающей к каналу зоне свободной торговли.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Гендиректор ВСЗ Необходимо предусмотреть возможность хеджирования в госконтрактах

Чтобы судостроительная отрасль могла развивается необходимо включить затраты на финансовые инструменты, такие как хеджирование рисков, в госконтракты. Об этом заявил Александр Соловьев, генеральный директор Выборгского судостроительного завода (ВСЗ), выступая на расширенном итоговом заседании Коллегии Росморречфлота, которое прошло 19 марта в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

«На фоне санкций и ослабления рубля импортозамещение получило мощный импульс, который нужно использовать. Отдельные позиции оборудования можно и нужно закрывать своими силами, но доля импортной продукции, останется все равно значительной и в ближайшей перспективе составит не меньше 50%. Это могут быть комплектующие не обязательно из Европы, а например из Китая», – отметил гендиректор Выборгского завода.

«Особенно болезненным стало падение курса рубля. Доходность судостроителей составляет не более 7-10%. И если курс превышает на 100% объявленную ЦБ отметку, непонятно, что делать, и все расчеты идут насмарку», – поделился проблемами Соловьев.

«Исправить ситуацию в области госконтрактов может такой инструмент как хеджирование. Но он из госконтрактов практически исключен, потому что контракты жестко зафиксированы по цене. Решение проблемы – включение затрат на финансовые инструменты, таких как хеджирование в калькуляцию стоимости государственных контрактов. Надо чтобы госзаказчик обеспечивал 5-7 летний горизонт планирования, чтобы судостроители могли осуществлять серьезные инвестиции в обновление производственной базы», – заключил гендиректор Выборгского завода.

 

Астраханская область ищет инвестора для строительства лайнера и организации круизов по Каспию

Власти Астраханской области ищут инвестора для строительства комфортабельного лайнера и организации круизов по Каспийскому морю, сообщил сегодня губернатор Александр Жилкин.

«Маркетинговые исследования показывают, что у туристов есть интерес к морским турам, во время которых они смогут посетить все прикаспийские страны: Россию, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан». Главная проблема - комфортное судно. «Мы ищем инвестора, который мог бы осилить этот весьма дорогой проект. Обсуждали бизнес-план с астраханскими бизнесменами, я предложил им скооперироваться и построить такое судно. Сделали аналогичные предложения и иностранным партнерам» области, уточнил Жилкин.

По его словам, организация круизов по Каспию получила поддержку на саммите Прикаспийских стран, который прошел в Астрахани в прошлом году, в частности, в протоколе записано решение о необходимости создания инфраструктуры прикаспийского туризма. Жилкин также уточнил, что «рассматривается возможность включения Астрахани в перечень портов, где пассажиры круизных судов могут пребывать на территории России без визы на протяжении 72 часов».

«В последние годы область существенно подтянула инфраструктуру: отреставрированы все четыре театра, 18 музеев, консерватория, картинная галерея. Новым брендом Астрахани стал театр оперы и балета, роскошное здание которого – одно из самых больших и хорошо оснащенных в Европе», – добавил Жилкин.

По его словам, туристы также могут проехать «дорогой кочевников», побывать в исторической реконструкции столицы Золотой Орды городище Сарай-бату, прокатиться на верблюдах, посетить Музей арбуза и соленое озеро Баскунчак. В регионе также намерены развивать деловой туризм и туризм «выходного дня». По последнему направлению уже создано свыше 30 туров. Более того, в связи с развитием туризма, в регионе выросла сеть общепита и на новый уровень вышло производство сувенирной продукции. В мае состоится «Астраханская туристическая ярмарка», которая поможет компаниям реализовывать свои туры и предложения.

В Астраханской области работает более сотни гостиниц, около 300 мотелей и баз отдыха. По статистике, регион ежегодно посещают 2,5 миллионов туристов, 78% из них приезжают для охоты и рыбалки, 10% – для профессионально-деловой деятельности, по 5% приходится на культурно-познавательный и гостевой туризм, 1% – на круизный и лечебно-оздоровительный туризм. Власти Астраханской области прогнозируют увеличение турпотока к 2020 году до 3,5 млн человек.

 

На СНСЗ завершена сборка матрицы для третьего корабля ПМО для ВМФ РФ

На ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ, входит в АО «ОСК») завершилась сборка матрицы, предназначенной для формирования корпуса третьего корабля противоминной обороны для ВМФ РФ.

Следующим этапом строительства является выкладка сухой стеклоткани на сложные поверхности матрицы корпуса корабля, после чего будет запущен процесс пропитки армирующего материала связующим методом вакуумной инфузии.

Метод вакуумной инфузии, позволяет изготавливать крупногабаритные конструкции из полимерных композитных материалов с повышенными физико-механическими свойствами. Основная особенность подобных конструкций заключается в том, что сам материал и изготавливаемое из него изделие создаются одновременно, а несомненные преимущества применения композитных материалов для судостроения обусловлены их стойкостью к действию морской среды, высокой прочностью, возможностью создания бесшовных конструкций многократного воспроизведения, простотой ремонта и эксплуатации.

Корабль противоминной обороны данного проекта спроектирован ЦМКБ «Алмаз» и является новым поколением кораблей ПМО.

Планируется, что корабли противоминной обороны, строящиеся на ОАО «СНСЗ» станут основой корабельных сил ПМО российского флота.

 

ЕС намерен ввести запрет на утилизацию судов на побережье Южной Азии

Европейский Союз намерен ввести запрет на слом судов в Азии и предложить компенсации судовладельцам при утилизации судов на производствах, соответствующих экологическим стандартам.

Из 1026 океанских судов, утилизированных в 2014 году, 641 было распилено вручную на побережьях Индии, Бангладеша и Пакистана, приводит Reuters данные организации Shipbreaking Platform, ведущей кампанию по борьбе с этой вредной и опасной практикой.

Разборку судов осуществляют неквалифицированные рабочие с использованием примитивных инструментов. При этом химические вещества со старых судов смываются в океан, а рабочие гибнут от несоблюдения техники безопасности. По данным Института социальных наук Tata в Мумбаи, за последние 20 лет в результате несчастных случаев вдоль побережья Аланг-Сосия - крупнейшего пляжа в Гуджарате, где производится разборка судов, - погибло 470 человек.

Новые требования, вводимые ЕС, предусматривают, что суда под флагом ЕС могут перерабатываться только на производствах, включенных в специальный реестр, который будет опубликован в следующем году. В реестр, вероятно, войдут верфи Китая, Турции, Северной Америки и Европейского Союза, но не Южной Азии.

Слом судов в Южной Азии значительно выгоднее для судовладельцев. В зависимости от текущих цен, прибыль судовладельца при утилизации на верфи в Индии может составлять до 500 долларов за тонну стали, по сравнению с 300 долларов в Китае и всего 150 долларов в Европе. Чтобы создать дополнительные стимулы для судовладельцев, ЕС намерен разработать программу субсидий.

Представители индийских верфей утверждают, что их экологические стандарты близки к европейским, а новые требования направлены на обеспечение загрузки для простаивающих европейских верфей, на долю которых пришлось не более 4% от общего числа судов, отправленных на слом в прошлом году.

Эксперты отмечают, что заставить судовладельцев отказаться от продажи судов на слом в Азии будет не так просто: судно может сменить флаг перед утилизацией или быть продано неевропейским посредникам. Однако такая практика сопряжена со значительными репутационными рисками. Крупные судоходные компании, такие как Maersk и Hapag-Lloyd, уже давно практикуют утилизацию судов исключительно на верфях, сертифицированных на соответствие международным стандартам.

Так, крупнейшее специализированное производство по утилизации судов - бельгийская верфь Galloo – за последние 10 лет увеличила объемы переработки в 4 раза до 35 тыс тонн стали в год. На производстве занято всего 30 сотрудников, а большая часть операций механизирована.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

АСОП: Нужен мораторий на изменение арендной ставки в отношении объектов федерального имущества

В условиях сложной экономической ситуации в качестве антикризисной меры нужен мораторий на изменение арендной ставки в отношении объектов федерального имущества. Об этом заявил исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Серик Жусупов, выступая на заседании Морской коллегии при правительстве РФ, которое состоялось 25 марта в Москве.

«Стабильность развития отрасли прежде всего зависит от того, созданы ли в ней благоприятные условия. Порты – это огромные инвестиции, устойчивые взаимоотношения. И проблемы могут возникать в области аренды объектов федерального имущества. Вы прекрасно помните ситуацию, когда у нас достаточно сложно было привлечь инвесторов, потому что договора были исключительно краткосрочными, на год – два. С тех пор проведена сложнейшая работа, принят закон, определено какие объекты, являются исключительной федеральной собственностью, а какие – частной собственностью. Определены условия долгосрочных арендных взаимоотношений на 15 лет, на 49 лет. Мне кажется это огромное достижение потому что у нашей отрасли теперь есть стабильные устойчивые условия, которые позволяют уверенно двигаться вперед».

«В то же время нужно как-то развивать эти взаимоотношения, изменять арендную ставку. У портового сообщества есть просьба: в сложный период, в котором мы сейчас находимся, рассмотреть в рамках антикризисных мер возможность введения моратория на размер арендных ставок за портовые и гидротехнические сооружения. С таким предложением портовики уже обращались в Морскую коллегию. Просим рассмотреть его дополнительно в рамках тех решений, которые принимаются на расширенном заседании».

 

Минкурортов Крыма выступает за безвизовый режим для пассажиров круизных лайнеров

Министерство курортов и туризма Республики Крым предлагает предусмотреть для портов полуострова возможность безвизового режима для туристов-иностранцев, прибывающих на полуостров на круизных лайнерах. Об этом сообщила  замминистра Ольга Бурова.

«Минкурортов просит, чтобы порты Ялты, Керчи, Евпатории, Феодосии были включены в перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства в туристических целях на паромах, имеющих разрешение на пассажирские перевозки «, - рассказала она об одном из предложений крымских властей. Бурова добавила, что эту возможность необходимо предусмотреть заранее, несмотря на действие санкций в отношении крымских портов.

«В любом случае мы должны быть готовы: уйдут санкции, а мы не входим в перечень портов… А это упущенное время», - пояснила замминистра, отметив, что Крым заинтересован в развитии круизного туризма.

Пассажиры круизных судов имеют право на въезд в РФ и пребывание в течение 72 часов без оформления виз. Они должны проживать на борту круизного судна, прибыть в один из портов, открытых для международного пассажирского сообщения. Крымские порты уже входят в данный перечень.

 

Власти Севастополя хотят погасить задолженности по зарплате работников порта за счет госбюджета

Правительство Севастополя обратилось к правительству РФ с просьбой о выделении субсидии из госбюджета в 39,4 млн рублей. Эти средства нужны для погашения задолженности по зарплате перед работниками ГУП «Севастопольский морской порт», сообщила директор департамента промышленности и сельского хозяйства Галина Корогодина.

Задолженность образовалась в 2014 году, когда работники порта продолжали числиться на украинских госпредприятиях. «Вместе с имуществом украинских предприятий морского хозяйственного комплекса Севастопольскому морскому порту перешла задолженность по зарплате за период с апреля по сентябрь 2014 год», - сказала Корогодина на сессии Законодательного собрания Севастополя. Она уточнила, что суды Севастополя по искам прокуратуры вынесли решения о взыскании задолженности в полном объеме.

Правительство Севастополя в настоящее время согласовывает вопрос о выделении субсидии из госбюджета.

В 2014 году из-за транспортной блокады Крыма грузооборот Севастопольского морского порта сократился на 65%. Однако с целью предотвращения роста социальной напряженности руководство предприятия не проводило сокращение. В порту по-прежнему работает тысяча человек. В случае отсутствия загрузки им оплачивается простой в размере 2/3 зарплаты.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Рынок ж/д оперирования достиг максимума ценового давления, ожидается консолидация

Рынок железнодорожного оперирования РФ достиг максимального ценового давления, и в дальнейшем можно ожидать его консолидации. Такое мнение высказал в ходе конференц-колла по итогам финансовой деятельности Globaltrans в 2014 году глава железнодорожного оператора Сергей Мальцев.

По его словам, введение с 1 апреля дополнительной платы за простой вагонов на путях повлечет за собой дополнительные затраты для операторов, при этом для некоторых операторов эти затраты могут стать критическими.

«Globaltrans привлекает порядка 7-10 тыс. вагонов на стороне для обеспечения своей грузовой базы. И в принципе могу сказать, что эти вагоны мы привлекаем практически по себестоимости их содержания. Если компания, у которой мы их берем, получит еще дополнительную нагрузку по простою, то фактически она перестает вагон обслуживать», – сказал он.

По мнению топ-менеджера, «если мы считаем, что часть рынка находится в предбанкротном состоянии , то какие-то движения начнут происходить в направлении консолидации». Консолидация может проходить как на базе крупных игроков, так и на базе РЖД, добавил Мальцев.

Чистая прибыль Globaltrans по международным стандартам финотчетности (МСФО) снизилась в 2014 году по сравнению с предыдущим годом в 14 раз в связи со списанием гудвилла и составила 571 млн рублей, ранее отчиталась компания. Прибыль за год без учета списания гудвилла составила 6,399 млрд рублей, что на 21% ниже показателей 2013 года. При этом железнодорожный грузооборот Globaltrans в 2014 году вырос на 3% по сравнению с 2013 годом и составил 159,7 млрд тонно-километров. Рыночная доля группы сохранилась на уровне 8,4%. Коэффициент порожнего пробега по полувагонам по сравнению с показателями прошлого года остался неизменным на уровне 38%.

Globaltrans - один из крупнейших частных операторов грузовых вагонов и локомотивов в России. Акции компании торгуются на LSE. Free float Globaltrans составляет 54,5 %, по 11,5% принадлежит бизнесменам Никите Мишину, Константину Николаеву и Андрею Филатову через специальные компании. Генеральный директор Globaltrans Сергей Мальцев – бенефициарный владелец 4,5% акций, неисполнительный директор Александр Елисеев - бенефициарный владелец 6,3 % акций.

 

РЖД получили убыток за 2014 год в 44 млрд рублей против прибыли годом ранее

Чистый убыток ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за 2014 год составил 44 млрд 078 млн рублей против прибыли в размере 740 млн рублей годом ранее. Об этом говорится в отчете РЖД.

Выручка компании за отчетный период изменилась незначительно и составила более 1,4 трлн рублей (+1,8 %). Валовая прибыль осталась на уровне 2013 года - 58,6 млрд рублей.

Долгосрочные обязательства РЖД с конца 2013 года выросли на 20,9% до 805,7 млрд рублей. В частности, по статье «заемные средства» на 30 декабря 2014 года значится 715,7 млрд рублей. Краткосрочные обязательства выросли на 38% и составили 524,8 млрд рублей.

Убыток по РСБУ в размере 10,2 млрд рублей РЖД демонстрировали по итогам первого квартала 2014 года против прибыли в размере 10,9 млрд рублей за аналогичный период годом ранее. Как заявлял в апреле глава РЖД Владимир Якунин, компания впервые получила убыток, главным образом, из-за неиндексации грузовых тарифов на 2014 год. За первое полугодие 2014 года компания получила 2,3 млрд рублей чистой прибыли, убыток за 9 месяцев составил 24 млрд рублей.

В июне прошлого года президент компании озвучил прогноз об убытке по итогам 2014 года в целом в размере 80 млрд рублей в случае, если РЖД не позволят индексировать тарифы на перевозки нефти и нефтепродуктов. Однако с августа РЖД смогли повысить тариф на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов на 13,4%. Кроме того, была введена надбавка в 12,5% к тарифу на перевозки дизельного топлива на всех направлениях, кроме экспортных перевозок через припортовые станции Дальневосточной железной дороги, где тариф вырос на 13,4%.

В соответствии с утвержденными в ноябре 2013 года инвестпрограммой и финансовым планом РЖД на 2014-2016 годы, компания рассчитывала получить в 2014 году чистую прибыль на уровне 100 млн рублей.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ