Бюллетень новостей №5 (115) с 7 по 13 февраля 2015 - Морские вести России

Бюллетень новостей №5 (115) с 7 по 13 февраля 2015

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Соколов: Минтранс рассчитывает, что подрядчики инфраструктурных проектов пойдут на сокращение норм прибыли

Минтранс рассчитывает, что подрядчики инфраструктурных проектов в условиях кризиса сократят нормы прибыли и разделят риски с государством. Об этом сообщил министр транспорта Максим Соколов.

«Планируемое сокращение расходов, естественно, требует мобилизации ресурсов, - сказал он, отвечая на вопрос об актуализации транспортной ФЦП. – Во-первых, надо вернуться к проектным решениям, а во-вторых, поработать с подрядчиками, у которых должно появиться устойчивое понимание, что в условиях кризиса необходимо сократить нормы прибыли и разделить коммерческие риски и риски государства».

 

МЭР РФ предлагает ограничить участие госкомпаний и госбанков в проектах ГЧП

Минэкономразвития РФ предлагает ограничить участие госкомпаний и госбанков в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) на стороне частного партнера.

Такая норма содержится в обновленной редакции законопроекта об основах ГЧП, который сейчас дорабатывается ко второму чтению, сообщают «Ведомости», располагающие копией проекта документа.

Согласно законопроекту, «на стороне частного партнера» не сможет выступить компания либо банк, в которых Российская Федерация, регион или муниципалитет прямо или косвенно контролируют свыше 50%, а также подконтрольные им дочерние предприятия. Окончательного решения относительно этой нормы нет, законопроект дорабатывается, уточняет чиновник, участвующий в обсуждении документа.

При этом газета отмечает, что в процессе обсуждения Минэкономразвития решило подумать об отсрочке введения этого ограничения - на пять лет с момента принятия закона. Переходный период для данной нормы обсуждается, сообщил представитель министерства: отсрочка позволит расширить перечень потенциальных проектов.

Переходный период на пять лет - это совместное предложение крупнейших банков, передал через пресс-службу исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов.

Сейчас один из наиболее активных инвесторов в концессионные проекты и региональные проекты ГЧП – входящий в группу ВТБ «ВТБ капитал». Он выступает не просто как финансирующая организация, а, как правило, входит в капитал консорциума, подающего заявку на конкурс. Представители группы ВТБ поднимали этот вопрос, знают два участника обсуждения. Пресс-служба «ВТБ капитала» от комментариев отказалась.

Газпромбанк также интересуется рынком ГЧП. Так, банк выступил одним из инвесторов по концессионному проекту платной дороги в обход Одинцова и по петербургскому ГЧП – проекту платной дороги Западный скоростной диаметр.

 

РСПП предлагает освободить стивидоров от арендных платежей

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает властям развивать свободный порт во Владивостоке за счет стивидоров, сообщает «КоммерсантЪ».

Предложения РСПП будут озвучены завтра на заседании комиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре союза.

По данным издания, РСПП рекомендует отдать компаниям причальные стенки в аренду на 49 лет и освободить на пять лет всех стивидоров морского порта Владивосток от арендной платы за пользование причальными гидротехническими сооружениями (ГТС). Взамен компании должны инвестировать в портовое хозяйство, включая холодильно-складскую инфраструктуру. По подсчетам РСПП, ежегодные вложения в развитие порта составляют около 100 млн рублей, что равно сумме, которую предприятия платят за аренду причалов.

После того, как РСПП согласует рекомендации со всеми заинтересованными сторонами, его предложения будут направлены в правительство, указывает издание. 

Представители отрасли считают предложения РСПП крайне эффективными и оптимальными как для бизнеса, так и для бюджета. В Росрыболовстве отметили, что разговоры о продлении срока аренды до 49 лет ведутся уже не первый год и ведомство уже обсуждало такую возможность, но только при введении дополнительных обременений и повышении арендной ставки. По данным источников, идею РСПП поддерживают Минвостокразвития и администрация Приморского края.

 

Сумма минимальной страховки для российских судовладельцев увеличится на 50%

Минтранс РФ инициировал изменения в Кодекс торгового мореплавания в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям.

Инициатива направлена на «приведение национального законодательства – Кодекса торгового мореплавания РФ – в соответствие с положениями Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям, участницей которой является РФ», говорится в сообщении Минтранса.

Ранее, в апреле 2012 года, Международная морская организация (ИМО, англ. International Maritime Organization, IMO) приняла резолюцию об увеличении на 51% сумм ограничений, указанных в ст.3 Протокола 1996 г. к Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям.

Новые нормы страхования ответственности российских судовладельцев вступят в силу в декабре 2015 года.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

МВД: По фактам хищений в структурах ОСК и ОАК расследуются десятки дел

По фактам хищений в структурах Объединенной судостроительной корпорации и Объединенной авиастроительной корпорации расследуются десятки уголовных дел. Об этом сообщил глава Следственного департамента МВД Александр Савенков в интервью «Российской газете».

«Больше всего беспокоит состояние дел в Объединенной судостроительной и Объединенной авиастроительной корпорациях. Огромные предприятия, площади и материальные средства, огромные активы. По судостроительной корпорации уголовные дела расследуются в Астрахани, Архангельске, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Приморском крае, Москве. Десятки уголовных дел», – сказал он.

Савенков сообщил, что «в авиакорпорации ведется расследование 24 уголовных дел по фактам хищения денежных средств предприятий и организаций». Он уточнил, что они возбуждены по всей территории России. «Только в следственных подразделениях Москвы их 9, другие – в Комсомольске-на-Амуре, в Воронежской и Новосибирской областях, – пояснил Савенков. – Все пока в стадии  следствия, и я бы не хотел опережать события». В то же время он уточнил, что уже есть задержанные в качестве подозреваемых.

 

Нефтяные компании требуют введения акциза на судовое топливо

Нефтяные компании предложили правительству ввести акциз на судовое маловязкое топливо, пишет «КоммерсантЪ».

Данный вопрос обсуждался на прошлой неделе на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. По данным источников, правительство поддерживает введение акциза, размер которого может быть установлен на уровне 3,45 тыс. рублей за тонну.

Компании обеспокоены тем, что часть объемов судового топлива продается как обычное дизтопливо для автомобилей по заниженным ценам. По их мнению, введение акциза позволит избежать случаев фальсификации дизтоплива. Для сохранения баланса спроса и предложения на бункеровочном рынке представители нефтекомпаний предлагают установить налоговые вычеты на судовое топливо для бункеровки.

В то же время представители компаний-судовладельцев полагают, что введение акциза приведет к исчезновению судового топлива из продажи и вынудит судовые компании перейти на дизтопливо, что приведет к росту цен на перевозки и уходу ряда компаний с рынка.

Эксперты отмечают, что проблема продажи под видом дизеля других видов топлива старая, но в последнее время объемы такого «дизеля» достигли внушительных масштабов. По их мнению, это не только наносит вред экологии, но и лишает бюджет доходов в размерах до 18 млрд рублей в год, а нефтекомпании - стимулов проводить модернизацию НПЗ.

 

СУДОХОДСТВО

Аналитики: Себестоимость морских контейнерных перевозок снижается благодаря дешевеющему топливу

Снижение цен на судовое топливо привело к удешевлению себестоимости морской перевозки контейнеров даже с учетом введения новых экологических требований, сообщает Lloyd’s List.

Ранее перевозчики высказывали опасения, что вступающие в действие в 2015 году ограничения по выбросам вредных веществ для судов в Северном и Балтийском морях, проливе Ла-Манш, а также вдоль побережья Северной Америки вызовут резкое увеличение расходов, и, соответственно, ставок. В июле прошлого года Maersk Line уведомила клиентов о том, что бункерная надбавка с 1 января составит от 50 до 150 долларов за контейнер.

DFDS и Transfennica отменили 2 сервиса, прогнозируя их  неконкурентоспособность в условиях возросших затрат на бункер.

Однако, по данным исследования MDS Transmodal, снижение цен на топливо в течение последних месяцев обеспечило сокращение расходов перевозчиков по сравнению с прошлым годом, даже с учетом покупки более дорогого топлива.

По данным MDS, расходы на доставку одного контейнера между Азией и Европой фактически сократились на 118 долларов по сравнению с уровнем конца 2014 года.

На трансатлантических сервисах, по оценкам MDS, снижение стоимости топлива привело к экономии 52 долларов на перевозке одного груженого TEU.

Удельные затраты снизились и на внутриевропейских фидерных маршрутах. Так, например, доставка контейнера на сервисе Роттердам-Дублин-Белфаст подешевела на 16 долларов по сравнению с концом 2014 года.

Это не является однозначным свидетельством того, что DFDS и Transfennica напрасно отменили свои сервисы, так как расходы автоперевозчиков на покупку топлива также снизились вслед за нефтью. Однако новая экономика возвращает на повестку дня вопрос о целесообразности отказа от практики снижения скорости судов для экономии топлива.

По данным исследования, расходы перевозчиков могут быть ниже уровней прошлого года даже в случае ускорения судов на трансокеанских маршрутах.

Аналитики MDS сделали расчеты для сервиса на трейде между Азией и Европой, на котором работает 11 судов вместимостью 12,36 тыс TEU со средней скоростью 17,4 узлов. По результатам расчетов, количество судов могло бы быть сокращено до 9, работающих со средней скоростью 23,7 узлов. Это обеспечило бы сохранение частоты судозаходов, причем расходы перевозчиков все же были бы ниже уровня трехмесячной давности на 5 долларов за TEU.

 

Отказ в разрешении в плавании по Севморпути получают только 1% заявок

Отказ в разрешении на плавание по акватории Северного морского пути получают только 1% от подавших заявки судовладельцев. Об этом заявил Александр Ольшевский, руководитель ФГКУ «Администрация Северного морского пути», выступая на IV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге, передают ИА «Морвести.Ру».

«На 1-е декабря за 2014 года нашей администрацией было выдано 614 разрешений на плавание по Севморпути, из них 109 – для судов под иностранным флагом. И 30 судам было отказано в разрешении на плавание, – поделился статистической информацией глава администрации Севморпути. – Но, поскольку судовладельцы могли подавать повторные заявки после исправления недочетов, в итоге только 7 судов так и не получили разрешения на плавание. Это составляет всего 1% от общего количества заявок».

«Пока обработка заявок в значительной степени осуществляется вручную. Нам присылают их по электронной почте, мы вручную обрабатываем их, размещаем решения администрации на сайте. Или же присылаем извещения об отказе. Но у нас есть планы по автоматизации процессов, и мы будем добиваться выделения бюджетного финансирования, чтобы перевести всю работу на автоматический режим», – сказал Александр Ольшевский.

«Через порты Северного морского пути в 2014 г. перевезено на 910 тыс. тонн грузов больше, чем в прошлом году, то есть увеличение составило 35%. Прирост был осуществлен главным образом за счет поставок грузов в Сабетту, транзитный грузопоток увеличился незначительно. И надо отметить уменьшение транзитных перевозок, которые осуществлялись без захода в порто-пункты Севморпути. Этот уровень упал примерно на 77% и тому есть свои объективные причины», – привел данные руководитель Администрации Севморпути.

 

Китай начнет строительство альтернативного канала в обход Малаккского пролива

Китай продолжает создавать альтернативу «американской» транспортной мировой системе: вслед за началом строительства Никаруганского канала, Китай приступил к активному обсуждению с Таиландом строительства альтернативного канала из Южно-Китайского моря в Индийский океан.

Новым проектом может стать искусственный водный путь через Малаккский (Малайский) полуостров. Об этом сообщает интернет-издание «Южный Китай».

Канал через перешеек Кра позволил бы сократить морской путь из Юго-Восточной Азии в Европу и Африку вместо прохода через Малаккский пролив на 1000-1200 километров, экономить для перевозчиков порядка 48-64 часов по времени для транспортировки грузов в зависимости от маршрута, существенно уменьшить расход горючего судами, выбросов в атмосферу углекислого газа, снизить ставки фрахта, уменьшить себестоимость покупного барреля нефти для Японии, Китая и других стран.

Если канал построят, и он начнет эксплуатироваться, снизится доминирующее значение порта Сингапур, который обслуживает более 80% транзитных грузов из всего количества, обрабатываемого на множестве терминалов. Сингапур, на 70% населенный китайским субэтносом хакка, до сего дня представлял из себя финансовую столицу разбросанных по всем странам Юго-Восточной Азии торгово-промышленных общин хакка, которые контролируют финансы, торговлю и индустрию практически всех стран региона. Проект строительства канала, подрывающую монополию Сингапура и общин хакка, появился на фоне произошедшего в прошлом году смещения президента Таиланда, этнической хакка, Йинглак Чинават.

Новый канал станет по сути приходом китайских материковых компаний в «вотчину» общин зарубежных китайцев - хуацяо. Похоже, в Юго-Восточной Азии наметился очередной раунд перераспределения сил. Канал также выгоден и тайландским военным (группировки из Южного Таиланда, ныне управляющей страной), которые получат возможность переброски сил с восточного побережья на западное.

Как заявил тайскому ежедневному изданию «Нация» исполнительный директор экономической секции Тайско-Китайской Ассоциации по культуре и экономике и сотрудник Национального Комитета по изучению проектов канала через перешеек Кра доктор Пакди Танапура, «ожидается, что к 2025 году через Малаккский пролив должны будут проходить порядка 140 тысяч судов. А максимальная пропускная способность пролива - всего около 122 тысячи» И в ближайшие 10 лет это «бутылочное горлышко» будет сужаться, тормозя рост экономики стран Азии и скорость перевозок в регионе и между континентами.

Действительно, через пролив проходит почти одна треть морских перевозок нефти и одна четвертая всех грузовых перевозок в мире, от которых так зависит Китай.

Самым узким местом «горлышка» является район недалеко от Сингапура шириной всего 2,5 километра. Одной из опасностью для морских судов в Малаккском проливе является задымление в результате ежегодных лесных пожаров на острове Суматра. Видимость в данный период снижается до 200 метров, что заставляет суда снижать скорость, иногда даже случаются катастрофы.

Также в последние годы серьезной проблемой пролива стало пиратство. За последние два десятилетия количество пиратских нападений в Малаккском проливе и вблизи Сингапура увеличилось почти в 10 раз, перевалив за сотню инцидентов. Это означает немалые расходы на содержание групп чрезвычайного реагирования на судах в период прохода опасных участков судоходства, увеличение страховых выплат, траты на постоянное патрулирование акватории флотилиями береговой охраны, постоянную поддержку в боевой готовности спецтехники и сил особого назначения (в Малайзии, Индонезии и Сингапуре).

Помимо пиратов опасны и террористы. Глубина в самом мелком месте пролива составляет всего 25 метров. Если затопить в этом месте крупное судно, на долгое время прекратится судоходство. Для мировой торговли это будет колоссальный разрушительный эффект.

Анонсированные китайским правительством 40 млрд. долларов инвестиций в Фонд для «новых сухопутных и морских дорог Шелкового Пути 21 Века» для азиатских стран, входящих в так называемый Экономический пояс Шелкового пути, могут частично пойти и на этом проект.

По предварительной оценке Пекинского университета международной экономики и бизнеса, а также Тайского национального комитета по изучению проектов канала через перешеек Кра, проект канала глубиной 26 метров и менее 100 километров длиной оценивается от 20 до 25 млрд. долларов США. По мнению доктора Пакди оптимальным является маршрут «5А» между пунктами Согкла и Сатун. Этот маршрут – один из самых коротких, и непосредственно примыкает к наиболее оживленным линиям судоходства. Китай и китайские инвесторы вполне могут взяться за проект Тайского канала, ведь не так давно было подписано соглашение о финансировании строительства Пан-Азиатско

 

Эксперт: Китайский Морской шелковый путь не составит конкуренцию Северному морскому пути

Китайская концепция по созданию сети транспортных коридоров Морской шелковый путь XXI века не составит  конкуренцию российским проектам. Об этом заявил директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС при МГИМО д.и.н. Александр Лукин в ходе форума «Морской шелковый путь XXI века» в восточной провинции КНР Фуцзянь.

«Существует мнение, что китайская инициатива будет конкурировать с Северным морским путем (СМП). Это традиционный подход. Мы не можем остановить развитие Китая и заставить его что-то не делать. Если мы считаем, что  проект будет конкурировать с нашими идеями, то нужно создать условия лучше. Можно было бы привлечь тот же Китай или Индию, которые заинтересованы в использовании СМП», – подчеркнул А. Лукин.

По мнению эксперта, данные проекты не несут «угрозу» друг другу. «В принципе, это одна и та же политика, но она направлена на разные регионы», – добавил ученый.

В свою очередь китайские аналитики считают, что там, где есть сотрудничество, конкуренции быть не может. «Если у стран будут общие интересы, особенно экономически  обусловленные, то конкуренция отступает на второстепенное место. Россия и Китай нуждаются друг в друге, это касается и транспортных и инфраструктурных проектов. Не секрет, что в условиях кризиса Москва заинтересована в инвестициях из Китая, особенно в инфраструктуру», – поделилась своим мнением сотрудница Института изучения России, Восточной Европы и Центральной Азии.

В работе форума «Морской шелковый путь XXI века» принимают участие более 200 иностранных гостей примерно из 30 стран мира. Экспертное сообщество пытается выработать  взаимовыгодные компромиссные решения по выстраиванию международной системы транспортных коридоров, каналов культурны и гуманитарных обменов, созданию мер доверия на море и суше.

 

Капитан лайнера «Коста Конкордиа» приговорен к 16 годам тюрьмы

Итальянский суд приговорил к 16 годам тюремного заключения капитана затонувшего лайнера «Коста Конкордиа» Франческо Скеттино. Об этом сообщает агентство EFE.

Скеттино признан виновным в непреднамеренном убийстве 32 человек и в бегстве с тонувшего судна.

Крушение круизного лайнера, на борту которого находились более 4,2 тыс. человек, в том числе 111 российских граждан, произошло в январе 2012 года близ острова Джильо у побережья итальянской области Тоскана.

Причиной трагедии стал рискованный маневр, осуществленный капитаном, в результате которого судно налетело на скалы и быстро затонуло.

В середине июля прошлого года «Коста Конкордиа» начали поднимать со дна. К судну прикрепили специальные резервуары, куда был закачан воздух. После того, как лайнер подняли на поверхность, он был отбуксирован в порт Генуи. Стоимость операции оценили в миллиард долларов. Эти расходы, как сообщалось, должен оплатить владелец судна.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

«Звездочка» начинает выпуск отечественных «движков», которые раньше закупались только за рубежом

Оборонная судоверфь «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске в 2015 году начнет выпуск современных движительно-рулевых колонок (ДРК) для морских судов, которые до сих пор изготавливались только за рубежом. Об этом рассказала руководитель пресс-службы завода Надежда Щербинина.

«Со второй половины этого года начнется выпуск новой продукции по заключенным контрактам», – пояснила она. На территории предприятия возведен специализированный цех по производству винто-рулевых колонок, в них двигатель с винтом размещаются в отдельной поворотной капсуле под днищем судов и одновременно служат и движителем, и рулем.

В пресс-службе отметили, что «у нового корабля (проекта 20183), который заложат на заводе в ближайшей перспективе, винто-рулевой комплекс будет российского изготовления с маркой «Звездочки».

Создание сборочно-испытательного производства на «Звездочке» началось в 2013 году по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники». Как сообщалось ранее, в цехе будут изготавливать примерно 60 ДРК в год мощностью до 10 МВт каждый. «Создание на «Звездочке» серийного производства движительно-рулевых колонок обеспечит российские судостроительные верфи современными судовыми движителями отечественного производства», – отмечают на заводе.

«Звездочка» является ведущей российской верфью по ремонту и модернизации атомных подводных лодок (АПЛ), здесь же освоено строительство траулеров и морских буровых платформ тяжелого класса. Предприятие является одним из ведущих в Европе производителей судовых гребных винтов. Изготовленные на северодвинской верфи винты устанавливаются на АПЛ, атомные ледоколы, супертанкеры, пассажирские лайнеры океанского класса. По данным предприятия, иностранными потребителями гребных винтов «Звездочки» выступают крупнейшие судостроительные компании из Финляндии, Южной Кореи, Италии, Чехии.

 

Четыре ледокола пополнят флот Северо-Западного филиала Росморпорта в ближайшие три года

Четыре современных ледокола пополнят флот Северо-Западного филиала ФГУП «Росморпорт» к 2018 году, сообщает пресс-служба предприятия.

Суда строятся по государственным контрактам на Балтийском заводе-Судостроение и Выборгском судостроительном заводе.

Как отмечается в сообщении, Выборгский завод подтвердили обязательство в текущем году передать «Росморпорту» два линейных дизельных ледокола («Владивосток» и «Мурманск») мощностью 16 МВт. Третий ледокол данного проекта будет сдан в эксплуатацию в 2016 году.

На Балтийском заводе - судостроение продолжается строительство линейного ледокола мощностью 25 МВт, передача которого заказчику планируется на 2018 год. Ледокол нового поколения проекта «Арктика» станет самым мощным в мире. Судно будет иметь в длину 173,3 метра и в ширину 34 метра. Запланированное водоизмещение - 33,54 тысячи тонн. Благодаря конструктивному решению ледокол сможет работать как на глубоководных участках Арктики, в том числе в Баренцевом, Печорском, Карском морях, так и в мелководных устьях рек Сибири.

«Пополнение ледокольного флота за счет строительства новых судов является одной из приоритетных задач для обеспечения круглогодичной доступности замерзающих морских портов России», - отмечается в сообщении.

Кроме того, благодаря новым судам будет снижен средний возраст ледокольного флота, что в «Росморпорте» называют одним из факторов, «влияющих на создание привлекательных условий для захода судов в отечественные порты».

По данным Российского морского регистра, сейчас под его надзором уже ведется, а также планируется строительство более 150 судов (валовой вместимостью около 2 млн ед.), в том числе 21 ледоколов, 11 газовозов, 27 нефтеналивных судов, 30 буксиров и 7 морских ледостойких стационарных платформ. Также заключен контракт на строительство 6 танкеров (дедвейтом 42 тыс. тонн) ледового класса Arc7 для обеспечения транспортировки нефти с терминала Новый Порт (Обская губа, ЯНАО). На 2016-2019 года запланировано строительство 15 арктических газовозов «Ямал СПГ».

 

Южнокорейская компания построит для России ледокольный газовоз

Южнокорейские компании построят для России танкер-газовоз ледокольного типа и новый аэровокзальный комплекс в Южно-Сахалинске. Об этом сообщил глава российского диппредставительства в Сеуле Александр Тимонин.

«Среди перспективных проектов взаимодействия между Россией и Республикой Корея можно отметить такие, как долгосрочное соглашение между «РусГидро» и корпорацией водных ресурсов Республики Корея K-Water о взаимодействии в сфере гидроэнергетики, строительство компанией LS Networks нового аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске, совместный проект правительства Кемеровской области и компании Koeura по созданию центра разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, строительство компанией Daewoo Shipbuilding танкера-газовоза ледокольного типа для российской государственной компании «Совкомфлот», – перечислил дипломат.

Он добавил, что более детально обсудить перспективы дальнейшего сотрудничества планируется в ходе предстоящего в этом году очередного заседания российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

АСОП: Грузооборот морских портов РФ в январе вырос на 12,2 % до 52,9 млн тонн

Грузооборот морских портов РФ в январе 2015 года вырос на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года до 52,9 млн тонн, сообщила Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

Объем перевалки наливных грузов составил 31,2 млн тонн (рост на 15,2%), в том числе сырой нефти - 16,8 млн тонн (+5%), нефтепродуктов – 12,9 млн тонн (+32,7%) и сжиженного газа – 1,2 млн тонн (+12%).

Объем перевалки сухих грузов составил 21,7 млн тонн (+8,1%), в том числе угля – 9,6 млн тонн (+13,8%), зерна – 1,9 млн тонн (рост в 1,6 раза), черных металлов - 2,3 млн тонн (+10,2%), минеральных удобрений – 1,2 млн тонн (+13,4%), грузов на паромах – 0,9 млн тонн (рост в 1,6 раза).

При этом объем перевалки руды сократился до 0,3 млн тонн (-42,7%), грузов в контейнерах – до 2,9 млн тонн (-16,4%), металлолома – до 0,3 млн тонн (-5,9 %).

Экспортных грузов в январе 2015 года перевалено 44,2 млн тонн, что на 15,4% превышает показатель за январь 2014 года, импортных грузов – 2,3 млн тонн (-23,2%), транзитных – 3,8 млн тонн (-3,8%), каботажных – 2,6 млн тонн (+36,6%).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна перевалили 2,7 млн тонн грузов, что на 2,8% меньше, чем годом ранее. При этом объем перевалки сухогрузов уменьшился до 1,8 млн тонн (-9,1%), наливных - увеличился до 0,9 млн тонн (+12,3%).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов вырос до 19,1 млн тонн (+14,1%), из них перевалка сухогрузов составила 6,7 млн тонн (+8,6%), наливных - 12,4 млн тонн (+17,3%).

Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 17 млн тонн, что на 21,4% больше, чем за январь 2014 года. Объем перевалки сухогрузов увеличился до 5,3 млн тонн (+20,8%), наливных - до 11,7 млн тонн (+21,7%).

В Каспийском бассейне морские порты перевалили 0,6 млн тонн грузов (-4,5%), из них сухогрузов – 0,3 млн тонн (+43,2%), наливных - 0,3 млн тонн (-26,7%).

Морские порты Дальневосточного бассейна увеличили перевалку грузов до 13,5 млн тонн (+3,8%), их них сухогрузов – до 7,5 млн тонн (+3,7%), наливных грузов – до 6 млн тонн (+3,9%).

 

Контейнерооборот портов России снизился на 25,8% до 297,9 тыс. TEU в январе 2015 года

Контейнероборот портов России по итогам января 2015 года снизился на 25,8% по сравнению с отчетным периодом 2014 года с 401,4 до 297,9 тыс. TEU, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

По итогам месяца импорт контейнеров снизился на 32,9 % до 117,1 тыс. TEU, экспорт – на 28,9% до 124,6 тыс. TEU, транзит – на 16,6% до 7,3 тыс. TEU. Каботаж за отчетный период увеличился на 14,1% до 49 тыс. TEU.

Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 14,3% относительно января 2014 года до 10,5 тыс. TEU. Порты Балтийского бассейна снизили перевалку контейнеров на 27,3% до 155 тыс. TEU, Дальневосточного - на 17,6% до 101,1 тыс. TEU, Азово-Черноморского – на 44,4% до 31,1 тыс. TEU, Каспийского – на 40,7% до 0,2 тыс. TEU.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составляет 52%, Дальневосточного - 33,9% от общего контейнерооборота РФ

По итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн. TEU: экспорт – 2,3 млн TEU, импорт – 2,29 млн TEU, транзит - 100,5 тыс. TEU, каботаж - 586 тыс. TEU.

 

Концессионером проекта развития порта Тамань выступит государственная УК «РМП Тамань»

Минтранс предлагает назначить концессионером проекта развития порта Тамань государственную УК «РМП Тамань», пишут «Ведомости» со ссылкой на источники.

Согласно предложенной организационно- правовой схеме, инвесторам предложено арендовать причалы и другую инфраструктуру порта.

По данным издания, распоряжение правительства о назначении концессионером «РМП Тамань» может выйти весной. А концессионное соглашение и соглашения с инвесторами могут быть подписаны летом.

В настоящее время «РМП Тамань» на 100% принадлежит ФГУП «Росморпорт». Но, как сообщил представитель Минтранса, также обсуждается покупка доли в капитале «РМП Тамань» администрацией Краснодарского края.

Весной 2014 г. компанией Pricewater-houseCoopers (PwC) были предложены Минтрансу три организационные схемы: проектное финансирование, несколько концессий (объекты концессии – морские терминалы, для каждого терминала отдельное соглашение, концессионеры – инвесторы; причалы – в собственности «РМП Тамань») и одна концессия с госучастием, при которой «РМП Тамань» берет в концессию причалы и другую инфраструктуру, морские терминалы – у инвесторов.

Комментарий ведомства, почему был выбран последний вариант, не приводится.

В то же время отмечается, что инвесторов Тамани такая организационно-правовая схема устраивает. Об этом сообщил представитель «Кузбассразрезугля» и сотрудник другой компании - потенциального инвестора проекта.

Ранее, в 2011 году, соглашение о намерениях инвестировать в развитие Тамани с Минтрансом подписали «Еврохим», «Уралкалий», СУЭК, UCL Holding, «Металлоинвест», Объединенная зерновая компания (ОЗК), Global Ports. Позже о своем намерении инвестировать в проект заявляли «Кузбассразрезуголь», «Базовый элемент», «Уралхим». ОЗК отказалась от строительства мощностей в Тамани в пользу развития мощностей порта Новороссийск.

Со слов источников издания, «РМП Тамань» может выкупить имущество инвестора. В свою очередь, инвесторы смогут потребовать от управляющей компании выкупать их терминалы, если она не выполнит своих обязательств по строительству портовой инфраструктуры.

Общая стоимость проекта развития порта Тамань согласно ФЦП « Развитие транспортной системы до 2030 г « оценивается в 228 млрд руб. Из этой суммы 76 млрд руб. – бюджет, 112,5 млрд руб. – частные инвесторы, остальное – «внебюджетные источники». Ввод в эксплуатацию первой очереди порта запланирован на I квартал 2019 г.

 

Валерий Местулов может возглавить Владивостокский морской торговый порт

Валерий Местулов, на днях покинувший пост управляющего директора ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК, контейнерный терминал группы Global Ports на Дальнем Востоке), может возглавить ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП, входит в группу FESCO).

По данным издания «Золотой Рог», Валерий Местулов уже работал в ВМТП, возглавляя в 2006-2008 гг. ООО «Владивостокский  контейнерный терминал».

Нынешний гендиректор ОАО «ВМТП» Константин Соколов после назначения в начале сентября 2014 года президентом FESCO совмещает обе должности.

Как ранее сообщалось, об уходе из Восточной  стивидорной компании Местулов написал в своем аккаунте в социальной сети Facebook. «Сегодня мой последний  рабочий день в ВСК», – написал топ-менеджер.

В опубликованном позже пресс-релизе ВСК говорилось, что бывший управляющий директор принял решение о переходе на работу в компанию, не входящую в группу Global Ports. На место Местулова был назначен Александр Дудко, ранее занимавший пост генерального директора ООО «Моби Дик», одного из контейнерных терминалов Global Ports в Большом порту Санкт-Петербурга. О назначении нового директора ООО «Моби Дик» будет объявлено дополнительно.

 

АРКТИКА

МИД РФ: В Арктике развивается активное международное сотрудничество

В рамках Аркического совета и других международных организаций развивается активное межгосударственное сотрудничество в Арктике. Об этом сообщил Владимир Барбин, посол по особым поручениям МИД России, выступая на IV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге, передают ИА «Морвести.Ру».

«Наши интересы в Арктике сформулированы в «Основах национальной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», которые утверждены в 2008 году. – начал свой доклад представитель МИД. – В их числе – сохранение Арктики зоной мира и сотрудничества. В связи с событиями на Украине и введением санкций основные усилия были сосредоточены на недопущении политизации сотрудничества в Арктике, привнесение в регион элементов военного противостояния».

«Непростая международная обстановка сказывается на некоторых совместных с западными странами проектах в Арктическом регионе, – продолжил Владимир Барбин. – Среди них находящаяся сегодня на финишной прямой работа по подготовке рамочного плана по предупреждению загрязнении нефтью морской среды Арктики в результате нефтяной деятельности и судоходства. Завершается разработка рамочного документа о действиях по сокращению выбросов сажи и метана. В рамках арктического совета решено подготовить юридически обязывающее соглашение об укреплении международного научного сотрудничества в Арктике. Цель этого документа – содействие контактам ученых и научных центров, обмен научными данными, проведение совместных исследований».

«В сентябре был учрежден Арктический экономический совет, как независимая организация деловых кругов арктических государств. Одним из инициаторов выступала Россия. В состав совета вошли представители ТПП РФ, «Роснефти» и Совкомфлота», – рассказал Барбин о новых органах международного сотрудничества.

«Успешно запущен механизм финансирования природоохранных проектов на территории России с привлечением средств инструментов поддержки Арктического совета. Сейчас идет речь о двух проектах по предотвращению выбросов сажи. Начаты новые проекты по поддержке малых коренных народов. Всего под эгидой арктического совета реализуется около 80 проектов в самых различных областях. И ни один из них не был остановлен. Но международное сотрудничество в Арктике не замыкается только на Арктическом совете. Совсем недавно появилось новое направление – взаимодействие по линии высших органов финансового контроля арктических государств. Также продолжается сотрудничество по парламентской линии», – привел примеры представитель МИД РФ.

 

«Роснефть»: Арктика должна стать такой же национальной программой, как освоение космоса

Освоение Арктики должно стать такой же национальной программой, какой было в свое время освоение космического пространства. Об этом сказал Андрей Шишкин, вице-президент компании «Роснефть», выступая на IV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге, передают ИА «Морвести.Ру».

«Ранее, еще в Советском Союзе была масштабная национальная идея «Космос» – освоения  космического пространства, – сказал топ-менеджер «Роснефти». – Но освоение Арктики – не менее масштабная задача, а может быть даже более сложная, чем полеты в космос. Потому что она требует практически таких же подходов ко всем техническим и организационным вопросам. Например, нужны материалы, которые выдерживают температуры минус 60 градусов. Необходимо решить вопрос снабжения энергией, поскольку Арктика сама по себе является территорией зависимой от энергетики».

«Но самое главное – обеспечение жизни, – продолжил свою мысль Андрей Шишкин. – Первые космонавты высадились на Луне спустя несколько десятилетий после первого космического полета. Арктику мы осваиваем много десятилетий, но пока продвинулись не слишком далеко. Жизнь и работа на Крайнем Севере оказались сложнее, чем мы себе представляли».

«Поэтому освоение Арктики может стать такой же национальной идеей, как освоение космоса. Тем более, что она служит не столько для удовлетворения научного интереса, сколько для обеспечения дальнейшего благосостояния нашей страны», – заключил вице-президент нефтяной компании.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Минпромторг констатирует кризис в железнодорожном машиностроении

Согласно данным Минпромторга, практически все предприятия российского железнодорожного машиностроения приостанавливают, сокращают или закрывают производство.

Эти данные обсуждались на совещании в Минтруда на прошлой неделе, сообщает «КоммерсантЪ».

Так, Алтайвагонзавод и «Рузхиммаш» из-за отсутствия заказов в этом году планируют сократить 34% персонала (2,7 человек) и 31% (1 тыс человек), соответственно. По стресс-сценарию Минпромторга, заводы выпустят в этом году лишь по 500-700 вагонов, при том что мощности каждого – 9-9,7 тыс. С января стоит «Промтрактор-Вагон». К сокращению персонала или отправке сотрудников в вынужденный отпуск готовятся Уралвагонзавод (УВЗ), Орский вагонный завод, Барнаульский и Рославльский вагоноремонтные заводы.

С 9 февраля не работают Тверской вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы, на 30% недозагружен ряд цехов «Метровагонмаша» (все три входят в «Трансмашхолдинг»). Неизвестно лишь о сокращениях на Тихвинском вагоностроительном заводе Александра Несиса, который планирует выпустить в 2015 году 5-14 тыс. вагонов. Производители локомотивов также приостанавливают свою деятельность.

По данным издания, в качестве мер по стабилизации ситуации Минпромторг предлагает обязать ОАО РЖД и его дочернюю Федеральную пассажирскую компанию закупить не менее 300 плацкартных вагонов, а также запретить продление ресурса грузовых вагонов и крупного вагонного литья.

Аналитики отмечают, что частные компании не заинтересованы в покупке вагонов. По их мнению, единственный перспективный сегмент это инновационные вагоны, но их выпускают только УВЗ и Тихвинский завод.

 

РЖД ужесточила требования к «маршрутным отправкам»

С 1 февраля начали действовать новые правила «маршрутных отправок» РЖД, сообщают «Ведомости». Теперь состав для «маршрутной отправки» должен весить не менее 6300 тонн и состоять из 71 вагона.

Ранее поезд мог быть признан «маршрутом», если весил 5300 или 6000 тонн.

Исполнительный директор совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ) Дмитрий Королев в письме к заместителю министра транспорта Алексею Цыденову отмечает, что увеличение веса поезда приведет к отмене ряда действующих маршрутов, поскольку ряд станций не сможет их обслужить. Королев полагает, что сокращение числа маршрутов обернется снижением скорости перевозок грузов на сети РЖД, что прямо противоположно целям маршрутизации. В Минтрансе сообщили, что рассмотрят письмо в установленном порядке.

Маршрутные отправки позволяют сократить затраты на перевозку всем участникам рынка. По сведениями издания, грузоотправители получают скидку 3-15% на тонну. По оценке аналитиков, в прошлом году размер недополученных доходов монополии из-за этой скидки мог достичь 30 млрд рублей. После введения новых требований сумма может сократиться до 20-24 млрд рублей, считают эксперты.

В прошлом году 47% от всех грузоперевозок пришлось на маршрутные отправки, отмечают в РЖД, но при этом подчеркивается, что скидка иногда превышает экономию, которую обеспечивает такая организация движения. Так, в РЖД пояснили, что издержки монополии выросли, из-за того что увеличились маршрутные отправки угля и сжиженного углеводородного газа (СУГ) к портам Северо-Запада и Дальнего Востока .

Исполнительный директор СОЖТ просит Цыденова организовать совещания «по вопросу целесообразности установления длины и веса поезда». В РЖД же заявили, что монополия уже договорилась с крупнейшими грузоотправителями и операторами о том, что до 1 июня все пути будут модернизированы под необходимый вес поезда, а до этого времени некоторые составы меньшего веса могут считаться маршрутами. Но партнерство все же направило письмо в Минтранс, так как проблема касается всех отправительских маршрутов, курсирующих на сети РЖД, объясняет представитель совета.

 

Около 3,6 млрд рублей будет направлено в 2015 году на реконструкцию участка СКЖД в направлении портов Тамани

РЖД в 2015 году выделят более 3,59 млрд рублей на реконструкцию участка «разъезд 9 км-Юровский-Анапа-Темрюк-Кавказ», сообщает пресс-служба Северо-Кавказской железной дороги (филиал ОАО «РЖД»).

«Реализация программы «Комплексная реконструкция участка разъезд 9 км-Юровский-Анапа-Темрюк-Кавказ» в 2015 году позволит сократить время движения поездов и увеличить объемы перевозимых грузов в направлении портов Таманского полуострова», – говорится в сообщении.

В частности, в расширение перегона Варениковская-Юровский предполагается инвестировать 150 млн руб; 2,08 млрд руб планируется направить на завершение строительства второго пути на перегоне Юровская-Красная Стрела; 552,82 млн рублей составит финансирование строительства второго пути на перегоне Красная Стрела-Старотитаровка.

Около 781,7 млн руб инвестпрограммы предусмотрены на завершение разработки проектной и рабочей документации. Еще 25,89 млн рублей будет направлено на разработку проекта второго этапа реконструкции станции Вышестеблиевская.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ