Бюллетень новостей №39 (102) 2014 год с 25 по 31 октября 2014 - Морские вести России

Бюллетень новостей №39 (102) 2014 год с 25 по 31 октября 2014

Бюллетень новостей

ВЛАСТЬ

Россия подаст заявку в ООН на расширение границ арктического шельфа весной 2015 года - глава Минприроды

Натурные исследования для формирования актуализированной заявки в ООН на расширение российской части арктического шельфа завершены. Россия подаст заявку в ООН на расширение границ арктического шельфа весной 2015 года.

Об этом накануне на торжественной встрече научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» в Санкт-Петербурге заявил министр природных ресурсов Сергей Донской.

Россия претендует на присоединение 1,2 млн кв км территории шельфа в Северном Ледовитом океане. Отвечая на вопрос корреспондент ТАСС, Сергей Донской сказал, что это позволит прирастить потенциальные запасы углеводородов на 5 млрд тонн условного топлива. «Но это минимальные оценки, я уверен, что цифра будет больше», - подчеркнул министр.

«Для нас, для министерства, этот день был долгожданным, потому что предшествовала большая работа. Заявку на наш шельф, наши арктические границы мы будем подавать в ООН  весной следующего года», - подчеркнул министр.

По его словам, «экспедицией выполнен весь объем работ, даже больше, чем планировалось. У нас теперь есть все необходимые обоснования, чтобы готовить заявку и внести ее на комиссию по границам континентального шельфа. У нас есть полный объем научных данных, чтобы дальше работать с лучшими геологами арктических стран, которые входят в остав комиссии».

Научная экспедиция на судне «Академик Федоров» по определению внешних границ континентального шельфа (ВГКШ-2014) началась 10 июля. В научный состав экспедиции вошли сотрудники «Морской арктической геологической экспедиции».

В рамках государственного контракта с Федеральным агентством по недропользованию ВГКШ-14 были проведены комплексные исследования с целью создания геолого-геофизической основы для оценки перспектив  нефтегазоносности континентального шельфа за пределами исключительной экономической зоны РФ в Северном Ледовитом океане. Площадь исследования составила 350 тыс кв км.  Результаты исследований позволят дополнить первоначальную заявку России, поданную в Организацию объединенных наций в 2001 году.  

Чтобы ООН в лице Комиссии по границам континентального шельфа признала право России на эти территории, необходимо научно доказать, что они являются шельфом, то есть продолжением материковой земной коры, связанным с ней общим геологическим строением. «Я уверен, что это наш шельф. Все  специалисты говорят, что у нас очень хорошая заявка. Принятие заявки комиссией – это практически принятие нашей геологической модели другими специалистами геологических служб арктических стран», - отметил Донской. По его словам, заявка на арктический шельф в ООН - «это заявка на наше будущее, на наше устойчивое развитие в Арктическом регионе».

Как сообщалось ранее, за полярным кругом располагается около 60 крупных углеводородных месторождений, из которых 43 - в российском секторе. Суммарные извлекаемые ресурсы российской Арктики оцениваются в 106 млрд тонн нефтяного эквивалента, запасы газа оцениваются в 69,5 трлн кубометров.

 

Законодательство о транспортной безопасности содержит множество противоречий и правовых коллизий – эксперт

Существующее законодательство о транспортной безопасности содержит множество противоречий и правовых коллизий и требует дальнейшей доработки. Об этом заявил Сергей Кукушкин, заместитель генерального директора ООО «АМБ-ЮГ», выступая на конференции «Безопасность портов и судоходства: инновации, технологии, оборудование», организованной издательством «Морские вести России».

«До сих пор мы пожинаем результаты принятия федерального закона №208, который перенес разработку требований по обеспечению транспортной безопасности на уровень постановления правительства, а не приказов Минтранса, – начал перечислять законодательные проблемы эксперт. – И окончательный разрыв между федеральным законодательством и подзаконными актами произошел в 2014 году, когда был принят 15-й федеральный закон, который отбросил нас к временам 2010 года в области транспортной безопасности. Потому что есть закон, но нет подзаконных актов, которые позволяют его реализовать».

«Согласно части 4 статьи 9 ФЗ№16, перевозчик вправе возлагать на персонал, экипаж транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности в объеме, не препятствующем выполнению служебных обязанностей. Однако, стандартным договором тайм-чартера не предусмотрено взаимодействие фрахтователя с членами экипажа по вопросам обеспечения транспортной безопасности. Каким образом перевозчик может возложить обязанности на экипаж транспортного средства?», – задался вопросом Сергей Кукушкин.

«План обеспечения транспортной безопасности утверждается компетентным органом в области транспортной безопасности. Внесение изменений в него требует повторного согласования этого плана. Но как можно успеть согласовать изменения плана при скоротечности спотового фрахта? Мы знаем из практики, что документ утверждается в среднем три месяца. Ситуация становится еще более запутанной, если зафрахтованное судно ходит под иностранным флагом», – отметил гендиректор «АМБ-ЮГ».

«Часть 1 статьи 9, ФЗ№16, – перешел к следующему пункту эксперт. – Обязанность разработки плана обеспечения транспортной безопасности судна возложена на субъекта (права). А вот реализация плана может быть возложена только на перевозчика. Но у перевозчика на судне нет лица, который был бы в состоянии обеспечивать требования по транспортной безопасности. Такой персонал есть только у субъекта».

«В области управления обеспечением транспортной безопасности тоже хватает коллизий. Действующие правовые акты не предусматривают управление безопасностью перевозчиком. С международными кодексами тоже возникает противоречие, поскольку кодекс ОСПС не предусматривает вмешательство фрахтователя в осуществление плана охраны судном», – закончил эксперт.

 

Режимы «свободного флага» и удобного порта в морских гаванях Крыма простимулируют деловую активность в регионе - Медведев

Режимы «свободного флага» и удобного порта могут быть введены в рамках свободной экономической зоны в морских гаванях Крыма.

Об этом сообщил сегодня председатель правительства РФ Дмитрий Медведева заседании кабинета министров.

«В морских гаванях Крыма могут быть введены режимы «свободного флага» и так называемого удобного порта, что существенно упрощает таможенные процедуры», - сказал он.

По мнению премьера, эти меры должны «простимулировать деловую активность на полуострове».

 

Минэкономразвития раскритиковало принудительную деофшоризацию

Минэкономразвития считает целесообразной принудительную деофшоризацию исключительно для предприятий оборонно-промышленного комплекса либо для компаний, у которых на долю государственного оборонного заказа приходится более 50% выручки за трехлетний период.

В целом, Минэкономразвития считает, что принудительная деофшоризация несет значительные риски для российских компаний и для национальной экономики в целом.

Позиция министерства содержится в письме, направленном в правительство в середине октября, сообщил «Интерфаксу» источник в одном из ведомств финансово-экономического блока.

При этом Минэкономразвития предлагает не устанавливать для этих компаний полный запрет на регистрацию «дочек» в иностранных юрисдикциях. Принятие соответствующего решения ведомство предлагает оставить в компетенции совета директоров материнской компании.

Деофшоризация российской экономики была одной из основных тем последнего послания президента Владимира Путина Федеральному собранию и вошла в подписанный в конце декабря перечень поручений по его реализации.

Тогда Путин предложил несколько инициатив для достижения этой цели. Правительство должно было подготовить проекты законов по налогообложению компаний, находящихся в офшорах, по введению запрета на предоставление господдержки таким компаниям, а также подготовить изменения в законодательство, запрещающие заключать государственные или муниципальные контракты с этими компаниями.

Список критериев, согласно которому «дочки» системообразующие предприятия российской экономики должны быть выведены из офшоров, было поручено разработать к 1 ноября.

Как следует из письма Минэкономразвития, еще в июле министерство по итогам работы с ведомствами, РСПП и крупнейшими российскими компаниями отмечало, что введение подобных норм создаст значительные экономические, финансовые, юридические и репутационные риски как для самих компаний, так и для российской экономики в целом.

Речь идет, прежде всего, о снижении конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, вплоть до закрытия важных направлений бизнеса. Также Минэкономразвития называло риски неисполнения внешнеэкономических контрактов и риск значительных издержек при неочевидном положительном эффекте.

По словам собеседника «Интерфакса», Минэкономразвития констатирует, что мнение ведомства о возможных рисках, которые усиливаются в условиях санкций, было подтверждено в октябре представителями РСПП. Минфин своей позиции пока не представил.

Минэкономразвития подчеркивает, что лучшим стимулом для перевода холдингов российских компаний в Россию будет повышение удобства ведения бизнеса в стране и создания механизмов, облегчающих доступ компаний к финансированию (совершенствование налогов, снятие ограничений на обращение акций эмитентов за рубежом, либерализация валютного контроля и прочее).

 

Контракты на мост через Керченский пролив будут вскоре одобрены, пока не исключается вариант с тоннелем

Контракты по строительству мостового перехода через Керченский пролив будут одобрены в кратчайшие сроки, однако вариант строительства тоннеля при появлении определенных обстоятельств пока не исключается.

Об этом сообщил журналистам министр РФ по делам Крыма Олег Савельев по итогам заседания правительства.

«На сегодняшний день основные предварительные проекты одобрены, однако это не исключает возможности изменения при появлении каких-то новых или дополнительных обстоятельств, - сказал министр. - Я не исключаю, что возможны и кардинальные изменения - тоннель, а не мост, в том числе, и по створам прохождения переправы».

Савельев рассказал, что соответствующей комиссией рассматривались «все варианты строительства, в том числе и моста, и тоннеля, и все варианты створов - с привлечением международных экспертов и международных интересантов».

Вместе с тем, «при любых решениях нужно понимать и срочность этого вопроса, и затраты, которые придется бюджету понести, чтобы решить одну из ключевых проблем Крымского полуострова - интеграцию в российскую транспортную систему», указал министр.

Говоря о сроках исполнения, он обратил особое внимание, что с августа «ведется работа по подготовке контрактов, которые будут одобряться решением правительства». Поэтому, по словам Савельева, окончательное решение /по конкретному варианту строительства переправы/ будет известно при подписании этих контрактов. «Думаю, что это произойдет в кратчайшие сроки», - заключил он.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

«ЛУКОЙЛ» добивается изменения закона об экспорте газа, чтобы получить право на экспорт СПГ

«ЛУКОЙЛ» попросил Российское газовое общество (РГО) инициировать поправки в закон об экспорте газа, чтобы получить право на экспорт сжиженного природного раза (СПГ). Об этом сообщает газета «Ведомости».

Письмо в РГО с просьбой инициировать обсуждение законопроекта и затем внести его в Госдуму 17 июня написал старший вице-президент «ЛУКОЙЛа» по добыче нефти и газа Азат Шамсуров, говорится в отзыве РГО (копия есть у «Ведомостей»). Этот отзыв был подготовлен несколько недель назад, говорит источник, близкий к РГО.

Председатель РГО Павел Завальный, который также является заместителем председателя комитета Госдумы по энергетике, подтвердил газете, что «ЛУКОЙЛ» обращался за анализом законопроекта для его дальнейшего внесения в Госдуму в случае одобрения со стороны РГО. Но анализ показал, что внесение поправки «ЛУКОЙЛа» сейчас нецелесообразно, говорит Завальный: «Она может допустить конкуренцию российского газа с российским газом, что не входит в интересы отрасли». Представитель компании отказался от комментариев.

После внесенных в закон изменений в декабре 2013 года помимо «Газпрома» право на экспорт СПГ из России получили «Роснефть» и проект «НОВАТЭКа» «Ямал СПГ». По действующему закону право на экспорт могут получить компании, лицензии на недра которых на 1 января 2013 года предусматривали строительство завода СПГ. В отзыве отмечается, что в мае была внесена еще одна поправка, которая переносит эту дату на 1 июля 2014 г. Ее внес депутат Валерий Язев (экс председатель РГО). «ЛУКОЙЛ» же предлагает вообще исключить из закона указание даты.

 

ОСК планирует к 2030 году в несколько раз увеличить долю России в мировом кораблестроении

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует в несколько раз увеличить долю России в мировом кораблестроении к 2030 году. Об этом заявил на военно-морском салоне  «Евронаваль-2014» президент ОСК Алексей Рахманов.

«К сожалению, на сегодняшний день доля российского гражданского судостроения на мировом рынке составляет всего 0,4% по тоннажу и 2% по стоимости изготовленной  продукции. В военном кораблестроении, в том числе за счет военно-технического сотрудничества, эти доли чуть больше. Перед нами стоит большая задача: к 2030 году увеличить долю России на мировом рынке кораблестроения в несколько раз», - сказал он.

Согласно представленным на салоне «Евронаваль-2014» данным экспертов, вплоть до 2032 года рынок военно-морской техники будет уверенно расти. В частности, будут  реализованы 522 новые программы строительства, в рамках которых будет построено свыше 3800 новых кораблей,  подводных лодок и аппаратов.

 

Прибыль крупнейшего мирового производителя морских контейнеров за 9 месяцев увеличилась на 66%

Чистая прибыль China International Marine Containers (CIMC), крупнейшего в мире производителя морских контейнеров, по итогам 9 месяцев текущего года увеличилась на 66% до 265 млн долларов, сообщает JOC.

В период с января по сентябрь выручка от продаж составила 8 млрд долларов, что на 20,36% больше, чем годом ранее. Количество произведенных контейнеров выросло на 22,72% до 1,06 млн TEU (эквивалент 20-футового стандартного контейнера). Объем продаж рефрижераторных контейнеров составил 96 тыс. TEU (+28,69%).

CIMC также является производителем грузовых автомобилей и трейлеров. По итогам 9 месяцев объем продаж в данном сегменте вырос на 10,93% до 87,3 тыс автомобилей, выручка увеличилась на 9,16% до 1,73 млн долларов.

Основными акционерами CIMS являются China Merchants Group и China Ocean Shipping Group. CIMC инвестирует в модернизацию и развитие мощностей, производящих контейнерное оборудование в Китае. В текущем году компания построила и ввела в эксплуатацию два рефрижераторных логистических комплекса в Циндао и Тайканге.

 

СУДОХОДСТВО

В Крыму будут развивать скоростное пассажирское морское сообщение – Президиум Морской коллегии

Сегодня, 21 октября, состоялось заседание Президиума Морской коллегии при правительстве РФ. Одним из вопросов повестки дня стало развитие скоростного пассажирского сообщения между портами Кавказа и Крыма, передает ИА «Морвести.Ру».

С докладом на тему «О маршрутах и продукции отечественного гражданского судостроения для организации скоростного пассажирского сообщения в Азово-Черноморском бассейне» выступил директор департамента Минтнранса РФ по государственной политике в области морского и речного транспорта Константин Пальников.

Чиновник описал перспективы развития пассажирского сообщения и пассажирских терминалов в Крыму: «В целях развития местного пассажирского сообщения и увеличения пассажирооборота до 250 тыс. человек в год в рамках целевой программы в Крыму будут реконструированы следующие терминалы: Алушта, Алупка, Семеиз, Малореченская, Судак, Гурзуф, Мисхор. Они будут реконструированы в период до 2020 года».

«Также предлагается провести реконструкцию в портах Крыма для приема круизных судов, – продолжил представитель Минтранса. – В частности в порту Феодосии планируется завершить реконструкцию причала номер 2 для увеличения пассажирооборота до 200 тыс. человек. Однако акватория этого порта не защищена от ветровых и волновых нагрузок. Поэтому реконструкция порта потребует строительства дорогостоящих волнозащитных сооружений. В Севастополе будут реконструированы причалы для обеспечения внутригородского водного транспорта с увеличением пассажирооборота до 600 тыс. человек в год».

Также К.Пальников подробно остановился на перспективах развития скоростного пассажирского сообщения между портами Крыма и Кавказа. «В самом Крыму нет судоходных компаний, которые могли бы стать заказчиками пассажирских скоростных судов, – заметил он. – Там имеется множество мелких фирм, которые владеют всего одним или несколькими небольшими пассажирскими судами. Такие фирмы зарабатывают на кратковременных морских экскурсиях для туристов, и стать заказчиками больших судов они не могут».

«Один из путей развития скоростного пассажирского сообщения – создание структуры, подобной ЕТД, которая полностью обеспечивает паромное сообщение между Крымом и Кавказом. – считает представитель Минтранса.

«Возможные маршруты скоростного движения это: Азов – Темрюк, Черноморское – Темрюк, Сочи – Керчь».

Свое комментарии по вопросу дал президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.

«Предлагаю все проекты /скоростного пассажирского сообщения – ред./ обосновывать на принципах экономической целесообразности. Паромы – это хорошо, но лишь до тех пор, пока не построят мост через Керченский пролив. После этого они станут невостребованными» – заметил он.

«Мы собрали проекты различных скоростных паромов, как требующих оборудованных причалов, так и способных выходить на необорудованный берег. На своих верфях ОСК может построить от 10 до 15 таких судов. Но прежде нужно собраться и обсудить, что именно строить. Поэтому я предлагаю создать вместе с Минтрансом рабочую группу, которая занялась бы оценкой проектов», – сказал глава ОСК.

 

Спотовые ставки на перевозки контейнеров снижаются

Согласно последним значениям шанхайского контейнерного индекса (SCFI), спотовые ставки на всех ключевых направлениях показывают снижение, сообщает Journal of Commerce.

Ставки на направлении Азия - Европа уже опустились ниже отметки 700 долларов за TEU (эквивалент 20-футового стандартного контейнера). За последние 12 недель с 1 августа ставки на трейде снизились в два раза или на 758 долларов за TEU.

По мнению аналитиков Drewry, снижение ставок является не столько результатом перенасыщенности рынка, сколько обусловлено низким спросом.

В октябре прошлого года наблюдалась такое же сильное снижение ставок до 670 долларов за TEU. Однако уже в ноябре они выросли почти в два раза после введения GRI (General Rate Increase - общее увеличение ставки). В текущем году перевозчики надеются на повторение сценария прошлого года, объявив о введении GRI с 1 ноября.

На маршрутах между Азией и Средиземноморьем ставки продолжили снижение, достигнув 936 долларов за TEU. За период с 1 сентября снижение спотовых ставок на трейде составило 34% или 551 доллара за TEU.

Индекс спотовых ставок на направлении Азия - Западное побережье США начал терять отвоеванный октябрьским GRI рост в 600 долларов за TEU. Несмотря на снижение, ставки пока более чем на 20% выше уровня прошлого года. Ставки на Восточное побережье США остаются относительно стабильными, удерживаясь выше 4 тыс. долларов за FEU (эквивалент 40-футового контейнера) с 1 августа.

 

Паромное сообщение между Сахалином и Японией возобновится в 2015 году

Паромное сообщение между японским портовым городом Вакканай и расположенным на российском острове Сахалин портом Корсаков возобновится в следующем году. Об этом корр. ИА «Морвести.Ру» сообщил Владимир Шутько, руководитель ФГУ «АМП Сахалина».

Как сообщил руководитель портовой администрации, 28 октября компания-оператор «Хартланд ферри» (Heartland Ferry) прислала в АМП Сахалина заявку на пролонгацию паромной линии и осуществление 28 рейсов в течение 2015 года. Паром между российским и японским островами будет курсировать с весны по осень следующего года.

Ранее ИА «Морвести.Ру» сообщало, что паромный оператор собирается отменить рейсы  Вакканай-Сахалин по причине их убыточности.

Линия Heartland Ferry - единственный паромный маршрут, связывающий Сахалин с Японией

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Балтийский завод заложит первый серийный атомный ледокол проекта 22220 в декабре

«Балтийский завод» планирует заложить первый серийный атомный ледокол проекта 22220 в декабре, сообщил первый заместитель гендиректора предприятия Владимир Баженов.

«У нас по планам начало производства первого серийного корабля этого проекта - декабрь месяц. Сейчас проводятся конкурсные процедуры по закупке материалов и специального оборудования», - сказал Баженов.

Так, по его словам, в минувший четверг был подписан договор на поставку двух реакторных установок РИТМ-200 более чем на 16 млрд рублей. Ими оснастят два серийных ледокола, которые были заказаны «Балтийскому заводу» в мае.

Сейчас предприятие строит головной ледокол, заложенный в начале ноября прошлого года. Он должен стать самым большим и мощным ледоколом в мире. По условиям контракта, строительство должно завершиться в декабре 2017 года. Первый и второй серийные суда - вероятно, «Сибирь» и «Урал» - завод должен сдать в конце 2019 и 2020 годов соответственно.

 

«Адмиралтейские верфи» заложили две большие дизель-электрические подводные лодки

На ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония закладки одновременно двух больших дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Великий Новгород» и «Колпино», сообщила ИА «Морвести.Ру» пресс-служба предприятия.

В торжественном мероприятии приняли участие заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом РФ Александр Федотенков, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков, первый заместитель генерального директора ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» Валентин Фролов, заместитель губернатора Новгородской области Владимир Варфоломеев.

Александр Бузаков назвал это событие особенно символичным, поскольку оно происходит в преддверии 310-летия Адмиралтейских верфей: «Сегодня мы закладываем две завершающих подводные лодки серии для Военно-морского флота России. И сегодня мы можем сказать, что её строительство стало своего рода «локомотивом», который позволил нарастить производственные мощности и кадровый потенциал верфей. Только за последние 3,5 года численность работников предприятия выросла почти на 800 человек. И сегодня главное – не снижать набранные темпы. Поэтому мы готовы к продолжению строительства и ждем от Военно-Морского флота заказ на новую серию подводных лодок!»«.

«Это поистине знаковое событие для Санкт-Петербурга, - сказал Георгий Полтавченко. – Сегодня наш город впервые отмечает День судостроителя, и сегодня на старейшей верфи России, которая 5 ноября отметит своё 310-летие, мы закладываем сразу два новых корабля, названных в честь городов Воинской славы, с которыми Санкт-Петербург связывают многолетние тесные связи».

«Сегодня не только День судостроителя, но и день образования регулярного Военно-морского флота России, - отметил вице-адмирал Александр Федотенков. - И именно Адмиралтейские верфи внесли огромный вклад в его развитие и становление. И сегодняшняя закладка –лучшее подтверждение, что нынешние судостроители-адмиралтейцы с честью продолжают державные традиции, заложенные их создателем и основателем российского флота Петром 1».

Подводные лодки «Великий Новгород» и «Колпино» проекта 636.3 – завершающие в серии из шести кораблей, строящейся на ОАО «Адмиралтейские верфи» для Военно-морского флота России. Головная субмарина серии – «Новороссийск» - 22 августа была передана ВМФ РФ, 21 октября начались заводские ходовые испытания второй лодки - «Ростов-на-Дону», которая до конца 2014 года также будет передана заказчику. На третьем корабле - «Старый Оскол» идут швартовные испытания. Заложенная 20 февраля 2014 года четвертая ПЛ серии - «Краснодар», находится в стапельном периоде постройки.

Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей. Новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

 

Первый «Мистраль» будет передан российской стороне 14 ноября - Рогозин

Первый вертолетоносец «Мистраль» будет передан российской стороне 14 ноября, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

«Рособоронэкспорт получил приглашение 14 ноября прибыть в Сэн-Лазер, где уже находятся 360 русских военных моряков экипажа и 60 специалистов-инструкторов для подготовки новых экипажей, для передачи первого корабля «Владивосток» и для спуска на воду второго корабля», - сказал Рогозин.

 

«Балтийский завод» рассчитывает получить заказы по ледовой тематике для арктического командования «Север»

«Балтийский завод» рассчитывает получить заказы по ледовой тематике для арктического командования «Север». Об этом на военно-морском салоне «Евронаваль-2014» заявил первый заместитель генерального директора ОАО «Балтийский завод» Владимир Баженов.

«Сейчас разными КБ прорабатывается ряд проектов по оборонной тематике для Арктики. Естественно, с нами тоже консультируются – у нас есть такие компетенции», - сказал  Баженов. По его словам, «сегодня мощности предприятия загружены, как минимум, до 2020 года». В портфеле заказов Балтзавода пять объектов: три самых мощных в мире атомных  ледокола проекта 22220 по заказу «Росэнергоатома», крупнейший в мире дизель-электрический ледокол проекта 22600 по заказу «Росморпорта» и плавучая атомная  теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».

Также собеседник ТАСС проинформировал, что первая в мире ПАТЭС находится в 72-процентной готовности и вызывает огромный интерес со стороны многих зарубежных стран, в частности, нефтедобывающих. «Это наше ноу-хау, и интерес к нему большой. Всем любопытно, что получится. У нас на заводе постоянно делегации из разных стран - из ОАЭ, Японии, Китая, ЮВА», - сказал замглавы предприятия.

 

Украинское судостроение разрушено полностью - замруководителя «Балтийского завода»

Украинское судостроение разрушено полностью, заявил в беседе с корр.ТАСС на военно- морском салоне «Евронаваль-2014» первый заместитель генерального директора ОАО «Балтийский завод» Владимир Баженов.

«Как бы ни было тяжело, но мы строили всегда «под ключ». А они /Украина/ строили только голые корпуса на экспорт. Там потенциал очень снижен, судостроение разрушено полностью», - сказал он.

В то же время представитель Балтзавода реалистично оценивает состояние и возможности российского кораблестроения, в частности, своего предприятия. «Ознакомившись с французскими технологиями в ходе строительства кормы для кораблей типа «Мистраль», мы осознали, что отстаем лет на 20, - отметил собеседник ТАСС. - В конце 80-х годов началось массовое переоборудование судоверфей во всем мире, а мы в это время занимались «перестройкой» и отстали. Поэтому сроки и стоимость строительства кораблей в России выше, чем у конкурентов».

Для реализации перспективной программы кораблестроения в России без техперевооружения судоверфей не обойтись. «Сегодня судостроение - отрасль трудо- и энергозатратная. И здесь, конечно, нужны современные технологические решения, чтобы постараться максимально уйти от влияния человека на процесс и сократить количество специалистов. Нужно вводить новые технологические процессы, нужны обрабатывающие центры и роботы, которые заменят десятки станков и работающих», - подчеркнул Баженов.

«Балтийский завод» рассчитывает на строительство на своей территории современного большого сухого дока с мощным крановым оборудованием. Как отметил замгендиректора завода, нигде в мире уже не строят на открытом наклонном стапеле, а краны на Балтзаводе по своей грузоподъемности в 10 раз уступают зарубежным.

«У нас есть один большой стапель длиной 340 м, где строятся основные заказы, и стапель поменьше, длиной 240 метров. В наших планах построить на месте второго стапеля сухой док, и Объединенная судостроительная корпорация нас в этом поддерживает», - проинформировал Баженов.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Сроки строительства порта Сабетта могут затянуться

Проект «Ямал СПГ» НОВАТЭКа может столкнуться с проблемой: Сбербанк должен был провести до конца года оценку проекта строительства порта Сабетта, но из-за правовых коллизий пока не может даже приступить к работе.

В результате сроки запуска порта, который необходим для отгрузки продукции «Ямала СПГ», могут затянуться, пишет «Коммерсант». Государству каждый месяц задержки грозит штрафом в 400 млн долларов.

О том, что Сбербанк до сих пор не приступил к  проведению технологического и ценового аудита проекта строительства морского порта Сабетта в Ямало-Ненецком АО,  рассказали несколько источников на рынке. По словам одного из них, сроки затягиваются из-за противоречий в законодательстве: Минстрой не включил Сбербанк в список  организаций, допущенных к проведению аудита крупных инвестпроектов с госучастием.  Распоряжение о назначении Сбербанка единственным исполнителем работ по аудиту, строительному контролю и банковскому сопровождению Сабетты было подписано премьер- министром Дмитрием Медведевым 13 июня. В конце сентября правительство утвердило постановление о банковском  сопровождении контрактов, по которому договор на исполнение этих обязательств должен заключаться «с поставщиком,  подрядчиком, исполнителем и субподрядчиками». Но со Сбербанком контракт не подписан, добавляет собеседник издания. Это подтвердили и в Сбербанке.

Генподрядчиком проекта является УСК «Мост», но там на запрос не ответили. В Минстрое заявили, что к ним не поступало заявки на включение Сбербанка в перечень компаний, допускаемых для проведения аудита таких проектов.

Строительство порта Сабетта реализует государство. Проект включает строительство морского и подходного каналов, береговых объектов, системы управления движением судов. Весной проект дополнился строительством ледозащитных сооружений, из-за чего его стоимость выросла на 22,3 млрд  рублей до 69,6 млрд рублей. Порт создается под грузы ОАО «Ямал СПГ» (60% у НОВАТЭКа, по 20% - у французской Total и китайской CNPC), которое строит завод по сжижению газа мощностью 16,5 млн тонн в год (стоимость проекта оценивается в 26,9 млрд долларов).

 

Грузопоток в Ванинско-Советско-Гаванском транспортном узле возрастет с 20 млн т.в год до 38-40 млн т.

Ограничения по доставке грузов по железной дороге в направлении Ванинско-Советско-Гаванском транспортном узле будут сняты уже в ближайшие годы, что значительно повысит инвестиционную привлекательность реализуемых проектов.

Об этом заявил первый вице-премьер правительства Хабаровского края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики Николай Брусникин, комментируя подписание председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым паспорта инвестиционного проекта по модернизации БАМа и Транссиба.

«В инвестиционном паспорте говорится о 50 млрд рублей инвестиций из федерального бюджета и средств Фонда национального благосостояния на модернизации железной дороги до Советской Гавани, это позволит увеличить грузоперевозки до 100 млн тонн грузов в год. Безусловно произойдет прорыв в инвестиционной привлекательности территории, где планируется разместить территорию опережающего развития /ТОР/ и создана портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ). Полуторократное увеличение грузопотока нас ожидает уже в ближайшие годы - с 20-22 млн тонн в год до 38-40 млн», - сказал Брусникин во время подхода к прессе на российско-корейском бизнес-форуме, который сегодня состоялся в Хабаровске.

«Наша идеология по развития Ванинско-Советско-Гаванской транспортно-промышленной зоны была ориентирована на возможности портовых сооружений территории и возможности по доставке грузов в портам. Именно железнодорожные перевозки в направлении Ванино и Советской Гавани обеспечивают как экспорт, так и встречный импортный поток. Ограничения по грузоперевозкам на БАМе сдерживали инициативу инвесторов», - отметил он.

Паспорт инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» был подписан накануне. Общая стоимость проекта - 592,4 млрд рублей, из них средства Фонда национального благосостояния - 150 млрд рублей, собственный капитал РЖД - 261,1 млрд, заёмное финансирование - 41,1 млрд, бюджетные ассигнования - 110,2 млрд рублей.

Проект предусматривает развитие железнодорожной инфраструктуры и увеличение пропускной и провозной способностей Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали, развитие сортировочных, предпортовых и припортовых станций и пограничных переходов Дальнего Востока, завершение проектов по развитию участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля. Провозная способность железной дороги к 2020 году в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока должна вырасти до 66 млн тонн в год.

 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Правительство утвердило паспорт модернизации БАМа и Транссиба

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил паспорт проекта модернизации БАМа и Транссиба, общий объем инвестиций до 2018 года составит 560 млрд рублей. Об этом он проинформировал на совещании со своими заместителями.

«Еще один вопрос, который я хотел бы сегодня заострить, касается проекта по модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Эти дороги для нас очень важны, они должны помочь Сибири и Дальнему Востоку, поэтому мы вкладываем в модернизацию БАМа и Транссиба серьезные средства: в общей сложности 560 млрд рублей до 2018 года», - сказал председатель кабмина.

Он пояснил, что из этих средств 110 млрд рублей будет направлено непосредственно из бюджета, а 150 млрд рублей - из Фонда национального благосостояния, еще свыше 300 млрд рублей - через инвестпрограмму РЖД. При этом средства из ФНБ вкладываются на возвратной основе.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, который координирует вопрос модернизации БАМа и Транссиба, сообщил, что несмотря на то, что были различные варианты модернизации этих дорог, в частности, один из них предполагал основные средства направить только на Транссиб, «все-таки предложенный РЖД вариант (предусматривает модернизацию как БАМа, так и Транссиба) является оптимальным, поскольку иной вариант потребовал бы дополнительных инвестиций».

Соответствующее распоряжение опубликовано сегодня на сайте правительства. «Утвержден паспорт инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», - говорится в сообщении. - Паспорт подготовлен в соответствии с Правилами размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов».

Тем же документом этот проект включен в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния, на возвратной основе.

Вносятся также изменения в распоряжение правительства от 5 ноября 2013 года в части доходности инвестирования средств Фонда национального благосостояния с 2-3% начиная с шестого года реализации проекта на 0,01% в 2015-2019 годах и 2,98% начиная с 2020 года.

Общая стоимость проекта составляет 592,4 млрд рублей, из них средства Фонда национального благосостояния - 150 млрд рублей (26,7%), собственный капитал ОАО «РЖД» - 261,1 млрд рублей (46,4%), заемное финансирование - 41,1 млрд рублей (7,3%), бюджетные ассигнования - 110,2 млрд рублей (19,6%).

 

РЖД хочет развивать тяжеловесное движение за государственный счет

ОАО «РЖД» представило правительству проект программы развития тяжеловесного движения на железнодорожном транспорте стоимостью 667 млн рублей, сообщает «КоммерсантЪ».

Схему финансирования РЖД не описывает, но предполагается, что основные средства должно  будет выделить государство, а оставшуюся часть покроют за счет средств самой монополии и частных инвесторов.

 Развитие движения тяжеловесных поездов предполагается по нескольким направлениям для перевозки угля, стройматериалов, нефтегрузов и руды. Программа охватит 22 тыс. км путей из более 80 тыс. км. По расчетам монополии, ее реализация увеличить пропускную способность инфраструктуры, а объемы перевозок могут вырасти на 47 млн тонн в год.

При этом монополия сама сомневается в экономической эффективности проекта, указывая на его неокупаемость. При запуске поездов весом 9 тыс. тонн доходы РЖД увеличатся только на 13,2-75,1 млрд рублей в зависимости от числа составов, а общий возврат инвестиций не превысит 25%, отмечается в издании.

В РЖД подтвердили заинтересованность в развитии тяжеловесного движения, указав, что уже запускают такие поезда (в первом полугодии 2014 их было отправлено свыше 60 тыс.). Однако, как отметили в компании, для развития такого движения необходимо решить вопрос с заменой железнодорожного полотна и удлинением станций.

В тоже время, по данным издания, среди грузоотправителей проект РЖД не нашел однозначной поддержки, прежде всего в вопросе схемы финансирования. Представители отрасли сомневаются в необходимости инвестиций со стороны государства. Аналитики полагают, что в проекте РЖД могут быть заинтересованы угольщики, но софинансировать его они не согласятся. Они также подчеркивают, что целесообразность запуска тяжеловесного движения по ряду предложенных направлений вызывает сомнения из-за неочевидности потенциала роста грузовой базы.

По данным издания, предложенный проект находится сейчас на согласовании в Минпромторге, но пока не дошел до Минэкономики. Источники издания сомневаются, что в последнем ведомстве его одобрят.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ