Лариса Коршунова: для морского порта «одно окно» должно быть шире - Морские вести России

Лариса Коршунова: для морского порта «одно окно» должно быть шире

27.11.2018

Российская экономика

Участники отраслевой конференции Росморречфлота, прошедшей в рамках Недели транспорта, сошлись во мнении, что административные барьеры являются одной из главных причин замедления в развитии индустрии морских перевозок. Как можно упростить административные формальности, что нужно сделать для внедрения механизма «одного окна» - об этом на конференции рассказала директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА» Лариса Коршунова.

Как отмечает спикер, 1 июля 2019 года на водном транспорте вступает в силу решение о введении обязательного предварительного информирования таможенных органов. Это значит, что морской перевозчик обязан будет представить таможенному органу определенный набор документов и сведений.

Цифровой документооборот - обязательная и желательная части

«На площадке Евразийской комиссии шла очень большая работа, и с удовлетворением надо сказать, что представителям морского бизнеса удалось договориться с представителями таможенных органов, и та обязательная часть, которую должен представить морской перевозчик, сводится к стандартным документам этого морского перевозчика. Это общая декларация о грузе, коносаменты - то есть, те документы, которые у любого морского перевозчика при заходе в порт всегда присутствуют, - продолжает Лариса Коршунова. - Почему документ вступает в силу 1 июля? Потому что необходимо доработать информационную систему и таможне, и всем участникам перевозочного процесса. Полагаю, что с 1 июля 2019 года мы сможем говорить об обеспечении возможности ведения судовых дел исключительно в электронном виде. Это камень преткновения, который вызывал в последнее время очень много споров».

По словам топ-менеджера ОТЛК ЕРА, есть в этом документе и другая часть – необязательная. Это все иные документы, которые необходимо представить, чтобы иметь возможность пройти иные виды государственного контроля и поместить товары под различные соответствующие таможенные процедуры.

По факту, добавляются коммерческие документы и разрешительные. И очень многое будет зависеть от того, насколько таможенная служба сможет заинтересовать участников экономической деятельности представлять эти документы в электронном виде, отмечает спикер. Тогда можно будет говорить о более продвинутом варианте реализации электронного документооборота, который должен нас привести к следующему большому шагу - к разговору о том, что же такое «одно окно».

«Одно окно» в морских перевозках

«У меня есть четкое убеждение, что, к сожалению, бизнес и государство до сих пор не могут договориться между собой, что такое «одно окно». И, соответственно, мы не можем сформулировать, каким образом приступить к реализации данного механизма, - говорит Лариса Коршунова. - Очень часто бизнес заканчивает свой разговор на том, что ему нужно взаимодействие исключительно B2G. То есть, «бизнес-государство», но мне кажется, все-таки, для морского порта – это очень мощный транспортный узел, в котором функционирует большое количество субъектов – «одно окно» должно быть несколько шире. И его концепция должна быть несколько шире, чтобы мы говорили в перспективе о цифровом транспорте, о каких-то сквозных технологиях и так далее».

Как на деле перейти с бумаги на «цифру»

Что нам нужно сделать, чтобы глобально перейти от бумажных технологий к электронному документообороту, задается вопросом спикер в финальной части своего выступления. Безусловно, ключевым моментом здесь станет необходимость перевода перевозки в электронный формат, возможность перевозки по электронной накладной, подчеркивает Коршунова.

«Если где-то на морском транспорте большинство перевозчиков уже используют электронные документы, то все равно стоит вопрос о выработке стандартных процедур признания электронных подписей всеми участниками процесса, государственными органами. И в том числе признания электронных подписей иностранных государств. Потому что без этого механизма мы тоже не сможем двигаться дальше. Этот вопрос – один для всех видов транспорта. Он звучит на всех площадках», - развивает мысль представитель ОТЛК ЕРА.

Безусловно, все государственные контрольные органы должны перейти на безбумажные технологии. Таможня сегодня, по словам Коршуновой, – самый продвинутый в этом смысле орган. Потому что очень многие процедуры уже переведены в электронный вид. Более того, стоят вопросы о реализации автоматических процедур – то есть, без участия инспектора.

«И здесь очень много примеров. Правда, они в большей степени касаются основного таможенного оформления – внутри территории страны. Мы все-таки здесь говорим о границе, о пункте пропуска, о порте, - продолжает спикер. - Но иные госорганы у нас слегка из этого процесса выключены. В частности, ветеринарные и фитосанитарные. Насколько быстро они будут готовы реализоваться в таких же технологиях, пока не очень понятно».

Есть и другой важный вопрос. Требуется существенное упрощение таможенных процедур по ряду моментов, связанных с функционированием морского порта, отмечает Лариса Коршунова.

«Безусловно, мы должны значительно проще относиться к переходу судна между терминалами порта в тех случаях, когда у нас в порту несколько таможенных органов. То есть, это громоздкая на сегодняшний день технология. Мы очень просто должны относиться к ходу судна между портами РФ. Сейчас в кодексе, к сожалению, нет отраслевого подхода. Хотя недавно на площадке Евразийской комиссии состоялось обсуждение нового проекта по порядку заполнения транзитной декларации. Четыре государства из пяти пришли к выводу, что уже сегодня положения Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза позволяют на национальном уровне регулировать вопросы упрощения таможенных процедур. Это значит, что мы уже сейчас можем идти и решать проблемные вопросы», - заключает представитель ОТЛК ЕРА.

ИАА Morvesti.Ru

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ