Инвесторы обратились в правительство с просьбой пересмотреть программу реновации порта Мурманск - Морские вести России

Инвесторы обратились в правительство с просьбой пересмотреть программу реновации порта Мурманск

24.05.2022

Лента новостей

Руководство компаний не устраивает адресная программа по сносу, реконструкции объектов капитального строительства «Реновация территории морского порта Мурманск», рассчитанная на 2022-2027 годы, утвержденная согласно постановлению правительства Мурманской области № 236-ПП.

Данный документ напрямую затрагивает интересы рыбного порта и компаний, которые работают на территории его второго грузового района. В их числе такие большие игроки как АО «Мурманский морской рыбный порт», «Мурманский тарный комбинат» (предприятие – лидер в изготовлении упаковочной продукции), крупнейшая в регионе рыбоперерабатывающая фабрика «Капитан Немо», ООО «Севрыбсбыт» (более полувека осуществляющий хранение рыбопродукции) и другие.

В настоящий момент представителями бизнес-сообщества было направлено письмо с просьбой детального анализа предлагаемой программы в адрес заместителя председателя правительства РФ Абрамченко В.В. и создания отраслевой рабочей группы, в которую войдут представители всех вовлеченных сторон. Об этом порталу «Морские вести России» сообщили в пресс-службе АО «Мурманский морской рыбный порт».

«Именно диалог сможет помочь добиться выработки выверенного, сбалансированного и экономически эффективного плана перспективного развития Мурманского морского порта, отвечающего современным условиям без потери рабочих мест вместо принятия непросчитанных и экономически необоснованных решений», - считают в стивидорной компании.

Попытки приватизации и продажи акций ФГУП «ММРП» государство предпринимало с 2008 года. В то время, с экономической точки зрения, рыбный терминал был крайне неэффективным предприятием, находящимся на грани банкротства. С этим в том же году согласился и Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Зубков, по итогам посещения порта констатируя, что «по сути, состояние, запущенное до предела».

После этого, Правительство РФ решило не финансировать развитие рыбного терминала в Мурманске за счет бюджета, а выставив акции предприятия на аукцион, привлечь частные инвестиции. В 2011 году, ввиду отсутствия покупателей, аукцион прошел безрезультатно и только в 2015 году текущие собственники на законных основаниях выкупили угасающее предприятие. За последние годы рыбный порт прошел насыщенный путь преобразований, направленных на его развитие. Всего за шесть лет своей работы новые владельцы инвестировали в развитие порта свыше 1,73 млрд. рублей, что в четыре раза больше суммы, вложенной в ремонты и инвестиции с 2005 по 2015 годы – период государственного владения акциями ММРП. Эти цифры наглядно показывают то, что с момента приватизации порта, он полностью трансформировался: модернизирована, а в некоторых случаях полностью заменена инфраструктура для перевалки грузов (включая приобретение новых портальных кранов), отремонтированы складские терминалы и площадки, помещения для рабочих, докеры были полностью обеспечены современной спецодеждой. Это только малая часть того, что было сделано за последние несколько лет, а работа по развитию предприятия продолжается, подтверждением чему служит комплексная инвестиционная программа порта.

Также внимания заслуживает факт того, что с приходом в регион нового Губернатора, порту была поручена разработка программы комплексного развития, которая включала огромный ряд инвестиций со стороны руководства предприятия, в том числе и заключение концессии на право пользования причалами, которые находятся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурсы». К сожалению, разработанная программа так и не дождалась ответа от регионального Правительства. Вместо этого в 2022 году власть, не посоветовавшись ни с кем из руководства предприятий, осуществляющих свою деятельность во втором грузовом районе рыбного порта, презентует свою Программу реновации. Примечательно, что все это случилось после обследования рассматриваемой территории представителями одной из крупных рыбодобывающих компаний, у которой наверняка имеется заинтересованность в данном объекте.

Адресные программы, по своей сути, направлены на реновацию именно ветхих, заброшенных и аварийных объектов инфраструктуры, а не снос действующих логистических комплексов. В Постановлении же регионального Правительства сносу подлежат практически все объекты, расположенные на территории второго грузового района. Взамен 291 объекта там планируется возвести всего 7, причем назначение некоторых из них сохранится, инженерные сети возводить не планируют, а производственные мощности по хранению рыбы будут меньше на 60 процентов, отмечают в ММРП.

«Адресная программа также предполагает создание современной инфраструктуры для поставки рыбопродукции на базе существующих мощностей второго грузового района, прилегающих к гидротехническим сооружениям ФГУП «Нацрыбресурсы», но рассматриваемые причалы находятся в достаточно плачевном и аварийном состоянии, что подтверждается судебными решениями в отношении необходимости их капитального ремонта. АО «ММРП» неоднократно указывало контролирующим органам и властям, где же всё-таки должна начинаться реновация, но истинная ветхость пока выпадает из области внимания «адресных программ», - добавили в порту.

В пресс-службе подчеркивают, что складывающаяся ситуация прямым образом отражается на деятельности всех хозяйствующих на территории второго грузового района субъектов. Правовая и экономическая неопределенность не позволяет им эффективно планировать свою дальнейшую деятельность, что порождает глубокие сомнения в целесообразности осуществления инвестиций в создание новых производственных активов. Она не обсуждалась в бизнес-среде, какая-либо информация о параметрах программы (экономическое обоснование, план реализации, условия и т.п.) отсутствует.

«Пока что, реализация программы пророчит возможную остановку работы всего рыбного терминала Мурманска, что в сегодняшних непростых условиях станет сильнейшим ударом не только по отрасли, но и по продовольственной безопасности страны», - заключили в пресс-службе ММРП.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ