Экспертное мнение: нужно снять финансовую нагрузку с рыбаков РФ и распределить между участниками промыслового рынка - Морские вести России

Экспертное мнение: нужно снять финансовую нагрузку с рыбаков РФ и распределить между участниками промыслового рынка

19.02.2021

Лента новостей

Экспертное мнение: нужно снять финансовую нагрузку с рыбаков РФ и распределить между участниками промыслового рынка

За счёт активного субсидирования со стороны государства рыбопромысловый флот Китая агрессивно наращивает своё присутствие в районах Мирового океана и экономзонах прибрежных государств. Недавно и в России рыбаков было предложено поддержать топливной субсидией в виде 30% компенсации на топливо. Но одновременно с этим может появиться и т.н. «научный сбор» который ляжет на рыбаков. Станет ли от этого доступнее рыба на прилавках и больше российских судов в удалённых районах промысла? О проблемах, с которыми столкнулась в последние месяцы отечественная рыбная отрасль и том, какие меры предлагаются рыбакам в России и КНР для обновления флота, «Морским вестям России» рассказали эксперты.


фото Ануфриев А.А. (1).jpg


Председатель Правления Союза рыболовецких колхозов России Андрей Ануфриев:

«В минувшем 2020-м году наш Союз отметил свой 35-ти летний Юбилей. А нашему Калининградскому Рыбакколхозсоюзу исполнилось 60 лет. В СССР рыболовецкие колхозы активно вели удалённый промысел в т.ч. в Атлантике, в экономзонах африканских стран, в Тихом океане. Рыбаки Калининградского Рыбакколхозсоюза вели промысел в Северо-Западной Атлантике, Северном море, районе Ньюфаунлендских островов, Новой Шотландии и др. Сегодня организации Рыбакколхозсоюза работают только в российских водах. Основная причина-отсутствие государственной поддержки, что была в прежние времена.

Недавно был сделан шаг в данном направлении - рыбаков, желающих идти в удалённые районы промысла, предложено поддержать топливной субсидией в виде 30% компенсации затрат на топливо. Действительно топливо для такого вида деятельности – существенная затратная часть бизнес-плана. Данная мера господдержки планируется к реализации начиная с 2021-го г. в рамках реализации госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Безусловно, мера ожидаемая и полезная, хорошее подспорье для бизнеса.

Но одновременно с этим обсуждается и введение «научного сбора», который ляжет на рыбаков, хотя наука – это традиционно функция и обязанность государства. Научное сопровождение - необходимая составляющая экспедиционного промысла. На науку денег в отрасли в постсоветсткий период постоянно не хватает. Но в последнее время у нас проходят крабовые и другие аукционы, на которых государство собирает весьма значительные суммы, из которых логично было бы финансировать рыбохозяйственную науку. Цена аукционных лотов весьма внушительная. Так только на одном из аукционов в прошлом году был выставлен 41 лот с общей начальной ценой 125,5 млрд рублей. В связи с тем, что на 6 лотов по глубоководным видам крабов не поступило ни одной заявки, аукцион по этим лотам был признан несостоявшимся. Сумма итоговых цен, предложенных победителями по остальным 35-ти лотам составила 142,4 млрд рублей.

Хотелось бы конечно побольше затрат снять непосредственно с рыбака за счёт других участников процесса, особенно торгового звена. Ведь цена конечного продукта на прилавке для покупателя формируется отнюдь не рыбаком. Рыбакколхозсоюз входит во Всероссийскую Ассоциацию рыбопромышленников, которая в конце прошлого года обратилась в Правительство и в ФАС в связи с тем, что розничные сети и оптовые посредники по ряду видов продукции формируют торговые наценки сопоставимые с размером отпускной цены. Такая ситуация сложилась по лососёвым (горбуше, кете, нерке, красной икре). После чего на эту ситуацию обратил внимание глава государства Владимир Путин. Особенно ярко ситуация проявилась в январе 2021 г., когда отпускные цены рыбаков на народную рыбу минтай опустились до своего исторического минимума – 60 рублей на Дальнем Востоке, а розничные цены в торговых сетях остались на прежнем уровне».


фото Анна Горнова 1.jpg


Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов, глава московского представительства фонда «Марлин» Анна Горнова:

«Минтай, который сегодня отказался принимать Китай в рамках противоковидных мер, нужно максимально развернуть на внутренний рынок и снизить цену для российского покупателя. Люди с удовольствием купят наш продукт, от этого и здоровью и иммунитету только плюс. А придерживать на складах рыбу, на мой взгляд, неправильно – сбавляйте цену на внутренний рынок и ловите меньше. Также есть экспортные пошлины для регулирования такой ситуации. Класс перекупщиков надо регулировать торговой наценкой, т.к. именно в этом звене максимально вырастает цена для конечного потребителя.

Эффективная госполитика в сфере рыболовства может и должна проводиться не только за счёт рыбака. В Китае, который последовательно проводит свою политику в области рыболовства, меры поддержки океанического флота намного шире и лежат за пределами промысловой деятельности. Наиболее распространённой поддержкой китайских рыбаков являются прямые субсидии на компенсацию затрат на покупку топлива.

Помимо этого, рыбакам предоставляются различные налоговые льготы. В основном, в форме налоговых вычетов, освобождений или снижении ставки от уплаты налога на прибыль всех финансируемых из внутренних источников предприятий, осуществляющих океаническое рыболовство. Национальным фондам и банкам, финансирующим развитие промысла, снижают налог с доходов в форме льгот подоходного налога. От налога на доходы освобождены предприятия внутри страны, финансирующие компании, участвующие в промысле рыбы в отдаленных морях. В целом, все проекты, которые привлекают инвестиции для поддержки этого направления, освобождены или имеют 50% сокращение налога на доходы. Эта льгота применяется на весь период реализации инвестиционного проекта.

И это не прямая поддержка судовладельца, а именно стимулирование национальных инвестиционных фондов и банков финансировать рыболовный флот, мера, которая не заставляет, а заинтересовывает банки работать в нужном направлении и смотреть на строительство флота как на приоритетную национальную задачу. Банку получается выгоднее финансировать строительство судна, чем торгово-закупочную деятельность. Китайские верфи, которые строят и экспортируют рыболовные суда тоже имеют налоговые льготы. Импортируемое оборудование, используемое при строительстве рыбодобывающих судов, освобождается от уплаты импортных пошлин. Субсидируется промысловая разведка, освоение новых промыслов, рыболовных технологий и проектов, направленных на развитие сектора.

У нас же в России вся финансовая нагрузка возложена исключительно на рыбаков. Для участия в программах обновления флота по инвестиционным квотам рыбакам требовалась банковская гарантия, размер которой доходил до 500 млн. рублей, что составляет порядка 30% стоимости нового судна. Плюс судовладелец должен вложить 15-20% из своих средств. При этом, сроки постройки на верфях срываются, банку надо платить проценты, стоимость судна растёт. Так, для дальневосточников строили три траулера-сейнера, в итоге удорожание судна составило с 1,5 млрд. рублей до 2 млрд. И это при том, что изначально на инвестквоты у всех рыбаков изъяли до 20% ресурса, вынудив фактически строить в убыток».

Фото: ТАСС/Игорь Буймистров

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ