Морем небезопасно: не лучшее начало года для мировой индустрии морских перевозок
10.01.2019
Морской транспорт
Покинутое командой судно Sincerity Ace с тысячами новеньких автомобилей на борту дрейфует, догорая. На судне вспыхнул пожар, экипаж ничего не смог сделать. Итог: пятеро погибших моряков, 3600 уничтоженных машин. И таких жутких случаев, напоминающих по картинке съемки дорогих голливудских боевиков, в современной морской индустрии слишком много, пишет колумнист Seatrade Maritime News Майкл Грей.
Не успел мировой Интернет отшуметь по поводу полыхающих машин на Sincerity Ace – тут же похожий случай: контейнеровоз Yantian Express продолжает полыхать. В который раз подтверждается уязвимость такого рода судов. Стоит по каким-либо причинам заняться пламени в одном из контейнеров – тут же, из-за штормовой погоды в Северной Атлантике вспыхивает все судно, а команда едва успевает унести ноги.
Другой случай – к счастью, скорее курьезный. Куда делся 271 контейнер с одного из самых крупных в мире судов - MSC Zoe - никто не знает. И почему некоторые оставшиеся оказались, мягко говоря, в разобранном состоянии. Дело было в Ваттовом море. Шторм. Но ведь эти обстоятельства должны как-то предусматриваться конструкторами судов, перевозчиками.
На этом фоне практически незаметно для мировой общественности ушел на дно маленький балкер в Черном море, и произошел взрыв на танкере с химикатами в Гонконге.
Конечно, можно списать все это на трагическое невезение, сказать, что это просто черная полоса. Но если немного подумать, станет ясно, что каждый из этих инцидентов буквально кричит о крупных недочетах как в конструкции судов, так и в регуляторике морских перевозок.
Возьмем случай с Sincerity Ace. Палубы забиты машинами до отказа. Автомобили стоят впритирку – как сардины в банке. Каждая машина – с заправленным баком, заряженным и подключенным аккумулятором. Теоретически на ней можно уехать прямо из порта. Можно оснастить судно средствами борьбы с огнем, но опыт показывает, что в случае беды применить их просто нет времени.
Подумали ли конструкторы и регуляторы о том, чтобы сделать подобные суда безопаснее? Или в приоритете лишь экономия топлива при возможности за один рейс перевезти как можно больше.
Другой случай - с MSC Zoe и испарившимися контейнерами - показывает: размеры судна – это еще не гарантия сохранности груза. Определенно нет, если вы располагаете контейнеры пирамидами по 8-9 штук и не в состоянии хоть как-то их закрепить при проходе по такому непростому участку как Ваттовое море.
Конечно, конструкторам судов и регуляторам стоит крепко задуматься над оптимизацией процесса перевозок. А может, правда в другом? Может, все варианты просчитаны, и улучшения этому бизнесу просто не по карману?
Максим Недоступ - по материалам Seatrade Maritime News