Алексей Рахманов: «Без опережающих разработок не может быть конкуренто-способного судостроения» - Морские вести России

Алексей Рахманов: «Без опережающих разработок не может быть конкуренто-способного судостроения»

20.04.2016

Алексей Рахманов: «Без опережающих разработок не может быть конкуренто-способного судостроения»

К сожалению, со времен развала СССР отечественные судостроительные мощности оставались не слишком востребованы в процессе обновления флота, и для того чтобы переломить эту негативную ситуацию была создана Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). О том, какие изменения происходят сегодня на рынке отечественного судостроения, насколько влияет на ситуацию экономический кризис и чего удалось добиться отечественным корабелам в импортозамещении журналу рассказал президент холдинга Алексей Рахманов.

«МФ»: Алексей Львович, насколько развитие судостроительной отрасли может, на Ваш взгляд, помочь оживлению отечественной промышленности? И есть ли шансы у российских смежников нарастить объемы производства в нынешних экономических условиях?

– Я уверен, что поможет, более того, уже помогает. Растущий после долгого «штиля» гособоронзаказ почти по всем направлениям дал ощутимую загрузку предприятиям кооперации, в частности производителям главных энергетических установок (ГЭУ), вооружения, основных общекорабельных систем.

При этом корпорация наращивает и долю гражданского судостроения: здесь и нефтегазовая тематика, и арктическая плюс перспективы рыболовной. Появление отечественных производителей ГЭУ, пропульсии и электродвигателей зависит от серийности, мы это осознаем и ведем работу в соответствующем направлении.

Кроме того, мы придерживаемся правительственной программы, расширяющей доступ частных предпринимателей к закупкам госкомпаний. Результат – доля закупок корпорации у малого и среднего бизнеса в 2014-2015 гг. уже составила порядка 20%. А экономию по отношению к начальной цене мы получили на уровне 10%.

Разумеется, нельзя не замечать и ту работу, которую ведет государство для получения общего оздоровительного эффекта по отрасли. Существует федеральная программа развития судостроения до 2030 года. Разрабатываются аналогичные региональные программы. Например, Крыловский ГНЦ будет готовить такой документ по заказу Ленобласти.

Все это даст хороший стимулирующий эффект смежникам – как известно, мультипликатор судостроения равен примерно девяти единицам. То есть один вложенный в строительство корабля или судна рубль способен принести в кооперации уже девять рублей.

«МФ»: Размещают ли сейчас на верфях ОСК заказы зарубежные компании?

– Размещают ничуть не меньше, чем раньше, ко всему прочему, стоит помнить, что судостроение – это ведь очень длинный цикл работ. Принадлежащая ОСК верфь Arctech Helsinki Shipyard в Финляндии сейчас специализируется на различной технике ледовых классов. У нее в последнее время увеличилась загрузка: на предприятии выполняется одновременно шесть заказов. Один из них – первый в мире портовый ледокол на СПГ для Транспортного агентства Финляндии.

Много строится для инозаказчиков на «Красном Сормове». В 2009-2013 гг. завод исполнил контракты на шесть танкеров проектов RST22 и 19900 для Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана. А сейчас ждем результаты рассмотрения заявки этим же заказчиком на поставку нефтеналивного танкера и двух транспортно-буксирных судов для обслуживания морских буровых платформ.

Ведется обсуждение перспектив ряда международных партнерств. Есть проект освоения глубоководного нефтегазового месторождения во Вьетнаме или, например, прерванные некогда программы в Бразилии, к которым теперь предполагаем вернуться.

Для компании из ОАЭ Dragon Oil наша «Каспийская Энергия» изготовила крановое судно и стационарную платформу «Жданов-А», для казахстанских заказчиков строит буксиры. Есть совместные планы и программы освоения и исследования Арктики и Антарктики с Аргентиной. В рамках этого проекта наши партнеры хотят заказывать ледоколы и суда ледовой проводки. Обсуждалась даже экзотическая идея постройки круизных судов для плавания во льдах, поскольку спрос на такого рода экстремальные путешествия в мире в последнее время растет.

«МФ»: Ведутся ли работы по импортозамещению продукции для судостроения? Можно ли привести успешные примеры? Для производства каких видов материалов, оборудования, на Ваш взгляд, развитие импортозамещения целесообразно, а где не стоит отказываться от иностранных комплектующих?

– Серийность – важный фактор для успешности импортозамещения. Головной заказ может быть из деталей зарубежного производства, но задача импортозамещения в том и заключается, чтобы постепенно освоить технологию производства, заменить основные узлы на отечественные аналоги. С октября 2015 года вступило в силу 719-е постановление правительства «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации». Оно уже задает определенные правила игры, однако, пока еще ведется обсуждение, какое количество человеко-часов, деталей и т.д. должно быть затрачено на производство изделия, чтобы на нем написать: «Made in Russia».

Ну и нужно, чтобы еще и заказчика в конечном счете устроило качество получившегося блока и самого судна. Если все это успешно состоится, то уже на третьем-четвертом изделии в серии можно повысить долю российских компонентов на треть.

Хочу подчеркнуть, что в гражданском судостроении важнее даже не импортозамещение, а локализация производств на территории России. Разумеется, все локализовать невозможно, но некоторые ключевые детали – вполне реально. И мы не сидим сложа руки. Например, проект производства винторулевых колонок сейчас реализуется нашей «Звездочкой». Здесь сотрудничаем с мировым лидером в данном направлении – компанией АВВ. Мы прорабатываем с иностранными партнерами и судовладельцами тему единого мейкерс-листа – конкурентного перечня авторизованных поставщиков узлов, деталей, услуг. Сформировав его в составе не менее двух поставщиков на каждую систему, мы будем точно знать, кто и что нам может поставить с гарантией качества, а партнеры, в свою очередь, смогут получить понимание объема спроса на свою продукцию.

Президент России Владимир Путин провел Госсовет по импортозамещению. Намечены дополнительные направления для движения вперед: специнвестконтракты с регионами, льготы для гринфилдов.

«МФ»: Какое внимание уделяется техническому переоснащению предприятий корпорации? Какие и где создаются новые мощности по судостроению, какой флот там будет строиться и какие в корпорации виды на предприятия Крыма?

– Внимание уделяется самое что ни на есть пристальное. Мы занимаемся модернизацией предприятий по нескольким направлениям: идет переоснащение производственных мощностей (поскольку это непосредственно влияет на производительность труда, трудоемкость изготовления продукции и ее качество). Постепенно нащупываем точки применения принципов и инструментов бережливого производства – уже есть прикладные решения, позволившие сэкономить миллионы рублей. Также занимаемся модернизацией различного рода электронных систем, например учетных.

В 2015 году создали единое казначейство, которое позволяет нам отслеживать, что происходит с финансами на каждом из предприятий. Заканчиваем целый блок работ, посвященный унификации корпоративной отчетности и управлению движением денежных средств.

Модернизация коснется и проектных бюро – в них мы видим одну из основ наших конкурентных преимуществ. Задача серьезная, поскольку многие бюро живут в своих собственных системах, и каждый привык к особым стандартам проектирования. Тем не менее в приведении основных бизнес-процессов в бюро к единому знаменателю мы видим серьезный вклад в общее повышение конкурентоспособности корпорации.

Что касается новых мощностей, то мы ведем реконструкцию наших предприятий на Дальнем Востоке и в Санкт-Петербурге, в частности «Северной верфи», где появится современный судостроительный комплекс с сухим доком и эллингом со стапельной площадкой. Несмотря на то что основной продукцией здесь будут корабли для ВМФ России, цикличность заказов в перспективе может позволить заняться производством крупнотоннажных судов, в том числе класса Aframax.

Аналогичные планы переоснащения производств имеем в Крыму. Чтобы наладить взаимодействие с крымскими предприятиями, в ОСК сформирована соответствующая рабочая группа. Ключевая точка приложения усилий – Севморзавод, мы ускоренными темпами ведем его восстановление, налаживаем работу по обеспечению заказами. О конкретных мерах по восстановлению предприятия много писалось в прессе. Особый интерес также представляет конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит», развиваем его взаимодействие со Средне-Невским судостроительным заводом. Ну а севастопольская «Эра» закреплена за северодвинским СПО «Арктика». У этих предприятий давние устоявшиеся связи, которые в настоящий момент получили дополнительный стимул для укрепления.

«МФ»: Участвует ли ОСК в региональных программах по созданию особых экономических зон? Каковы успехи в этом направлении?

– Особые экономические зоны – хороший и эффективный инструмент при правильном его использовании. И у нас есть как раз свежий пример – в декабре 2015 г. заключили соглашение о сотрудничестве с особой экономической зоной «Лотос» в Астраханской области, якорным резидентом которой является наша одноименная верфь.

Наше партнерство позволит создать в регионе полный цикл строительства судов и объектов обустройства месторождений, получить в перспективе полноценные сборочные производства. Это станет дополнительным инструментом реализации наших шельфовых проектов. Появится крупномасштабный судостроительный центр, произойдет модернизация существующих мощностей, будет обеспечена экономия бюджетных расходов при размещении государственных заказов на предприятиях корпорации. Мы рассчитываем, что со временем ОЭЗ «Лотос» сможет предоставлять предприятиям ОСК комплектующие и сервисные услуги.

«МФ»: Что делается в корпорации для поддержки научной и инновационной деятельности?

– Мы исходим из того, что конкурентоспособность российского судостроения невозможна без опережающих разработок, без инноваций. А для этого, в свою очередь, требуются серьезные капиталовложения. И мы их делаем. У ОСК 40 патентов, полученных предприятиями корпорации в 2014 году, это при запланированных 16. Сейчас в процессе более 400 опытно-конструкторских работ, из которых 90% – по заказам Минобороны и 10% – Минпромторга. Отечественные КБ проектируют в интересах и по заказу корабелов новые дизель-генераторы, энергетические установки, насосы, комплексы связи, приборы навигации и многое другое.

Мы хотим максимально мобилизовать научный, интеллектуальный потенциал ОСК, создать научно-технический задел на долгую перспективу, и для этого за конкретными конструкторскими бюро закрепляем конкретные тематики в рамках уже упомянутого Инжинирингового центра. В одном случае – это сфера проектирования гражданских судов, другое бюро будет специализироваться на решениях для платформ морского базирования, нефтегазодобывающих морских комплексов. Ну и третье займется ледоколами и судами ледового класса.

«МФ»: Какое внимание в ОСК уделяется подготовке квалифицированных кадров для предприятий судостроения и судоремонта? Какая работа ведется в этом направлении и какой видите конечную цель?

А. Рахманов: Кадры, как сказал один из наших руководителей страны, решают все, поэтому мы стараемся уделять как можно большее внимание их подготовке. С 2013 года работают программы повышения квалификации и переподготовки по стратегическим направлениям развития корпорации. В марте 2015 г. прошло первое заседание Совета по профессиональным квалификациям в области судостроения и морской техники (на базе Союзмаша России). Совет будет вести мониторинг потребностей в тех или иных профессиях, разрабатывать и адаптировать профстандарты.

Наши предприятия участвуют в отраслевых и профессиональных смотрах и конкурсах: молодежном проекте «Работай в России!», Дальневосточном конгрессе инженеров «Наука – инженер – промышленность», форуме «Инженеры будущего», чемпионате WorldSkills. И это только то, что сразу вспомнилось.

Конечно, мы заинтересованы, чтобы в долгосрочной перспективе предприятия корпорации обеспечивались высокопрофессиональными кадрами на регулярной основе. Именно поэтому у нас заключены соглашения по подготовке и переподготовке специалистов: здесь и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПГМТУ), и Северный (Арктический) федеральный университет, и другие. Всего на десяти предприятиях корпорации работает одиннадцать базовых кафедр пяти базовых вузов. Совсем недавно совместно с СПГМТУ и Балтийским государственным техническим университетом открыли две из них на базе нашего бюро машиностроения «Малахит». Для студентов – это практика, а для предприятий – подпитка новыми идеями. У нас должна быть уверенность в том, что существенная часть студентов профильных вузов придет работать в отрасль, будет формировать ее кадровую основу: не только закрывать текущие потребности, но и формировать скамейку запасных.

«МФ»: Алексей Львович, 2016 только наступил, что бы Вы пожелали коллективу ОСК, партнерам компании и самому себе в новом году?

– Оценивая итоги минувшего года, понимаю, что нам, безусловно, есть чем гордиться: корабелы ОСК приложили максимум усилий для того, чтобы Россия оставалась ведущей морской державой и занимала ключевое место на мировой арене. Не буду утверждать, что все идет гладко: нас есть за что пожурить. И все же я хотел бы искренне поблагодарить всех моих коллег: тех, кто вкладывает свои умения, знания и талант в развитие ОСК, каждого из предприятий корпорации. Своим авторитетом и достижениями наша компания, безусловно, обязана коллективу.

Хочу пожелать смотреть в будущее с оптимизмом. С твердой уверенностью, что все зависит от нас. Ведь в основе этой уверенности – наша любовь к родной земле, общее желание трудиться на ее благо. Пусть в новом году царит атмосфера экономического, творческого и душевного подъема. Пусть 2016-й станет для коллег и партнеров годом добрых перемен и удач.

А себе… себе пожелаю, чтобы исполнилось все вышесказанное.

Морской флот №1 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ