Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей - Морские вести России

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

30.10.2019

Морские порты

Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международного сообщения и захода иностранных судов, а 23 сентября 2009 года в соответствии с приказом Минтранса России №169 порт открыт для оказания услуг.

Развитие порта началось с вводом в эксплуатацию причала для перевалки наливных пищевых грузов мощностью 438 тыс. тонн в год и с возможностью обработки на нем судов длиной до 145 метров, на котором 2 декабря 2008 года было обработано первое судно. За прошедшие десять лет порт значительно продвинулся в своем развитии, увеличив грузооборот со 111 тыс. тонн в 2009 году до 14 млн тонн в 2018-м и расширив номенклатуру переваливаемых грузов.

Анатолий Василенко, и.о. капитана морского порта Тамань ФГБУ «АМП Черного моря»

Развитие и безопасность мореплавания

Порт Тамань расположен на удалении от крупных городов и не входит в границы населенных пунктов, что дает возможность расширения территории порта и создания новых объектов портовой и транспортной инфраструктуры.

За последние 10 лет в порту реализовано два крупных инвестиционных проекта. Инвестором ООО «Пищевые Ингредиенты» построен терминал с двумя причалами для перевалки масложирового сырья, одним причалом отгрузки шрота подсолнечника и двумя причалами для перевалки зерновых грузов. Инвестором ЗАО «Таманьнефтегаз» построен терминал с двумя причалами для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) и два причала для перевалки нефтепродуктов наливом с возможностью обработки судов дедвейтом до 100 тыс. тонн. Для этого было произведено дноуглубление операционных акваторий двух причалов и строительство подходного канала к ним. В 2015 году, после реконструкции причала №6 терминала ЗАО «Таманьнефтегаз», в порту стали обрабатываться суда дедвейтом до 160 тыс. тонн.

Сегодня ООО «ОТЭКО-Портсервис» реализуется еще один крупный проект создания Таманского терминала навалочных грузов с пропускной способностью 35 млн тонн в год, строительство которого разделено на 8 этапов. Сейчас окончен первый этап строительства, в результате которого введен в эксплуатацию причал №4 с проектной мощностью 10 млн тонн в год. В марте 2019 года на нем произведена первая отгрузка на судно каменного угля. В рамках этого проекта в акватории морского порта, на подходном пути и в операционных акваториях строящихся причалов проводится проектное дноуглубление для приема судов дедвейтом до 220 тыс. тонн.

Все проекты имеют разделы по обеспечению безопасности мореплавания, в которых предусмотрены строительство и установка средств навигационного оборудования (СНО). Подходные пути к терминалам оборудованы створными знаками. Каналы и операционные акватории причалов, где были произведены дноуглубительные работы, обставлены плавучими предостерегающими знаками латеральной и кардинальной систем ограждения соответственно.

Терминалы и операторы

В настоящее время в порту имеется 10 действующих причалов с общей длиной причального фронта 2641,5 пог. метров с возможностью приема судов длиной до 275 метров и с пропускной способностью грузовых терминалов 29 млн тонн в год.

В порту осуществляют деятельность четыре стивидорных компании – ООО «Морской терминал Тамань», ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань», ЗАО «Таманьнефтегаз», ООО «ОТЭКО-Портсервис», которые и являются операторами терминалов.

Помимо существующих портовых мощностей в рамках перспективного развития порта Службой капитана морского порта Тамань даны следующие положительные заключения по инвестиционным проектам: декларация о намерениях инвестирования в строительство технологического перегрузочного комплекса аммиака и карбамида ОАО «Тольяттиазот» мощностью 5 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство перегрузочного комплекса зерновых грузов ООО «Агрохолдинг Тамань» мощностью 14,5 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство терминала по перегрузке нефти и нефтепродуктов ООО «Терминал «Панагия» мощностью 6 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство и развитие терминала по перевалке СУГ ЗАО «Таманьнефтегаз» мощностью 3,5 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство объекта «Перевалочная база крупногабаритных и тяжеловесных грузов» ЗАО «Таманьнефтегаз» мощностью 0,5 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство Таманского универсального терминала (ТУТ) ООО «Ророкон Транс» мощностью 33,9 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство объектов ООО «Таманский морской терминал» мощностью 2 млн тонн с увеличением до 3 млн тонн в год.

Перспективы строительства сухогрузного района порта

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на период (2010-2020 годы)» подпрограммой «Развитие экспорта транспортных услуг» генеральным проектировщиком ОАО «Ленморниипроект» разработан проект строительства сухогрузного района морского порта Тамань, который получил положительное заключение экологической экспертизы и Главгос-экспертизы.

Сухогрузный район морского порта Тамань проектируется как глубоководный и современный порт для обработки навалочных, генеральных и контейнерных грузов с проектируемой протяженностью причального фронта 8,1 км и с возможностью приема судов дедвейтом до 150 тыс. тонн. Его создание позволит переориентировать внешнеторговые потоки российских грузов, идущие через иностранные порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов. Расчетный грузооборот сухогрузного района составляет 93,8 млн тонн в год, в том числе уголь – 28 млн тонн, железная руда – 15 млн тонн, сталь – 4,4 млн тонн, минеральные удобрения – 18 млн тонн, сера – 5 млн тонн, зерно – 13,4 млн тонн, контейнеры – 10 млн тонн.

В связи со строительством мостового перехода через Керченский пролив начало строительства сухогрузного района было отложено. Однако построенные транспортные подходы к Крымскому мосту, автомобильная и железная дороги также являются внешними автомобильными и железнодорожными подходами в направлении сухогрузного района, и ввод их в эксплуатацию значительно снизит стоимость проекта.

Весной текущего года принято решение о продолжении подготовки реализации проекта. Сейчас проектировщик разрабатывает и вносит изменения в проектную документацию, необходимую для обеспечения деятельности сухогрузного района, с учетом произошедших изменений границы акватории морского порта Тамань, добавления якорных мест со снятой минной опасностью в якорных районах порта и исключения строительства внешних транспортных подходов в направлении порта.

В настоящее время ведется работа по решению оптимальных вариантов создания схемы рекомендованных путей движения, изменения границ существующих якорных стоянок и введение новых якорных мест, подходного пути и канала к проектируемому сухогрузному району. Одновременно производится работа по изъятию земельных участков в предполагаемых границах территории морского порта с подготовкой соответствующих нормативно-правовых документов.

ФГУП «Росморпорт» проводит работу по привлечению стратегических инвесторов в ООО «РМП Тамань», которое выступает управляющей компанией проекта и занимается созданием инфраструктуры сухогрузного района. Вложение инвестиций и реализация утвержденных проектов в рамках создания сухогрузного района позитивно скажется не только на экономике Темрюкского района и Краснодарского края, будет способствовать развитию сопутствующей инфраструктуры, улучшению благосостояния населения региона за счет создания новых рабочих мест, но и внесет ощутимый вклад в целом в экономику России.

Морские порты №6 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика