Взгляд за горизонт - Морские вести России

Взгляд за горизонт

03.10.2019

Морской транспорт

Ежегодная конференция деловых партнеров СКФ

23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний «Совкомфлот».

Участие в мероприятиях конференции приняли более 200 представителей ведущих нефтегазовых компаний России и мира, министерств и ведомств РФ, инвестиционно-финансовых, страховых и юридических компаний, экспертных организаций. В рамках пленарной сессии конференции выступили министр транспорта РФ Евгений Дитрих, заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Вячеслав Рукша, генеральный директор – председатель Правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, заместитель председателя Правления ПАО «НОВАТЭК» Эдуард Гудков и другие.

В № 8, 2019 г. газета уже опубликовала корреспонденцию об этом мероприятии СКФ. Однако, исходя из уникальности материалов конференции, редакция сочла возможным вернуться к этой теме и предложить их читателям в подробном изложении.

В 2020 году грузопоток по СМП может достигнуть 36 млн тонн

Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» – руководитель Дирекции СМП

Ключевой задачей как для добывающих компаний, так и для перевозчиков является увеличение грузопотока по Севморпути до 80 млн тонн к 2025 году.

Эта цель достижима, и яркое тому доказательство – впечатляющий рост объема перевозок по СМП. Так, в 2018 году он составил порядка 20 млн тонн, существенно превысив пиковое значение времен СССР – 6,5 млн тонн в 1987 году. По нашим прогнозам, уже к 2020 году грузопоток по СМП может выйти на уровень 36 млн тонн.

Основной объем перевозимых грузов, очевидно, составит сжиженный природный газ и конденсат, производимый проектами «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», затем – сырая нефть, уголь полуострова Таймыр, металлы и руды.

Все новые индустриальные проекты в Арктике рано или поздно потребуют обеспечения круглогодичной навигации по СМП. По нашим оценкам, к ней можно будет приступить ориентировочно с 2030 года. Для этого однозначно потребуется существенное усиление ледокольного флота. Мы планируем, что к этому моменту в составе «Росатомфлота» будет три новых ледокола мощностью 60 МВт, которые в настоящий момент строятся на мощностях Балтийского завода, и один сверхмощный ледокол класса «Лидер», который должен быть построен в 2027 году и гарантированно обеспечит круглогодичную навигацию в восточном направлении. Он будет способен пробивать во льду канал шириной до 52 метров, подходящий для судов класса «Ямалмакс». Лед толщиной до двух метров ледокол будет преодолевать со скоростью порядка 10-12 узлов.

Помимо судов, использующих атомную энергию, мы делаем ставку и на ледоколы на газомоторном топливе. Подобные суда будут особенно востребованы в районе Обской губы, где реализуются крупные СПГ-проекты. В наших планах строительство четырех таких ледоколов. Сейчас мы ведем переговоры по этой теме с финскими судостроителями.

Нефтяному рынку очень важен баланс

Яранд Ристад, управляющий партнер Rystad Energy

В 2016 году мировой нефтяной рынок находился в глубокой стагнации. Цена на нефть достигала 28 долларов за баррель, что являлось одним из самых низких показателей за всю историю наблюдений. Уже в июле 2018 года цена на нефть закрепилась на уровне порядка 75 долларов за баррель, на пиковых значениях в октябре 2018 года она достигала 85 долларов за баррель, а сейчас (по состоянию на конец мая 2019 года. – Прим. ред.) колеблется в диапазоне 70 долларов за баррель.

Динамику рынка в 2019 году определит баланс между факторами снижения и роста поставок нефти. По нашим расчетам, увеличение поставок нефти на 1 млн баррелей в сутки приведет к падению цен на нефть по итогам года примерно на 50%. С другой стороны, снижение поставок на 1 млн баррелей в сутки может привести к росту цен на нефть примерно на 40% по итогам второго полугодия 2019 года.

Довольно тревожным фактором является то, что возможности глобального роста добычи нефти сейчас очень велики. По нашим оценкам, только по итогам этого года производители могли бы нарастить объемы производства нефти совокупно на 4 млн баррелей в сутки. Интересно отметить, что источником этого роста в первую очередь могут выступить США, где увеличение добычи существенно опережает внутренний спрос. Скорее всего, к концу года добыча в США может вырасти до 13 млн баррелей в сутки. Стоит вспомнить, что максимальный объем добычи России или Саудовской Аравии составляет порядка 10-11 млн баррелей в сутки.

По нашим оценкам, у нефтяного рынка в перспективе ближайших четырех лет есть два основных варианта развития. Первый, при котором ОПЕК+ и Россия не будут сокращать добычу, предполагает снижение цены на нефть в 2020 году под влиянием роста объемов добычи на фоне невысокого спроса. Есть и другой сценарий развития, где цена на нефть стабилизируется и довольно долго серьезных колебаний не будет. Но он реализуем в случае, если ОПЕК+ и Россия пойдут на сокращение добычи до 5 млн баррелей в сутки.

Будущее открывает перед «Совкомфлотом» большие перспективы

Павел Сорокин, заместитель министра энергетики РФ

В настоящий момент мировые энергетические рынки переживают не самые простые времена. Их конъюнктура подвержена влиянию многих факторов, как экономических, так и геополитических. Мировую экономику характеризует высокая конкуренция между различными видами энергоносителей. В ней участвуют не только «классические» углеводороды, но также и новые, возобновляемые, экологически чистые источники энергии. Чем интенсивнее становится эта конкуренция, тем сложнее для крупных игроков сохранять свою долю рынка, быть востребованными и эффективными. В сегменте «мидстрим», то есть переработки и транспортировки углеводородов, глобальные вызовы связаны в том числе и с новым, более жестким экологическим регулированием. В этой непростой ситуации производители ищут новые пути развития.

Отрадно отметить, что «Совкомфлот» является ярким примером лидера отрасли в области внедрения экологичных технологий, находится на гребне «зеленой» волны. В первую очередь, я говорю о переводе танкерного флота компании на экологически более чистое топливо – сжиженный природный газ. Возможно, на сегодняшний день это не самый большой сегмент рынка, но уже через пять-десять лет, когда экологическое регулирование неизбежно станет жестче, то есть в силу вступят международные требования к морскому транспорту по выбросам, возможность полноценно использовать чистое газомоторное топливо станет огромным конкурентным преимуществом. Использование СПГ-топлива позволяет также снижать рейсовые расходы, что делает его еще и коммерчески привлекательным.

Я уверен, что сейчас очень важно поддерживать экологические инициативы, аналогичные той, которую реализует «Совкомфлот». Именно подобные проекты позволяют нашей стране двигаться вперед. Россия возлагает большие надежды на развитие СПГ-топлива. Ресурсная база России в сфере производства СПГ обладает огромным потенциалом. По нашим оценкам, только запасы месторождений газа на полуостровах Ямал и Гыдан позволят производить порядка 70-80 млн тонн СПГ ежегодно. Для сравнения скажу, что 80 млн тонн – это нынешний объем СПГ-рынка Катара. Таким образом, в перспективе ближайших 10-12 лет у нас есть все шансы создать в России аналогичный по объему рынок производства СПГ на базе упомянутых выше месторождений. В целом же потенциал российского рынка СПГ мы оцениваем как минимум в 100-120 млн тонн СПГ в год к 2030-2035 годам.

Этот объем СПГ, производимого в Арктическом регионе, нужно будет транспортировать – задача, для решения которой, несомненно, потребуются серьезные компетенции. Уже сейчас таким уникальным опытом располагает «Совкомфлот», и будущее открывает перед компанией большие перспективы. Для воплощения этих планов особенно важны надежные партнеры, которые в том числе собрались сегодня в этом зале. Мы приветствуем укрепление партнерских связей, развитие международной кооперации, эффективное и взаимовыгодное сотрудничество.

Рынок СПГ начал жить краткосрочной перспективой

Кит Бейнбридж, управляющий директор компании CS LNG

На сегодняшний день в мире насчитывается 20 стран – экспортеров СПГ и 42 страны-импортера. Основной потребитель СПГ – Азия, на страны которой приходится 75% всего спроса, и это неслучайно. В первую очередь СПГ используется там для производства электричества, а мировой рост энергопотребления происходит именно за счет развивающихся стран.

В то же время этим странам сложно прогнозировать свою потребность в СПГ дальше, чем на несколько лет вперед, поэтому они не готовы заключать 20-летние контракты на покупку сжиженного газа – для них это слишком рискованно; даже три года для них значительный срок. Это заметно влияет на всю отрасль, включая сегмент морских перевозок: если раньше нормой были долгосрочные контракты, то сегодня все более распространены уже средне- и даже краткосрочные соглашения на поставку СПГ.

Сегодня мировой флот газовозов СПГ насчитывает 584 судна, строятся еще 137. Интерес к морским перевозкам СПГ колоссально вырос за последние десятилетия и продолжает расти.

С каждым днем все более активным игроком на рынке СПГ становятся США, основной объем строящихся мощностей по сжижению газа расположен именно в этой стране.

Пожалуй, судоходство незаметно стало самой важной частью СПГ-отрасли: активное внедрение плавучих регазификационных установок (ПРГУ) и плавучих установок по сжижению газа позволяет обеспечить с помощью морской техники почти полный цикл: сжижение, транспортировку и регазификацию. При этом зафрахтовать на рынке свободную ПРГУ для заказчика зачастую выгоднее, чем 3-4 года строить собственный завод – сроки слишком важны.

Прогноз развития танкерного рынка – оптимистичный

Александр Дафф, руководитель отдела исследований танкерного рынка, компания Howe Robinson Partners

Сегодня на танкерном рынке баланс спроса на тоннаж и предложения постепенно складывается в пользу судовладельцев. Мы провели анализ тенденций, которые будут определять развитие рынка до конца 2020 года, и пришли к выводу, что благоприятная ситуация сохранится. Причин тому несколько: рост спроса на нефтеналивные танкеры в течение ближайших 18 месяцев составит 4-5%. Это больше, чем почти за все предыдущие годы, и больше, чем мы ожидаем после 2020 года. Одним из факторов такого роста на нефтеналивной тоннаж за последнее время остается стабильное наличие значительного объема сырой нефти, которую требуется транспортировать с Запада на Восток, – около 3-3,5 млн баррелей в день. Эта тенденция сохранится на протяжении ближайших пяти лет. Мы видим, что рост
нефтеперерабатывающих мощностей идет в первую очередь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и на Ближнем Востоке, тогда как нефтеперерабатывающие заводы в Европе постепенно закрываются. При этом основной прирост добычи нефти продолжится преимущественно в Северной и Южной Америке.

Еще один положительный для танкерного рынка фактор – уверенный рост экспорта нефти из США: он уже достиг 3 млн баррелей в сутки и вырастет до 4,5 млн к концу 2020 года, когда в США заработает ряд новых экспортных терминалов.

Фундаментальные предпосылки для роста спроса на продуктовозы еще более оптимистичны. Ожидаем, что рост составит 7-8%. Мировая потребность в нефти растет, как растут и объемы переработки – значит, в прямой пропорции будет увеличиваться и спрос на продуктовозы.

При этом число заказов новых танкеров в 2019 году остается предельно низким. Причин несколько: цены на верфях в среднем выросли на 10-15%, доходы судовладельцев за последние годы были очень скромными, а скорое вступление в силу новых норм IMO по ограничению выбросов серы добавляет неопределенности и усиливает желание с новыми заказами повременить. В итоге, с учетом выбывающего тоннажа, к концу 2020 года общий объем мирового танкерного флота увеличится всего лишь на 3,5%. Мы ожидаем, что в 2020 году число заказов на верфях резко возрастет, что снова может привести к избытку тоннажа на рынке.

Отрасли нужны решительные судовладельцы

Ян Квальсвольд, директор по маркетингу и развитию бизнеса DNV GL

Международная морская организация (IMO) поставила задачу, чтобы в 2050 году морские суда выбрасывали в атмосферу на 50% меньше углекислого газа, чем в 2008 году. При этом объем флота будет расти вместе со спросом на морские перевозки, который продолжит стабильно увеличиваться примерно на 2% в год.

Как сократить общий объем выбросов при растущем числе судов? С помощью норм интенсивности выбросов углерода: по сравнению с 2008 годом интенсивность должна составить 60% к 2030 году и 30% к 2050 году. В первую очередь общеотраслевое сокращение будет идти за счет новостроев, чьи параметры должны заметно превышать эти нормы – чтобы выйти на 60% к 2030 году, нужны новострои, чья интенсивность выбросов составляет уже 50% и даже 40%.

Добиться этого позволит комбинация различных факторов, в их числе – снижение скорости судов, оптимизация маршрутов, изменение формы корпуса, использование новых видов покрытий для корпуса, улучшение судовых энергетических установок, внедрение новых технологий, например роторов Флеттнера. Однако самый принципиальный фактор, позволяющий значительно сократить объем выбросов, – это выбор топлива. Именно от него зависит больше всего.

Многие с большим энтузиазмом ждут, что все проблемы решатся с помощью водородного топлива. Это глубокое заблуждение. Несбыточные пока мечты. Мы знаем, что 80% всех выбросов CO2 приходятся на долю всего 35% судов – крупнотоннажных танкеров VLCC, контейнеровозов и круизных лайнеров. Поэтому требуется решение, которое подойдет именно для таких типов судов. Решение, которое уже существует на рынке и способно обеспечить максимальный эффект в долгосрочной перспективе. Мы уверены, что единственным подобным решением является газомоторное топливо. Сегодня его используют уже около 300 судов, в числе которых, благодаря «Совкомфлоту», крупнотоннажные нефтеналивные танкеры, работающие без привязки к фиксированным маршрутам и расписанию движения. Отрасли нужны решительные судовладельцы, такие как «Совкомфлот», которые внедряют СПГ-топливо и подают пример другим.

Сегодня доля СПГ в общем объеме потребляемого мировым флотом топлива составляет лишь 1%. По нашему прогнозу, к 2030 году она вырастет до 12%, а к 2050 году – до 23%. Казалось бы, рост не такой большой, но даже он потребует колоссальных усилий от всего морского сообщества.

Безусловно, у СПГ есть несколько альтернатив. Самая очевидная из них – биотопливо. Однако его стоит рассматривать лишь как промежуточный вариант, и возлагать на него слишком большие надежды не следует – уверен, объем доступного биотоплива будет ограничен, и его главным потребителем станет авиация. Другой кандидат на замену топлива тяжелых сортов – синтетическое топливо.

Банки будут отдавать предпочтение «зеленым» проектам

Пол Тейлор, управляющий директор Societe Generale London

Запросы наших клиентов в последнее время претерпевают серьезные изменения. Во-первых, фокус часто смещается в сторону краткосрочных чартерных контрактов, особенно в области перевозок сжиженного природного газа. Во-вторых, мы видим все больший приток инвестиций со стороны судовладельцев в новые технологии – например, в суда, работающие на экологически чистом СПГ-топливе, а также на водороде, метаноле, солнечной энергии, даже на парусах. В-третьих, судовладельцы все активнее входят в смежные сегменты рынка – например, эксплуатацию и оперирование плавучими регазификационными установками.

На наш взгляд, банки должны поддерживать инвестиции в более экологичные суда, чтобы этот новый сегмент рынка активно укреплялся. Я уверен, что банки будут предоставлять более низкие ставки финансирования проектам с «зеленой» составляющей. Это оправдано с точки зрения управления рисками, а не только по экологическим причинам. Я твердо верю, что банки имеют меньшие риски, когда предоставляют финансирование «зеленым» проектам. Совсем скоро оценка влияния того или иногда бизнеса на экологию станет одним из важных элементов при принятии кредитных решений. Банки будут измерять свои кредитные портфели по углеродоемкости.

По материалам «Вестника СКФ»

Морские вести России №11 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика