Дорога жизни - Морские вести России

Дорога жизни

13.10.2019

Речной транспорт

Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни городов и поселков, выросших вдоль их берегов. Река Печора – важнейшая транспортная артерия, являющаяся единственным путем помимо авиатранспорта, благодаря которому многие населенные пункты Крайнего Севера, в том числе НАО, и расположенные в них промышленные предприятия и организации получают все необходимое для жизнедеятельности.

Уже более 80 лет безопасную навигацию на водных путях бассейна обеспечивает ФБУ «Администрация «Печораводпуть». Общая протяженность судоходных водных путей бассейна составляет 2594 км, в том числе обслуживаемых судоходной обстановкой с гарантированными габаритами – 1013 км.

Водные пути – свободные реки

Сегодня в бассейне зарегистрировано около 690 ед. флота, в том числе несамоходного. Ежегодно здесь перевозится около 650 тыс. тонн грузов и более 100 тыс. человек за навигационный период. Услугами водного транспорта пользуются как представители органов власти, организующие пассажирские муниципальные перевозки, так и промышленные, коммерческие предприятия и организации различных сфер деятельности. Благодаря работе речников-путейцев обеспечивается безопасность судоходства на 1043 км реки Печоры, 809 км из которых содержатся в светоотражающем режиме.

Татьяна Кончина, руководитель ФБУ «Администрация «Печораводпуть»

Водные пути бассейна – свободные, незарегулированные реки. Перекаты на них отличаются высокой динамичностью развития, а интенсивные русловые переформирования происходят в течение всей навигации, по сути, ежедневно. Практически на всем протяжении рек есть участки, где судовой ход крайне неустойчив, особенно это сказывается при скачках уровней воды. Примером этого может послужить навигация 2019 года, которая началась в среднем на 5 суток ранее сроков, установленных госзаданием.

Ледоход прошел спокойно, без заторных явлений и возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций при сравнительно низких уровнях воды из-за преобладания холодной весенней погоды и отсутствия талых вод. Однако после начала интенсивного снеготаяния, при установлении теплой погоды произошло повышение уровней воды в реках бассейна. Колебания погодных условий: благоприятное сочетание теплых (жарких) и дождливых дней с количеством выпадающих осадков больше нормы на протяжении практически всего летнего периода привело к тому, что межень, ежегодно повторяющаяся с середины июля по сентябрь на реке Печоре, в эту навигацию еще не наступила, уровни воды по водпостам ниже проектных значений не опускались, а фактические габариты пути превышают гарантированные значения.

Резкое падение и подъем уровней воды (так называемые скачки), которые наблюдаются на реках бассейна с начала навигации, являются причиной подвижности перекатов и русловых переформирований, требующие от путейцев большого труда и дополнительного объема работ по маневрированию судоходной обстановкой, а также проведению дноуглубительных работ на наиболее «опасных» лимитирующих перекатах.

Безопасная обстановка

Сегодня судоходная навигационная обстановка отвечает всем требованиям безопасности движения флота. На ВВП Печорского бассейна (р. Печора от г. Вуктыла до г. Нарьян-Мара и р. Уса от г. Усинска до устья) работает 15 обстановочных бригад, обслуживающих около 1500 ед. береговых навигационных знаков, в которые входят осевые и кромочные створы, перевальные, ходовые и информационные знаки, а также более 1300 ед. плавучих знаков, представленных буями (410 ед.), буй-бочками и вехами.

Для производства дноуглубительных работ в навигацию 2019 года введены в эксплуатацию 4 земснаряда общей производительностью 1650 м3/час, а также несамоходный плавкран производительностью 120 м3/час. На сегодняшний день объемы дноуглубления составляют около половины от запланированного навигационного объема.

Для проверки чистоты судовых ходов проводится траление силами двух тральных бригад и непосредственно обстановочными бригадами.

Неотъемлемой частью обеспечения безопасности судоходства является проведение изыскательских и картографических работ. В последние годы эта работа производится с применением высокоточных автоматизированных промерных комплексов. Обработка полевых материалов и составление карт выполняется на современном программном обеспечении. В навигацию 2019 года в работу введены три изыскательские русловые партии. Материалы изыскательских работ используются для создания новых и корректировки действующих навигационных пособий (карт), обстановочные бригады используют их для контроля за правильностью расстановки навигационного оборудования, прорабский персонал – для подготовки планов дноуглубительных работ, а картографы – для подготовки цифровых баз данных для создания и обновления электронных навигационных карт (ЭНК).

Электронные навигационные карты – одно из перспективных направлений современной картографии. На сегодняшний день отделом картографии Администрации выполнены работы по созданию ЭНК рек бассейна общей протяженностью более 2200 км. К 2020 году планируется покрыть ЭНК все реки Печорского бассейна, востребованные для судоходства.

В ногу со временем

Администрация старается идти в ногу со временем и постоянно продолжает работу по внедрению на предприятии инновационных технологий. За последние два года, включая 2019-й, Администрация закончила работу по плановой замене физически и морально устаревших металлических буев на современные (из высокомолекулярного пропилена), закуплено два резинотканевых грунтопровода для замены металлических, пришедших в негодность. Для обеспечения световой навигационной обстановки в бассейне Администрацией проводится закупка светосигнального оборудования – светодиодных фонарей, оснащенных блоками с системой мониторинга.

В начале навигации 2019 года введены в эксплуатацию два судовых технологических комплекса, поставляемые в рамках федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы», которые позволяют перейти на новый уровень производства путевых работ. Внедрение весной этого года на землесосе проекта 23-110 автоматизированной системы координированного управления позиционированием, предназначенного для позиционирования земснаряда на прорези, позволило получать оперативные данные о ходе дноуглубительных работ, в том числе в автоматическом режиме, т.е. без участия экипажа с возможностью произвести оценку объемов выполненных и предстоящих работ.

Технологическая связь в бассейне обеспечивается ежегодным выполнением комплексных работ по обслуживанию антенно-мачтовых сооружений, базовых радиостанций и своевременным переоформлением, а в случае необходимости получением новых разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов.

Во втором квартале завершена работа по проведению экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами и получено положительное заключение экспертизы, в третьем квартале планируется завершить работу по получению разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов на радиомаяк контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, планируемой к проектированию и установке для полного покрытия бассейна высокоточным радионавигационным полем.

Кроме того, учреждение оказывает услуги в сфере внутреннего водного транспорта: дипломирует работников плавсостава, проводит аттестацию работников, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации транспортного флота, осуществляет государственную регистрацию судов Печорского бассейна, осуществляет мониторинг движения судов, государственный портовый надзор и т.д.

Новые задачи

Сегодня перед коллективом стоят новые ответственные задачи, заявленные в Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года. Учитывая выполнение стратегической задачи по увеличению пропускной способности ВВП, начиная с 2020 года Администрация планирует на участке реки от г. Печоры до г. Нарьян-Мара перейти на световую судоходную обстановку с завершением работ к 2023 году.

В судоремонт 2018-2019 гг. в учреждении было отремонтировано 44 судна, в том числе 10 среднего ремонта.

В рамках капитального ремонта произведена замена главного двигателя на теплоходе проекта 391, шести вспомогательных дизель-генераторов на различных судах, главного дизель-генератора на земснаряде «Печорская-220».

Все работы проведены силами судовых команд и работниками промышленных баз учреждения. Замена агрегатов, выработавших срок службы, позволит повысить надежность работы флота при выполнении государственного задания.

В настоящее время активно продолжается работа по замене дизель-генераторов и главных двигателей на судах технического флота. Закупка оборудования и работы проводятся за счет целевых средств, выделенных на капитальный ремонт.

Для выполнения требований Российского речного регистра в межнавигационный период проведена установка радионавигационного оборудования: УКВ- и КВ-радиостанций, систем связи и трансляции.

Суда, находящиеся на балансе учреждения, давно самортизированы, часть отрабатывают третий срок службы и в годном техническом состоянии находятся лишь благодаря героическим усилиям коллективов судовых команд и береговых производственных участков.

В судоремонте 2018-2019 гг. возникали определенные трудности, связанные с общим износом оборудования промышленных баз, дефицитом специалистов, поставками запасных частей и материалов.

Тем не менее коллектив Администрации решает проблемы, своевременно подготовив флот к навигации 2019 г.

Инспектору нужно право выпускать судно в навигацию

Проверка судов и плавучих объектов по линии государственного портового контроля в Печорском бассейне ВВП началась сразу же с открытием навигации, т.е. в средних числах мая.

Борис Островский, и.о. первого заместителя руководителя – капитан Печорского бассейна ВВП

Середина навигации пройдена, за прошедший период службой государственного портконтроля проведено 227 инспекций, из них с замечаниями – 172 (75,8% от общего числа проверок), выявлено 400 нарушений, 14 судов задержано (6,2%, или почти каждое шестнадцатое судно).

Количество выявленных замечаний снизилось с 2,2 в 2018 году до 1,8 замечания на одну проверку на середину навигации 2019 года. Все большая часть проверок проходит без замечаний, снижение объясняется более качественным в техническом плане выпуске флота в навигацию, улучшением у добросовестных судовладельцев состояния системы управления безопасностью.

Документы несоответствия

Основной причиной задержания судов, как и в предыдущие годы, является отсутствие или просроченные на борту судовые свидетельства и документы, предусмотренные ст. 14 КВВТ РФ. Из судовых свидетельств больше всего несоответствий выявлено в документах, выдаваемых Российским речным регистром.

В связи с большой протяженностью водных путей бассейна и наличием одной-единственной инспекции ГПК, расположенной в головном предприятии Администрации п. Путеец, имеются проблемы в организации работы портового контроля. Из-за отсутствия закрепленного за службой ГПК на постоянной основе скоростного мелкосидящего судна лишается оперативности работа инспекторского состава.

Проводя анализ работы водного транспорта в бассейне за последние четыре года, сделан неутешительный вывод, практически от 10 до 15% буксирного, сухогрузного, вспомогательного, нефтеналивного флота ежегодно не вводилось в эксплуатацию, основная причина – отсутствие работы, т.е. перенаправление грузопотоков на железнодорожный и автомобильный транспорт, отток населения из районов Крайнего Севера. В Государственном судовом реестре по бассейну зарегистрировано 52 рыбопромысловых маломерных судна, из них за навигационный период 2019 года по линии портового контроля не проверено ни одно судно. После получения судового билета владельцы этих судов скрываются от предъявления портконтролю, причина – отсутствие документов Российского речного регистра. На наш взгляд, квоты на вылов рыбы должны даваться владельцам рыбопромысловых судов, находящихся в исправном техническом состоянии, подтвержденном документами РРР.

Хочется надеяться, что будут внесены дополнения в приказ Минтранса России от 10 апреля 2013 года № 114 «Об утверждении Порядка назначения проверок судов и иных плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок».

В Порядок назначения проверок судов и плавучих объектов, на наш взгляд, необходимо ввести норму обязательного предъявления судна по заявлению судовладельца или его представителя после ввода судна в эксплуатацию работникам инспекции портового контроля, т.е. дать право лицу, осуществляющему государственный портовый контроль, выпускать судно в навигацию. Особенно это актуально в закрытых бассейнах с ограниченным периодом навигации. К открытию навигационного периода в таких бассейнах практически весь флот по оценкам рисков попадает под плановые осмотры. В навигационный период периодичность проверок судна устанавливается на основании оценок рисков. При этом целесообразно также предусмотреть административную ответственность судовладельца за нарушение данной нормы Порядка.

Дипломирование и аттестация

Службы дипломирования и государственной регистрации судов работают в штатном режиме. За семь месяцев в 2019 году выдано 39 дипломов, 38 квалификационных свидетельств. Прошли аттестацию 2 кандидата на должность ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов. За последние три года ни один из выпускников Печорского речного училища не обратился в службу дипломирования для получения рабочих дипломов помощника капитана, помощника механика. Основные причины – это призыв на срочную воинскую службу, поступление в высшие учебные заведения. Трудоустройство в иные отрасли наших выпускников вызвано низкой зарплатой и падением престижа профессии речника.

Государственная регистрация судов

С начала года службой регистрации проведено 49 регистраций: выдано 46 свидетельств о праве собственности и плавания под государственным флагом РФ, 14 судовых билетов, исключено из Государственного судового реестра 1 судно (перешло в ГИМС МЧС РФ 3 судна). В судовой реестр внесено 11 изменений, оформлено 16 переходов права собственности, зарегистрировано 4 договора аренды судов без экипажа, отказано в государственной регистрации по 3 заявлениям. Подготовлено и направлено по линии ИФНС 143 ответа, выдано 34 выписки из Государственного судового реестра РФ.

Морские вести России №12 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика