В состав Черноморского флота вошел новейший плавкран - Морские вести России

В состав Черноморского флота вошел новейший плавкран

03.12.2019

Морской транспорт

Отряд судов обеспечения Черноморского флота пополнился морским самоходным плавучим краном «СПК-54150». Спецкор «Морских вестей России» Владимир Пасякин побывал на торжественной церемонии подъема флага на новом «черноморце».

- У нас большая потребность в таких судах, - говорит начальник службы вспомогательного флота ЧФ, капитан 1 ранга Владимир Протасевич, - и мы с нетерпением ждали этот самоходный плавучий кран. Три с половиной года назад, после того, как Севастополь и Крым вернулись в состав Российской Федерации, мы получили первый кран такого проекта. И были этому весьма рады, поскольку это очень востребованная единица флота.

Плавкран «СПК-46150», упомянутый капитаном, был заложен в конце ноября 2014 года в Санкт-Петербурге на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз», спущен на воду в апреле 2016 года, и в августе-сентябре того же года под буксирами осуществил межфлотский переход вокруг Европы в Севастополь, куда он прибыл в конце сентября.

Вступив в состав Черноморского флота в октябре 2016 года, уже с середины ноября по конец января 2017 года кран работал в Сирийском порту Тартус, обеспечивая там обустройство и расширение возможностей российских военных моряков, которые пребывают в дальней морской зоне. Вернувшись в Севастополь, кран-трудяга выполнил уже многие десятки самых разнообразных работ, обеспечивая боевую и повседневную жизнь флота, его экипаж обрел хороший опыт эксплуатации всех систем и механизмов.

- Новейший плавкран значительно увеличивает возможности отряда по обслуживанию кораблей и судов флота, особенно если учесть возраст некоторых действующих плавкранов, - говорит Сергей Грицай. – Так, плавкрану ПК-3100 в декабре исполняется 60 лет. Понятно, что его технические возможности ограничены.

«СПК-54150» же способен выполнять задачи подъема судов, катеров и яхт весом до 150 тонн, установки плавпричалов, демонтажа, транспортировки, доставки в ремонт и обратно крупногабаритного и тяжеловесного оружия и оборудования. Так же предусмотрена перевозка грузов на верхней палубе массой до 200 тонн в порту…

Уже из этого перечня становится понятным сколь обширные и разнообразные задачи приходится решать такому плавкрану.

Из общения с моряками управления вспомогательного флота я узнал, что нынешний плавкран одиннадцатый по счету. Четыре из них у Северного флота. Имеются новые единицы у балтийцев, тихоокеанцев. Второй появился на Черноморском флоте.

Судостроители учли замечания и пожелания моряков, получивших опыт эксплуатации «сирийского» «СПК-46150». Главное отличие нового крана в том, что ходовая рубка у самого нового крана чуть приплюснута с бортов. Это повышает её защищенность во время швартовки к кораблям и судам, береговым объектам. Этому же способствуют и появившиеся «крылья» у мостика, которые и защищают рубку, и создают удобства в работе судоводителям, улучшая обзор. Словом, новации есть, и они облегчают работу экипажа.

Ну а я попросил капитана «СПК-54150» Александра Коновалова – выпускника Ломоносовского мореходного училища ВМФ 1989 года рассказать о размерениях сверкающего свежей краской морского самоходного плавучего крана проекта 02690.

- Водоизмещением он 2000 тонн, - говорит Александр Николаевич, - Его длина - 52,2 м, ширина - 22,8 м, осадка - 2,4м. Скорость полного хода: 6 узлов. Дальность плавания - 3500 миль. Грузоподъемность до 150 тонн. Экипаж - 25 чел. Этот новый современный проект плавкрана для ВМФ был разработан ЗАО "Спецсудопроект" г. Санкт-Петербург. Он оснащается электрогидравлическим полноповоротным краном с качающейся решетчатой стрелой на гибком подвесе фирмы Liebherr. Грузоподъемность основного подъема - на вылете 9,4-26 м составляет 150 тонн. На плавкране комфортабельные одноместные и двухместные каюты, каждая из которых оборудована душем и санузлом. Имеется кают-компания, камбуз и провизионная. Главная энергетическая установка плавкрана дизель-электрическая, движение обеспечивают две винто-рулевые колонки с четырёхлопастными винтами фиксированного шага в насадках, что обеспечивает прекрасную управляемость крана.

Мы поднялись на просторный мостик. Он начинен электроникой. По размеру ничуть не уступает ходовому мостику ракетного крейсера «Москва», хотя крейсер в несколько раз больше плавкрана.

– Сейчас перед экипажем стоит задача как можно скорее сдать курсовые задачи, пройти ИБМ-инспекцию безопасности мореплавания и войти в состав судов постоянной готовности, чтобы решать в море поставленные задачи, - говорит капитан Александр Коновалов, - Работы у нас – непочатый край. Мы будем обеспечивать боевую и повседневную жизнь кораблей, судов и береговых объектов флота.

- Приятно, что наш отряд судов обеспечения флота пополняется новыми плавкранами, - подытожил начальник отряда судов обеспечения ЧФ капитан 1 ранга запаса Сергей Грицай, - сегодня из шести плавкранов отряда два новых современных, с большими возможностями. А еще в декабре мы ожидаем подъем флага на морском буксире «Сергей Балк», который завершает государственные испытания в Чёрное море и скоро вольется в нашу большую и дружную семью вспомогательного флота. Головной буксир проекта 23470 построен на Ярославском судостроительном заводе и спущен на воду 27 декабря 2016 года, а летом 2018 года прибыл в Севастополь для достройки на СРЗ «Персей». Его экипаж возглавляет капитан 3 ранга запаса Владимир Чёрный – опытный моряк, выпускник Черноморского ВВМУ имени П.С. Нахимова. Служил на ТОФе, затем на ЧФ. В нашем отряде после увольнения в запас прошел несколько должностей. До нынешней был капитаном морского буксира МБ-174. Выходил на нем в Средиземное море на боевую службу. Ему доверено возглавить экипаж новейшего современного буксираводоизмещением 3 400 тонн.

Не за горами и тот день, когдаотряд судов обеспечения флота пополнится еще одной важной единицей - морским судном тылового обеспечения «Всеволод Бобров».

- Его построило ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург), - говорит групповой капитан Игорь Бабич, - 14 ноября 2016 года был осуществлен спуск на воду строящегося для Черноморского флота морского судна тылового обеспечения «Всеволод Бобров» (заводской номер 881) - второй единицы проекта 23120. На судне уже находится командный состав во главе с капитаном Олегом Германом. К моменту начала заводских и государственных испытаний будет полностью сформирован экипаж численностью 27 человек. Полное водоизмещение судна при осадке 8,5 метра составляет около 9000 тонн.

Похожее судно было в свое время на ЧФ. Это корабль комплексного снабжения ККС «Березина». Его длина составлялаболее 200 метров – целое футбольное поле, оно являлось по водоизмещению (24 565 тонн) самым крупным кораблем ЧФ. Было создано для обеспечения 5-й оперативной эскадры, которая постоянно находилась в Средиземном море. Корабль имел ракетное и артиллерийское вооружение, вертолет корабельного базирования – КА-25, сам мог защищаться и снабжать всем необходимым корабли боевой службы, начиная от топлива и оружия и заканчивая продовольствием, шкиперским и техническим имуществом. ККС «Березина» совершил 9 боевых служб в Атлантическом, Индийском океанах и Средиземном море.

После возвращения Севастополя и Крыма в состав России Черноморский флот, в том числе и вспомогательный, активно обновляется. Это не может не радовать. Появление новых вспомогательных судов говорит о комплексном развитии Черноморского флота, который успешно действует в дальней морской зоне, включая и океанскую.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ