Андей Лаврищев: системная работа по формированию собственного флота ведется «Росморпортом» с момента его создания - Морские вести России

Андей Лаврищев: системная работа по формированию собственного флота ведется «Росморпортом» с момента его создания

07.08.2019

Морской транспорт

Как выполняется программа пополнения флота предприятия, в том числе строительства ледоколов, и какова она в целом? Каким образом и за счет чего финансируется судостроение? Об этом в интервью журнгалу «Морские порты» рассказал глава ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев.

– На сегодняшний день ФГУП «Росморпорт» эксплуатирует 261 судно. Безопасность мореплавания в морских портах обеспечивают 29 буксиров, 48 лоцманских судов, 50 судов навигационного обеспечения, 24 судна экологического назначения, 33 единицы дноуглубительного флота. 36 специализированных судов используются для организации бесперебойной работы портовых служб.

Ледокольный флот «Росморпорта» – самый крупный в мире и насчитывает 36 дизель-электрических ледоколов. Кроме всего, 5 учебно-производственных судов, включая 3 парусника, ежегодно принимают на плавательную практику курсантов отраслевых вузов.

Системная работа по формированию собственного флота ведется «Росморпортом» с момента его создания. С 2003 года началась постепенная передача на баланс предприятия судов, принадлежавших государству. Поначалу это было 150 судов совершенно разного типа – от маломерных гидрографических катеров до ледоколов, построенных в основном в 1960-1970-х годах, которые нуждались в восстановлении и ремонте.

В первые годы пополнение флота происходило в основном путем приобретения на вторичном рынке, в том числе и за рубежом. Впоследствии, восполняя потребность в обновлении флота под нужды предприятия, получила развитие программа строительства судов.

В настоящее время на развитие флота «Росморпортом» ежегодно направляется до 5 млрд рублей как собственных средств, так и средств федерального бюджета. В прошлом году предприятие «распечатало» целевую кредитную линию, которую целиком использовало на нужды финансирования строительства судов.

Безусловно, основным направлением программы пополнения (обновления) флота «Росморпорта» является строительство ледоколов. Подготовка к строительству первого ледокола проекта 21900 мощностью 16 МВт началась в 2005 году и уже в декабре 2008 года построенный на Балтийском заводе дизельный ледокол «Москва» был введен в строй. Годом позже состоялся пуск в эксплуатацию второго ледокола «Санкт-Петербург» той же серии. Впоследствии проект был доработан и в период с 2015 по 2016 год были построены и введены в эксплуатацию три ледокола проекта 21900М – «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск».

В настоящее время завершается строительство уникального дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» ледового класса Icebreaker-8 мощностью на винтах 25 МВт.

В рамках Комплексного плана ФГУП «Росморпорт» планирует построить 9 ледоколов общей стоимостью 53,6 млрд рублей. За счет средств федерального бюджета (34,2 млрд рублей) планируется построить 5 судов: два линейных ледокола ледового класса Icebreaker-7 с увеличенной мощностью на винтах до 18 МВт, два вспомогательных ледокола ледового класса Icebreaker-7 мощностью 12-14 МВт и один портовый ледокол мощностью 6-8 МВт.

За счет собственных средств в объеме 19,4 млрд рублей в 2019-2024 годах предприятием планируется построить 4 мелкосидящих ледокола мощностью 6,0 МВт. Контракт на строительство первого ледокола был заключен с судостроительным комплексом «Звезда» в 2018 году. Сейчас идет разработка и согласование в надзорных органах проектной документации на головное судно. В дальнейшем планируется строительство еще трех судов.

По заказу «Росморпорта» в прошлом году начато строительство двух автомобильно-железнодорожных паромов нового поколения, предназначенных для линии Усть-Луга – Балтийск. Проекты предусматривают инновационные решения, которые позволят судам использовать в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ) и традиционное дизельное топливо. Финансирование данных проектов осуществляется из федерального бюджета и из средств предприятия на паритетной основе.

Немаловажным направлением в пополнении флота предприятия является строительство других специализированных судов – дноуглубительного флота в составе земснарядов, самоходных и несамоходных шаланд; паромов, лоцмейстерских и других судов.

Особое внимание «Росморпорт» уделяет внедрению инновационных решений в судостроении. Так, помимо упомянутых ранее «двухтопливных решений», при строительстве грунтоотвозных шаланд были использованы дизельные агрегаты контейнерного типа, что позволит снизить затраты на эксплуатацию, ремонт и замену механизмов. В рамках программы НИР проводится разработка проекта катера ST23WIМ-Н, оснащенного гибридной энергетической установкой и интеллектуальным управлением. Также прорабатывается возможность создания беспилотных судов для использования при проведении дноуглубительных работ.
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ