Курс на цифровизацию: новые возможности и IT-решения для рыбной отрасли обсудили на МРФ-2019

11.07.2019   Российская экономика
Курс на цифровизацию: новые возможности и IT-решения для рыбной отрасли обсудили на МРФ-2019 Внедрение цифровых технологий в рыбной отрасли обсудили на круглом столе «Цифровизация как инструмент трансформации рыбохозяйственной отрасли», который прошел в рамках III Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий в Санкт-Петербурге. Организатором мероприятия выступает Федеральное агентство по рыболовству, оператором Форума – Фонд Росконгресс.

Новые возможности для рыбаков, которые не только избавят их от необходимости хранить и вести бумажные документы на борту судна, но и помогут в эффективном и бережном осуществлении промысла, передаче улова на переработку, а также в обеспечении безопасности – это электронный промысловый журнал (ЭПЖ), спутниковый мониторинг, система международной электронной отчетности, использование Big Data и другие самые современные IT-решения и электронные сервисы.

Как подчеркнул начальник ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС) Артем Вилкин, задача – «предоставить рыбацкому сообществу бизнес-решения, которые помогут всем заниматься торговлей, обмениваться информацией».

ЦСМС представил видеофильм об истории развития Отраслевой системы мониторинга (ОСМ), которой в этом году исполнилось 20 лет – от истоков до наших дней. Артем Вилкин рассказал о планах по развитию ОСМ на ближайшие годы.

В активе ЦСМС есть ряд новых или усовершенствованных сервисов. В ближайшие год-два планируется сосредоточиться на их вводе в промышленную эксплуатацию. Безусловно, речь идет об ЭПЖ, который уже функционирует. Так, в обновленных правилах рыболовства для Дальнего Востока появилась норма, позволяющая рыбакам подавать данные о вылове в форме электронного документа с цифровой подписью. В дальнейшем планируется закрепить и регламентировать повсеместное использование ЭПЖ с помощью федерального закона.

«Вторым значимым проектом является портал Отраслевой системы мониторинга, который включает в себя целый ряд подсистем и сервисов. Опытно-промышленная эксплуатация портала ОСМ продлена до конца ноября, нам нужно обязательно доработать все замечания и предложения, которые мы собираем от участников рыбного промысла, а также закрепить использование портала ОСМ нормативными документами. ЦСМС ведет еще ряд проектов, которые в совокупности позволят избавить рыбаков от бумажных документов на борту судна», – сообщил Артем Вилкин.

Генеральный директор АО «Спутниковая система «Гонец» Дмитрий Баканов поделился опытом использования отечественной спутниковой системы «Гонец» в области рыболовства. В ее составе 12 космических аппаратов «Гонец-М» и три наземные станции на территории России. Система передает данные с судов в ФГБУ «ЦСМС». Как рассказал Дмитрий Баканов, использование судовых станций на промысловых судах и парусниках Росрыболовства началось в 2015 году.

«Система „Гонец“ помогает мониторить и контролировать добычу водных биоресурсов, обеспечивать передачу данных в соответствии с национальным законодательством», – отметил он.

Директор по развитию ООО «ГК Технологии трейдинга» Максим Бузмаков рассказал об электронной торговой площадке для реализации водных биоресурсов и продукции из них. По его словам, сервис FishFrom.Net объединяет уже более 2000 судов и 50 продавцов, сайт связан с китайскими электронными площадками-контрагентами. Эксперт продемонстрировал механику торгов на сайте, Личный кабинет рыбака – данные синхронизированы с электронным промысловым журналом. По словам Максима Бузмакова, следующей страной после Китая станет Индия, что разворачивает экспортные возможности для российских рыбаков.

В работе круглого стола приняли участие и зарубежные коллеги. Представитель Королевства Норвегия Торд Мунсен поделился историей введения электронного промыслового журнала в Норвегии, созданного в 2005 году.

«Когда рыба попадает в Норвегию, это регистрируется в электронных журналах. Отчитываясь об улове, мы пишем о месте улова, о его объеме, каждое судно отчитывается об улове на входе и на выходе. Важно работать в рамках единой гармонизированной системы с другими странами», – подчеркнул он. Мунсен уверен, что электронный документооборот в рыбохозяйственной отрасли будет развиваться, но стоит активнее использовать искусственный интеллект, машинное зрение, чтобы полностью оцифровать рыбную индустрию.

Опытом Исландии по цифровизации рыболовства поделилась руководитель отдела надзора Исландской береговой охраны Аслауг Эйр Хёльмгейрсдоттир. Специальная электронная система собирает все данные о вылове, сводит отчеты о продажах и переработке.

«Основа нашей работы – управление в реальном времени с учетом улова: все порты соединены с системой. Информация немедленно выводится в Интернет и каждые шесть часов обновляется, к ней есть открытый доступ», – рассказала она.

По мнению управляющего директора компании BAADER (Германия) Роберта Фоке, возможность проследить всю цепочку производства способствует повышению доверия к продукции. Компания поставляет установки для производства лосося. «Будущее – это электронная передача данных и цифровизация», – уверен он.

Корейская система мониторинга промысла – еще один пример современных технологий в рыбной отрасли. О ней рассказал помощник директора Центра мониторинга рыбного хозяйства Министерства океанов и рыболовства Республики Корея Джонгил Юнг. В стране используют передовые технологии и спутниковую связь для борьбы с ННН-промыслом. Мониторинг ведется круглосуточно по 220 судам, каждое судно выдает минимум десять отчетов, большая часть процессов автоматизирована. Система следит за деятельностью судна, его маршрутом и положением, а инспектор-контролер может видеть обновление данных каждые пять минут.

Участники круглого стола сделали вывод о неизбежности перехода на «цифру» для дальнейшего эффективного функционирования отрасли в условиях ускоряющегося процесса глобализации.

III Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий проходят 10–12 июля 2019 года в Санкт-Петербурге в КВЦ «Экспофорум».

Теги: 
Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

540 человек «посвятили» в студенты семи факультетов Морского университета

540 человек «посвятили» в студенты семи факультетов Морского университета Наказ первокурсникам дал лично Петр I

Госквоты на глубоководных крабов оказались невыгодны для рыбаков

Госквоты на глубоководных крабов оказались невыгодны для рыбаков Добыть членистоногих не так-то просто

Российская экономика

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов»

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов» Из российской верфи выйдут уникальные "крупнотоннажники"

Из-за соглашения СССР с США рыбаки Камчатки потеряли уже 150 млрд рублей

Из-за соглашения СССР с США рыбаки Камчатки потеряли уже 150 млрд рублей Доступ в акваторию размером с Австрию закрыт почти 30 лет

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

Уникальный для России портовый кран заработает в Петербурге

 Уникальный для России портовый кран заработает в Петербурге Грузоподъемность – до 500 тонн

Более 18 млн рублей потратит «Росморпорт» на реконструкцию в порту Холмск

Более 18 млн рублей потратит «Росморпорт» на реконструкцию в порту Холмск Для входа в порт 130-метровых паромов




Морской транспорт

Французы представили судно с «океаническими крыльями»

Французы представили судно с «океаническими крыльями» Его используют для перевозки космической ракеты

«Кометы» будут работать на месяц дольше

«Кометы» будут работать на месяц дольше

Чтобы майские удались

Речной транспорт

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ленские речники завершают арктическую навигацию

Ленские речники завершают арктическую навигацию Последние отгрузки этого года

Ж/Д транспорт

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области Пшеницу и рожь будут не только вывозить, но и перерабатывать

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием которое соответствует сложившейся практике по защите конкуренции в транспортной отрасли.

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...

Бизнес на реке: проблемы и решения

Бизнес на реке: проблемы и решения Выездное отчетно-выборное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ&...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...