Коммерческие перевозки в порту Владивосток
17.05.2019
Морские порты
Об основных тенденциях развития во Владивостоке рынка пассажирских коммерческих перевозок маломерными судами журналу «Морские порты» рассказал капитан морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Александр Ванюков.
«МП»: Александр Викторович, как развивается во Владивостоке рынок коммерческих пассажирских перевозок маломерными судами? Каковы в этом сегменте перспективы, тенденции, проблемы?
– Перевозки пассажиров морским транспортом регулируются документами международного и национального законодательства. Если раньше существовала проблема незаконных перевозок, то сегодня нет никаких препятствий для развития данного бизнеса. Напомню, маломерными считаются суда, длина которых не превышает 20 метров, а общее количество пассажиров не должно быть более 12.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Положение о внутренних пассажирских перевозках морским транспортом. Теперь перевозку пассажиров могут осуществлять маломерные суда, находящиеся в частной собственности. Для этого необходимо получить соответствующую лицензию. В Приморье это можно сделать в Дальневосточном управлении государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Чтобы получить разрешение на пассажирские перевозки, владельцам ряд требований: судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре капитана порта, собственник должен иметь судовой билет, а экипаж – документы на управление судном в коммерческих целях.
Данную работу регламентируют приказы Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» и от 19.05.2017 г. №191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов».
Такие инициативы значительно снизили объем незаконных пассажирских перевозок с использованием маломерного флота, позволив множеству предпринимателей узаконить свою деятельность. В свою очередь, Служба капитана морского порта Владивосток для соблюдения порядка эксплуатации маломерного флота и обеспечения безопасности мореплавания регулярно проводит патрулирование акватории порта совместно с ДВУ Госморнадзор и Владивостокским линейным управлением на транспорте МВД России.
Вместе с тем, по информации Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), в 2018 году в Приморском крае зарегистрировано порядка 38 тыс. маломерных судов, в Службе капитана порта – 235. И с каждым годом эти цифры будут только расти. В этой связи одна из первоочередных
проблем, требующих неотложного решения, – развитие причальной инфраструктуры для маломерного судоходства.
Уже сегодня во Владивостоке ощущается нехватка причальных сооружений. Но простого решения данного вопроса нет. И причин тому множество. Вот только некоторые из них: регламентированная деятельность главной военно-морской базы Тихоокеанского флота (ТОФ); отсутствие свободных территорий и акваторий в границах морского порта, удовлетворяющих требованиям безопасной стоянки маломерных судов; сезонность разрешенного судоходства для маломерного флота и другие.
Проблема требует рассмотрения на межведомственном уровне при участии федеральных и региональных властей, и Служба капитана порта в рамках своих полномочий готова приложить усилия для ее разрешения.
«МП»: Александр Викторович, как развивается во Владивостоке рынок коммерческих пассажирских перевозок маломерными судами? Каковы в этом сегменте перспективы, тенденции, проблемы?
– Перевозки пассажиров морским транспортом регулируются документами международного и национального законодательства. Если раньше существовала проблема незаконных перевозок, то сегодня нет никаких препятствий для развития данного бизнеса. Напомню, маломерными считаются суда, длина которых не превышает 20 метров, а общее количество пассажиров не должно быть более 12.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Положение о внутренних пассажирских перевозках морским транспортом. Теперь перевозку пассажиров могут осуществлять маломерные суда, находящиеся в частной собственности. Для этого необходимо получить соответствующую лицензию. В Приморье это можно сделать в Дальневосточном управлении государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Чтобы получить разрешение на пассажирские перевозки, владельцам ряд требований: судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре капитана порта, собственник должен иметь судовой билет, а экипаж – документы на управление судном в коммерческих целях.
Данную работу регламентируют приказы Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» и от 19.05.2017 г. №191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов».
Такие инициативы значительно снизили объем незаконных пассажирских перевозок с использованием маломерного флота, позволив множеству предпринимателей узаконить свою деятельность. В свою очередь, Служба капитана морского порта Владивосток для соблюдения порядка эксплуатации маломерного флота и обеспечения безопасности мореплавания регулярно проводит патрулирование акватории порта совместно с ДВУ Госморнадзор и Владивостокским линейным управлением на транспорте МВД России.
Вместе с тем, по информации Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), в 2018 году в Приморском крае зарегистрировано порядка 38 тыс. маломерных судов, в Службе капитана порта – 235. И с каждым годом эти цифры будут только расти. В этой связи одна из первоочередных
проблем, требующих неотложного решения, – развитие причальной инфраструктуры для маломерного судоходства.
Уже сегодня во Владивостоке ощущается нехватка причальных сооружений. Но простого решения данного вопроса нет. И причин тому множество. Вот только некоторые из них: регламентированная деятельность главной военно-морской базы Тихоокеанского флота (ТОФ); отсутствие свободных территорий и акваторий в границах морского порта, удовлетворяющих требованиям безопасной стоянки маломерных судов; сезонность разрешенного судоходства для маломерного флота и другие.
Проблема требует рассмотрения на межведомственном уровне при участии федеральных и региональных властей, и Служба капитана порта в рамках своих полномочий готова приложить усилия для ее разрешения.