Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding - Морские вести России

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

24.04.2019

Морские порты

В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить экспорт лома черных металлов из России c 1 мая сроком на 6 месяцев, мотивируя необходимость данной меры тем, что она поможет металлургам загрузить сталеплавильные мощности и увеличить экспорт готовой металлопродукции.

В то же время от введения данной меры могут пострадать стивидорные компании, перерабатывающие данный вид груза, – речь идет примерно о 40 компаниях, которые в прошлом году перевалили на экспорт порядка 4 млн тонн металлолома.

Чтобы выяснить отношение участников рынка к актуальной проблеме, журнал «Морские порты» обратился к ним со следующими вопросами: «Чем, на ваш взгляд, обусловлены готовящиеся запретительные меры на экспорт лома черных металлов?» и «Как запрет на экспорт лома черных металлов на 6 месяцев может повлиять на деятельность вашей компании?»

3331.jpgВиктор КИРИЛЕНКО, коммерческий директор Управляющей компании UCL Holding:
– В настоящий момент доля экспорта лома не превышает 20% от общего объема металлолома в стране, поэтому, по нашему мнению, не может рассматриваться как критичная для металлоперерабатывающей отрасли в целом. Более того, и без протекционистских мер с 2015 года объем экспорта лома черных металлов плавно снижается (2015 год – 5,37 млн тонн, 2018 год – 5,10 млн тонн), что связано с увеличением его потребления внутри страны. То есть при росте внутреннего спроса объем с экспортного направления переориентируется в адрес отечественных потребителей, и даже металлолом, завезенный для накопления судовых партий, порой, отгружается обратно на внутренний рынок.

Все это свидетельствует о том, что первоочередным направлением продаж для российских ломозаготовителей является российский внутренний рынок, и только та часть объема, которая не востребована отечественными потребителями, отправляется на экспорт. Между тем российские операторы уже не первое десятилетие оказывают портовые услуги по экспортной перевалке лома черных металлов. За это время российский экспорт сформировался как значимая величина на мировом рынке, добился больших успехов в конкурентной борьбе с ведущими игроками – США и Китаем, а отечественные экспортеры завоевали свою нишу, заслужили признание со стороны потребителей как стабильные и надежные поставщики.

В связи с этим считаем временный запрет вывоза металлолома на экспорт вредной, губительной для устоявшегося рынка инициативой, направленной скорее на формирование нерыночных отношений, нежели на заботу о сохранении здоровой конкурентной среды, развитие портовой отрасли РФ. Запрет экспорта негативным образом отразится на всех игроках рынка, задействованных в процессе. Российские поставщики уступят мировой рынок компаниям из США, Китая и других стран. Это неизбежно приведет к потере налогооблагаемой выручки, сокращению рабочих мест, общему сокращению объемов заготовки металлолома и ухудшению экологической ситуации в регионах.

Несколько лет назад АО «Морской порт Санкт-Петербург» был запущен комплекс по перевалке экспортного лома черных металлов, включающий в себя обустроенные площадки для накопления судовых партий, новое высокопроизводительное перегрузочное оборудование, позволившее увеличить нормы грузовых работ почти в три раза, площадку диспетчеризации для обеспечения приема входящего трафика на период ожидания выгрузки в порту. Все это в комплексе позволило повысить конкурентоспособность российского продукта на внешних рынках, предоставить отечественным компаниям сопоставимый с лучшими мировыми портами уровень сервиса.

В результате данной инициативы только АО «Морской порт Санкт-Петербург» потеряет до 700 тыс. тонн груза в год. Специализированный комплекс останется невостребованным, что приведет к сокращениям, снижению налоговых и социальных отчислений, сокращению инвестиционной программы. Спотовая торговля после возобновления экспорта вряд ли обеспечит загруженность современного терминала, что может привести к его полному закрытию.

Журнал «Морские порты», 2019 год, №2
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ