Якутский мороз – «соавтор» уникальной технологии обеспечения судоремонта и подготовки флота в Ленском бассейне - Морские вести России

Якутский мороз – «соавтор» уникальной технологии обеспечения судоремонта и подготовки флота в Ленском бассейне

16.01.2019

Речной транспорт

Республика Саха (Якутия), одно из самых суровых мест планеты, где постоянно живут и работают люди, ставит свои экстремальные климатические условия на службу речному флоту. Так, именно в в Ленском бассейне внутренних водных путей особенностью проведения судоремонта являются обязательные выморозочные работы судов в зимний период.

Процесс вымораживания или выморозки включает в себя освобождение ото льда винто-рулевого комплекса, сенсора эхолота, кингстонов для проведения их осмотра и ремонта, а также той части корпуса судна, которая заранее определена специалистами для котельно-сварочных работ, зачастую это днищевая обшивка, для освобождения которой ото льда приходится «бить тоннель» - вымораживать водяной слой под корпусом.  

Наиболее сложным видом работ является выморозка винто-рулевого комплекса, в результате которой становится возможным провести дефектацию и ремонт деталей винто-рулевого комплекса (замена дейдвудных втулок, выемка и установка гребных валов, ремонт винтов, насадок, перьев рулей и т.д.).

За десятилетия практики отработана оригинальная технологическая цепочка выморозки:

1.      Определение места выморозки с составлением схемы и определением объёма работ;

2.      Подготовка места выморозки путем расчистки снега для лучшего промерзания льда с использованием техники и ручного труда;

3.      Контрольный замер толщины промерзшего льда бурением;

4.      Запиливание льда бензопилами на необходимую толщину либо его колка вручную, в случае если имеются вкрапления песка, ила и прочих примесей;

5.      Очистка майны (зоны выморозки) от битого льда с использованием ручного инструмента – обычной лопаты и метлы;

6.      Выморозка винто-рулевого комплекса (освобождение ото льда винтов, насадок, перьев рулей) производится с помощью однорогого кайла и изготовленных кустарным способом пики и пешни (металлический наконечник (треугольный либо ложкообразный) с длиной деревянной ручкой).

Все эти мероприятия повторяются по мере промерзания льда (не реже 2 раз в неделю). Ведь на начало выморозки (декабрь) лед в затонах промерзает до 30 см и при каждой колке льда допускается его снятие слоем в 10-15 см вручную, что дает возможность ледяной поверхности укрепиться и промерзнуть под действием мороза на большую глубину. Для лучшего промерзания льда также периодически применяются нагнетательные вентиляторы.

Строительством тоннелей под днищем теплоходов в сорока-пятидесятиградусные морозы занимаются исключительно мужественные, сильные духом и физически люди. Не всякий сможет в крутые морозы проводить тяжелые работы на открытом воздухе в стесненных условиях (лежа на боку, либо в полусогнутом состоянии) в течение нескольких часов подряд.  Однако, экономически обоснованной альтернативы этому «дедовскому» способу подготовительных работ к судоремонту пока нет.

Технология эта сложная и далеко не безопасная. Каждый раз при выморозке существует угроза затопления майны в результате появления трещины либо попадания в воздушный пузырь, что может привести к тому, что выморозку придется начинать заново. Для предотвращения затопления у каждого выморозчика при себе есть набор колышков, вата из старых телогреек, в ход могут пойти и варежки, а то и шапка работника, чтобы быстро заткнуть образовавшуюся пробоину и спасти свой многонедельный труд.

Период выморозки длится от трех до пяти месяцев, а ее глубина достигает с учетом осадки судна до 3,5 метров.

Выморозка судов – это еще и обязательная процедура для обеспечения безопасного выхода теплохода из ледовой чаши до наступления ледохода и подвижки льда во избежание повреждения винто-рулевого комплекса и корпуса судна. Ожидание естественного таяния льда для обретения возможности движения судна при благоприятных условиях (без необходимости проведения ремонта подводной части судна, в том числе без получения повреждения в период ледохода) привело бы к задержке ввода судна в эксплуатацию минимум на 1 месяц. В то время как путейские суда обязаны выставить судоходную обстановку согласно плана не позднее 3 дней после очищения реки ото льда.

При этом, не все суда учреждения отстаиваются в затонах, происходит это и на реках, таких как Индигирка в районе п. Белая Гора, Яна на территории п. Нижнеянск и Вилюй (п. Нюрба). Отказ от выморозки на этих участках привел бы к угрозе фактической потери судов либо невозможности их эксплуатации в текущей навигации из-за возможных повреждений в ледоход.

Кроме того, выморозка судов позволяет предъявлять корпуса судов экспертам Российского Речного Регистра без обязательной постановки на слип или в док.

Ежегодный объём выморозки на 150 судах ФБУ «Администрация Ленского бассейна» составляет порядка 10 000 м3. В выморозке ежегодно участвуют около 75 человек.

Затраты на проведение выморозочных работ силами работников учреждения составляют 15,8 млн руб., что значительно ниже условных затрат, которые потребовались бы при постановке судов в доки, слипы в межнавигационный (зимний) период. И тогда необходимые расходы превысили бы 220 млн рублей из расчета 1,5 млн руб. на одно судно. Экономия – налицо. Но и эти гипотетические затраты являются условными, так как потребного для данного объема работ количества слипов и доков не имеется не только в Ленском бассейне, но и во всей Восточной Сибири.

Источник: Росморречфлот
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ