Топливное резюме отраслевой конференции Росморречфлота на Неделе транспорта - Морские вести России

Топливное резюме отраслевой конференции Росморречфлота на Неделе транспорта

26.11.2018

Транспортная политика

Значение топлива в работе любого вида транспорта трудно переоценить. Во многом именно этот фактор определяет конкурентоспособность транспорта, рентабельность его использования, а, следовательно, в конечном итоге, его будущее. ИАА Morvesti.Ru публикует мнения участников конференции Росморречфлота в рамках Недели транспорта, так или иначе затронувших тему топлива в мировом и отечественном судоходстве.

Арктика и СПГ

Первым участником конференции, подробно остановившимся на теме топлива, стал глава «Совкомфлота» Сергей Франк. 22 октября танкер «Совкомфлота» «Ломоносовский проспект» с поддержкой ледокола «Ямал» осуществил первое плавание, используя новую технологию в Арктике. Он шел на газе. «Наш танкер – первый крупный танкер в мире, который использует эту технологию», - подчеркнул Сергей Франк.

«Арктика, безопасность и экология идут вместе. Мы верим в то, что газ – это топливо будущего. На нашем «Гагарине» мы сейчас сделали несколько круговых рейсов из приморского Роттердама и видим, конечно, колоссальный экологический эффект и хорошую экономику этих рейсов. Не стал бы Shell фрахтовать это судно у нас, если бы оно было неэффективным», - рассказал глава «Совкомфлота».

По словам Франка, внедрение газа хорошо, потому что через пять-шесть лет нас ожидают ограничения по парниковым газам. «И субстандартные решения, о которых сейчас отрасль много говорит, все равно жизнью будут опрокинуты. В этом смысле директива – газовая. У нас есть прямые поручения правительства. Мы признательны министерству, признательны Росморпорту в этом плане за поддержку «зеленого» судоходства. Думаю, что финансовые наши институты должны с регулятором обсуждать и «зеленое» финансирование. Потому что это вопрос не праздный, им нужно серьезно заниматься», - заявил спикер.

«Очень важно, что по этому пути идут сейчас наши судостроители. На «Звезде» сейчас развернуто производство «зеленых» «Афрамаксов». Мы совсем недавно здесь свою серию продлили. Надеемся получить в эксплуатацию первое судно со «Звезды» в 2021 году. Конечно, опыт эксплуатации «Гагарина» мы учтем на этом судне, сделав его самым эффективным танкером для перевозки российских нефтей», - добавил Сергей Франк.

Мощное электродвижение и скоростной режим на Севморпути

Затронул тему топлива и директор дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Вячеслав Рукша – правда, что называется, по касательной. Речь шла больше об атомном флоте. «Мы впервые восстановили свои знания в мощном электродвижении. Вместо французской фирмы «Конвертин» электродвижение поставляет Крыловский центр вместе с Русэлпромом», - отметил Рукша и перешел к теме поддержания скоростных режимов.

«Вы дорогой и объемный груз не можете везти со скоростью 1-2 узла. В Арктике, как минимум, в Карском море, средние скоростные режимы должны поддерживаться, на мой взгляд, на уроне 10-12 узлов. И тогда мы придем к более серьезному и более жесткому требованию о достаточности ледокольного обеспечения. Чем мы сегодня и занимаемся. Мы рассматриваем, конечно, ледоколы на газомоторном топливе, но хочу обратить внимание, что в Арктике с мощностью меньше 40 мегаватт сегодня уже делать нечего. Должен быть мощный ледокол, способный обеспечить скоростной режим», - подчеркнул Вячеслав Рукша

Будущее – за СПГ-бункеровкой

Наконец, больше и подробнее всех о топливе в мировом судоходстве говорил замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.

«Если сейчас посмотреть на рынок бункеровки в России – это 13 млн тонн. Из них 10 млн тонн – это мазут. И большая часть производителей уже имеет возможность производить низкосернистое судовое топливо. Часть будут блендировать. То есть, создать установки по блендированию гораздо проще, чем полностью переориентировать производство, - отметил Павел Сокрокин. - Но в целом мы думаем, что использование мазута упадет примерно в два раза. А стоимость блендированного топлива с низким содержанием серы резко вырастет. Как это будет реально администрироваться - время покажет. Но я думаю, что проблем именно с этим не возникнет».

Чтобы создать дополнительный стимул, чтобы заводы стремились к тому, чтобы соответствовать этой регуляторике, в рамках налогового маневра, который с 1 января заработает, предусматриваются доплаты, рассказал замглавы Минэнерго. Небольшая премия на каждую тонну произведенного судового топлива с низким содержанием серы. И в Балтийском бассейне, и на Дальнем Востоке. Причем, на Дальнем Востоке эта доплата будет больше. Потому что там требуются дополнительные вложения.

«Что касается СПГ-бункеровки, я думаю, что за этим будущее. Потому что, во-первых, это экологично, во-вторых, газ доступен в очень большом объеме в мире. И по мере развития инфраструктуры, это, естественно, будет все более популярным видом бункеровки, - отмечает при этом Сорокин. - Здесь мы думаем, что возможны дополнительные усилия в России. Будем изучать сейчас, какие дополнительные меры нужны, чтобы ответ бизнеса развивался. Потому что в текущем формате где-то 1,5-2 млн тонн бункеровки СПГ будет в России через 15-17 лет. Естественно, потенциал гораздо больше».

Завершая выступление, Сорокин подчеркнул, что дефицита топлива не будет. То есть, наши производители с этим справятся. И те меры, которые правительство сейчас принимает, уже эффективны. «Думаю, мы можем двигаться быстрее. И потенциал здесь существует, и риски минимальны», - заключил Павел Сорокин.

Максим Недоступ
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ