Гендиректор ММТП: наша матрица из 12 мероприятий дает синергетический экологический эффект - Морские вести России

Гендиректор ММТП: наша матрица из 12 мероприятий дает синергетический экологический эффект

21.11.2018

Морские порты

В рамках проходящего в Москве Федерального арктического форума прошла отраслевая сессия, посвященная экологической безопасности портовой инфраструктуры Северного морского пути. Одним из главных спикеров был гендиректор Мурманского морского торгового порта Александр Масько. Он поделился опытом решения экологических проблем, вставших перед крупнейшей стивидорной компанией арктического бассейна.

ММТП – старейшее предприятие города Мурманска, порт с объемом перевалки более 16 млн тонн. Около 90% от данного объема составляют навалочные грузы. Непосредственно угольная продукция. Порт находится в городской черте. Это определяет дополнительную ответственность за те мероприятия, которые порт сегодня реализует в области своей инвестиционной и экологической политики, говорит Александр Масько.

Инвестиции в экологию начались давно

«Хочу обратить внимание, что рост инвестиций в экологию не начался в 2017 году, который был объявлен годом экологии, или в конце 2016 года, когда общественность обратила особое внимание на пыль в ходе перевалки угля в портах. Мы начали эту программу еще в 2012 году и планомерно наращивали ее темп», - отмечает глава ММТП.

По его словам, на сегодняшний день объем вложений в программу составляет более одного млрд рулей. А в целом экологическая программа со всем комплексом мероприятий будет стоить более трех млрд рублей.

«Это не придуманная цифра, она не взята с потолка. Набор мероприятий, которые мы реализуем, появился не спонтанно. Мы объехали крупнейшие стивидорные угольные компании мира. Мы заимствовали опыт в таких странах, как Китай, Япония, Канада, ЮАР, Австралия. Мы в каждом порту, в котором были, постарались взять тот практический опыт, который компании используют с точки зрения защиту окружающей среды и минимизации экологических рисков. В итоге, мы для себя составили матрицу, которая состоит из 12 основных мероприятий. Которые частично сегодня уже реализованы, а частично находятся в стадии реализации», - рассказывает Александр Масько.

«Комплексный подход к экологической проблеме в нашем понимании дает синергетический эффект. Меня часто спрашивают: вот, у вас 12 программ, а что же из них самое лучшее? Конечно, можно ранжировать по степени капиталоемкости, но в целом, как раз общий подход, комплексный подход и дает тот эффект, который мы уже сегодня в какой-то степени получили», - добавил глава ММТП.

Экология по пунктам

Далее Масько подробно остановился на составляющих обеспечения экологического благополучия порта и города. Один из первых пунктов – применение системы пылеподавления, орошения складских площадей, штабелей. Применение туманообразующих пушек.

«Мы начали именно с туманообразующих пушек, но в первую же зиму поняли, что для арктического климата и именно для нс водяной туман зимой - не совсем хорошо. В итоге, мы его превратили в снег. Сегодня мы имеем 17 тумано- и снегообразующих пушек, которые работают круглогодично. Летом это туманообразующие пушки, а зимой – это снег, который мы с вами можем видеть на любых горнолыжных курортах. Это работает, увлажняет, закрывает. И мы всю территорию порта фактически покрыли данным оборудованием», - рассказывает Масько.

Следующий этап – орошение и пылеподавление во всех точках пересыпки.

«Что могли, укрыли, а там, где укрыть нельзя, применяются системы орошения. Помимо этого мы стали думать, что делать при неблагоприятных метеоусловиях с нашими грузами, которые никуда спрятать невозможно. Соответственно, вместе с химиками разработали специальные растворы - поверхностно активные вещества – применение которых позволяет создать определенную корочку на складских площадках. Либо можно добавлять эти продукты непосредственно в уголь при пересыпке. Здесь корочка предотвращает распространение при сильных порывах ветра», - продолжает Александр Масько.

По его словам, применение данных растворов согласовано как с коммерческими клиентами, так и с Роспотребнадзором с точки зрения применения в зоне работы человека.

Еще одно ноу-хау ММТП – система орошения дорог. Чтобы не использовали множество машин, которые будут кататься по дорогам и мешать друг другу.

«Мы там, где это возможно, применили системы автоматического орошения дорог, которые в зависимости от климатических условий включаются с периодичностью раз в 15 минут, или чаще, если это необходимо с точки зрения влажности воздуха», - рассказывает глава ММТП.

«Помимо природоохранных мероприятий мы очень много сделали просто с точки зрения повышения операционной эффективности. В результате только оптимизации использования грейферов количество точек пылеобразования уменьшилось на 20%», - добавил Александр Масько.

Пылеветрозащитные экраны – что это такое

Про пылеветрозащитные экраны в связи с эксплуатацией портовых мощностей говорилось уже неоднократно. Это ноу-хау для нашей страны. Буквально две недели назад приступили к монтажу пылеветрозащитного экрана и в ММТП. Сделано фундаментное основание.

«Это будет монументальная конструкция 20-метровой высоты. У нее две задачи. Снизить скорость ветра и поймать те угольные частицы, которые даже при минимальном ветре имеют возможность на какое-то расстояние распространиться. По периметру это будет забор 2,5 километра высотой 20 метров, с перфорацией 30%. Это тоже история, которую мы не придумали на коленке. Мы съездили в Китай, сделали моделирование со специализированным китайским институтом. Потом это моделирование отдали российским проектировщикам, которые это моделирование наложили на наши климатические условия», - рассказывает Масько.

Наконец, немаловажная история, по словам главы ММТП, - мониторинг статистики. «У нас уже есть своя лаборатория по большому количеству показателей. Это замеры шума, замеры воздуха и воды. Лаборатория работает круглый год», - отметил Александр Масько.

ИАА Morvesti.Ru
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ