О поддержке малых предприятий прибрежной полосы - Морские вести России

О поддержке малых предприятий прибрежной полосы

20.09.2018

Российская экономика

19 сентября в Москве состоялось заседание Правления Союза рыболовецких колхозов России. Союз объединяет на сегодняшний день 58 колхозов, совокупный объём добычи которых составляет порядка 215 тыс.т. водных биоресурсов.

Председатель Союза Андрей Ануфриев представил отчёт об итогах работы Рыбколхозсоюза за минувший период и обозначил задачи на 2019-й год. С докладом об организации и мерах господдержки строительства на отечественных верфях малотоннажных и среднетоннажных рыбопромысловых судов выступил Заместитель председателя правления Пётр Джунковский.

Одним из основных в повестке был рассмотрен вопрос о приведении российского законодательства в соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву в части защиты прибрежных рыболовецких колхозов и артелей. Предварительно всем участникам был разослан подготовленный объединением анализ правовой поддержки прибрежных общин в международной практике морских стран.

Конвенция ООН по морскому праву, а также законодательство морских стран предписывают защищать и стимулировать прибрежные рыболовецкие общины путём различных государственных преференций. Речь идёт, в том числе о населении отдалённых прибрежных территорий Канады, США (на Аляске), Гренландии, Кореи, Японии и других, где рыба является основной составляющей питания. Это малые предприятия, в которых занято местное население.

Следует особо подчеркнуть, что Конвенцией ООН по морскому праву (п.5 ст.7) предусмотрено обязательство, которого не было в предыдущих ранних Женевских конвенциях, а именно обязательство учёта такого фактора как экономические нужды прибрежных рыболовецких общин (п.3. ст.61). Это конвенционное обязательство подлежит выполнению прибрежными государствами, в т.ч. и Российской Федерацией. Приведение  российского законодательства к нормам международного права в этой части целесообразно по многим аспектам.

Во-первых, масштабные планы по обустройству Севморпути и развитию инфраструктуры Дальнего Востока требуют закрепления населения на этих территориях.По морским границам в 37 тыс. км (20 тыс. миль) мы – великая морская держава, но мышление во многом у большинства руководителей, к сожалению, пока ещё континентальное.

Во-вторых, условия для крупных рыбопромышленных холдингов и малых предприятий должны быть различны. Во многих случаях частники не развиваются, потому что их, причём часто в самом начале, убивают конкуренты – в большинстве случаев более крупные предприятия. Отъём квот у исторически присутствующих на побережье артелей, колхозов и малых предприятий продолжается.

Возможно, следует рассмотреть возможность инициировать формирование отдельной ФЦП по социально-экономической поддержке прибрежного населения и её законодательного обеспечения. Фактически прибрежное население рассматривается как отдельная социально-экономическая категория. А баланс крупных и малых предприятий в отрасли как основа её устойчивого развития.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ