Казахский уголь не получит приоритета при экспорте через порты РФ - Морские вести России

Казахский уголь не получит приоритета при экспорте через порты РФ

31.07.2018

Транспортная политика

Россия и Казахстан отказались от подписания межправительственного соглашения по перевозке по РФ и перевалке в российских портах казахского угля. Решение об этом было принято 27 июля на закрытой части заседания Евразийского межправительственного совета, сообщил «КоммерсантЪ» по итогам встречи премьеров стран ЕАЭС.

Российской стороне удалось убедить казахскую в том, что документ нанесет ущерб угольной отрасли РФ. Как сообщили в Минтрансе, по итогам заседания решено оценить доступ казахских экспортеров к российским портам. В самом министерстве уверены, что поставщики из Казахстана уже располагают недискриминационным доступом и в случае подписания соглашения могут быть ущемлены интересы российских компаний.

Соглашение, которое должно было облегчить транзит казахского угля через морские порты РФ, разрабатывали год. Первая редакция, подготовленная Астаной, вызвала массу негативных откликов со стороны российских угольщиков и стивидоров, поскольку давала казахским грузоотправителям, планирующим к вывозу до 14 млн тонн угля ежегодно, приоритет перед существующими долгосрочными контрактами. В январе правительство поручило Минтрансу доработать проект, что было сделано к апрелю.

Но ФАС отметила высокую загрузку БАМа и Транссиба в направлении дальневосточных портов, равно как и дефицит вагонов, низкую маржинальность для ОАО «РЖД» перевозки угля (1,83 руб. на 10 тонн на километр против среднесетевых 4 руб.) и так далее. ОАО «РЖД» заявило о том, что соглашению должен быть придан рамочный характер, а вся коммерческая составляющая, в том числе объемы, выведена в двусторонние договоры монополии с казахскими клиентами.

Самым резким оказался отзыв Минэнерго, где подчеркивали, что условия перевозки и перевалки для казахских грузоотправителей уже тождественны российским. В протоколе совещания у замминистра энергетики Анатолия Яновского от 18 мая говорится, что из-за дефицита провозных мощностей дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру РФ в части транзита до 14 млн тонн в год угля из Казахстана негативно скажется на конкурентоспособности российских экспортеров угля и приведет к «снижению уровня занятости трудового населения в моногородах угольных регионов (Кузбасс и Хакасия)».

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ