Бензин может подорожать в 2019 г. на 4,6 руб. без новых решений правительства - эксперт

04.07.2018   Российская экономика
Бензин может подорожать в 2019 г. на 4,6 руб. без новых решений правительства - эксперт

Резкий рост цен на бензин в первом полугодии 2018 года спровоцировал острую дискуссию в отрасли по вопросу грамотного и справедливого регулирования рынка. Правительство было вынуждено принимать экстренные меры для стабилизации ситуации. В частности, Госдума уже приняла во втором чтении законопроект, который задним числом снизил акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно (с 1 июня), а также отменил их плановое повышение еще на 700 рублей (с 1 июля). В результате этих действий ситуация на рынке стабилизировалась.

Тем не менее пока речь идет только о заморозке роста акцизов в 2018 году, а не об их снижении. Основным риском остается запланированный Минфином рост акцизов на треть с 1 января 2019 года: с 8 213 рублей до 12 374 рублей за тонну бензина и с 5 665 до 8 541 рублей за тонну дизтоплива.

А с учетом планируемого повышения НДС до 20% сохраняется возможность повторения роста цен на бензин и в 2019 году: стоимость Аи-92 может вырасти на 4,6 рубля за литр, если государство не примет новых решений по регулированию рынка и не создаст эффективного демпфирующего (амортизирующего, смягчающего) механизма, рассказал в интервью ТАСС управляющий директор компании VYGON Consulting Григорий Выгон.

Бензиновая полумера

Эксперт считает, что принятые правительством решения по регулированию рынка является разовой мерой, которая пока не в состоянии защитить топливный рынок России от резких скачков стоимости нефти и обменного курса. Выгон напомнил, что еще с ноября 2017 года из-за роста цены на нефть, ослабления курса рубля и повышения акцизов на моторное топливо произошел разрыв доходности продаж импортируемого и экспортируемого бензина - в определенные периоды разница достигала 7-10 тыс. рублей на тонну. Таким образом, продавать топливо на внутреннем рынке стало невыгодно, а с постепенным ростом оптовых цен розница стала убыточной.

«Сейчас в рамках завершения налогового маневра есть определенные предложения по регулированию рынка, так называемый демпфирующий механизм. Но пока это полумеры. Решения по акцизам правильные, но не системные, они были приняты в пожарном режиме», - говорит эксперт.

По его словам, параметры законопроекта о налоговом маневре в нефтяной отрасли, скорее всего, существенно изменятся ко второму чтению в Госдуме, а целесообразность роста акцизов, запланированного на 2019 год, еще будет обсуждаться.

Выгон подсчитал, что при сохранении текущей ситуации, в 2019 году цена бензина в годовом выражении может вырасти на 4,6 рубля за литр Аи-92 - на 3,8 рубля за счет акцизов и 0,8 рубля из-за одновременного повышения НДС. Это увеличение может более чем вдвое опередить инфляцию. Эксперт заметил, что компаниям и правительству еще предстоит договориться, кто именно возьмет на себя эти расходы: потребители, АЗС, нефтепереработчики или все вместе.

«На данный момент нет уверенности, что предлагаемый в рамках завершения налогового маневра демпфирующий механизм и возможность экстренного повышения экспортной пошлины на нефтепродукты сумеет предотвратить рост цен. При резких скачках стоимости нефти могут возникать ситуации, когда компании будут либо избыточно зарабатывать, либо терять», - рассуждает Выгон.

Он также отметил, что еще одним способом решения проблемы влияния скачков цены нефти на баланс и стоимость бензина могло бы стать создание государственных запасов топлива. В период низких цен правительство могло бы скупать у компаний излишки, а во время высокой стоимости нефти - продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, чтобы предотвратить дефицит. Но для этого, видимо, потребуется строительство специальных нефтехранилищ.

АЗС на продажу

Выгон также называет очень тяжелой текущую ситуацию с независимыми от крупных нефтяных компаний АЗС, на реализацию которых приходится порядка трети объема моторного топлива РФ. Из-за того, что розница в первом полугодии генерировала убытки, многие сети уже сейчас готовы продать крупным игрокам свой бизнес, отметил он.

«Мы видим, что многие крупные компании рассматривают возможность расширения своих сетей, воспользовавшись моментом и тяжелым состоянием независимых заправщиков. Но их беспокоит ситуация с демпфирующим механизмом - они пока не понимают, окупятся ли эти инвестиции. Другими словами, независимые уже отчаялись и хотят продать АЗС, а ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании - прим. ТАСС) готовы купить, но пока побаиваются», - отметил эксперт.

По его мнению, эта тенденция на рынке имеет массовый характер, некоторые заправки уже закрылись. Но оценить, какое количество независимых АЗС может быть продано, пока сложно.

«Сейчас независимые чувствуют себя лучше, но не все имеют возможность перекредитоваться после длительного периода убытков. Есть еще вопрос - а дадут ли им наши банки эти средства?», - говорит Выгон.

На его взгляд, иная ситуация сейчас в нефтепереработке, которая находится в лучших условиях, чем розничный бизнес. Но и здесь владельцы НПЗ продолжают с опасением ждать решения по регулированию рынка и по росту акцизов в 2019 году.

Эксперт также отметил, что крупные нефтяные компании не торгуют суррогатами в принципе, а независимые АЗС прибегают к любым способам поддержания прибыльности. На трассовых заправках можно встретить некачественные аналоги дизтоплива по цене на 4-6 рублей ниже товарного продукта.

Станет ли НДД полноценной новой налоговой системой?

Депутаты Государственной думы вчера также приняли во втором чтении законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД), который может стать новой налоговой системой для нефтяной отрасли. Планируется, что в течение нескольких лет он будет протестирован на пилотных проектах.

Выгон заметил, что судьба НДД зависит от результатов этого эксперимента. Он считает, что по новым месторождениям правительству будет сложно оценить успешность проекта, зато по старым результат станет очевиден по темпам роста бурения скважин на этих участках, изменению добычи, а также по разнице в налоговых отчислениях.

«Чтобы понять экономический эффект, потребуется минимум два года. Но если в первый год будет ясно, что компании не обманывают, объективно демонстрируют свои затраты и результаты, то Минфин может принять решение о расширении периметра НДД», - сказал он.

Выгон отмечает, что в первый год общий объем добычи нефти в рамках НДД составит около 22 млн тонн. Теоретически потенциал мог бы быть выше, но не все месторождения готовы участвовать в пилотных проектах.

«Для Минфина самое главное - убедиться в отсутствии выпадающих доходов, после этого он сможет решиться на расширение», - поясняет эксперт.

Следующим шагом после принятия закона об НДД станет решение о поддержке высокообводненных месторождений и стимулирования добычи Западной Сибири, считает Выгон.


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

«Енисей Капитал» требует созвать акционеров «Трансконтейнера» для смены совета директоров

«Енисей Капитал» требует созвать акционеров «Трансконтейнера» для смены совета директоров Совет директоров ПАО «Трансконтейнер» 16 ноября обсудит вопрос созыва внеочередного собрания акционе...

Моряки-разбойники: двое членов экипажа авианосца «Гарри Трумэн» арестованы в Лиссабоне

Моряки-разбойники: двое членов экипажа авианосца «Гарри Трумэн» арестованы в Лиссабоне Португальская полиция арестовала за разбойное нападение двух американских военнослужащих с атомного ...

Российская экономика

НОВАТЭК вложит 120 млрд рублей в создание верфи под Мурманском

НОВАТЭК вложит 120 млрд рублей в создание верфи под Мурманском Об этом сообщил генеральный директор ООО «НОВАТЭК-Мурманск» Дмитрий Агеев на конференции «Освоение а...

Делегации компаний «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» и «Сахалин Энерджи» встретятся с подрядчиками работ на шельфе

Делегации компаний «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть» и «Сахалин Энерджи» встретятся с подрядчиками работ на шельфе 5 декабря в отеле InterContinental состоится 13-я ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шел...

Транспортная политика

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

На развитие Московского транспортного узла будет выделено 120 млрд. руб.

На развитие Московского транспортного узла будет выделено 120 млрд. руб. Развитие Московского транспортного узла вошло в комплексный план развития магистральной инфраструкту...

Морские порты

Началась реконструкция причалов в порту Восточный

Началась реконструкция причалов в порту Восточный В результате реализации данного проекта капитальных вложений объём грузоперевалки угля в морском пор...

Проектные работы для развития порта Мурманск обойдутся в 61,3 млн рублей

Проектные работы для развития порта Мурманск обойдутся в 61,3 млн рублей Цель проектирования – создание транспортной инфраструктуры на Западном берегу Кольского залива, в то...




Морской транспорт

Продолжаются переговоры о включении Ирана в маршрут «Петра Великого»

Продолжаются переговоры о включении Ирана в маршрут «Петра Великого» Компания «Мостурфлот» продолжает переговоры с иранской стороной о возможности заходов головного круи...

Норвежский фрегат затонул, столкнувшись с танкером

Норвежский фрегат затонул, столкнувшись с танкером Фрегат ВМС Норвегии «Хельге Ингстад», столкнувшийся в минувший четверг с мальтийским танкером «Сола ...

Речной транспорт

Задачи развития водного транспорта обсуждают на проходящем в столице форуме «Riverport Expo 2018»

Задачи развития водного транспорта обсуждают на проходящем в столице форуме «Riverport Expo 2018» Выступая на пленарном заседании заместитель министра транспорта - руководитель Росморречфлота Юрий Ц...

К 2024 году протяженность узких мест на российских внутренних водных путях может быть сокращена на 14 тыс. км.

К 2024 году протяженность узких мест на российских внутренних водных путях может быть сокращена на 14 тыс. км. Речь идет о строительстве новых гидротехнических сооружений и реконструкции опорно-технических соору...

Ж/Д транспорт

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

РЖД готовы увеличивать доставку угля на терминал СУЭКа на Дальнем Востоке

РЖД готовы увеличивать доставку угля на терминал СУЭКа на Дальнем Востоке ОАО «РЖД» готово увеличивать объемы доставки угля на терминал АО «СУЭК» в порту Ванино (Хабаровс...

Авто транспорт

Жители Забайкалья смогут выбрать дороги, которые отремонтируют до 2020 года

Жители Забайкалья смогут выбрать дороги, которые отремонтируют до 2020 года Выбор объектов для реализации нацпроекта по региональным автодорогам осуществлялся по принципу отбор...

Военно-Грузинская дорога закрылась на профилактику

Военно-Грузинская дорога закрылась на профилактику Военно-Грузинская  дорога, соединяющая Россию с Грузией и остальными странами Закавказья, ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...