Судостроительные предприятия РФ готовы к увеличению загрузки - Морские вести России

Судостроительные предприятия РФ готовы к увеличению загрузки

25.10.2017

Российская экономика

Развитию судостроения государство уделяет все больше внимания. Это касается как мер господдержки, так и разработки новых перспективных проектов. В очередной раз проблемы отрасли будут обсуждаться на самом высоком уровне в ноябре, когда совещание по этой теме проведет президент РФ Владимир Путин.

«Действительно, такое совещание планируется», - подтвердил ТАСС пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил ранее, что на совещании у президента планируется рассмотреть, в частности, законодательные подходы с тем, чтобы обеспечить максимальную загрузку российского судостроения и отдать приоритет российским судам и платформам.

Со своей стороны российские судостроители готовы к увеличению загрузки мощностей. Как говорил ТАСС президент «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Рахманов, все программы модернизации в корпорации нацелены на кратное увеличение производительности труда. «Мы не думаем, что производственные мощности, которые сейчас загружены от максимально возможных не более чем на 60%, будут когда-то в дефиците», - отметил он.

Всего в России в области судостроения, разработки и производства оборудования для судов работают около 1 тыс. предприятий. Крупнейшие из них входят в состав ОСК, 100% акций которой находятся в государственной собственности.

Драйверы регионального судостроения

Большинство судостроительных предприятий расположены в регионах, и их поддержка отражена в региональных программах развития.

Так, стратегией социально-экономического развития Севастополя до 2030 года предусмотрен многократный рост показателей судостроения и судоремонта. Объем производства должен возрасти с 1,5 млрд рублей в 2015 году до 21 млрд рублей к 2030 году.

Кроме того, Минпромторг РФ поддержал проект технического перевооружения Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» (ПСЗ, входит в ОСК) в Калининграде.

Сейчас загрузка судостроительных предприятий ОСК находится на разных уровнях в зависимости от специфики верфи и региона ее расположения, отмечают в корпорации. Она варьируется от 55-60% до 100%, например на Выборгском судостроительном заводе. ОСК проводит работу по внутреннему выравниванию общей загрузки и формированию долгосрочного стапельного расписания, отмечают в корпорации. Одним из наиболее эффективных инструментов стимулирования отечественного судостроения является субсидирование кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов. Первые результаты также начинает давать программа «инвестиционных квот» и утилизационные гранты.

Согласно данным информационного агентства «Инфолайн», в 2016 году российские верфи сдали заказчикам 168 судов (66 по гражданским заказам и 102 - для ВМФ РФ). Это на 16% меньше, чем годом ранее. Общий тоннаж составил 219 тыс. тонн. Общая стоимость военных кораблей оценивается в 106,9 млрд рублей, гражданских судов - в 34,3 млрд рублей.

Поддержка импортозамещения

Новый режим закупки авиационной и морской техники, предусматривающий согласование с правительственной комиссией по импортозамещению заказы свыше определенных сумм, заработает с начала следующего года, говорил ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Действие закона будет распространено на компании, где доля государства превышает 50% и на их дочерние структуры. Рогозин уточнил, что на уровне экспертов обсуждаются такие ценовые планки отсечения как 1 млрд рублей для самолетов, 400 млн рублей - для вертолетов, 2 млн рублей - для морской техники.

Глава ОСК оценил объем дополнительных заказов от этой меры для российского судостроения в 2-2,5 млрд долларов в год. По его словам, сейчас ежегодный общий объем заказов судостроительной и иной техники российскими компаниями за рубежом составляет 3-5 млрд долларов по консервативному прогнозу.

Перспективы «Лидера»

Амбициозным проектом ОСК является атомный ледокол проекта 10510 (ледокол «Лидер», ЛК-120). Такой ледокол делает более широкую полосу проводки каравана судов, что дает возможность большему количеству судов проходить по Северному морскому пути. По данным Минпромторга, к 2025 году ожидаемый грузопоток в Арктике в связи с вводом в эксплуатацию новых месторождений на полуострове Ямал составляет около 40 млн тонн, при этом коммерческий эффект от использования Северного морского пути при вывозе углеводородов и транзите грузов будет достигнут только при условии проводки транспортных судов со скоростью не менее 10-11 узлов. Планируется, что преодолеваемая ледоколом «Лидер» непрерывным ходом предельная толщина сплошного льда составит 4,3 метра с коммерчески эффективной скоростью 11-12 узлов - 2 метра.

В настоящее время ЦКБ «Айсберг» разработало концептуальный проект ледокола «Лидер» и с осени 2016 года выполняет разработку технического проекта атомного ледокола «Лидер». Срок окончания технического проектирования - декабрь 2017 года. По оценкам главы ОСК, строительство атомного ледокола проекта 10510 может занять около 3,5 лет. «К технологии строительства ОСК будем готовы с конца 2018 года, а само строительство может проходить либо на Балтзаводе в случае его модернизации, либо на «Северной верфи» с достройкой на Балтзаводе», - заявлял Рахманов. По его словам, стоимость ледокола может достигнуть порядка 90 млрд рублей, а инвесторами проекта могут стать «Атомфлот» и «Совкомфлот». Сейчас самым большим ледоколом в мире является 60-мегаваттный ледокол, который строит Балтийский завод. Его стоимость составляет порядка 47 млрд рублей.

Три новых атомохода

У трех действующих российских атомоходов к 2020 годам закончатся сроки эксплуатации. Им на смену должны прийти три атомохода: головное судно «Арктика», а также два серийных судна «Сибирь» и «Урал». Все суда строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу «Росатомфлота» (входит в госкорпорацию «Росатом»). Стоимость этого проекта оценивается в 122 млрд рублей. Головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 был заложен на Балтийском заводе в ноябре 2013 года. По словам замглавы Минпромторга Василия Осьмакова, головной универсальный атомный ледокол планируется передать заказчику в мае 2019 года, первый серийный - в ноябре 2020 года и второй серийный - в ноябре 2021 года.

Как ранее сообщал ТАСС со ссылкой на материалы Минпромторга РФ к заседанию госкомиссии по Арктике, Росатом может заказать у ОСК еще два универсальных атомных ледокола (УАЛ) проекта 22220. Минпромторг предлагает включить в проект протокольного решения госкомиссии вопрос о продолжении строительства серии УАЛ и размещения заказов на четвертый и пятый ледоколы.

Необходимость строительства ледоколов связана с развитием Северного морского пути и обеспечением вывоза минерального сырья, который напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добыче минеральных ресурсов (Варандей, «Ямал СПГ», Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск - в общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, 4 - руд и угля). Транзит в ближайшей и среднесрочной перспективе будет дополнительным бонусом, и его роль в грузопотоке Севморпути будет незначительной. В акватории Севморпути действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») остальные - дизель-электрические («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»).

«Звезда» Дальнего Востока

Судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне после ввода в эксплуатацию станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения, мощностью переработки до 330 тыс. тонн стали в год. Верфь будет выпускать целую линейку средне- и крупнотоннажных судов и морской техники, включающей танкеры, газовозы, элементы буровых платформ, суда снабжения и сейсморазведки. Глава «Роснефти» Игорь Сечин не раз заявлял о необходимости стимулирования российских нефтегазовых компаний по размещению заказов на «Звезде», однако пока верфь не обеспечена заказами в полном объеме.

«Якорным» заказчиком выступила сама «Роснефть», заказав на судоверфи четыре многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса и пять танкеров типа «Афрамакс» на газовом топливе. В сентябре 2017 года Сечин докладывал президенту РФ Владимиру Путину, что с учетом заказа «Роснефти» портфель заказов «Звезды» состоит из 14 судов. По последним данным, объем заказов удалось увеличить до 24 судов, уточнили ТАСС в «Роснефти». Кроме того, глава «Новатэка» Леонид Михельсон сообщил, что «Новатэк» передал через «Совкомфлот» всю необходимую документацию судостроительной верфи «Звезда» на строительство порядка 15 СПГ-танкеров арктического класса для «Арктик СПГ - 2».

Сечин отмечал, что для выхода на позитивную экономику работы компании до 2035 года «Звезде» нужно поручить портфель в 188 судов. Для поддержки российских судостроителей, по мнению Сечина, нужны законодательные изменения. Президент РФ Владимир Путин в сентябре на судоверфи «Звезда» заявлял, что нефтяные компании должны увеличивать число заказов на дальневосточной судоверфи «Звезда», ее потенциал позволяет принимать эти заказы. Путин отметил, что рассчитывает на выполнение перспективного плана загрузки предприятия до 2035 года не только «Роснефтью», но и «Газпромом», и «Новатэком», и другими компаниями.

Производственные мощности «Звезда» позволяют претендовать и на перспективный заказ крупнейшего ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт. Как ранее сообщал ТАСС гендиректор «Звезды» Сергей Целуйко, «Звезда» начала оформление документов для получения лицензии на атомное судостроение.

24 октября сообщалось, что правительство в 2018-2022 гг. может выделить субсидии в размере 5,9 млрд рублей судостроительному комплексу «Звезда». Так, в 2018 г. планируется предоставить 537,97 млн рублей, в 2019 г. - 1,24 млрд руб., в 2020 г. - 1,89 млрд руб., в 2021 г. - 1,76 млрд руб., а в 2022 г. - 568,94 млн руб. Субсидии пока не утверждены.

Судостроительный комплекс «Звезда» создается консорциумом «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка. Проект комплекса предполагает строительство тяжелого достроечного стапеля, сухого дока, производственных цехов полного цикла, а также цехов для строительства офшорной морской техники. В частности, танкеров водоизмещением до 350 тыс. т, газовозов емкостью до 250 тыс. куб. м, судов ледового класса, специальных судов спусковым весом до 29 тыс. т, элементов морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа. В сентябре Путин принял участие в закладке строительства на «Звезде» для «Роснефти» четырех многофункциональных судов снабжения, получивших имена «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Екатерина Великая» и «Святая Мария». Сдать пилотный заказ планируется в 2019 году.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ