Махачкала потеряла почти весь портовый грузооборот - Морские вести России

Махачкала потеряла почти весь портовый грузооборот

24.08.2017

Морские порты

Махачкала практически лишилась грузооборота в своем порту. В нынешнем году оттуда ушли почти все нефтяные компании, и перевалка нефти с января упала втрое. Об этом сообщает ПРАЙМ со ссылкой на статистику российской Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

По данным АСОП, в стране вырос грузооборот абсолютно во всех акваториях кроме Каспийской. С января 2017-го через порты Каспия – Махачкалу, Астрахань и Оля – прошло всего 2 млн тонн грузов (-38% к 2016 году). И главной причиной этого явления, фиксируемого уже не первый год, стало обвальное падение объемов перевалки наливных грузов в Махачкале – крупнейшем российском порту на берегу Каспийского моря.

О возможном уходе нефтяников из Махачкалинского порта «Транснефть» предупреждала еще в июне прошлого года. Тогда нефтетранспортная компания выпустила официальное заявление, что потери сырья при перекачке через местный нефтяной терминал в десятки раз превышают нормативы. И виновато в этом, по мнению «Транснефти», предприятие «Дагнефтепродукт», контролирующее нефтеперевалочный комплекс порта.

«Криминальная обстановка на «Дагнефтепродукте» и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащей государству. Закрытие, а как следствие, и потеря транзитного канала, приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как Баку – Тбилиси – Джейхан и порты Грузии», – говорилось в сообщении «Транснефти».

Еще в 2013 году серьезно сократил объемы перевалки через Махачкалу основной добытчик каспийской нефти – ЛУКОЙЛ. Компания перенаправила нефтяные потоки в порты Грузии.

Прошлым летом, после заявления «Транснефти», из порта ушли нефтяные компании Dragon Oil (ОАЭ) и Mitro International (Австрия). Обе компании добывают нефть в Туркменистане и раньше перекачивали сырье через Махачкалу в Новороссийск, используя трубопроводную систему «Транснефти», и далее отгружали его на экспорт. Однако грузоотправители из Туркменистана полностью отказались от услуг компании «Дагнефтепродукт».

На сегодня Махачкала участвует в экспортном транзите нефти только от компаний, работающие в Казахстане (крупнейшая из них — «Каражанбасмунай»). Например, в прошлом месяце объем перевалки их сырья составил лишь 58,87 тыс тонн. И поскольку «Дагнефтепродукт» работает все так же плохо, ряд казахстанских грузоотправителей рассматривают варианты экспорта нефти минуя Махачкалинский порт.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что ситуация в Махачкале может получить громкий международный резонанс.

«Потери при перевалке углеводородов есть у всех – это объективный факт, - рассуждает Абзалов. - Но тут они, наконец, достигли некоей критической массы, и нефтяные компании предъявили претензии непосредственно региональному руководству и руководству порта. Там ситуацию восприняли в штыки, и [нефтяные] структуры начали понемногу из порта куда-то переходить. Тот же самый ЛУКОЙЛ, который является самым важным из российских игроков на Каспии. У него есть свои территории добычи, он заинтересован в формировании энергомоста. Потеря таких крупных клиентов для порта – достаточно большая проблема».

По мнению эксперта, плачевное положение Махачкалинского порта может сказаться и на бюджете Дагестана.

«Дагестан – не самый сильный субъект Федерации с экономической точки зрения. Для него Махачкала очень важна. Она также важна в плане развития Каспия как региона, в том числе для активизации добычи российскими компаниями. Плюс есть различные проекты, такие как транскаспийские транзиты», - подчеркнул Абзалов.

Он считает, что проблему нужно решат на федеральном уровне. Ведь если из Махачкалы уйдут все клиенты, Дагестан потеряет крупнейший источник формирования региональных доходов. И вообще, из-за Махачкалы Россия может просто потерять все каспийское направление нефтеперевалки, «а оно ведь может быть очень хорошей точкой роста», подытожил Абзалов.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ