Президент В. Путин поручил создать отдельную структуру для развития и обслуживания Севморпути - Морские вести России

Президент В. Путин поручил создать отдельную структуру для развития и обслуживания Севморпути

04.04.2017

Транспортная политика

Государство создает еще один институт развития

<">

Президент РФ Владимир Путин решил централизовать развитие и обслуживание Северного морского пути (СМП), поручив создать для этого отдельную структуру. Но, судя по выступлениям чиновников и данным «Ъ», в правительстве пока не до конца понимают, каков будет круг полномочий новой структуры. По мнению участников рынка и аналитиков, она может стать аналогом корпорации развития для СМП., пишет газета «КоммерсантЪ».

Владимир Путин на Международном арктическом форуме поручил правительству проработать создание структуры, ответственной за «комплексное развитие Северного морского пути и прилегающих опорных территорий, включая инфраструктуру, гидрографию, безопасность, управление и все необходимые при этом сервисы».

СМП – морской путь от Мурманска до Владивостока или Петропавловска-Камчатского. Сейчас перевозки идут больше по западной части до устья Енисея, восток развит слабее. Ресурсная база СМП – танкерные поставки углеводородов.

Грузооборот СМП достиг пика в 1987 году (6,58 млн тонн) и упал в 1990-х, но сейчас пошел вверх. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, в 2016 году перевозки по СМП достигли рекордных 7,48 млн тонн (прирост на 100% к 2015 году). «Мы к 2022 году можем подойти к загрузке СМП до 40 млн тонн», – заявил он. Оценки «Атомфлота» и FESCO скромнее – 30-31 млн тонн к 2020 году, секретарь Совбеза Николай Патрушев оценил в сентябре 2016 года грузопоток к 2020 году до 65 млн тонн в год.

В финансово-экономической модели Минвостокразвития, говорит источник «Ъ», знакомый с ее содержанием, прогноз перевозок в 2030 году – 61 млн тонн, из них 51 млн тонн – экспорт, 4 млн тонн – каботаж и северный завоз, 6 млн тонн – транзит. Для этого нужно 123 млрд руб. частных инвестиций в порты и вспомогательный флот и 360 млрд руб. – в газовозы. Это, говорит источник «Ъ», потребует кооперации с мировыми судоходными компаниями, которые после выхода на 6 млн тонн транзита будут получать 37 млрд руб. в год, бюджет – 7,5 млрд руб.

Владимир Путин вчера также призвал иностранные компании задействовать СМП, чтобы снизить издержки и сроки доставки. По его словам, чтобы коридор был конкурентоспособен и востребован, нужны максимально благоприятные условия для транспортных компаний.

Но пока транзитный потенциал на фоне Суэцкого канала (998,7 млн тонн в год) вызывает сомнения. Минтранс, изучив идею Минвостокразвития создать контейнерный маршрут по СМП, ответил, что это невозможно: нет контейнерных грузов из Мурманска в Петропавловск, интереса глобальных контейнерных линий к СМП, конкурентоспособных контейнерных операторов в РФ («Ъ» знаком с содержанием письма заместителя главы Минтранса Сергея Аристова первому заместителю главы Минвостокразвития Александру Осипову от 1 ноября 2016 года).

Но мнения о том, кто и как должен отвечать за СМП, разошлись. Заместитель главы Минэкономики Александр Цыбульский выразил личное мнение, что это должна быть «финансовая организация», для которой СМП станет формой бизнеса (цитата по «Прайму»). А правовая форма зависит от состава активов, полагает он, «если она объединит в себя активы, включая ледокольный флот, то сможет работать на самоокупаемость и быть с первого дня прибыльной». В госпрограммах и ФЦП на оснащение СМП поисково-спасательными, навигационными, портовыми, ремонтными и снабженческими сервисами предусмотрено 180,8 млрд руб. до 2020 года. Что касается ледокольного флота, в том числе атомного, то, говорит источник «Ъ» на рынке, такой вариант не обсуждался, но атомщикам нужно развитие сервисов СМП.

Спецпредставитель президента РФ по вопросам экологии и транспорта Сергей Иванов считает, что всеми аспектами развития СМП должен заниматься Минтранс. Помощник президента Игорь Левитин сообщил ТАСС, что вопрос о том, в чьем ведении должна находиться структура, пока решается. Но многие видят пользу в консолидации развития СМП. Так, в интервью «Ъ» в июле 2016 года член госкомиссии по Арктике Сергей Шишкарев говорил, что в отношении Арктики борются "региональный подход, почему-то поддерживаемый Минэкономики, и федеральный", сторонником которого выступал он. А госкомиссия по Арктике, которая была призвана стать арбитром в бюджетных и законодательных вопросах, не смогла выполнить эту функцию. По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, организация будет, скорее, «корпорацией развития», видимо, без частных инвесторов, но могут быть представлены институты развития — ВЭБ или ФРП. О прибыльности на ранних этапах говорить не приходится, по его мнению, «СМП – это своего рода «импортозамещение»: не сумели заместить газовозы, давайте заместим хотя бы маршрут».

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ