Пропускная способность Каспийского трубо-проводного консорциума удваивается

22.12.2016   Российская экономика
Пропускная способность Каспийского трубо-проводного консорциума удваивается

В этом году объем транспортировки по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) достигнет рекордной цифры - 43 млн т. Но уже в следующем году можно будет перекачивать до 67 млн т нефти.

Нефтепроводная система КТК начала строиться в 1999 году, чтобы поставлять нефть с месторождений Западного Казахстана к побережью Черного моря. В течение двух лет был создан трубопровод Тенгиз - Новороссийск длиной 1,5 тыс. км. При этом частично была использована инфраструктура построенного во времена СССР нефтепровода Гурьев - Грозный. Для отгрузки нефти рядом с Новороссийском у поселка Южная Озереевка возвели нефтяной терминал с двумя выносными причалами и с резервуарами на 400 тыс. т.

В 2004 году в КТК кроме казахстанской начала поступать и российская нефть. К 2010-му всего по трубопроводу прокачивалось уже 35 млн т в год. Однако еще при создании КТК было понятно, что таких мощностей будет недостаточно. Добыча в регионе должна была резко возрасти, во-первых, потому что на западе Казахстана находятся самые крупные запасы нефти в стране, во-вторых, готовились к освоению морские месторождения Каспия.

Значительные объемы казахстанской нефти производителям приходилось отправлять в сторону морских портов по железной дороге, что гораздо дороже транспортировки по трубе. В прошлом году на железнодорожные поставки пришлось около 6 млн т западноказахстанской нефти.

Сейчас максимальный тариф транспортировки нефти по трубопроводу от Тенгиза достигает 38 долл. за тонну, от других пунктов сдачи сумма рассчитывается пропорционально расстоянию до Новороссийска.

В 2011 году началось расширение КТК - одновременно на территории обеих стран. Прежде всего в Казахстане частично заменили трубопровод, который «Казмунайгаз» внес в качестве одного из активов при образовании консорциума. На участке длиной 88 км проложили новую трубу большего диаметра.

Были модернизированы нефтеперекачивающие станции и построены новые НПС, число которых за пять лет утроилось (стало 15). Одиннадцать из них находятся в России.

Сейчас КТК завершает вторую и третью фазу расширения трубопровода. В Казахстане в конце октября этого года запустили НПС-4, что позволило принимать нефть с Кашаганского месторождения. Еще одна станция будет введена во втором полугодии 2017 года. Вводятся станции на территории России. Запуск А-НПС-4А и А-НПС-5А в Астраханской области планируется в первом полугодии 2017 года. Затем будут сданы НПС-8 в Краснодарском крае, НПС-5 на Ставрополье. А последней на территории РФ в рамках проекта расширения будет введена НПС-2, которая расположена в Калмыкии.

Уже в этом году КТК готов принять до 52 млн т нефти, а с третьего квартала 2017 года - примерно на 10 млн т больше. Мощность прокачки можно увеличить еще на 5 млн т, если использовать антифрикционные присадки.

По трубопроводу КТК сейчас идет примерно половина добываемой в Казахстане нефти. В последние три года объем добычи падал, однако в 2017 году ожидается его рост на 6% - до 80 млн т. Сейчас самую большую загрузку трубы обеспечивает Тенгизское месторождение, откуда приходит около 25 млн т. Извлекаемые же запасы Тенгиза и соседнего Королевского месторождения оцениваются примерно в 1 млрд т.

Второе по объемам добычи Карачаганакское месторождение дает ежегодно около 10 млн т. И акционеры тенгизского и карачаганакского проектов планируют увеличить добычу нефти. По прогнозам казахстанского Минэнерго, на Тенгизе и Карачаганаке уже в следующем году будет добываться 27,6 и 11,2 млн т нефти соответственно.

Но главный резерв по приросту - гигантское Кашаганское месторождение с геологическими запасами 4,8 млрд т нефти. Месторождение находится в казахстанской части Каспийского моря, примерно в 200 км от берега. Три года назад оператор проекта North Caspian Operating Company (NCOC) остановил эксплуатацию Кашагана из-за утечек попутного газа в морских трубопроводах. В октябре этого года консорциум возобновил добычу. Если не случится сбоев, то к концу 2016-го в систему КТК должно поступить до 1 млн т кашаганской нефти, в следующем году - до 9 млн т. По прогнозам казахстанского Минэнерго, пика добычи в 13 млн т на первой фазе разработки Кашаган достигнет в 2020 году.

Российские поставки в КТК увеличатся за счет «ЛУКОЙЛа», который осенью этого года в северной части Каспийского моря запустил в эксплуатацию месторождение им. В. Филановского с извлекаемыми запасами категории С1 + С2 около 129 млн т. В 2017 году компания рассчитывает добыть 4,4 млн т, а к 2019-му подойти к планке в 6 млн т нефти в год. Кроме этого, «ЛУКОЙЛ» с этого года перенаправил в трубопровод КТК нефть с другого каспийского месторождения - им. Ю. Корчагина, ранее поступавшую в систему Баку - Тбилиси - Джейхан. Транспортировка до Новороссийска обходится компании дешевле, чем до турецкого порта. Чтобы осуществить этот проект, «ЛУКОЙЛ» соединил трубопроводом месторождения им. Филановского и Корчагина. На следующий год компания подала заявку на прокачку 5,4 млн т нефти. Постепенно компания будет вводить и другие открытые ею месторождения на Каспии.

Еще в трубопровод КТК поступает около 5 млн т от «Роснефти», которая поставляет сырье по железной дороге до пункта приема нефти «Кавказская» в Краснодарском крае.

Так что если не произойдет никаких глобальных перемен на нефтяном рынке, у Каспийского трубопроводного консорциума достаточно хорошие перспективы по заполнению трубы.


Вернуться к разделу Российская экономика

Инфопартнеры

Loading...

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...