Пропускная способность Каспийского трубо-проводного консорциума удваивается

22.12.2016   Российская экономика
Пропускная способность Каспийского трубо-проводного консорциума удваивается

В этом году объем транспортировки по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) достигнет рекордной цифры - 43 млн т. Но уже в следующем году можно будет перекачивать до 67 млн т нефти.

Нефтепроводная система КТК начала строиться в 1999 году, чтобы поставлять нефть с месторождений Западного Казахстана к побережью Черного моря. В течение двух лет был создан трубопровод Тенгиз - Новороссийск длиной 1,5 тыс. км. При этом частично была использована инфраструктура построенного во времена СССР нефтепровода Гурьев - Грозный. Для отгрузки нефти рядом с Новороссийском у поселка Южная Озереевка возвели нефтяной терминал с двумя выносными причалами и с резервуарами на 400 тыс. т.

В 2004 году в КТК кроме казахстанской начала поступать и российская нефть. К 2010-му всего по трубопроводу прокачивалось уже 35 млн т в год. Однако еще при создании КТК было понятно, что таких мощностей будет недостаточно. Добыча в регионе должна была резко возрасти, во-первых, потому что на западе Казахстана находятся самые крупные запасы нефти в стране, во-вторых, готовились к освоению морские месторождения Каспия.

Значительные объемы казахстанской нефти производителям приходилось отправлять в сторону морских портов по железной дороге, что гораздо дороже транспортировки по трубе. В прошлом году на железнодорожные поставки пришлось около 6 млн т западноказахстанской нефти.

Сейчас максимальный тариф транспортировки нефти по трубопроводу от Тенгиза достигает 38 долл. за тонну, от других пунктов сдачи сумма рассчитывается пропорционально расстоянию до Новороссийска.

В 2011 году началось расширение КТК - одновременно на территории обеих стран. Прежде всего в Казахстане частично заменили трубопровод, который «Казмунайгаз» внес в качестве одного из активов при образовании консорциума. На участке длиной 88 км проложили новую трубу большего диаметра.

Были модернизированы нефтеперекачивающие станции и построены новые НПС, число которых за пять лет утроилось (стало 15). Одиннадцать из них находятся в России.

Сейчас КТК завершает вторую и третью фазу расширения трубопровода. В Казахстане в конце октября этого года запустили НПС-4, что позволило принимать нефть с Кашаганского месторождения. Еще одна станция будет введена во втором полугодии 2017 года. Вводятся станции на территории России. Запуск А-НПС-4А и А-НПС-5А в Астраханской области планируется в первом полугодии 2017 года. Затем будут сданы НПС-8 в Краснодарском крае, НПС-5 на Ставрополье. А последней на территории РФ в рамках проекта расширения будет введена НПС-2, которая расположена в Калмыкии.

Уже в этом году КТК готов принять до 52 млн т нефти, а с третьего квартала 2017 года - примерно на 10 млн т больше. Мощность прокачки можно увеличить еще на 5 млн т, если использовать антифрикционные присадки.

По трубопроводу КТК сейчас идет примерно половина добываемой в Казахстане нефти. В последние три года объем добычи падал, однако в 2017 году ожидается его рост на 6% - до 80 млн т. Сейчас самую большую загрузку трубы обеспечивает Тенгизское месторождение, откуда приходит около 25 млн т. Извлекаемые же запасы Тенгиза и соседнего Королевского месторождения оцениваются примерно в 1 млрд т.

Второе по объемам добычи Карачаганакское месторождение дает ежегодно около 10 млн т. И акционеры тенгизского и карачаганакского проектов планируют увеличить добычу нефти. По прогнозам казахстанского Минэнерго, на Тенгизе и Карачаганаке уже в следующем году будет добываться 27,6 и 11,2 млн т нефти соответственно.

Но главный резерв по приросту - гигантское Кашаганское месторождение с геологическими запасами 4,8 млрд т нефти. Месторождение находится в казахстанской части Каспийского моря, примерно в 200 км от берега. Три года назад оператор проекта North Caspian Operating Company (NCOC) остановил эксплуатацию Кашагана из-за утечек попутного газа в морских трубопроводах. В октябре этого года консорциум возобновил добычу. Если не случится сбоев, то к концу 2016-го в систему КТК должно поступить до 1 млн т кашаганской нефти, в следующем году - до 9 млн т. По прогнозам казахстанского Минэнерго, пика добычи в 13 млн т на первой фазе разработки Кашаган достигнет в 2020 году.

Российские поставки в КТК увеличатся за счет «ЛУКОЙЛа», который осенью этого года в северной части Каспийского моря запустил в эксплуатацию месторождение им. В. Филановского с извлекаемыми запасами категории С1 + С2 около 129 млн т. В 2017 году компания рассчитывает добыть 4,4 млн т, а к 2019-му подойти к планке в 6 млн т нефти в год. Кроме этого, «ЛУКОЙЛ» с этого года перенаправил в трубопровод КТК нефть с другого каспийского месторождения - им. Ю. Корчагина, ранее поступавшую в систему Баку - Тбилиси - Джейхан. Транспортировка до Новороссийска обходится компании дешевле, чем до турецкого порта. Чтобы осуществить этот проект, «ЛУКОЙЛ» соединил трубопроводом месторождения им. Филановского и Корчагина. На следующий год компания подала заявку на прокачку 5,4 млн т нефти. Постепенно компания будет вводить и другие открытые ею месторождения на Каспии.

Еще в трубопровод КТК поступает около 5 млн т от «Роснефти», которая поставляет сырье по железной дороге до пункта приема нефти «Кавказская» в Краснодарском крае.

Так что если не произойдет никаких глобальных перемен на нефтяном рынке, у Каспийского трубопроводного консорциума достаточно хорошие перспективы по заполнению трубы.


Вернуться к разделу Российская экономика

Инфопартнеры

Loading...

Новости

Лента новостей

Потерявший ход катер отбуксирован в порт Мурманск

Потерявший ход катер отбуксирован в порт Мурманск Катер «Передовой РК» при движении по Кольскому заливу потерял ход из-за поломки главного двигателя. ...

Матрос погиб на краболовном судне «Атка Энтерпрайс» в Баренцевом море

Матрос погиб на краболовном судне «Атка Энтерпрайс» в Баренцевом море В Баренцевом море с краболовно-перерабатывающего судна «Атка Энтерпрайс» во время перегрузки продукц...

Российская экономика

Хабаровский завод спустил на воду первый понтон причала для Минобороны России

Хабаровский завод спустил на воду первый понтон причала для Минобороны России На Хабаровском судостроительном заводе (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) с...

Отказавшись от «Северного потока», Латвия потеряет 100 млн евро – мэр Вентспилса А. Лембергс

Отказавшись от «Северного потока», Латвия потеряет 100 млн евро – мэр Вентспилса А. Лембергс Проект газопровода Nord Stream-2 будет реализован без участия Латвии, о чем официальным письмом изве...

Транспортная политика

США напомнили РФ о санкциях в отношении КНДР после открытия паромного сообщения между Россией и Северной Кореей

США напомнили РФ о санкциях в отношении КНДР после открытия паромного сообщения между Россией и Северной Кореей В Вашингтоне рассчитывают, что Россия в полной мере будет выполнять свои обязательства в рамках санк...

«Укрзализныця» опровергла информацию о прекращении с 1 июля ж/д сообщения с РФ

«Укрзализныця» опровергла информацию о прекращении с 1 июля ж/д сообщения с РФ Украина не планирует введение каких-либо ограничений на железнодорожное сообщение с Россией с 1 июля...

Морские порты

Совет директоров «Архангельского МТП» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2016 год

Совет директоров «Архангельского МТП» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2016 год Совет директоров ОАО «Архангельский морской торговый порт» (АМТП) рекомендовал годовому обще...

Контейнерооборот портов Финляндии в январе-марте 2017 г. вырос на 4,8%

Контейнерооборот портов Финляндии в январе-марте 2017 г. вырос на 4,8% Контейнерооборот портов Финляндии по итогам января-марта 2017 года увеличился на 4,8% относитель...




Морской транспорт

Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства и реконструкции объектов Керченской паромной переправы

Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства и реконструкции объектов Керченской паромной переправы Главгосэкспертиза России закончила рассмотрение проекта возведения и реконструкции объектов портовой...

Запущен сервис по доставке проектных грузов из Антверпена в Арктику

Запущен сервис по доставке проектных грузов из Антверпена в Арктику Российское Арктическое морское пароходство (ASCO) запустило новый сервис по доставке проектн...

Речной транспорт

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России «Енисейское речное пароходство» (ЕРП) включено в национальный реестр «Ведущие организации тр...

Навигация началась на реке Лена в Якутии

Навигация началась на реке Лена в Якутии Ледоходная обстановка на реке Лена в Якутии позволяет начинать навигацию, в связи с этим в понедельн...

Ж/Д транспорт

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с 1 июня начнет подконтрольную эксплуатацию подвижног...

Грузоотправители заказали более 7,6 тыс. вагонов под погрузку через ЭТП ГП

Грузоотправители заказали более 7,6 тыс. вагонов под погрузку через ЭТП ГП Через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) по итогам месяца после зап...

Авто транспорт

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер Скидка в системе оплаты за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам «Платон» будет но...

Главгосэкспертиза согласовала проект строительства автодороги к Крымскому мосту

Главгосэкспертиза согласовала проект строительства автодороги к Крымскому мосту Эксперты Главгосэкспертизы России согласовали проект строительства автодороги, которая соединит феде...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Отстой судна

Отстой судна В процессе коммерческой и технической эксплуатации морского судна перед судовладельцем рано или позд...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...