Пропускная способность Каспийского трубо-проводного консорциума удваивается

22.12.2016   Российская экономика
Пропускная способность Каспийского трубо-проводного консорциума удваивается

В этом году объем транспортировки по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) достигнет рекордной цифры - 43 млн т. Но уже в следующем году можно будет перекачивать до 67 млн т нефти.

Нефтепроводная система КТК начала строиться в 1999 году, чтобы поставлять нефть с месторождений Западного Казахстана к побережью Черного моря. В течение двух лет был создан трубопровод Тенгиз - Новороссийск длиной 1,5 тыс. км. При этом частично была использована инфраструктура построенного во времена СССР нефтепровода Гурьев - Грозный. Для отгрузки нефти рядом с Новороссийском у поселка Южная Озереевка возвели нефтяной терминал с двумя выносными причалами и с резервуарами на 400 тыс. т.

В 2004 году в КТК кроме казахстанской начала поступать и российская нефть. К 2010-му всего по трубопроводу прокачивалось уже 35 млн т в год. Однако еще при создании КТК было понятно, что таких мощностей будет недостаточно. Добыча в регионе должна была резко возрасти, во-первых, потому что на западе Казахстана находятся самые крупные запасы нефти в стране, во-вторых, готовились к освоению морские месторождения Каспия.

Значительные объемы казахстанской нефти производителям приходилось отправлять в сторону морских портов по железной дороге, что гораздо дороже транспортировки по трубе. В прошлом году на железнодорожные поставки пришлось около 6 млн т западноказахстанской нефти.

Сейчас максимальный тариф транспортировки нефти по трубопроводу от Тенгиза достигает 38 долл. за тонну, от других пунктов сдачи сумма рассчитывается пропорционально расстоянию до Новороссийска.

В 2011 году началось расширение КТК - одновременно на территории обеих стран. Прежде всего в Казахстане частично заменили трубопровод, который «Казмунайгаз» внес в качестве одного из активов при образовании консорциума. На участке длиной 88 км проложили новую трубу большего диаметра.

Были модернизированы нефтеперекачивающие станции и построены новые НПС, число которых за пять лет утроилось (стало 15). Одиннадцать из них находятся в России.

Сейчас КТК завершает вторую и третью фазу расширения трубопровода. В Казахстане в конце октября этого года запустили НПС-4, что позволило принимать нефть с Кашаганского месторождения. Еще одна станция будет введена во втором полугодии 2017 года. Вводятся станции на территории России. Запуск А-НПС-4А и А-НПС-5А в Астраханской области планируется в первом полугодии 2017 года. Затем будут сданы НПС-8 в Краснодарском крае, НПС-5 на Ставрополье. А последней на территории РФ в рамках проекта расширения будет введена НПС-2, которая расположена в Калмыкии.

Уже в этом году КТК готов принять до 52 млн т нефти, а с третьего квартала 2017 года - примерно на 10 млн т больше. Мощность прокачки можно увеличить еще на 5 млн т, если использовать антифрикционные присадки.

По трубопроводу КТК сейчас идет примерно половина добываемой в Казахстане нефти. В последние три года объем добычи падал, однако в 2017 году ожидается его рост на 6% - до 80 млн т. Сейчас самую большую загрузку трубы обеспечивает Тенгизское месторождение, откуда приходит около 25 млн т. Извлекаемые же запасы Тенгиза и соседнего Королевского месторождения оцениваются примерно в 1 млрд т.

Второе по объемам добычи Карачаганакское месторождение дает ежегодно около 10 млн т. И акционеры тенгизского и карачаганакского проектов планируют увеличить добычу нефти. По прогнозам казахстанского Минэнерго, на Тенгизе и Карачаганаке уже в следующем году будет добываться 27,6 и 11,2 млн т нефти соответственно.

Но главный резерв по приросту - гигантское Кашаганское месторождение с геологическими запасами 4,8 млрд т нефти. Месторождение находится в казахстанской части Каспийского моря, примерно в 200 км от берега. Три года назад оператор проекта North Caspian Operating Company (NCOC) остановил эксплуатацию Кашагана из-за утечек попутного газа в морских трубопроводах. В октябре этого года консорциум возобновил добычу. Если не случится сбоев, то к концу 2016-го в систему КТК должно поступить до 1 млн т кашаганской нефти, в следующем году - до 9 млн т. По прогнозам казахстанского Минэнерго, пика добычи в 13 млн т на первой фазе разработки Кашаган достигнет в 2020 году.

Российские поставки в КТК увеличатся за счет «ЛУКОЙЛа», который осенью этого года в северной части Каспийского моря запустил в эксплуатацию месторождение им. В. Филановского с извлекаемыми запасами категории С1 + С2 около 129 млн т. В 2017 году компания рассчитывает добыть 4,4 млн т, а к 2019-му подойти к планке в 6 млн т нефти в год. Кроме этого, «ЛУКОЙЛ» с этого года перенаправил в трубопровод КТК нефть с другого каспийского месторождения - им. Ю. Корчагина, ранее поступавшую в систему Баку - Тбилиси - Джейхан. Транспортировка до Новороссийска обходится компании дешевле, чем до турецкого порта. Чтобы осуществить этот проект, «ЛУКОЙЛ» соединил трубопроводом месторождения им. Филановского и Корчагина. На следующий год компания подала заявку на прокачку 5,4 млн т нефти. Постепенно компания будет вводить и другие открытые ею месторождения на Каспии.

Еще в трубопровод КТК поступает около 5 млн т от «Роснефти», которая поставляет сырье по железной дороге до пункта приема нефти «Кавказская» в Краснодарском крае.

Так что если не произойдет никаких глобальных перемен на нефтяном рынке, у Каспийского трубопроводного консорциума достаточно хорошие перспективы по заполнению трубы.


Вернуться к разделу Российская экономика

Инфопартнеры

Loading...

Новости

Лента новостей

Новейший МРК «Вышний Волочёк» готовится к ходовым и государственным испытаниям

Новейший МРК «Вышний Волочёк» готовится к ходовым и государственным испытаниям Новейший малый ракетный корабль (МРК) Черноморского флота (ЧФ) «Вышний Волочёк», пос...

ВМС США приостановят операции по всему миру из-за инцидента с эсминцем

ВМС США приостановят операции по всему миру из-за инцидента с эсминцем ВМС США приостановят операции по всему миру в связи со столкновением американского эсминца «Джона Ма...

Российская экономика

Ткачев считает, что Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в этом сельхозгоду

Ткачев считает, что Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в этом сельхозгоду Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в 2017-2018 сельскохозяйственном году, заявил гл...

Молодь гребешка на «морских огородах» в Приморье погибла из-за наводнения

Молодь гребешка на «морских огородах» в Приморье погибла из-за наводнения Предприятиям марикультуры в Приморье компенсируют ущерб за гибель молоди гребешка после августовског...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Резидент чукотской ТОР планирует отгрузить 200 тыс. тонн угля в Китай до конца навигации

Резидент чукотской ТОР планирует отгрузить 200 тыс. тонн угля в Китай до конца навигации Резидент территории опережающего развития (ТОР) «Беринговский» компания «Берингопромуголь» п...

Изменение границ территории морского порта Советская Гавань

Изменение границ территории морского порта Советская Гавань Распоряжением Правительства России от 28.07.2017 № 1634-р принято решение об изменении границ террит...




Морской транспорт

Приватизация «Совкомфлота» должна вывести компанию на новые рынки – Орешкин

Приватизация «Совкомфлота» должна вывести компанию на новые рынки – Орешкин Приватизация «Совкомфлота» должна не только принести доходы в бюджет, но и вывести компанию на новые...

Египет вдвое снижает сборы за транзит контейнеров через Суэцкий канал

Египет вдвое снижает сборы за транзит контейнеров через Суэцкий канал Правительство Египта объявило на прошлой неделе о введении скидок в размере 3%- 50% на транз...

Речной транспорт

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях Вместе с мэрами Союза городов Золотого кольца глава Ярославской области Дмитрий Миронов совершил про...

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Ж/Д транспорт

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» нужно продавать все 50% на аукционе – вице-президент

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» нужно продавать все 50% на аукционе – вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в случае принятия решения о продаже доли в «Трансконт...

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хотят создать его аналог - вице-президент

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хотят создать его аналог - вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хочет получ...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...