Возврат к регулированию ставок стивидоров уведет прибыль «в тень» и приведет сокращению инвестиций в портовую инфраструктуру – эксперты - Морские вести России

Возврат к регулированию ставок стивидоров уведет прибыль «в тень» и приведет сокращению инвестиций в портовую инфраструктуру – эксперты

19.08.2016

Морские порты

Возврат к регулированию ставок стивидоров может привести к снижению объема и доли инвестиций в портовую инфраструктуру из внебюджетных источников до уровня 2010 -13 гг. Об этом заявил Юрий Саакян, генеральный директор АНО «Институт проблем естественных монополий» (ИПЕМ), выступая на круглом столе «Регулирование стивидорных услуг в морских портах», который прошел сегодня в Москве.

По данным ИПЕМ, начиная с 2007 года, ФАС России последовательно выступала за отмену регулирования стоимости услуг морских портов. Это никоим образом не сказывалось на подорожании услуг стивидоров: ставки в долларовом исчислении в 2010 – 15 гг. либо оставались неизменными, либо снижались. И, даже после обвала национальной валюты, когда ставки, пересчитанные в рублях, выросли, объем перевалки по основным грузам в морских портах продолжал уверенно расти. Также в результате дерегулирования существенно выросли объем и доля инвестиций в портовую инфраструктуру из внебюджетных источников.

Как указал в своем докладе Юрий Саакян, отсутствие регулирования не означает отсутствия конкуренции. Во-первых, при поставке на экспортные рынки существует конкуренция между морскими бассейнами. Во-вторых, внутри бассейна существует конкуренция между отдельными портами. В третьих, в крупных портах как правило существует конкуренция между отдельными стивидорами.

Намерение ФАС вновь ввести регулирование тарифов в портах является серьезным шагом назад. «Реализация предложений ФАС России несет риск кратного увеличения количества принимаемых эти ведомством тарифных решений. У нас 48 вариантов расчета тарифа, нужно сделать расчеты для 23 портов, и для каждого порта по три расчета для трех операций: погрузка, выгрузка, хранение. Если перемножить эти цифры, то получится, что при расчете тарифа на год, нужно будет принимать 2000 тарифных решений, а при расчете на квартал – более 8 тыс.», – подчеркнул гендиректор ИПЕМ.

«Возврат к регулированию, – продолжил докладчик, – приведет к снижению поступлений налога на прибыль в размере 3% - 37% в зависимости от субъекта федерации». Самые большие показатели потерь – для Приморского края, здесь снижение поступлений от налога составит 36,6%. Затем идут Хабаровский (15,8%) и Краснодарский (15,5%) края. В абсолютных цифрах Приморье недосчитается 43,3 млрд рублей, Хабаровский край – 14,7 млрд.рублей, Краснодарский край – 111,5 млрд руб, и Ленинградская область – 40,7 млрд руб.

«Возврат к регулированию ставки перевалки в портах поставит под угрозу возможность реализации новых инвестиционных проектов, поскольку предлагаемая ФАС норма рентабельности намного ниже реальной рентабельности портового бизнеса», - заключил Ю. Саакян.

Присутствовавший на круглом столе заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Константин Стасюк, озвучил позицию федерального агентства по этому вопросу. «Наша позиция консолидирована с позицией министерства транспорта. Она заключается в том, что в результате понизится инвестиционная привлекательность морских портов, центр прибыли уйдет в серую зону, а значит ожидается недополучение поступлений налогов», – сказал К. Стасюк.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ