Севморпуть повышает ставки и ждет развития - Морские вести России

Севморпуть повышает ставки и ждет развития

15.06.2022

Транспортная политика

Севморпуть повышает ставки и ждет развития

Объем перевозок по Северному морскому пути должен к 2030 году превысить 200 млн тонн. Об этом заявил вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на совещании у президента России Владимира Путина по вопросам развития Арктической зоны РФ.

Сергей Алексеев

Согласно совместному отчету Минвостокразвития, ФАНУ «Востокгосплан» и Минэкономразвития, реализация инвестпроектов Арктической зоны РФ, связанных с Северным морским путем, принесет 13 трлн рублей налоговых поступлений в горизонте с 2024 по 2035 год.

«Северный морской путь в ближайшем времени должен стать международным транспортным коридором. Это кратчайший торговый маршрут из Азии в Европу. И от нас зависит, сможет ли он стать конкурентом Суэцкому каналу. Чтобы арктическая магистраль была быстропроходимой, надежной и выгодной, необходимо завершить масштабную программу по развитию инфраструктуры Северного морского пути и созданию ледового флота», – заявил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

Пути достижения амбициозной цели министр и другие представители федеральных ведомств представили в ходе заседания Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации. Подробности приводит наш корреспондент.

Инвестпроекты и портовая инфраструктура

Основную грузовую базу Северного морского пути должны обеспечить проекты четырех компаний – «НОВАТЭКа», «Газпромнефти», «Роснефти» и «Северной звезды»: «Арктик СПГ», «Восток Ойл», освоение месторождений на Ямале и Таймыре.

Также будет расти транзитный поток в рамках объявленного партнерства «Росатома» и компании DP World.

Наибольшая доля грузопотока будет представлена углем, на «втором» месте – сжиженный природный газ, за ним следуют транзитные грузы и нефть. Оставшиеся объемы займут газовый конденсат, грузы обеспечения, металлы и социальные грузы.

Рис. 1. Прогноз грузопотока в разрезе продукции

Планируется, что мощности портовой инфраструктуры к 2024 году должны вырасти более чем в 2,5 раза в сравнении с текущими показателями. В настоящее время завершается строительство терминала «Утренний» для проекта «Арктик СПГ 2». Ведется строительство порта «Бухта Север» для проекта «Восток Ойл», терминала «Енисей» для «Северной звезды», угольного терминала «Лавна» в Мурманске.

Создание грузового флота

По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, сегодня грузовой флот ледового класса для вывоза экспортных грузов насчитывает 45 судов. На отечественных верфях строятся еще 32 судна, которые обеспечат грузопоток в 80 млн тонн к 2024 году.

«Для вывоза прогнозируемого грузопотока до 2030 года данную группировку необходимо расширить еще на 55 судов. Потенциально это огромный заказ для судостроения. И приоритет в его исполнении должен быть отдан российским верфям. Однако надо понимать, что в таком масштабе, если мощностей российских верфей не хватит, необходима будет международная кооперация», – отметил министр.

Рис. 2. Грузовой флот высокого арктического класса

Он подчеркнул, что в указанные 55 судов входят 10 каботажных общим дедвейтом 200 тысяч тонн, необходимых для обеспечения северного завоза. Минвостокразвития уделяет особое внимание проекту их строительства.

В целом же к 2030 году арктический грузовой флот РФ должен составить 132 судна. В их числе – 15 контейнеровозов, 25 балкеров и 92 танкера.

Строительство ледоколов

Грузопоток в 200 млн тонн в Арктике невозможен без круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Обеспечить ее может многочисленная ледокольная группировка, которая «закроет» арктическую магистраль на всем ее протяжении.

Спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов сравнил данный проект с мостом, а ледоколы – с его опорами: каждый будет обеспечивать грузопоток в своем секторе.

На сегодня действующая ледокольная флотилия «Росатом» насчитывает шесть судов. Это атомные ледоколы недавно построенные «Арктика» и «Сибирь», а также «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр» и «Ямал».

Последние три в 2027–2028 годах выведут из эксплуатации. Это создает риски обеспечения для растущего грузопотока.

Рис. 3. Ледокольное обеспечение

В стадии проектирования сегодня находятся четыре атомных ледокола, в том числе головное судно проекта «Лидер» мощностью 120 МВт, которое получит название «Россия».

«По нашей совместной с грузоотправителями оценке, чтобы закрыть всю восточную часть Северного морского пути, к 2030 году нужно построить дополнительно еще шесть ледоколов», – отметил Владимир Панов.

Обеспечение безопасности мореплавания

Естественно, что поставленные Стратегией развития Арктической зоны РФ до 2030 года задачи требуют круглогодичной аварийной готовности. Для обеспечения безопасности при планируемом грузопотоке необходимы минимум 54 спасательных судна. Об этом заявил заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай.

В настоящее время на дежурстве в акватории Севморпути восемь «спасателей».

В рамках Комплексного плана модернизации инфраструктуры и транспорта до 2024 года строятся 16 «спасателей» и буксиров. В настоящее время заключены госконтракты на строительство 15 судов, еще одно будет законтрактовано в этом году.

– Для несения готовности в период с 2025 до 2030 год необходимо дополнительно построить еще 30 судов. В том числе 7 судов за счет средств ФГБУ «Морспасслужба» и 23 судна за счет средств федерального бюджета. Для строительства последних потребуется порядка 80 миллиардов рублей. Финансирование в федеральном бюджете на сегодняшний день не подтверждено. Предложения по финансированию будут сформированы при продлении государственной программы развития транспортной системы до 2030 года, – сообщил заместитель министра.

Для эффективного реагирования в ключевых морских портах Северного морского пути также действуют морские спасательные координационные центры, создается база обслуживания флота в Мурманске.

– С учетом развития Арктической зоны после 2024 года планируется включение в продленную государственную программу развития транспортной системы РФ мероприятий по строительству баз в морских портах Певек, Тикси и Диксон, на что потребуется дополнительно порядка 6 миллиардов рублей, – добавил Александр Пошивай.

Рис. 4. Строительство аварийно-спасательных судов до 2030 года

Северный широтный ход

Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков напомнил, что для эффективного использования Северного морского пути должна быть обеспечена связь с сухопутными транспортными коридорами. В частности, с железнодорожным инфраструктурным мегапроектом «Северный широтный ход».

Рис. 5. Развитие железнодорожной инфраструктуры для СМП

Магистраль должны построить в Ямало-Ненецком автономном округе, она свяжет его западную и восточную части. Протяженность маршрута составит 707 километров, ежегодно СШХ сможет пропускать 23,9 млн тонн грузов.

Активная стройка железнодорожных объектов Северного широтного хода должна начаться уже в 2022 году. Запуск проекта позволит в том числе разгрузить БАМ и Транссиб. Это принципиально важно с учетом переориентации на восток основных экспортных ресурсов.

Спутниковый мониторинг

Для обеспечения безопасного судоходства крайне важно обеспечить точное прогнозирование метеорологических и ледовых условий.

До конца следующего года планируется завершить создание радиолокационных спутников для Севморпути. В планах до 2030 года постройка и запуск в космос 11 спутников, сообщил Алексей Чекунков.

«На сегодняшний день с помощью оптических спутников лед невозможно разглядеть из космоса. Связано это с особенностью облачности в Арктической зоне. Сегодня единственным эффективным способом мониторинга ледовой обстановки является радиолокация. В 2022–2023 годах на орбиту должно быть выведено два «Кондора-ФКА» и один «Обзор-Р», которые обеспечат нам радиолокацию льда» – добавил спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

Рис. 6. Спутниковая группировка, обеспечивающая метеорологию, связь, интернет и разведку ледовой обстановки

Северный завоз грузов

Еще одной важной задачей является обеспечение каботажных перевозок, которые важны как для реализации инвестпроектов, так и для обеспечения северного завоза.

В 2022 году Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с госкорпорацией «Росатом» запускает регулярную каботажную линию между Санкт-Петербургом и Владивостоком. Рейсы будет выполнять судно-лихтеровоз «Северморпуть».

«Грузоотправители будут заранее знать точные даты рейсов, а благодаря субсидированию перевозок, стоимость фрахта будет конкурентоспособной», – сообщил глава Минвостокразвития.

Он также доложил о междведомственной работе по повышению эффективности северного завоза. Так, был проведен детальный анализ логистических схем организации закупок и доставки товаров.

«Видим большое пространство для удешевления и увеличения скорости доставки. Так, в среднем стоимость дизельного топлива, доставляемого по северному завозу, в 2 раза дороже, муки – до 3 раз, угля – до 10 раз. По трем направлениям мы пересобираем логистические цепочки», – отметил чиновник.

По его словам, министерство готовит федеральный закон, который определит статус участников северного завоза и категорий товаров. Соответственно, будет обеспечен приоритет обслуживания грузопотоков стивидорами и логистами. Это позволит избежать транспортного коллапса, случившегося в 2021 году.

Рис. 7. Повышение эффективности Северного завоза в РФ

Также создается цифровая платформа северного завоза, которая сможет упростить и сделать прозрачными планирование заказов и закупки товаров.

Фото, иллюстрации: ПАО «Совкомфлот», Минвостокразвития, Минтранс РФ, ГК «Росатом»

Морской флот №2 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ