Беларусь vs Литва: обмен санкциями на перевозки - Морские вести России

Беларусь vs Литва: обмен санкциями на перевозки

15.05.2022

Транспортная политика

Беларусь vs Литва: обмен санкциями на перевозки

Фото: portofklaipeda.lt

Обмен санкциями в транспортной сфере между Беларусью и Литвой близится к логичному финалу. Потери будут взаимны. Белорусские грузы уходят из портов Литвы на российские мощности, расстояние перевозки растет, а с ним и затраты на логистику и новую портовую инфраструктуру. Литва, лишившись стабильных грузопотоков, теряет значимый источник дохода. Санкции Евросоюза и США по отношению к Союзному государству России и Белоруссии лишь ускоряют процесс транспортного размежевания с прибалтийской страной. Однако если у Беларуси есть возможность в перспективе окупить вызванные конфликтом затраты за счет российской инфраструктуры, то у Литвы такой возможности не предвидится.

Евгений Владимиров

Для калийных удобрений находят выход

В начале марта текущего года президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что страна обзаведется своим портовым хозяйством в России. Построить новый порт для экспорта белорусских грузов планируется в течение двух лет. Место для строительства уже определяется. По словам А.Лукашенко, этот вопрос обсуждался с президентом России Владимиром Путиным еще до обострения ситуации вокруг Украины. Теперь такой проект особенно востребован.

К реализации планов на Балтике Беларусь подтолкнули действия Литвы, правительство которой 1 февраля 2022 года аннулировало договор 2018 года о железнодорожном транзите белорусских удобрений после того, как США ввели санкции против ОАО «Беларуськалий». По договору Беларусь имела право до 2023 года провозить транзитом через Литву 11 млн тонн белорусских удобрений в год на погрузку в порту Клайпеда. В ответ Минск с 7 февраля остановил железнодорожный транзит через свою территорию погруженных в Литве нефтепродуктов и удобрений.

Между тем строительство портовых мощностей на Балтике – довольно дорогостоящий проект, требующий масштабного дноуглубления. Например, на создание терминала для перевалки минеральных удобрений с грузооборотом 12 млн тонн в порту Усть-Луга было потрачено примерно $300 млн. К тому же новый маршрут экспорта белорусских грузов через Россию будет почти на 200 км длиннее, а это дополнительные затраты.

Однако на другой чаше весов была утрата Беларусью в принципе возможности экспорта. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, за 2020 год страна только от экспорта калийных удобрений получила $2,4 млрд. Это около 8% всего объема экспорта и около 4% ВВП страны, который составляет $60,3 млрд. Если считать, что и в 2022 году при нормальном течении событий Беларусь могла бы заработать около $2,5 млрд на калийных удоб-рениях, экспортируя их через Литву и Украину, то прекращение транзита через порт Клайпеда теперь обойдется потерей до 80% этих средств, или около $2 млрд. Оставшиеся 20% средств, или $0,5 млрд, приходятся на доходы от экспорта через украинские порты Николаев на Черном море и Рени на реке Дунай.

После введения санкций со стороны Литвы Беларусь планировала перебросить объемы на Украину, и сначала даже удалось договориться об использовании порта Одессы. Но вскоре Украина под внешним давлением с 16 февраля 2022 года остановила транзит удобрений из Беларуси. В такой ситуации экспорт белорусских удоб-рений через российские порты стал наиболее реалистичным вариантом.

Ключевой экспорт – в Россию

Идея переориентации калийных удоб-рений на российские порты высказывалась Минском и ранее на фоне постепенного обострения отношений с Литвой. Катализатором этого процесса послужил геополитический кризис в регионе в период выборов президента Беларуси в августе 2020 года.

Стороны тогда обменивались колкими замечаниями. Президент Литвы Гитанас Науседа заявлял, что после закрытия портов для белорусских товаров на международном рынке появится новый вид продукции — «золотые удобрения из Белоруссии». Президент Лукашенко парировал. Посмотрим, как они будут жить, когда все торговые потоки Беларусь переориентирует с Литвы на другие страны, говорил он (грузопотоки из Беларуси формируют 30% литовского бюджета).

При этом политики тянули время. Но то, чего можно было избежать, случилось – сегодня транзит остановлен с обеих сторон. Минску срочно пришлось искать поддержки у Москвы в предоставлении портовых мощнос-тей.

Впрочем, строительство морского терминала для калийных удобрений начали обсуждать уже в 2021 году. Как заявлял в марте прошлого года руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев, его месторасположение предполагалось определить к лету, затем проработать проект. В России выражали поддержку проекту, несмотря на то что «Беларуськалий» – прямой конкурент российского «Уралкалия».

В августе 2021 года премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко заявлял о готовности перенаправить транзит калийных удобрений через Россию уже к декабрю, если Литва откажется от перевалки этого груза. А 17 февраля 2022 года статс-секретарь – заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев сообщил в Госдуме, что Россия планирует начать железнодорожные перевозки удобрений из Беларуси в текущем году. Речь шла о перевалке 2,1 млн тонн.

Перевод экспортного потока белорусских удобрений в российские порты пошел по проторенному пути. Ранее на основе межправительственного соглашения от 20 февраля 2020 года для перевозки нефтепродуктов в порты Санкт-Петербург и Усть-Луга был введен принцип «вези или плати». В феврале 2021 года подписали соглашение об экспорте белорусских нефтепродуктов через эти порты в объеме около 9,8 млн тонн (оно будет действовать до конца 2023 года с возможностью автоматического продления). А через месяц поставки уже начались.

Постепенно транзит белорусских нефтепродуктов через Литву иссяк. В конце прошлого года председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявлял, что Беларусь в 2021 году экспортирует через порты России минимум 2,3 млн тонн нефтепродуктов, что на 35% больше запланированного объема.

До этого белорусские бензин, мазут, различные масла доставляли в порты Латвии и Литвы по железной дороге, затем морем отправляли дальше. В целом Беларусь экспортирует около 11 млн тонн нефтепродуктов. Через Латвию и Литву по морю в Нидерланды и Великобританию отправлялось около половины. Стоимость перевалки этих объемов оценивалась в €19 млн в год.

На фоне нарастающего противостояния с Литвой Беларусь в целом увеличивала экспорт. По данным Белстата, объем всего белорусского экспорта в январе 2022 года вырос на 33,4% и достиг $3,3 млрд по сравнению с январем 2021-го. Причем средние цены экспорта повысились на 34,8%. Почти 38% экспорта пришлось на Россию. В пятерку стран, куда Беларусь экспортировала свои товары, после России также вошли Украина, Польша, Нидерланды и США.

В то же время грузопоток в портах Литвы падал. В 2021 году здесь было обработано 45,6 млн тонн грузов, на 4,6% ниже по сравнению с показателями 2020-го. В декабре прошлого года, как передает LRT.lt, президент Ассоциации стивидорных компаний Литвы Вайдотас Шилейка заявлял, что грузооборот Клайпедского порта в 2022 году может снизиться более чем на треть.

Литва многое теряет

После ухода белорусских нефтепродуктов, а теперь и удобрений, новые санкции в отношении России нанесут основательный удар и по грузовой базе главного порта Литвы – Клайпеде. В марте этого года опасения масштабного снижения объемов переработки грузов высказал генеральный директор Клайпедского порта Альгис Латакас. По его словам, грузооборот порта может упасть до 19 млн тонн, то есть более чем вдвое.

Еще до начала санкционной войны Россия последовательно проводила политику по переводу своих внешнеторговых грузов из портов Украины и Балтии на отечественные порты – из Литвы прежде всего нефтепродуктов. Такой курс был взят более десяти лет назад, он активизировался в последние годы. По информации Минтранса России, переориентации максимальных объемов российских грузов с портов Балтии на порты России планируется достичь к 2022-2023 годам за счет создания дополнительных портовых мощностей.

По итогам 2021 года грузооборот морских портов РФ вырос на 1,7% и составил 835,2 млн тонн против 820,9 млн тонн в 2020 году, в том числе российских портов в Балтийском бассейне – на 4,7%, до 252,8 млн тонн против 241,5 млн тонн, тогда как объем российских грузов, переваленных через порты стран Балтии, снизился на 11,9%, до 18,4 млн тонн против 20,9 млн тонн.

Очевидные экономические потери Литвы, как и других прибалтийских государств, от разрыва транспортных связей с Союзным государством России и Белоруссии не принимаются в расчет властями страны. К углублению конфликта Литву подталкивают и ее прибалтийские соседи.

Во второй половине марта текущего года министр сообщения Латвии Талис Линкайтс заявил, что правительство планирует принять решение о запрете на заход российских судов в порты страны. Он также заявил о готовящемся совместном заявлении трех прибалтийских государств. Министр посетовал, что, несмотря на санкции, введенные в отношении российских и белорусских компаний, движение грузов через порты Латвии все же происходит, так как администрации портов не прислушиваются к призывам не пускать суда под российским флагом. Если запрет будет реализован на практике – из портов Латвии, как и из Литвы, уйдут российские транзитные грузы. В результате, по самым пессимистичным прогнозам, грузооборот в Вентспилсском порту снизится на две трети, в Риге – на 45%, в Лиепае – до 30%.

Если в литовском порту Клайпеда оценивают снижение грузооборота в этом году в 2 раза, то государственные Литовские железные дороги при этом могут потерять до Ђ100 млн в год – треть своих доходов, или до 10% от объема перевозок. Без белорусских и российских грузов страны Балтии станут своеобразным аппендиксом Евросоюза, через который бессмысленно везти европейские грузы.

Вероятно, в Литве такие пессимистичные сценарии уже рассматривали раньше. Еще до обострения геополитической ситуации там планировали для конкуренции с российскими портами развивать внешний глубоководный порт в Клайпеде как стратегический центр логистики и транзита Восток – Запад. Но в итоге приоритет был отдан внутреннему развитию порта, а вопрос внешнего порта отложен до 2030 года.

Спасение в российских проектах

Несмотря на многочисленные заявления о строительстве в России морского терминала для перевалки белорусских удобрений, окончательного решения о месте его строительства пока не принято. Это могут быть порты Усть-Луга, Высоцк или Приморск, считают в «Росморпорте». Понятно, что современная ситуация скорректировала намеченные ранее планы – теперь, очевидно, потребуются портовые мощности для перевалки всего экспортного объема удобрений из Беларуси, а это около 12 млн тонн в год. А пока терминал строится использовать придется все возможности для исполнения белорусских контрактов по экспортным поставкам, при этом могут быть задействованы имеющиеся мощности и в Санкт-Петербурге, и в Усть-Луге и в других портах Северо-Запада.

Торговые ограничения, введенные Литвой, были подкреплены санкциями Евросоюза. В частности, были продлены ограничения на поставку в Минск товаров и технологий двойного назначения, а также введены ограничения на торговлю минеральным топливом, битуминозными веществами, газообразными углеводородами, хлоридом калия, древесиной, цементом, железом и сталью, продуктами из резины, табачной продукцией. И хотя был запрещен экспорт далеко не всех нефтепродуктов из Беларуси, реальные поставки оказались под вопросом как раз из-за позиции Литвы.

Между тем возможность строительства портовых мощностей в России для перевалки белорусских товаров на Балтике определяется тем, будет ли потребитель для этих грузов, говорит заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.

Как минимум два европейских государства – Германия и Великобритания – хотят до конца этого года прекратить поставку российских и белорусских нефтепродуктов. Потенциальных потребителей можно найти, однако на это потребуется время. При этом покупатели должны быть надежными, особенно с учетом того, что поставки нефтепродуктов в Европу будут сокращаться, говорит эксперт.

Главный экспортный товар Беларуси – минеральные удобрения – дает около 10% от всего стоимостного объема экспорта страны. Нефтепродукты – на второй позиции. Далее идут молочная и мясная продукция, черные металлы и изделия из них, тракторы и грузовые автомобили. Рассчитывать на продолжение поставок товаров в страны первой пятерки импортеров, кроме России, Беларуси больше не приходится.

Но на седьмом месте стоит Китай, объем экспорта белорусских товаров в эту страну, особенно сельскохозяйственной продукции, сейчас растет. У Беларуси с Китаем пока отрицательное сальдо торгового баланса примерно в $3 млрд. Но есть еще Бразилия и Индия, которые в большом количестве потребляют калийные удобрения. В совокупности на эти три страны приходится около 50% всего экспорта удобрений. Альтернативные транспортные пути через Россию необходимы Беларуси в первую очередь для того, чтобы сохранить эти рынки.

Сейчас не самая благоприятная ситуация, чтобы втягиваться в строительство новых портов, подобные проекты будут иметь смысл тогда, когда произойдет стабилизация, считает В.Евсеев. Но война транспортных санкций между Литвой и Беларусью давно вышла за пределы региона и стала частью глобальных противоречий. Последствия такой ситуации затронут многие страны. Речь будет идти скорее о том, кто сможет дольше выдержать, считает эксперт. С этой точки зрения реализация совместного портового проекта России и Беларуси будет иметь геополитический смысл.

Морские порты №2 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ