Вписаться в стратегию - Морские вести России

Вписаться в стратегию

23.12.2021

Транспортная политика

Тезисы по развитию судостроения в Совете Федерации

Фото: пресс-служба Совета Федерации

В конце октября 2021 года в Совете Федерации России прошел круглый стол, посвященный вопросам поддержки развития гражданского судостроения и судоремонта в России. В дискуссии принимали участие заместитель министра иностранных дел РФ Александр Панкин, замруководителя Росморречфлота Денис Ушаков, заместитель руководителя Росрыболовства Хасан Лихов, директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков, представители Минэкономразвития, Минфина, судостроительной промышленности и экспертного сообщества.

Делегаты обсуждали вопросы реализации программ льготного лизинга пассажирских судов, ценообразования в судостроении, субсидирования проектов в части строительства и эксплуатации пассажирских судов, совершенствования нормативного правового регулирования.

Пётр Куусинен

Судостроение растет, судоремонт – отстает

Открывал круглый стол заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов, который сообщил, что по итогам 2020 года объем гражданского судостроения вырос на 123%. Показатели стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года по большинству пунктов выполняются, учитывая непростые условия, в которых последнее время работают промышленность и экономика. С судоремонтном дела обстоят хуже.

Сейчас на территории России действует около 50 крупных и более 100 малых и средних судоремонтных организаций. При этом основные мощности судоремонта исторически специализируются на обслуживании военных кораблей. Существенное влияние оказывает высокий процент изношенности основных фондов. Есть проблемы и с рентабельностью производства, отсутствием свободных средств для инвестирования.

Директор департамента судостроительной промышленности морской техники Министерства промышленности и торговли Борис Кабаков подтвердил тезисы Константина Долгова.

Прошлая стратегия развития судостроительного производства на период до 2020 года была выполнена практически на 100%, рост промышленного производства увеличился в 4,3 раза.

Аналогично и со стратегическим обновленным документом. Всего в стратегии задействовано около 450 отраслевых предприятий, из них судоремонтных и судостроительных заводов 188.

Что делать

Несмотря на существенный рост производства, есть в судостроении и свои проблемы. Отрасли необходимо расширение господдержки, прежде всего судоходных компаний, развитие инструментов лизинга, привлечение дополнительных средств финансирования, увеличение доли локализации.

Как сообщил Борис Кабаков, с принятием новой редакции постановления правительства № 719 об импортозамещении и введением балльной системы доля российских комплектующих в судостроении увеличилась. Как рассказали на круглом столе, сейчас уровень локализации в среднем составляет 47,5% (для сравнения: в 2017 году он был около 28%). При этом в стратегии развития судостроительной промышленности заложена цель повысить долю стоимости отечественных комплектующих к цене конечной гражданской продукции к 2035 году до 75%.

Сейчас Минпромторг вместе с ГТЛК и профильными ведомствами работают над привлечением средств из Фонда национального благосостояния на развитие лизинговой программы в судостроении. Документ находится на рассмотрении у председателя правительства РФ. Эти средства со средствами частных инвесторов пойдут на строительство до 2032 года около 318 единиц флота.

Кроме того, профильный департамент разрабатывает дополнительные меры поддержки, которые будут направлены на повышение рентабельности пассажирских перевозок в регионах. В том числе предоставление субсидий из бюджета субъектов РФ на возмещение части операционных затрат.

В январе 2021 года Михаил Мишустин подписал постановление «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности». Сейчас Минпромторг наделен полномочиями по установлению порядка определения начальной максимальной цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком в судостроительной промышленности.

Ведомство также разработало федеральный закон о промышленной политике, который вводит процедуру обязательной экспертизы обоснования ориентировочной стоимости строительства и реализации судов. Причин у такой инициативы несколько.

В бюджетах государственных заказчиков отражаются стоимости, которые зачастую занижены и не соответствуют реальным ценам строительства судна. Поэтому по каждому проекту приходится принимать отдельное решение правительства, сроки сдачи объектов срываются, верфи недополучают средства и так далее по цепочке.

Усложняет жизнь судостроителям и постановление правительства РФ № 616 от 30 апреля 2020 года в части невыполнимого требования о предоставлении выписки из Реестра российской промышленной продукции. Постановление устроено так, что при закупке верфь должна предоставить выдаваемый Торгово-промышленной палатой сертификат соответствия судна или морской техники 719-му постановлению. Но эти документы можно получить только по окончании строительства судна.

Поэтому некоторые конкурсные процедуры приостановлены из-за невозможности выполнения постановления № 616. Пока инициатива Минпромторга о внесении изменений в документ не нашла поддержки у коллег из других ведомств. Судоремонту в стратегии развития до 2035 года посвящены отдельные главы.

В октябре этого года Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения об обнулении НДС на работы по обслуживанию и ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река – море) плавания, а также судов рыбопромыслового флота. Доклад на эту тему должен быть представлен главе государства к 15 декабря.

Помимо этого, предлагается сокращение административных регламентов федеральной таможенной службы и таможенных требований. В том числе упрощение таможенных процедур при получении запасных частей для ремонта.

Слово транспортникам

От лица заказчиков на мероприятии выступал заместитель руководителя Росморречфлота Денис Ушаков, который сделал упор на ценообразование. По его словам, из-за того, что в 2021 году существенно повысились цены на строительные материалы, правительство приняло постановление № 1315 от 09 августа 2021 года, по которому установили возможность изменения цены контракта после проведения повторной госэкспертизы сметной документации.

Прокомментировал Д. Ушаков и постановление правительства № 34 от 23 января 2021 года. Росморречфлот считает существенным моментом в приказе необходимость заключения контракта на разработку технического проекта.

По правилам РС до начала постройки судна на рассмотрение классификационному обществу предоставляется техническая документация либо в объеме ПДСП без последующего одобрения рабочей документации, либо в два этапа: предоставление техпроекта и последующее одобрение РКД.

По правилам исполнитель, даже при имеющемся техническом проекте, должен разработать техдокументацию для строительства судна, которая входит в стоимость контракта на его строительство. И большая часть компаний разрабатывает техническую документацию с одноэтапным одобрением регистра.

Поэтому отдельная оплата работ за изготовление технического проекта для расчета цены контракта и далее оплата за разработку технической документации – неэффективная трата средств. И с точки зрения бюджетного законодательства это недопустимо.

В связи с этим Росморречфлот совместно с Минпромторгом предлагает доработать проект приказа, чтобы при определении начальной максимальной цены контракта исходить из предусмотренных лимитов денежных средств на реализацию мероприятия. Это поможет сэкономить средства.

Особое мнение рыбаков

Ситуацию с обновлением промыслового флота и НИСов для Росрыболовства прокомментировал заместитель руководителя ведомства Хасан Лихов.

В период с 2005 по 2017 год в стране была четкая тенденция по уменьшению количества судов рыбопромыслового флота. Такие суда в России не строились, флот в основном или приобретался за рубежом или проходил модернизацию как в Европе, так и в Азии. С началом программы инвестиционных квот статистика начала исправляться. К 2025 году отрасль должна получить порядка 100 современных судов с практически неограниченными районами плавания.

Сдвинулась ситуация и со специализированным флотом. Сейчас принято решение о строительстве восьми новых судов для аварийно-спасательных отрядов. В 2019 году ведомство приняло стратегию развития рыбохозяйственного комплекса, по которому предусмотрена программа обновления научно-исследовательского флота для ВНИРО. В документе до 2030 года предусмотрено строительство трех крупнотоннажных и семи среднетоннажных судов.

Из числа проблем представитель Росрыболовства особо выделил отсутствие механизма корректировки стоимости строительства судов. Контракты на строительство рыбопромысловых судов по программе инвестиционных квот заключены давно, суда уже строятся, но цена металла растет, увеличилась стоимость оборудования из-за курсовой разницы, усиливается санкционное давление. При этом отлаженного механизма корректировки цены контракта нет. Заводы, заказчики и власти вынуждены в индивидуальном порядке решать проблемы недофинансирования.

Чтобы опередить требования

Заместитель министра иностранных дел Александр Панкин сделал упор на ужесточение требований по снижению выбросов парниковых газов в судоходстве. К 2050 году, по требованиям ИМО, эмиссию парниковых газов необходимо снизить на 50%. На европейском уровне к 2035 году выбросы от речных судов хотят сократить на 35% (по отношению к 2015 году).

Это амбициозная задача, за которой наверняка последует государственное регулирование на уровне отдельных стран либо на уровне ЕС. И чтобы выполнить эти требования, необходимо планировать ходы уже сегодня как в плане производства, так и в плане систематической модернизации флота.

В завершении выступления Александр Панкин подчеркнул, что в условиях конкуренции и санкционного давления гражданскому судостроению придется непросто. Отрасли надо готовиться к этому испытанию.

Кому особые условия?

Министр промышленности и торговли Хабаровского края Игорь Фомин поддержал предложения Минпромторга о необходимости субсидирования строительства судов в силу особенного географического расположения или суровых климатических условий.

Региональные власти совместно с ОСК подготовили ряд нормативных документов о введении субсидий для Дальнего Востока до 20%.

Сегодня предприятия региона показали свою способность строить сложные суда. Это несмотря на весь скепсис, который был в момент заключения контрактов.

В регионе также необходимо развивать судоремонт, потому как уже в скором времени судоходным компаниям будет негде ремонтировать новый флот. Иначе все заказы пойдут к соседям в Китай, Корею, Вьетнам, а это существенные деньги.

В качестве предложений по стимуляции развития судоремонта И. Фомин предложил использовать опыт «квот под киль», завязав получение каботажных грузов на судоремонт.

Коллегу из Хабаровского края поддержал министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин. В частности, спикер предложил создать механизм, позволяющий отдавать приоритет местным производителям при проведении государственных муниципальных закупок. Эта мера позволит активизировать объемы производства на региональном уровне.

В качестве еще одной актуальной меры Сергей Калитин назвал компенсацию разницы стоимости строительства заказа с зарубежными конкурентами, особенно по строительству среднего и малотоннажного флота, пассажирских и транспортных судов на верфях Дальнего Востока.

Из-за высокого износа судоподъемных сооружений предприятий дальневосточного региона нужна субсидия на возмещение части затрат по ремонту судоподъемных сооружений. Также у предприятий остро стоит вопрос дноуглубительных работ, объем которых оценивается в 150 млрд рублей.

Завершая выступление, Сергей Калитин просил рассмотреть вопрос о целесообразности расширения механизма инвестиционных квот с сохранением прежних условий.

Как ранее говорил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в ходе отраслевой сессии в рамках Восточного экономического форума, второй этап государственной программы инвестиционных квот будет действовать только для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Распределить планируется еще 20% местных долей квот.

По словам И. Шестакова, проведение второго этапа необходимо для обеспечения переработки до 80–90% вылова. Рост объемов глубокой переработки уже стал одним из позитивных эффектов первого этапа программы инвестквот.

В рамках второго этапа, по итогам предварительного обсуждения с рыбопромышленниками, предполагается построить порядка 8–10 крупных рыбоперерабатывающих заводов и до 30 судов различного тоннажа, в том числе крупнотоннажных.

Морской флот №5 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ