Эффективные ответы на вызовы времени - Морские вести России

Эффективные ответы на вызовы времени

20.09.2020

Транспортная политика

Эффективные ответы на вызовы времени

Фото: пресс-служба Росморречфлота

В канун Дня работников морского и речного флота в Федеральном агентстве морского и речного транспорта состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета при Росморречфлоте.

В работе коллегии приняли участие министр транспорта Евгений Дитрих, его заместитель Юрий Цветков, руководитель Росморречфлота Александр Пошивай, первый вице-президент Русского географического общества, депутат Государственной Думы Артур Чилингаров, председатель Региональной общественной организации ветеранов морского и речного флота Юрий Михайлов, председатель Общероссийского движения поддержки флота, зампредседателя Общественного совета при Росморречфлоте Михаил Ненашев, представители организаций морского и речного транспорта, отраслевого бизнеса и профсоюзов.

А. Сидоров

Водный транспорт не допустил паралича мировой торговли

Как подчеркнул Евгений Дитрих, общими усилиями моряков, речников и портовиков водный транспорт успешно выполняет поставленные задачи. «Отрасль находит эффективные ответы на вызовы времени и в полной мере обеспечивает безопасность судоходства и охрану окружающей среды», – сказал он.

Глава Минтранса отметил комплексную работу отраслевиков, направленную на стабильное и бесперебойное функционирование воднотранспортной системы страны. «Строится современный флот, делаются шаги для развития круизного сектора, набирает темпы выполнение приоритетной задачи транспортного ведомства – реконструкции магистральной инфраструктуры, прежде всего в рамках нашего Комплексного плана», – добавил он.

Особое внимание Евгений Дитрих уделил необходимости обеспечения потребностей экономики и общества в транспортных услугах в условиях распространения коронавирусной инфекции. «Во многих случаях именно водный транспорт и порты в условиях массового закрытия национальных границ, непредсказуемого поведения международных валют, остановки промышленности и разрыва технологических цепочек приняли на себя дополнительную нагрузку, не допустив полного паралича мировой торговли, коллапса перевозок продовольствия и других важных грузов», – сообщил министр.

Евгений Дитрих отметил, что Минтрансом и Росморречфлотом во взаимодействии с отраслевыми ассоциациями делается все необходимое для сокращения негативных последствий пандемии, создания условий для бесперебойной работы и сохранения потенциала флота, надежного функционирования инфраструктуры. «Не сомневаюсь, что мы с вами успешно справимся и с этим глобальным вызовом. А поддержка государства и заложенные предпосылки улучшения инфраструктуры отрасли уже скоро отразятся на увеличении грузовых и пассажирских потоков на водном транспорте, дальнейшем росте мощностей и загрузки портового комплекса», – сказал он.

Министр призвал участников к активной работе над вопросом доведения комплекса мер поддержки, оказываемых правительством, до предприятий водного транспорта, в том числе включенных в перечень пострадавших от пандемии отраслей. Особое внимание, по словам Евгения Дитриха, также следует уделять поддержке образовательных организаций. «Сегодняшние студенты – основа нашего будущего. И очень важно, чтобы молодежь продолжала обучение, верила в отрасль и двигала ее вперед. Ведь именно эти люди займут наши места и будут руководить отраслью, – отметил он. – Еще раз призываю всех к сплочению для преодоления кризисных явлений и выхода на траекторию роста».

Россия в белых списках по всем меморандумам

Замруководителя Росморречфлота Денис Ушаков представил статистику о работе госпортконтроля в морских портах в период c 2015 года, а также информацию о новой методике расчета статуса флага, внедряемой в странах – участницах Парижского меморандума.

В период 2015-2018 гг. количество осмотров российских судов в российских портах увеличивалось с 2015 по 2017 год, максимальное количество осмотров и осмотров с выявленными недостатками проведено в 2017 году.

По его словам, максимальное количество отказов в выдаче разрешения на выход из порта за период 2015-2019 гг. в арифметическом выражении (379 отказов) зарегистрировано в 2018 году; минимальное – в 2015 году (72 отказа). Показатель 2019 года приближается к максимальному значению за 5 лет.

С 2019 года был введен раздельный учет осмотров и контрольных осмотров. С этого времени процент осмотров с недостатками рассчитывается от количества осмотров.

Д. Ушаков обратил внимание коллегии, что в связи с пандемией и принятыми мерами по защите здоровья инспекторов ГПК и членов экипажей показатели первых пяти месяцев 2020 года осмотров оказались значительно ниже соответствующего пропорционального значения 2019 года. Так, в апреле 2020 года количество осмотров относительно показателей 2019 года снизилось на 42% (с 1007 до 585 осмотров); количество осмотров с выявленными недостатками – на 37% (с 770 до 486 осмотров с недостатками). Количество задержаний относительно показателей 2019 года снизилось в три раза.

Он уточнил, что количество выявленных недостатков в ретроспективе пятилетнего периода (2015-2019 гг.) колебалось от 41 до 49 тыс. в год, при этом минимальное количество выявленных недостатков было зафиксировано в 2015 году, а максимальное – в 2018 году. Показатель полного 2019 года является вторым после минимального за 5 лет.

В период 2015-2019 гг. наблюдался рост количества выявленных серьезных недостатков; максимальный показатель зафиксирован в 2018 году, показатель 2019 года – второй после максимального.

В прошлом году по большинству категорий недостатков наблюдалось снижение количества относительно показателей 2018 года. Рост зафиксирован по единственной категории – «Аварийные системы» (+12%; прирост 246 недостатков), что, очевидно, связано с проведением КИК по аварийным системам и процедурам в 2019 году. Показатель 2019 года по данной категории является максимальным за пятилетний период.

Замруководителя отметил, что показатели первых пяти месяцев 2020 года значительно ниже аналогичных пропорциональных показателей прошлого года вследствие общего снижения количества осмотров.

Как сообщил докладчик, в силу географического положения Россия участвует в трех региональных соглашениях о государственном портовом контроле: Парижском, Токийском и Черноморском меморандумах о взаимопонимании по контролю судов государством порта. Порты России, в которые заходят иностранные суда, отнесены по географическому положению к одному из трех меморандумов. РФ является администратором (поддержка и доработка) информационных систем государственного портового контроля Токийского (APCIS) и Черноморского (BSIS) меморандумов.

В период 2015-2018 гг. наблюдался постоянный рост показателей количества осмотров иностранных судов в российских портах, осмотров с выявленными недостатками и задержаний, сменившийся снижением в 2019 году. Показатели 2019 года количества осмотров и осмотров с выявленными недостатками незначительно ниже аналогичных показателей 2017 года; показатели количества задержаний – ниже аналогичных показателей 2016 года.

По его словам, в период с 2015 по 2018 год наблюдался рост количества выявленных недостатков и серьезных недостатков. Однако в 2019 году зафиксировано снижение до показателей уровня 2016 года.

Рост зафиксирован только в категории «Аварийные системы», где показатель стал максимальным за пятилетний период, незначительно превышая показатель 2018 года, что, очевидно, также связано с проведением КИК по аварийным системам и процедурам в 2019 году.

Показатели количества осмотров, задержаний и выявленных недостатков иностранных судов в российских портах первых пяти месяцев 2020 года также закономерно ниже соответствующих пропорциональных значений 2019 года вследствие пандемии.

Оценивать госпортконтроль будут по-новому

Денис Ушаков отметил, что в 2018 году на 51-м заседании комитета Парижского меморандума в Португалии было принято решение о переходе к новой методике расчета статуса эффективности работы госпортконтроля страны (флага) и Признанной организации (Российский морской регистр судоходства). В основе метода – детерминированный подход, основанный на среднем уровне задержаний за 3 последовательных года.

Для расчета статуса флага процент задержаний по всему меморандуму сравнивается с процентом задержаний судов данного флага в границах ответственности меморандума. При таком подходе чем ниже уровень задержаний по меморандуму, тем жестче будут требования к его членам.

Изменения коснулись и названия списков эффективности флага и Признанной организации: были «Черный – Серый – Белый» стали «Высокой эффективности – Средней эффективности – Низкой эффективности».

Высокий уровень: уровень задержаний для флага меньше среднего уровня задержаний по меморандуму за 3 последовательных года.

Средний уровень: уровень задержаний для флага больше среднего уровня задержаний по меморандуму за 3 последовательных года, но меньше двойного среднего уровня по меморандуму.

Низкий уровень: уровень задержаний для флага больше двойного среднего уровня задержаний по меморандуму за 3 последовательных года.

Эффективность флага и Признанной организации рассчитывается одинаково. Для государств с малым количеством инспекций будет использоваться особый расчет (сейчас при числе инспекций меньше 30 в год статус флага не высчитывается).

По словам докладчика, для внедрения новой формулы в практическое применение требуются изменения европейского законодательства в части государственного портового контроля. В настоящий момент формула расчета эффективности флага легализована через директиву Евросоюза. Поэтому формулу расчета нельзя поменять, пока не будет изменена сама директива.

Он уточнил, что пока новый метод расчета не вступил в силу, продолжает действовать традиционный метод расчета статуса флага, по которому Российская Федерация находится в «белых» списках по всем меморандумам.

В ИСГС для целей информирования и принятия превентивных мер уже сейчас реализован сервис расчета эффективности флага РФ по новому методу по трем меморандумам. По новому методу расчета флаг РФ по состоянию на текущий момент попал бы в списки флагов Среднего уровня эффективности в Токийском меморандуме. В остальных меморандумах флаг РФ остался бы в списках флагов Высокого уровня.

Как пояснил замруководителя, в соответствии с новым методом расчета эффективности Признанной организации термин «ответственность ПО» будет заменен на «относящийся к ПО». Разработана таблица соответствий между замечаниями под задержание и имеющих отношение к Признанной организации. Необходимо будет для каждого замечания под задержание указывать соответствующий сертификат. База данных Парижского меморандума должна быть обновлена. Для начала работы потребуется необходимое накопление данных за 3 последовательных года. По объективным причинам позиции РМРС могут ухудшиться при переходе на новый метод расчета эффективности Признанной организации.

По последним данным, российский флаг и Российский морской регистр судоходства попали в «белый список» Парижского меморандума по итогам оценки эффективности работы за 2017-2019 годы.

Любовь к профессии родом из детства

Замруководителя Росморречфлота Константин Анисимов выступил с информацией о программе ранней профориентации детей. Образование играет ключевую роль в жизни каждого человека, и начинать формировать положительное отношение к той или иной профессиональной деятельности необходимо уже с детства, поэтому крайне важно привить интерес детей к отраслевой профессии задолго до поступления в вуз.

И здесь, по его словам, один из ключевых отраслевых документов – соглашение о взаимодействии по созданию Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей на базе ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. Университет объединил вузы и их филиалы, клубы юных моряков, дворцы пионеров, гребные клубы, мореходные классы.

В 2019 году под эгидой Морского ресурсного центра был проведен конкурс на лучшую организацию детско-юношеского морского и речного похода «Море – детям!», итоги которого подвели на конференции в рамках Московского международного салона образования в 2020 году.

До конца года планируется издать учебно-методическое пособие «Технология организации проектных и профильных морских смен в детских образовательных центрах и оздоровительных лагерях».

Кроме того,   отметил докладчик, проводятся различные ежегодные мероприятия: в 2019-м и 1-м полугодии 2020 года – 4 гребных похода, 25 дней открытых дверей, 40 ярмарок вакансий. Открыто 16 морских и речных классов совместно с профильными организациями в школах регионов.

По его словам, отраслевые вузы регулярно организуют новые мероприятия для школьников.

ВГУВТ и «ВодоходЪ» в 2019 году создали проект речных прогулок «Веселая вахта» для школьников 5-8 классов и «Выбирай свою дорогу» для 9-11 классов.

ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова в рамках проекта «Создание центров самоопределения учащихся в условиях организации работы образовательных технопарков» и проекта «Морской кванториум» создал проектные лаборатории по популяризации подготовки по программам судовождения, судовых энергетических установок.

СГУВТС ежегодно проводит соревнования по морскому многоборью, в которых принимают участие 150 юных моряков в возрасте от 10 до 18 лет, объединенных в 32 команды.

ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова проводит чемпионаты среди школьников по настольной историко-географической игре «Кругосветка», позволяющей знакомиться с историей флота, историческими персонажами, событиями, произошедшими в том или ином месте. Ведется разработка мобильной версии игры.

На базе МГУ им. адм. Г.И. Невельского действует центр профориентации «Мореход» для детей и подростков от 3 до 18 лет. На базе центра при сотрудничестве всероссийского детского центра «Океан» создана интерактивная площадка MariNet, направленная на профессиональную ориентацию школьников, вовлечение в инженерное творчество в области возобновляемой энергетики на водном транспорте. В 2019 году здесь создали проект лодки на солнечных батареях.

Профориентацию детей осуществляет и Музей морского флота. Так, в год 75-летия Великой Победы музей подготовил выставки «Огненная кругосветка ледокола «А. Микоян» (1941-1942 гг.) и «Отрасль в годы Великой Отечественной войны».

В результате в вузы Росморречфлота ежегодно поступают свыше 8 тыс. абитуриентов, пожелавших связать жизнь с морским и речным флотом. И интерес у молодежи к морским специальностям постоянно растет», – подчеркнул Константин Анисимов

В море знаний онлайн

В условиях пандемии количество посетивших виртуальные дни открытых дверей наших вузов увеличилось до трех тысяч человек, тогда как при очных днях мероприятий посетителей максимально было тысячи.

Одним из ярких примеров К. Анисимов назвал создание ВГУВТ и ГТРК «Нижний Новгород» в прошлом году цикла телевизионных и интернет-программ «ПроВодник», что увеличило интерес детей к Волжскому университету. За последние 1,5 года ВГУВТ получил лицензию на осуществление образовательной деятельности по 6 новым специальностям. Университет начал получать дополнительные места в рамках контрольных цифр приема на реализацию этих программ подготовки.

Замруководителя подчеркнул, что считает целесообразным продолжить данную практику проведения виртуальных мероприятий наряду с традиционными.

Он отметил, что подведомственные образовательные организации также начали разработку мультимедийных социальных приложений и создание игр для детей и родителей, которые позволяют знакомиться с работой на флоте, традициями и учебными заведениями в целом.

Как еще одну ключевую задачу докладчик отметил создание дополнительных стимулов при поступлении в вузы. Например, более активно проводить олимпиады не только по астрономии, но и по физике, географии, судомоделированию. Причем это можно организовывать с участием работодателей, а главным призом станет договор о целевом обучении и поступлении в вуз. Такой подход создаст дополнительный интерес не только для воспитанников клубов юных моряков и мореходных классов, но и среди обычных школьников.

Он также отметил, что 21 июня 2020 г. председателем Правительства РФ М.В. Мишустиным утверждены «Особенности порядка и критериев распределения образовательным организациям дополнительных контрольных цифр приема в 2020 году». Суть документа в том, что если региональными вузами и их филиалами контрольные цифры приема в полном объеме не будут выполнены, то они подлежат распределению между вузами и их филиалами в Москве и Санкт-Петербурге.

Соответственно, это отразится на рейтинге вузов, не выполнивших контрольные цифры приема в регионах, а для вузов и филиалов в Москве и Санкт-Петербурге негативно отразится на финансовом состоянии, т.к. они вынуждены будут принять за счет бюджетных средств лиц, направленных на обучение за счет внебюджета.

Другим качественным показателем профориентационной работы стало количество договоров о целевом обучении между абитуриентами и отраслевыми организациями.

Докладчик сообщил, что во втором полугодии 2019-го и первом полугодии 2020 г. сформированы перечни заказчиков целевого обучения; проведены обучающие семинары с представителями кадровых служб заказчиков; работали с потенциальными заказчиками с получением от них информации о намерениях заключать договоры о целевом обучении с поступающими по образовательным программам в пределах квоты приема на целевое обучение. По результатам подготовлены предложения по установлению квоты на целевое обучение и направлены на согласование в правительство. После согласования квоты были размещены на сайтах вузов.

К. Анисимов отметил, что в рамках приемной кампании 2020/21 года крайне важно выполнить установленную квоту целевого обучения и продолжить эту работу при подготовке к приемной кампании 2021/22 учебного года.

Х    Х    Х

В ходе коллегии с докладом о программе использования 200-летней годовщины открытия Антарктиды экспедицией русского флота под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в культурно-воспитательных мероприятиях и научно-исследовательской тематике образовательных организаций Росморречфлота выступил председатель Общероссийского движения поддержки флота, зампредседателя Общественного совета при Росморречфлоте Михаил Ненашев. Он также внес ряд предложений по решению актуальных для отрасли вопросов на законодательном уровне, которые обещал поддержать известный российский полярник, депутат Государственной Думы Артур Чилингаров.

Ректор МГУ имени адмирала Г.И. Невельского Денис Буров, принимавший участие по видеоконференц-связи, доложил о ходе выполнения поручения президента России по созданию при Морском университете «Школы под парусами».

В завершение коллегии по случаю профессионального праздника работников отрасли состоялось традиционное мемориальное мероприятие в Александровском саду.

Представители Росморречфлота, отраслевых и ветеранских организаций во главе с Юрием Цветковым, Александром Пошиваем и Юрием Михайловым возложили венок и цветы к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены.

Морские вести России №10 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика