Плечо поддержки от государства - Морские вести России

Плечо поддержки от государства

13.09.2020

Транспортная политика

Плечо поддержки от государства

Фото: kremlin.ru

Промышленность и транспорт оказались в числе самых пострадавших от пандемии новой коронавирусной инфекции отраслей. В судостроении из-за длительных сроков производства ситуация немного попроще, а вот в судоходстве, особенно круизном, прогнозы намного пессимистичнее. Даже сами судовладельцы отмечают, что некоторые игроки на этом рынке не выдержат удара.

Владислав Букин

Правительство и профильные министерства уже проводили целый ряд совещаний по разрешению ситуации. В самый разгар майских праздников, 7 мая, к работе подключился и Владимир Путин. В ходе видеосовещания с членами правительства президент дал ряд поручений по вопросам развития транспорта в стране. Именно они стали ключевыми мерами поддержки судоходства.

Поручения от 7 мая касаются пока только неотложных мер поддержки транспорта и решения стратегических и долгосрочных задач российской экономики. Наверняка после будут приняты дополнительные решения в этой сфере.

Уже во вступительном слове на совещании Владимир Путин отметил проблему импортозамещения в морских портах.

В прошлом году совокупный грузооборот всех морских портов вновь подрос на 2,9% и составил 840,3 млн. За четыре месяца 2020 года порты перевалили 280,1 млн тонн, что на 3,7% больше аналогичного периода прошлого года. Президент отметил, что сейчас на фоне пандемии есть реальная возможность ускорить маневр грузовыми потоками в пользу собственных портов. Естественно, при условии, что это будет выгодно транспортникам и самим экспортерам.

Сразу же глава государства поручил перевозчикам предоставить эффективные логистические схемы для поддержки экспорта. В том числе продукции с высокой добавленной стоимостью. Стивидорным компаниям, в свою очередь, разрешили пересматривать тариф на собственные услуги с учетом изменения курса рубля.

За судоходные компании, которые работают на внутреннем водном транспорте, вступился министр транспорта Евгений Дитрих, который заявил, что уже есть решение о включении в перечень пострадавших отраслей и судоходных компаний на ВВП.

Пассажирские перевозки

Еще в марте 2020 года Российская палата судоходства направила в Минтранс предложения о поддержке круизных судоходных компаний. В случае полной остановки работы круизных линий потери доходов прогнозировали на уровне 15,5 млрд руб., а убытки – 5 млрд руб. Это без учета возможных требований возврата средств и штрафов.

Палата судоходства тогда просила признать пандемию форс-мажором, ввести налоговые каникулы по оплате НДС, установить мораторий на уплату неналоговых платежей, субсидировать процентные ставки по кредитам, ввести мораторий на банкротство судоходных компаний-туроператоров и ускорить возмещение акцизов на топливо.

В этой отрасли задействовано большое количество денег: погашение лизинговых платежей, процентов по кредитам, заработная плата и т.д. Поэтому без перевозок отрасль погружается в долги. Плюс играет свою роль и сезонность – навигация кормит целый год и сместить ее на зимние месяцы не получится. Простой в летние месяцы может обернуться масштабными долгами.

И если надежда на возобновление круизных маршрутов для российских туристов все же есть, то иностранным туристам, которые составляют немалую часть бюджета, вход будет закрыт. Например, в конце мая компания Viking River Cruises, которая специализируется на круизах для иностранцев по маршруту Санкт-Петербург – Москва, уже объявила, что отменяет все рейсы вплоть до сентября 2020 года. Пока нет второй волны коронавирусной инфекции, которую прогнозируют уже на официальном уровне.

Что поручено

По результатам совещания с участием президента родился внушительный документ с четкими сроками реализации и бюджетом. Так, правительству поручено включить в перечень отраслей российской экономики, пострадавших от пандемии, деятельность внутреннего водного транспорта.

Далее правительство должно разработать меры по развитию транзитных перевозок контейнеров и мероприятия по восстановлению и стимулированию развития внутреннего и въездного туризма со сроком исполнения 1 июля.

Также президент поручил в срок до 10 июня выделить бюджетные ассигнования на 320 млн рублей на поддержку российских судоходных компаний, которые занимаются морскими и речными круизными перевозками. Деньги должны пойти на компенсацию расходов по договорам с российскими лизинговыми компаниями, компенсацию страховых взносов и иных платежей, финансовую поддержку для выплаты зарплат при сохранении численности сотрудников.

Сейчас прорабатывается вопрос о возмещении в 2020–2021 годах акциза на бункерное топливо, предназначенное для заправки судов, непосредственно после его приобретения (при условии предоставления банковской гарантии).

В срок до 1 июля правительство должно предоставить предложения о продлении срока мер господдержки ранее заключенных лизинговых сделок по приобретению морских и речных судов, построенных на российских верфях, и выделении из бюджета 5,8 млрд руб. на компенсацию лизинговым компаниям части затрат.

Также вплоть до 2022 года устанавливается нулевая ставка НДС в отношении операций по реализации иностранцами туристического продукта на круизных судах. По прогнозам, это поможет поднять въездной туризм в следующий сезон.

Также правительство должно проработать вопрос о докапитализации лизинговых компаний с государственным участием. Это должно помочь уменьшить платежи за суда, которые построены или строятся на российских верфях. Деньги предполагается также выделить из федерального бюджета.

Хотя и без этого еще в начале года речь шла о необходимости выделения той же ГТЛК 34,7 млрд руб. на заказ новых судов.

Государство также продлит срок действия заключенных лизинговых сделок по морским и речным судам, построенным на российских верфях, в том числе с компенсацией части лизинговых платежей. Зачем это делается, в подробностях объяснил присутствующий на видеосовещании Роман Троценко, руководитель корпорации AEON, советник президента госкомпании «Роснефть»:

«Еще одна мера поддержки – это лизинг с фиксированной ставкой, эквивалентной ныне действующим с учетом субсидирования. То есть компания заключает с лизинговой компанией контракт, по которому она знает ставку лизинга на весь период строительства и эксплуатации объекта. И это касается не только судов, а вообще транспортного машиностроения. Для того чтобы данный инструмент заработал, необходимо докапитализировать лизинговые компании и прекратить использование инструмента субсидирования ставок для вновь заключенных контрактов. Подчеркиваю, что средства на докапитализацию лизинговых компаний – это средства возвратные, и они не являются расходными обязательствами бюджета. То есть, единожды выделенные, они могут работать годами и закрывать десятки и сотни лизинговых контрактов».

А что в судостроении?

Пандемия пандемией, а контрактных обязательств никто не отменял. Ни по стоимости, ни по срокам. Хотя некоторые специалисты отмечают, что без пересмотра договоров отечественному судостроению не обойтись. Пандемию можно признать форс-мажорным обстоятельством, которое описано в любом контракте.

Карантинные ограничения и, как следствие, нерабочие дни верфей и крупных промышленных предприятий коснулись в меньшей степени. Практически все заводы входят в перечень системообразующих предприятий Российской Федерации. Здесь больше пострадали КБ, небольшие подрядные организации, особенно иностранные специалисты, которые должны производить пусконаладочные работы на импортном оборудовании.

Несмотря на некоторый оптимизм, верфи справиться без помощи государства не смогут. Об этом неоднократно заявлял и президент ОСК Алексей Рахманов. Предложения поддержки от главной российской корпорации уже рассматривают в правительстве РФ.

В этом перечне значатся и увеличение авансирования государственных контрактов в рамках ГОЗ до 80%, и освобождение предприятий от уплаты штрафов, пеней, неустоек за срыв сроков поставки продукции, и снижение налоговой нагрузки, и предоставление каникул по лизинговым и кредитным платежам, и субсидирование потерь предприятий от вынужденного простоя и затрат на средства защиты для рабочих. Список можно продолжать.

Свою роль здесь должна сыграть и докапитализация лизинговых программ для судовладельцев, деньги в конечном счете пойдут корабелам.

Наиболее радикальный вариант, который сейчас предлагают судостроители, – это снижение ключевой ставки до минимального уровня или вовсе ее обнуление для верфей. Вопрос о длинных и дешевых деньгах для промышленности стоит давно, другое дело, найдутся ли для этого средства в казне.

Пока точных оценок потерь российского судостроения от пандемии нет. Тогда как в мировом масштабе отрасль просела, и где-то почти до нуля.

Обзор неправительственной организации «Балтийский и международный морской совет» (BIMCO), который был опубликован в начале апреля 2020 года, дает неутешительные цифры. Так, в первом квартале 2020 года были заключены контракты на постройку судов общим тоннажем 6,6 млн тонн, что на 55% ниже показателя за аналогичный период 2019 года (14,7 млн тонн). На 17,8% упали заказы танкеров-продуктовозов, почти на 77% на балкеры. Естественно, речь идет о крупных экспортерах судостроительной продукции: Китае, Японии, Корее, Италии – как строителях круизных лайнеров.

В России с ее незначительным рынком и минимальным экспортом таких потерь пока не наблюдается.

Морской флот №3 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ