Ключевая задача отрасли - Морские вести России

Ключевая задача отрасли

26.08.2020

Транспортная политика

Коллегия Росморречфлота подвела итоги 2019 года и обсудила задачи развития

Итоги 2019 года в воднотранспортной отрасли, а также задачи на текущий год и среднесрочную перспективу обсудили в ходе итогового расширенного заседания коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, состоявшегося 27 марта под председательством руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Пошивая.

В мероприятии приняли участие заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса Юрий Костин, заместители руководителя Росморречфлота Константин Анисимов, Захарий Джиоев, Константин Стасюк и Андрей Тарасенко. Один из докладчиков – председатель Общественного совета при Росморречфлоте и глава Совета ветеранских организаций морского и речного флота Юрий Михайлов, другие члены коллегии, Общественного совета, а также руководители Администраций морских портов и бассейнов внутренних водных путей, руководство подведомственных и отраслевых организаций участвовали в работе заседания по видео-конференц-связи.

Превентивные меры приняты

Открывая заседание коллегии, заместитель министра транспорта Юрий Цветков рассказал об основных событиях 2019 года в сфере развития нормативно-правового обеспечения морского и внутреннего водного транспорта.

По его словам, в минувшем году министерство обеспечило принятие 70 нормативно-правовых актов, в том числе 5 постановлений и 23 распоряжений Правительства РФ, 18 приказов и 20 распоряжений Минтранса, а также 4 международных соглашений.

Активная работа в отчетный период велась в области законодательной деятельности. Президентом 1 марта 2020 г. подписан закон № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания РФ», уточняющий использование судов под флагом иностранных государств при осуществлении некоторых видов деятельности в области торгового мореплавания.

Внесенные данным законом изменения в КТМ позволят продолжить работу по актуализации постановления Правительства РФ от 24 мая 2012 г. № 504.

Докладчик отметил, что 18 марта 2020 г. президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса РФ» (№ 55-ФЗ от 18.03.2020). Закон направлен на устранение выявленных препятствий при регистрации судов в Российском международном реестре судов и Российском открытом реестре судов, что позволит привлечь дополнительный флот под российский флаг и, как следствие, обеспечит дополнительные доходы в федеральный и региональные бюджеты страны. Закон позволил закончить формирование необходимой законодательной базы для регистрации судов в Российском открытом реестре судов. Принятие закона дает возможность регистрации инновационных судов, например, типа «Валдай».

Ю. Цветков напомнил, что в ближайшее время будет завершена работа по внесению изменений в приказ Минтранса от 19 мая 2017 г. № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов», и это позволит актуализировать существующие правила регистрации судов и сформировать необходимую правовую базу для регистрации флота в Российском открытом реестре судов.

Как отметил замминистра, в настоящее время в первом чтении в Государственной Думе одобрен законопроект «О внесении изменения в статью 5 Кодекса торгового мореплавания РФ». Законопроект разработан в целях наделения правительства полномочиями по утверждению положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море.

В соответствии с Планом законопроектной деятельности в 2019 году Минтрансом внесено на рассмотрение в правительство 7 законопроектов. Одним из ключевых является проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Проектом федерального закона предусмотрено внесение дополнений в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающих возможность отчуждения имущества речных портов, отнесенного к объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии, путем продажи на конкурсе с установлением начальной цены продажи в размере 1 (один) рубль и обязательством лица, победившего в конкурсе, по приведению объекта речного порта в удовлетворительное состояние и сохранению его назначения.

По его словам, значимой для отрасли является также разработка проектов федеральных законов:

– «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса РФ», предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс, устанавливающих нулевую ставку НДС применительно к операциям по реализации услуг по морской круизной пассажирской перевозке, а также по реализации товаров (работ, услуг) на борту круизного судна в рамках такой перевозки;

– «Об особенностях реорганизации ФГУП «Росморпорт» – разработан в целях комплексного развития и совершенствования функционирования предприятия, привлечения долгосрочных инвестиций в широкий спектр направлений его деятельности.

В части нормативно-правового регулирования Минтрансом ведется работа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта.

Как отметил Ю. Цветков, совместно с рабочей группой подготовлен реестр нормативно-правовых актов, содержащий актуальные требования, подлежащие проверке в рамках контрольно-надзорной деятельности. Налажено конструктивное взаимодействие с представителями рабочей группы. Вопросы, требующие дополнительного обсуждения, рассмотрены на заседании рабочей группы 16 марта 2020 г. в Ространснадзоре, с деловым сообществом в части водного транспорта в реестре НПА одобрены к пересмотру все 10 актов, предложенные Министерством транспорта.

В отношении остальных актов, предложенных деловым сообществом к включению в реестр НПА для отмены, итоговое обсуждение разногласий по проектам будет проводиться в Аппарате Правительства РФ на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Как одну из важнейших за последние годы поправок к Конвенции МАРПОЛ Ю. Цветков выделил введение с 1 января 2020 г. нового требования о предельном содержании серы в судовом топливе не более 0,50% вместо ранее установленных 3,50%. В международной судоходной отрасли это называют очередной промышленной революцией. И действительно, по степени воздействия на морской сектор это сравнимо с революцией.

В связи со вступлением в силу новых требований по содержанию серы с 1 января 2020 г. ведется мониторинг доступности и достаточности низкосернистого топлива, его качества и ценообразования.

В соответствии с реестром поставщиков бункерного топлива, который ведется Росморречфлотом на основании приказа Минтранса от 28 ноября 2011 г. № 294, деятельность по бункеровке судов в морских портах осуществляет 201 организация с использованием более 350 специализированных судов-бункеровщиков.

По имеющейся информации, во всех отечественных морских портах, где осуществлялась бункеровка судов до введения ограничения по содержанию серы в судовом топливе, в настоящее время низкосернистое судовое топливо доступно и его стоимость имеет тенденцию к снижению. Так, например, стоимость такого топлива в морском порту Санкт-Петербург является одной из самых низких среди морских портов Балтийского моря и во всем мире, оставаясь на уровне $330 за тонну.

Замминистра обратил внимание участников заседания на то, что рынок бункерного топлива зависит от многих факторов, и возникающие предложения о составлении прогнозов потребности в объемах топлива в российских портах на долгосрочную перспективу сравнимы разве что с гаданием на кофейной гуще. Примечательно, что российский рынок бункерного топлива в рамках наших морских портов на текущий момент справляется с потребностями и гибко реагирует на современные вызовы.

Юрий Цветков коснулся и нового вызова 2020 года – объявление Всемирной организацией здравоохранения пандемии коронавируса COVID-19, сложной эпидемиологической ситуации в различных регионах мира. В целях защиты здоровья экипажей судов и работников морской отрасли, обеспечения бесперебойной работы судов под флагом России Минтрансом направлено в ИМО, Росморречфлот и ФАУ «Российский морской регистр судоходства» информационное письмо, устанавливающее чрезвычайные меры в случае, если срок действия судовых конвенционных документов, документов членов экипажей судов и их трудовых договоров истек или истекает до 20 июня 2020 г.

При этом он уточнил, что данные меры применяются исключительно для случаев форс-мажора, когда невозможно или затруднено освидетельствование или проверка судна в порту, смена экипажа ввиду нахождения судна в порту государства, где в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, обусловленной COVID-19, имеются ограничения по сходу на берег, посадке на борт, перемещению по территории государства.

«Превентивные меры Министерством транспорта предприняты, и мы готовы оперативно реагировать на дальнейшее развитие ситуации», – подытожил заместитель министра транспорта Юрий Цветков.

Комплексная модернизация магистральной инфраструктуры

Руководитель Росморречфлота Александр Пошивай подвел итоги работы отрасли за прошедший год и наметил планы на ближайшую перспективу, уделив особое внимание выполнению ключевого для ведомства документа стратегического планирования – Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года (КПМИ), в рамках которого Росморречфлот реализует два федеральных проекта – «Морские порты России» и «Внутренние водные пути» – и совместно с «Росатомом» выступает соисполнителем федерального проекта «Северный морской путь».

Устойчивый рост грузооборота

Руководитель агентства напомнил, что в 2019 году грузооборот морских портов прирос почти на 3% (2,9%) и составил 840,3 млн тонн (2018 год – 816,5 млн тонн). Положительная тенденция стала возможной благодаря развитию инфраструктуры морских портов.

Рост объемов грузопереработки был обеспечен в основном прибавлением доли наливных грузов. Объем перевалки сухогрузов снизился за счет уменьшения перевалки зерна, черных металлов.

В портах Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов обеспечивается более 60% от общего объема перевалки.

Вырос грузооборот портов Арктического бассейна (+13% к уровню 2018 года) и Дальневосточного (+6,5%).

Продолжилась работа по переориентации российских грузов в отечественные морские порты из сопредельных государств.

Александр Пошивай сообщил, что разработаны соответствующие «дорожные карты» для каждого крупного грузоотправителя, содержащие контрольные показатели и конкретные мероприятия. Предусматривается поэтапная переориентация грузов как на существующие терминалы морских портов РФ, так и на строящиеся к 2022 году, за исключением сухих опасных химических грузов, весь объем которых планируется переориентировать к 2023 году.

По итогам 2019 года объем перевалки внешнеторговых грузов через морские порты Балтии и Украины снизился почти на 6 млн тонн (в 2018 году – 51,7 млн тонн, 2019 год – 46 млн тонн).

В части перевозок грузов морским транспортом под российским флагом по итогам работы в 2019 году объем перевозок снизился на 12% и составил 32 млн тонн (в 2018 году – 36 млн тонн; снижение произошло в основном за счет введения в эксплуатацию Керченского моста).

Перевозки пассажиров морским транспортом составили 6,1 млн человек.

По словам руководителя агентства, увеличение мощностей портов – одна из стратегических задач, предусмотренных Комплексным планом. За 15 лет мощность российских морских портов увеличилась почти в 2,5 раза (2004 год – 452 млн тонн, 2019 год – 1130 млн тонн).

В отчетном году основные усилия были направлены на реализацию мероприятий федерального проекта «Морские порты России». Подавляющее большинство мероприятий проекта реализуется с участием частных инвесторов.

Ввод в эксплуатацию объектов в порту Восточный (+16,5 млн тонн), строительство причала № 38 в порту Новороссийск (+3,5 млн тонн), а также реконструкция и ввод мощностей в портах Арктического (+2 млн тонн) и Балтийского бассейнов (+3,5 млн тонн) обеспечили в 2019 году прирост портовых мощностей в размере 25,95 млн тонн.

Однако, уточнил Александр Пошивай, не все планы были выполнены. Так, банкротство подрядчика не позволило завершить строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград (планируемый прирост мощности 3 млн тонн). Контракт расторгнут, средства возвращены в бюджет. Принимаются меры по определению нового подрядчика.

Также инвестором нарушен срок ввода в эксплуатацию специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке (планируемый прирост мощности 12 млн тонн). Требования по исполнению планов реализации мероприятий планируется закрепить на законодательном уровне через заключение обязывающих соглашений.

Докладчик отметил, что на реализацию инвестиционных проектов развития морской портовой инфраструктуры в 2019 году из федерального бюджета было направлено 11,8 млрд рублей. Выполнялись работы по строительству береговой и морской инфраструктуры в морских портах Геленджик, Певек, Анадырь.

Портовый инвестиционный сбор

Дополнительным источником инвестиций в портовую инфраструктуру считается портовый инвестиционный сбор. Для выработки механизма использования доходов, получаемых от взимания сбора, в 2019 году утвержден Порядок определения размера инвестиционного сбора, его взимания и применения. Продолжается работа с ФАС по перечню морских портов, в которых должен взиматься сбор.

Отмечен рост заинтересованности бизнеса к механизму «частной концессионной инициативы» – по обращению ООО «Многофункциональный грузовой район» прорабатывается вопрос заключения концессионного соглашения на иных условиях в отношении объектов инфраструктуры порта Поронайск.

«На 2020 год мы ставим перед собой задачу увеличить мощности морских портов России в объеме более 40 млн тонн за счет реализации инвестиционных проектов Комплексного плана – ввода в эксплуатацию специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке (+12 млн тонн) и в районе м. Открытый (инвестор ООО «Порт Вера», +7 млн тонн), терминала навалочных грузов в порту Тамань (+13 млн тонн), а также развития портовых мощностей в Балтийском бассейне (Усть-Луга, Высоцк, +7,2 млн тонн)», – отметил Александр Пошивай.

Северный морской путь

По его словам, в плановом режиме ведутся работы по созданию условий для безопасного судоходства и эффективной хозяйственной деятельности в Арктическом бассейне. Реализуются проекты по развитию инфраструктуры в портах Мурманск и Певек.

Резюмируя итоги навигации 2019 года, руководитель агентства отметил, что объем перевозки грузов в акватории Северного морского пути увеличился на 56% и составил 31,5 млн тонн (2018 год – 20,2 млн тонн), из них транзитных грузов 697,3 (2018 год – 491,3 тыс. тонн, +42%).

Он сообщил, что в акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов. В 2019 году выдано 799 разрешений на плавание в акватории Северного морского пути (2018 год – 792), из них судам под иностранным флагом выдано 100 разрешений (2018 год – 91).

Закончено строительство многофункционального линейного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт. В этом году ледокол будет введен в эксплуатацию для проведения ледокольных операций на прибрежных трассах Балтийского моря, арктических морей (выполнения вспомогательных операций и обеспечения безопасности мореплавания в летне-осенний период в западном районе Арктики, эпизодически – в восточном районе Арктики; в зимне-весенний период – в Балтийском море, эпизодически – в Белом море).

Докладчик напомнил, что среди мероприятий федерального проекта «Северный морской путь» в зоне ответственности Росморречфлота находится строительство судов ледового класса. В 2019 году начато строительство двух гидрографических и двух лоцмейстерских судов.

Несмотря на наблюдаемую волатильность рынков, в этом году планируется начать строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов ледового класса и ледоколов.

Тревожная тенденция

Выполнение государственного задания по содержанию внутренних водных путей обеспечило функционирование внутреннего водного транспорта.

В ходе доклада руководитель агентства с сожалением констатировал, что в работе внутреннего водного транспорта сохранилась тенденция снижения показателей.

В прошлом году уменьшилась отправка строительных грузов (в номенклатуре грузов доля их перевозки составляет более 50%) и зерна и, как следствие, произошло снижение объема перевозок на 7% до 108,1 млн тонн (2018 год – 116,2 млн тонн).

В то же время в полном объеме обеспечены перевозки грузов в районы Крайнего Севера и местности, к ним приравненные. Северный завоз осуществлен в объеме 18,4 млн тонн грузов (+3% к объему навигации 2018 года).

Объем погрузочно-разгрузочных работ в речных портах практически остался на уровне предыдущего года – 126,5 млн тонн (2018 год – 126,5 млн тонн).

Перевозки пассажиров составили 11 млн человек (2018 год – 12,3 млн человек, -10,7%).

В 2019 году объем финансирования на содержание ВВП и СГТС составил 73% к нормативному.

Руководитель агентства отметил, что в навигацию 2019 года улучшены категории содержания водных путей протяженностью 244 км. Увеличены глубины судовых ходов протяженностью 771 км, сроки действия средств навигационного оборудования – на 486 км.

По его словам, завершены работы по очередному этапу реконструкции шлюзов № 13-16 Городецкого гидроузла, закончено техническое перевооружение насосных станций канала имени Москвы, выполнены работы по реконструкции гидротехнических сооружений Волго-Донского судоходного канала, а также на объектах Камского бассейна. Выросло число СГТС с нормальным уровнем безопасности на 12 сооружений. Продолжается практическая реализация проектов по ликвидации «узких мест» Единой глубоководной системы.

Продолжая отчетный доклад, Александр Пошивай сообщил, что в прошлом году завершены строительно-монтажные работы подготовительного этапа строительства Багаевского гидроузла, в этом году начинаем основной этап.

Продолжаются мероприятия по комплексной реконструкции объектов Волжского, Северо-Двинского, Волго-Балтийского, Волго-Донского, Азово-Донского, Енисейского бассейнов.

Планируется завершить стратегический инфраструктурный проект – ввести в эксплуатацию после реконструкции гидроузел Белоомут. Его ввод обеспечит прирост пропускной способности ВВП на 0,91 млн тонн.

Обновление флота

В части обновления флота глава агентства обратил внимание участников коллегии на то, что многие судовладельцы, включая крупные российские судоходные компании, продолжили выполнение программ развития и модернизации.

В 2019 году за счет собственных средств и с привлечением кредитов судоходными компаниями построено 32 морских транспортных судна.

На начало 2020 года в российских морских реестрах под флагом России зарегистрировано 8283 судна, из них около 1482 – в Российском международном реестре суммарным дедвейтом более 6 млн тонн.

Обновляется и обеспечивающий флот. В 2019 году судовладельцами построено 24 морских судна общей мощностью 83,5 тыс. кВт.

Судоходные компании, реализуя проекты по строительству флота, активно используют господдержку по постановлениям Правительства РФ № 383 (возмещение затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговых платежей) и № 502 (утилизационный грант).

За счет средств федерального бюджета для несения аварийно-спасательной готовности на Балтийском море в эксплуатацию принят головной многофункциональный буксир-спасатель мощностью 2,5-3 МВт проекта MPSV12 «Бахтемир», а на Дальнем Востоке – судно «Ка́лас».

Технический флот внутреннего водного транспорта пополнился тремя промерными судами и одним обстановочным. Заключен госконтракт на строительство несамоходного землесоса.

По его словам, реализуется инвестиционный проект по постройке двух железнодорожных паромов для эксплуатации на железнодорожной паромной линии Усть-Луга – Балтийск для обеспечения транспортной доступности Калининградской области и бесперебойного паромного сообщения с основной территорией России.

Руководитель агентства отметил поэтапное оснащение морского и внутреннего водного транспорта, а также акваторий морских портов и водных путей аппаратурой спутниковой навигации глобальной навигационной спутниковой системы. В подведомственные Росморречфлоту организации поставлены 22 комплекса аппаратуры (4 автоматизированных промерно-изыскательских,10 судовых обстановочных, 1 автоматизированный технологический – автоматизированной системы координированного управления позиционированием, 4 комплекса оборудования контрольно-корректирующих станций и 3 оборудования контрольно-корректирующих станций – базовых станций автоматической идентификационной системы).

Выполнены работы по техническому перевооружению объектов ГМССБ морского района А1 порта Туапсе. Начаты работы по техническому перевооружению объектов ГМССБ морского района А1 порта Калининград, проектные работы на строительство объектов ГМССБ в морских портах Диксон и Певек.

Докладчик сообщил, что и в текущем году идет работа по подготовке к переходу на выдачу электронных судовых документов, в части госрегистрации судов и организации внедрения на судах электронных навигационных карт внутренних водных путей и корректуры к ним.

Продолжена работа по подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также аккредитации их подразделений (работа началась с нуля в 2017 году). Службой морской безопасности аттестовано 8160 человек различных категорий сил обеспечения транспортной безопасности. В качестве подразделений аккредитовано 9 аттестующих организаций и 84 юридических лица. Основной упор делается на обеспечение выполнения требований Конвенции ПДНВ.

Кадровый вопрос

Отраслевыми образовательными организациями выпущено более 10 тыс. специалистов. В настоящее время в вузах обучается 54 152 человека, из которых 33 585 по плавательным специальностям.

Руководитель Росморречфлота сообщил, что штаб отрасли постоянно в контакте с потребителями кадров – отраслевыми организациями. Целевой прием позволяет повысить качество подготовки специалистов. По программам высшего образования в 2018 году целевой прием составил 89 человек.

Подготовка кадров ведется в соответствии с профстандартами и федеральными государственными образовательными стандартами. В прошлом году утверждены четыре отраслевых профстандарта. Практически закрепить приобретенные навыки по работе с судовым оборудованием позволяет обширный комплекс специальных тренажеров.

Он напомнил участникам коллегии, что в 2019 году введен в эксплуатацию новый учебно-тренажерный корпус ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в Новороссийске. В этом году планируется ввод в эксплуатацию учебно-тренажерного центра Якутского института водного транспорта.

В рамках научно-исследова-тельской работы разработан и введен в тестовую эксплуатацию методический комплекс для проведения квалификационных испытаний экипажей морских судов. Для экипажей судов внутреннего водного транспорта и спортивно-парусных разработка аналогичного методического комплекса начнется в текущем году.

Руководитель агентства в числе основных задач года назвал:

– разработку новых стандартов, учебно-методической документации;

– развитие инфраструктуры вузов в рамках мероприятий ФАИП;

– развитие деятельности морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей.

Подведомственные организации

На начало года в ведении Росморречфлота находилась 41 организация. Указом президента с апреля 2019 года полномочия собственника имущества ФГУП «Гидрографическое предприятие» от имени РФ осуществляет «Росатом».

Проведена реорганизация ФГБУ «Морская спасательная служба» в форме присоединения к нему ФГБУ «Спасательно-координационный центр Росморречфлота».

На постоянной основе проводится работа по регистрации прав на объекты федерального недвижимого имущества – право хозяйственного ведения/оперативного управления оформлено на более чем 11 тыс. объектов (11 014).

Минтрансом совместно с Росморречфлотом разработан проект федерального закона, устанавливающего особенности реорганизации ФГУП «Росморпорт».

Александр Пошивай остановился на работе по подготовке к одному из самых важных для нашей страны событий – праздновании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Росморречфлот во взаимодействии с Советом ветеранов осуществляет подготовку празднования Победы по разработанному плану организационных мероприятий.

В местах проведения юбилейных торжеств созданы оперативные штабы и диспетчерские службы Администраций морских портов и Администраций бассейнов внутренних водных путей по транспортному обеспечению и обслуживанию участников и гостей празднования.

В качестве волонтеров для работы в штабах на всех крупных транспортных объектах будут привлечены студенты отраслевых вузов.

Руководство Росморречфлота посетит каждого ветерана, проживающего в Москве, на местах это сделают руководители подведомственных организаций, чтобы поздравить их с великим праздником Победы и оказать необходимую помощь. Ко Дню Победы будет проведен текущий ремонт памятника в пансионате «Моряк». Во всех отраслевых вузах на базе музеев проводятся различные мероприятия, посвященные Дню Победы.

В 2020 году продолжится работа по достижению ключевых целей, обозначенных в проекте Публичной декларации Росморречфлота.

Вызовы года

Руководитель агентства назвал вектор деятельности года – безусловную реализацию мероприятий Комплексного плана и задался вопросом, какие вызовы в этой связи видны сегодня?

Во-первых, это строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. От успешной реализации проекта напрямую зависит дальнейшая судьба внутренних водных путей.

Во-вторых, волатильность рубля и, как следствие, непредсказуемость результатов объявленных конкурсов.

В-третьих, нехватка «сильных» проектных и строительных организаций приводит к невысокому качеству проектной документации и несвоевременному выполнению подрядных работ.

– Все это должно мобилизовать нас на сосредоточенный, добросовестный труд с использованием приоритетного подхода к решению поставленных перед отраслью задач, – подытожил Александр Пошивай.

Общественный совет в новом формате

Выступивший с содокладом председатель Общественного совета при Росморречфлоте Юрий Михайлов подвел итоги первого года работы совета в новом формате под эгидой Общественной палаты РФ, значительно расширившем его функции и полномочия. Он внес ряд предложений по актуальным вопросам деятельности Федерального агентства и дальнейшему расширению взаимодействия совета и ведомства.

Юрий Михайлов, в частности, отметил, что уже год, как Общественный совет сформирован в соответствии с новым Положением об Общественном совете при Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Одна из особенностей принципиального характера нового положения – формирование совета осуществляется Общественной палатой, которая направляет руководителю Росморречфлота список кандидатов в состав совета для его утверждения. Исключение Росморречфлотом отдельных кандидатов из направленного палатой списка не допускается.

В соответствии с Положением целью деятельности Общественного совета является осуществление контроля (закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ») за деятельностью Росморречфлота, включая рассмотрение общественно значимых нормативно-правовых актов, участие в мониторинге качества оказания госуслуг, реализации контрольной функции, ведения антикоррупционной и кадровой работы, оценке эффективности госзакупок, рассмотрение ежегодных планов деятельности федерального органа и отчета об их исполнении.

Основные вопросы, рассматриваемые советом в 2019 году, формировались с учетом необходимости достижения Росморречфлотом целей, определенных Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте и основными направлениями деятельности правительства на период до 2021 года, а также на выполнение задач, поставленных президентом и правительством, Морской коллегией и Министерством транспорта.

По его словам, работа совета велась по утвержденному плану. За девять месяцев 2019 года проведено 4 заседания совета в очной форме совместно с коллегией Росморречфлота и 3 – в заочной, на которых были рассмотрены:

– Отчет о реализации Публичной декларации целей и приоритетных задач Росморречфлота на 2018 год, проект Публичной декларации ключевых целей и приоритетных задач на 2019 год;

– Доклад замминистра транспорта – руководителя Росморречфлота «Об итогах работы морского и внутреннего водного транспорта в 2018 году, задачах на 2019 год и среднесрочную перспективу до 2021 года»;

– Доклад о реализации в 2018 году плана деятельности агентства на 2016-2021 гг.;

– Отчет об исполнении плана закупок, плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае осуществления закупок с начальной (максимальной) ценой контракта, составляющей более 1 млрд рублей по объектам капвложений Росморречфлота, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (за период с 1 января по 31 декабря 2018 г.);

– О мерах, направленных на обеспечение безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути;

– О практической подготовке курсантов морских образовательных организаций по итогам подготовки в 2018 году и задачам на предстоящие периоды как основы практической компетенции будущих специалистов;

– О функционировании и перспективах развития систем обеспечения безопасности мореплавания в морских портах;

– О ходе исполнения перечня поручений президента по итогам заседания Президиума Госсовета по развитию внутренних водных путей;

– Результаты и план деятельности Росморречфлота по внедрению принципов и механизмов открытости;

– О практической подготовке курсантов подведомственных вузов и филиалов и прохождении плавательной практики на парусниках «Мир», «Надежда», «Херсонес» ФГУП «Росморпорт»;

– Информация о ходе реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы»;

– О предварительных итогах навигации 2019 года на внутренних водных путях;

– Об изменении организационно-правовых форм подведомственных Росморречфлоту организаций: реорганизации и ликвидации;

– О мероприятиях по созданию системы единого методического обеспечения подготовки кадров морской и речной направленности, включая профориентационную работу и систему дополнительного образования детей в области водного транспорта;

– Об организации работы в системе Росморречфлота по предупреждению нарушений в ходе предоставления сведений о доходах, расходах, имущества и обязательствах имущественного характера работников организаций, включенных в перечень, утвержденный Росморречфлотом. И обеспечению неукоснительного соблюдения требований законодательства, регулирующего сферу противодействия коррупции;

– О ходе работы по рассмотрению обращений граждан в агентство за 2019 год;

– Обсуждение отчета о реализации Публичной декларации, целей и задач агентства на 2018 год и среднесуточную перспективу до 2021 года и проекта Публичной декларации ключевых целей и приоритетных задач на 2019 год.

Докладчик напомнил, что на заседаниях Общественного совета, проводимых в заочном формате, рассмотрены вопросы:

– О целесообразности реализации инвестиционного проекта «Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» с использованием бюджетных средств по результатам публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта;

– О целесообразности реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае» с использованием бюджетных средств по результатам публичного технологического ценового аудита инвестиционного проекта;

– О целесообразности реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Мурманской области» с использованием бюджетных средств по результатам публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта.

– Все эти вопросы при рассмотрении получили поддержку от Общественного совета и являются важными для деятельности Росморречфлота. В то же время хочу отметить, что не все члены совета проголосовали за. Это является положительным моментом, когда член совета имеет свое мнение, – отметил Юрий Михайлов.

В феврале состоялась рабочая встреча руководства Общественной палаты РФ с председателями общественных советов и ответственными секретарями, где уделялось особое внимание роли и задачам общественных советов при федеральных органах исполнительной власти в контроле за реализацией послания президента Федеральному Собранию, а также контроле за реализацией национальных проектов.

Все общественные советы обязали до 1 июня рассмотреть этот вопрос совместно с органами федеральной власти на заседаниях общественных советов с конкретными предложениями по их выполнению.

Докладчик отметил, что в целом в стране выполнение нацпроектов желает быть куда лучше. По его словам, в Росморречфлоте освоено порядка 70% от выделенных средств на нацпроекты. Можно найти причины такого освоения, цифры говорят сами за себя, – сказал председатель Общественного совета.

Он пояснил, что на прошлой итоговой коллегии Росморречфлота от имени Общественного совета внес пять предложений по улучшению деятельности Федерального агентства. Они добросовестно были зафиксированы.

– Понимаю, что для их претворения прошло недостаточно времени, но хочется надеяться, что они дадут положительные результаты, ибо остаются актуальными и на сегодня», – сообщил Юрий Михайлов.

По его мнению, повышению эффективности деятельности совета способствовало нормативно-правовое и организационное обеспечение деятельности совета и обновление Положения о совете с учетом новых требований законодательства и правоприменительной практики.

«Прогноз погоды» на водных путях

О подготовке к навигации 2020 года на внутренних водных путях рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов.

Он отметил, что аномально теплая погода в европейской части страны, а также заявки судоходных компаний позволили досрочно – 24 марта – начать движение судов на нижних участках Волги и Дона и по Волго-Донскому каналу. Предусматривается раньше срока начать пропуск судов на среднем участке Волги и по Волго-Балтийскому каналу.

– При этом из-за бесснежной зимы в европейской части РФ в бассейнах Дона и Оки прогнозируется экстремальное маловодье, – сообщил замруководителя. Он пояснил, что 18 марта на совещании Росводресурсов рассматривался режим работы Цимлянского водохранилища в период навигации с учетом нового прогноза, который предусматривает снижение почти в два раза притока воды в половодье. И по прогнозам Росводресурсов, ожидается самая низкая межень на уровне 1972 года.

По словам Константина Анисимова, до наполнения Цимлянского водохранилища на максимально возможную отметку сохранится пониженный расход воды и снизится глубина судового хода. Режим работы водохранилища будет рассмотрен еще раз после паводка, при необходимости будет организована совместная рабочая группа, чтобы избежать серьезных потерь при перевозке грузов на данном участке. В Азово-Донском бассейне по опыту 2015 года уже создан оперативный штаб.

В условиях раннего и незначительного паводка раньше обычных сроков осуществляется подъем ряда плотин и гидроузлов на Дону, Северском Донце и Оке. Это позволит максимально возможно использовать ограниченные водные ресурсы в целях обеспечения установленных гарантированных габаритов судовых ходов на участках.

Волжские водохранилища на данный момент набраны до необходимых проектных отметок. В условиях отсутствия долгосрочного прогноза в летне-осенний период для оценки условий судоходства через лимитирующий Городецкий участок был принят среднегодовой сценарий за 2001-2019 годы. Он прогнозирует, что до конца навигации возможен проход судов с осадкой 3 м в течение трех часов в сутки. По расчетам Росводресурсов, до 1 июля эти сценарные условия выполняются, дальше все будет зависеть от количества осадков.

– В бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке водные запасы близки к норме. По долгосрочному прогнозу, в летнюю межень ожидается средняя водность, за исключением верхнего участка Лены, – заключил Константин Анисимов.

По итогам заседания коллегии и Общественного совета принято решение признать удовлетворительной работу коллектива Федерального агентства морского и речного транспорта за отчетный период.

Морские вести России №5 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика