В основе успеха – высокий уровень экспертной работы - Морские вести России

В основе успеха – высокий уровень экспертной работы

18.08.2020

Транспортная политика

24 марта 2020 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) и Общее собрание (33-я Конференция) членов АСОП, которые были проведены с соблюдением требований городского правительства «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

На заседаниях были утверждены Отчет о деятельности АСОП за прошедший год и Программа работы Ассоциации на период с марта 2020 по март 2021 года; на должность исполнительного директора АСОП со сроком полномочий до 2023 года переизбран Серик Жусупов; в состав Ассоциации приняты новые члены; утверждены результаты конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» за 2019 год.

Владимир Михайлов

В интересах растущей портовой отрасли

Как отмечено в Отчетном докладе АСОП, в прошедшем году текущая деятельность рабочих органов Ассоциации осуществлялась в соответствии с утвержденной Программой работы АСОП на 2019-2020 годы, было проведено два выездных заседания Советов директоров (в сентябре в г.Туапсе и в декабре в г.Москве в Минтрансе России), десять заседаний рабочих комитетов.

АСОП представила анализ основной производственной деятельности морских портов РФ, которая в целом показала положительную динамику. Грузооборот портов за 2019 год увеличился на 2,9% к 2018 году и составил 840,3 млн тонн при общей мощности портов более 1,15 млрд тонн.

Объем перевалки сухих грузов составил 376 млн тонн (-3%), в том числе угля – 176 млн тонн (+9%), грузов в контейнерах – 56,5 млн тонн (+5,4%), минеральных удобрений – 18,9 млн тонн (+6,3%), руды – 8,9 млн тонн (+29,4%), зерна – 38,6 млн тонн (-30,9%), черных металлов – 26,7 млн тонн (-12,6%), лесных грузов – 5,1 млн тонн (-7,8%), грузов на паромах – 6 млн тонн (снижение в 2 раза).

Объем перевалки наливных грузов вырос до 464,3 млн тонн (+8,2%), в том числе сырой нефти – до 276,1 млн тонн (+8,1%), нефтепродуктов – до 149,9 млн тонн (+3,3%), сжиженного газа – до 32,8 млн тонн (+41,6%).

Экспортных грузов перегружено 654 млн тонн (+4,9%), импортных – 37,2 млн тонн (+2,8%), транзитных – 67,2 млн тонн (+4,5%), каботажных – 81,8 млн тонн (-11,9%).

В области нормативно-правовой деятельности Ассоциацией за отчетный период было рассмотрено 147 проектов нормативно-правовых актов, связанных с работой организаций, оказывающих услуги в морских портах РФ. Среди них документы, вносящие изменения и дополнения в кодексы:

– Водный кодекс РФ в части положений, разрешающих вести хозяйственную деятельность в природоохранной зоне в пределах территории морского порта при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды;

– Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по представлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем, а также другие положения;

– Налоговый кодекс РФ в части изменений в главу 25 части 2, позволяющих участникам региональных инвестиционных проектов, резидентам территорий опережающего социально-экономического развития и резидентам свободного порта Владивосток осуществлять модернизацию действующих производств с применением льгот по налогу на прибыль организаций; в части внесения изменений в главы 25 и 30 части 2 НК РФ, предусматривающих отнесение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, произведенных частными инвесторами затрат по строительству (реконструкции) объектов пункта пропуска через госграницу при их безвозмездной передаче в собственность РФ и расходов по их содержанию за счет инвестора; а также в части изменений, расширяющих применение ряда льгот для работодателей и граждан при проведении независимой оценки квалификации (освобождение от НДС услуг по проведению независимой оценки квалификации, оказываемой центрами оценки квалификаций).

Внесены также другие предложения по поправкам в кодексы. В большей части законопроектов позиция Ассоциации учтена разработчиком.

Из федеральных законов, над которыми работала Ассоциация, выделяются следующие. ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части возможности расторжения договора аренды причалов в случае нарушения экологической безопасности; проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» – Ассоциация считает, что портовые ГТС не подпадают под действие №117-ФЗ, поскольку для них действует №261-ФЗ, и последовательно отстаивает свою позицию; проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности» – законопроектом предполагается отменить необходимость проведения аукциона на право заключения договора о создании искусственного земельного участка; проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О свободном порте Владивосток» и отдельные законодательные акты РФ» в части вопроса о наделении АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (управляющая компания) полномочиями по предоставлению резидентам свободного порта Владивосток земельных участков, находящихся на его территории, в целях реализации инвестиционных проектов; проект ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» в части наделения Росприроднадзора полномочиями по обращению в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения требований в области охраны окружающей среды и природопользования; и еще много других федеральных законов.

Ряд законопроектов не поддержан Ассоциацией, например проект ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля является оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, а также оценка исполнения предусмотренных федеральными законами решений контрольно-надзорных органов, принимаемых по результатам контрольно-надзорных мероприятий. Ассоциацией подготовлено обращение в адрес депутата Госдумы РФ В.Е.Дерябкина с комментариями о том, что представленный законопроект не может быть принят в данной редакции.

Также Ассоциация не поддерживает законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части урегулирования правоотношений при реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры морских портов. По мнению АСОП, суть проблемы – необходимость расторжения инвестиционных договоров и договоров аренды при затягивании сроков инвестиционных проектов – вполне разрешима в рамках действующего законодательства путем включения соответствующих условий в тексты договоров в каждом отдельном случае или обращением в суд. Ассоциацией направлены обращения в адрес Администрации Президента РФ, а также в Минтранс России.

Проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», направленный на регулирование отношений участников рынка услуг в сфере железнодорожного транспорта, тоже не получил экспертного одобрения. Проектом предлагаются изменения в статью 20.1 ‎в части уточнения наименования вида федерального государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта, а также определение предмета и исчерпывающего круга лиц, чья деятельность и результаты деятельности по оказанию вспомогательных работ (услуг) при перевозке железнодорожным транспортом и производственные объекты являются предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта. Экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия – отрицательное.

Кроме основополагающих законов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность портовой отрасли, Ассоциация работала над большим количеством подзаконных и нормативных актов, которые на данный момент либо вступили в силу, либо находятся в высокой степени готовности.

Госрегулирование остановлено

В работе Комитета АСОП по экономике и социальным вопросам в отчетный период на первом месте была работа по прекращению государственного ценового регулирования услуг в морских портах. В течение 2019 года внимание Комитета было сосредоточено на выполнении Плана мероприятий по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы.

Указанным Планом предусматривалось внесение изменений в постановление Правительства РФ от 23.04.2008 г. №293, предусматривающих прекращение регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в морских портах в части предоставления причалов, обеспечения лоцманской проводки судов, услуг буксиров, погрузки, выгрузки и хранения грузов, за исключением указанных услуг в портах, переваливающих нефть и нефтепродукты, доставляемые по трубопроводной системе, и других положений.

И вот 27 декабря 2019 года было принято постановление Правительства РФ №1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей». Данным постановлением прекращено государственное регулирование цен (тарифов) на услуги в морских портах, прежде всего по предоставлению причалов, обеспечению экологической безопасности в порту, погрузке, выгрузке и хранению грузов, обслуживанию пассажиров и др.

Вместе с тем, по настоящее время на операторов морских терминалов и владельцев компаний, оказывающих услуги буксиров, включенных ранее в Реестр субъектов естественных монополий, налагаются обязательства, предусмотренные действующим законодательством о естественных монополиях. Кроме того, продолжают действовать приказы ФСТ и ФАС об изменении регулирования деятельности субъектов естественных монополий в морских портах и предусматривающие обязательное направление информации о тарифах антимонопольному органу.

30 января 2020 года положение дел в сфере госрегулирования услуг естественных монополий в морских портах было обсуждено на заседании Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП. Члены Комитета пришли к выводу, что необходимо направление обращения в ФАС России. Более того, необходимо разъяснение Службы о необходимости предоставления информации о применяемых ценах на услуги в морских портах по погрузке, выгрузке и хранению грузов, а также по предоставлению причалов, предусмотренной приказами ФСТ об изменении регулирования деятельности субъектов естественных монополий в морских портах. Такие письма Ассоциацией подготовлены и направлены в ФАС.

2 августа 2019 года принят Федеральный закон №270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Закон вносит существенные поправки в действующее законодательство по транспортной безопасности. К морским портам имеют отношение нововведения о продлении сроков сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности до 1 января 2022 года и о замене планов обеспечения транспортной безопасности на паспорта безопасности в отношении транспортных средств. Принятие федерального закона №270-ФЗ потребует переиздания свыше 40 подзаконных актов.

Комитет обсудил вопросы правоприменительной практики по обеспечению выполнения требований законодательства в области транспортной безопасности в морских портах и предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в сфере транспортной безопасности в соответствии с мероприятиями «регуляторной гильотины». Было отмечено наличие недостатков, противоречий в нормативно-правовых актах, регулирующих требования в области транспортной безопасности в морских портах, что затрудняет или делает невозможным их реализацию, в связи с чем требуется внесение дополнений, изменений в нормативную базу.

По поручению Президента В.В.Путина Правительством РФ осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности в России, получившая название «регуляторная гильотина», которая нацелена на формирование современной, адекватной требованиям времени и технологического развития эффективной системы регулирования в соответствующей сфере общественных отношений и предусматривает отмену не позднее 1 января 2021 года всех нормативных правовых актов РСФСР и СССР, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах общественных отношений.

Ассоциация принимала активное участие в этой работе. Комитет участвовал в заседаниях рабочих групп по реализации мероприятий «регуляторной гильотины» в сферах водного транспорта, промышленной безопасности, трудовых отношений и развития конкуренции. В настоящее время ведется работа по исполнению плана мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины», в том числе сформированы рабочие группы при Правительстве РФ по видам надзора и утверждены списки экспертов при рабочих группах. Члены Комитета АСОП участвуют в работе в качестве экспертов.

На заседаниях рабочих групп уже рассмотрены перечни отменяемых нормативных актов, новые модели правового регулирования надзорной деятельности в сфере водного транспорта, трудовых отношений и охраны труда, развития конкуренции. В феврале 2020 года утвержден состав рабочей группы при Правительстве РФ по транспортной безопасности, в которую вошли четыре представителя АСОП. Члены Комитета также примут участие в ее работе в качестве экспертов.

За отчетный период Комитетом проведено 5 заседаний, на которых были обсуждены актуальные вопросы, входящие в сферу направлений деятельности. Также в непрерывном режиме осуществлялась работа по оценке регулирующего воздействия подготавливаемых федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность на морском транспорте и в морских портах.

Создание условий для реализации инвестпрограмм

Комитет инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП в отчетном периоде проводил работу по своим направлениям деятельности. Осуществлялся мониторинг и подведение итогов производственной деятельности операторов морских терминалов, учет грузооборота в морских портах за 2019 год, отслеживался ход реализации федеральных инвестиционных программ и национальных проектов, предполагающих капитальные вложения в портовую и припортовую инфраструктуру, осуществлялся мониторинг проблемных вопросов при их реализации.

В рамках этой работы было продолжено участие в Совете потребителей ФГУП «Росморпорт», на экспертных площадках Аналитического центра при Правительстве РФ, Минтранса, Минэкономразвития по анализу инвестпроектов развития портовой и железнодорожной инфраструктуры. Рассмотрены и подготовлены заключения по долгосрочной Программе развития ФГУП «Росморпорт» (2017-2025 гг.), долгосрочной Программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года, по федеральным проектам «Морские порты России» и «Транспортно-логистические центры» «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

В рамках участия портового бизнес-сообщества в работе по улучшению места России в рейтинге Doing Business Всемирного банка по направлению «Международная торговля» осуществлялся систематический диалог по обсуждению и реализации инициатив ФТС и Минэкономразвития в отношении портовых операторов. Продолжена работа в Рабочей группе по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в составе Рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АНО АСИ) в части исполнения Плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования», а также в рабочей группе Российского экспортного центра. В июне 2019 и феврале 2020 года был проведен мониторинг динамики сокращения временных и финансовых затрат участников ВЭД на контейнерных терминалах в российских портах.

Совместно с Комитетом по экономическим вопросам и Комитетом по коммерческо-правовым вопросам велся активный диалог по проблемам организации деятельности пунктов пропуска, осуществления инвестиций в инфраструктуру и оснащения пунктов пропуска в морских портах. Инициативы АСОП о необходимости внесения изменений в статьи 256, 322 и 374 Налогового кодекса РФ и предоставления налоговых льгот (освобождение от налога на прибыль при безвозмездной передаче объектов пункта пропуска, построенных (реконструированных) частными инвесторами, в собственность РФ) были поддержаны в экспертной группе «Международная торговля и развитие экспорта» на площадке Российского экспортного центра.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 г. №1877 был определен порядок осуществления транзитных международных перевозок санкционных товаров через территорию РФ и перечень пунктов пропуска через госграницу для осуществления таких перевозок. Однако в данном постановлении отсутствуют морские пункты пропуска. АСОП в феврале этого года направила в правительство обращение с просьбой о включении морских портов в перечень пунктов пропуска через госграницу, через которые можно перевозить санкционные грузы. В настоящее время обращение рассматривается в Минтрансе, идет подготовка к проведению эксперимента с перевозкой санкционных грузов через порты и обоснование для внесения изменений в текст постановления – включения в него морских пунктов пропуска в портах Санкт-Петербург, Владивосток, Новороссийск, Восточный и Усть-Луга.

В рамках анализа и экспертной оценки нормотворческих инициатив, оказывающих влияние на отрасль, Комитетом проведена работа в отношении СП 316.1325800.2017 «Терминалы контейнерные. Правила проектирования». В отчетном периоде была создана Рабочая группа по подготовке изменений в СП, состоялось заседание Рабочей группы, по результатам которого предложения по изменению данного СП были направлены в адрес разработчика – ЗАО «Промтрансниипроект». Также отмечена необходимость доработки и актуализации существующего СП 350.1326000.2018 «Нормы технологического проектирования морских портов». В настоящее время АСОП находится в процессе вступления в Технический комитет 246 «Контейнеры», который в свою очередь является членом международного комитета ИСО ТК 104 «Грузовые контейнеры».

За отчетный период Комитетом велась нормативно-правовая работа по документам, регламентирующим деятельность на морском транспорте и в портах. Было рассмотрено 39 проектов нормативно-правовых актов, в том числе 18 проектов федеральных законов, 6 проектов постановлений Правительства РФ, 7 проектов приказов Минтранса России и иные нормативно-правовые акты. Представители Комитета приняли участие в 47 совещаниях.

Экологические задачи в технологических процессах

В апреле 2019 года два комитета АСОП – Комитет по экологии и охране окружающей среды и Комитет по технологии и механизации – были объединены в один – Комитет по технологии, механизации и природоохранной деятельности. В отчетный период новым Комитетом было проведено 8 заседаний, 6 из которых выездные, в основном в г.Находке. Последние два заседания в Находке состоялись в марте 2020 года и были посвящены внедрению наилучших доступных технологий в рамках требований Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта» и вопросам внесения изменений в проект Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».

В целом за указанный период Комитетом было рассмотрено 25 проектов нормативно-правовых актов в области технического регулирования, экологических и природоохранных мероприятий. Среди них проекты федеральных законов:

– проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части повышения ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля в морских и речных портах;

– проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в части создания единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности;

– проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части исчисления и взимания платы за сбросы загрязняющих веществ в исключительной экономической зоне РФ;

– проект ФЗ «О промышленной безопасности»;

– проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» и другие.

Также были рассмотрены и внесены предложения в проекты постановлений Правительства РФ и ведомственных приказов:

– проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

– проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий;

– проект постановления Правительства РФ «Об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти и признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека»;

– проект приказа Минприроды России «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. №3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»;

– проект приказов Минприроды России «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту окружающей среды» и «Об утверждении Комплексной методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека»;

– а также Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта» и другие документы.

Комитет принимал участие в различных специализированных выставках, форумах и конференциях, таких как IV Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация» (выступление с докладом о внедрении НДТ в морских портах), ежегодная Всероссийская конференция «Технологии построения когнитивных транспортных систем», VII Международная конференция «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиции», IX Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», Международный форум-выставка «Чистая страна». Также при участии Комитета прошли заседания и семинары, такие как заседание Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, семинары по реализации механизма «регуляторной гильотины» и «Актуальные правовые вопросы в сфере экологии и природопользования для логистики» и другие.

При самом активном участии членов Комитета завершена работа по актуализации информационно-технического справочника ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)», утвержденного приказом Росстандарта от 17.04.2019 г. №835; принято Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 г. №1288 «О внесении изменений в Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта», устанавливающее обязательность применения стивидорными компаниями, осуществляющими перевалку угля, наилучших доступных технологий.

Комитет принимает непосредственное участие в деятельности Рабочей группы по пересмотру отраслевой нормативной базы в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов морских портов. Департаментом государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России было принято решение подготовить распоряжение «О создании рабочей группы по пересмотру отраслевой нормативной базы в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта», а также подготовить положение и план для Рабочей группы при активном участии членов портового сообщества. Основные цели данной работы: возможность реконструкции портовых объектов в соответствии с современными тенденциями развития мирового морского транспорта; свободное внедрение инновационных технологий строительства; создание нормативной базы в соответствии с поставленными Президентом и Правительством РФ задачами по развитию морской отрасли.

К совершенству национального законодательства

В течение отчетного периода Комитетом по коммерческо-правовым вопросам проводилась работа, направленная на совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в морских пунктах пропуска, по реформированию контрольно-надзорной деятельности в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», по реализации мероприятий «дорожной карты» трансформации делового климата, по повышению эффективности взаимодействия операторов железнодорожного подвижного состава, морских терминалов и ОАО «РЖД».

Комитет активно взаимодействовал по направлениям своей деятельности как с центральными аппаратами федеральных органов законодательной и исполнительной власти, так и с их региональными и территориальными подразделениями, принимал участие в работе таких органов, как Общественный совет и Экспертно-консультативный совет по таможенной политике ФТС России, Комиссия по таможенному администрированию в морских пунктах пропуска, Евразийская экономическая комиссия, рабочие группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» по различным сферам транспорта и по трансформации делового климата, Совет ТПП РФ по таможенному администрированию, Комитет по транспорту РСПП, экспертные советы комитетов Госдумы РФ и других.

В рамках взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Комитет продвигал инициативы по нормализации правоприменительной практики и по противодействию превышению полномочий должностными лицами, предлагал инициативы, направленные на упрощение и ускорение прохождения грузов без потери качества госконтроля в морских пунктах пропуска через госграницу РФ.

В результате за отчетный период было реализовано: планомерное внедрение электронных судовых дел; формирование целевой модели взаимодействия государственных контролирующих органов в морских пунктах пропуска; сокращение времени прохождения контрольных процедур и совершенствование технологии и процессов в морских пунктах пропуска. При участии Комитета велась работа по доработке штатных программных средств и модернизации КПС «Портал «Морской порт» ФТС России, реализованы мероприятия по повышению эффективности предварительного декларирования.

Продолжалась работа Комитета в рамках Комиссии по совершенствованию таможенного администрирования в морских пунктах пропуска. АСОП возглавляет работу Комиссии со стороны бизнеса. Задача Комиссии – решение проблемных вопросов взаимодействия в морских пунктах пропуска. Эта площадка позволяет напрямую в режиме реального времени оперативно рассматривать возникающие проблемы и принимать меры по их решению.

Комитет активно участвовал в законотворческой деятельности, в том числе в подготовке предложений по внесению изменений и дополнений в федеральные законы:

– проект ФЗ «О внесении изменений в статьи 104 и 105 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»» в части уточнения ответственности за повреждение вагонов, контейнеров при их эксплуатации на сети железных дорог;

– проект ФЗ «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

– проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» и другие.

Кроме того, при участии Комитета были рассмотрены и подготовлены предложения по ряду подзаконных нормативных актов, таких как:

– проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил установления инвестиционных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»;

– проект приказа Минтранса России «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров»;

– проект приказа Минтранса России «Об утверждении типовых форм договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту» (обновленная версия) и других.

Представители Комитета в качестве экспертов принимают участие в Правительственной рабочей группе по реализации мероприятий «регуляторной гильотины» в сфере железнодорожного транспорта. Комитет активно участвует в реализации мероприятий по приведению национального и наднационального законодательств в соответствие международным нормам и соглашениям.

Представители Комитета на постоянной основе привлекаются в качестве экспертов к работе Евразийской экономической комиссии, в том числе в составе подкомитета по водному транспорту Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК, экспертной группы по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств – членов ЕАЭС, участвуют в подготовке проекта Концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств – членов ЕАЭС до 2025 года.

В заключение

Общее собрание членов АСОП утвердило Программу работы Ассоциации на период с марта 2020 по март 2021 года и приняло в состав членов АСОП следующие компании: АО «Сочинский морской торговый порт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», ООО «Новые коммунальные технологии», АО «Мурманский морской рыбный порт», ООО «Новороссийский зерновой терминал» и АО «Дальмормонтаж».

Также общее собрание утвердило результаты конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» за 2019 год. По основной производственной деятельности победителем конкурса стало ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП», лауреатами признаны АО «Мурманский морской торговый порт», АО «Ростерминалуголь», ПАО «Владивостокский морской торговый порт». Дипломом отмечено АО «Махачкалинский морской торговый порт», показавшее наибольший прирост грузооборота.

В номинации «Лучшее экологическое предприятие» победителем названо АО «Мурманский морской торговый порт», лауреатами в данной номинации стали АО «Восточный порт» и АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад».

Морские порты №2 (2020)

Восточный Порт
ООО «НКТ»
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
НТЦ Редуктор
ЭКОС Групп
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ