Портовой отрасли – нормативную базу для ГТС - Морские вести России

Портовой отрасли – нормативную базу для ГТС

28.07.2020

Транспортная политика

Проблемы исполнения технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта» по отношению к объектам инфраструктуры портов

Правительство РФ приняло решение радикально изменить и актуализировать нормативную базу технического регулирования – провести «регуляторную гильотину». К 1 января 2021 года все нормы, устанавливающие обязательные контрольно-надзорные требования в стране, должны быть полностью заменены. В соответствии с этим решением Минтранс России подготовил предложения по формированию модели новой структуры правового регулирования в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Для специалистов, эксплуатирующих объекты инфраструктуры портов, наибольший интерес представляют изменения норм, относящихся к портовым гидротехническим сооружениям. При разработке этих изменений предлагается принимать во внимание ряд аспектов, о которых пойдет речь в данной статье.

В.Л.Меншиков, президент Ассоциации «Морпортэкспертиза», к.т.н.

Технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта» (далее – Регламент) – единственный нормативно-правовой документ, содержащий комплекс обязательных требований к безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) морских портов, – утвержден в 2010 году во исполнение Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ. Этим законом введена новая система отношений между теми, кто принимает участие в основных стадиях жизни портовых ГТС – с этапа проектирования до их вывода из эксплуатации. Для этого Регламентом впервые на законодательном уровне закреплены обязательные для исполнения требования безопасности объектов инфраструктуры – морских портовых ГТС.

При выполнении этих требований заработала обозначенная Регламентом схема отношений между субъектами его регулирования – проектными, строительными, эксплуатирующими, экспертными и надзорными организациями. В основе этих отношений лежит представление, что требования, не закрепленные в Регламенте, не подлежат обязательному исполнению. Отсюда следует: во-первых, содержание самого Регламента должно быть безупречным (он должен быть оптимальным и не допускать неоднозначных толкований) и, во-вторых, выполнение требований Регламента должно быть обеспечено необходимой нормативной базой.

Проблемы исполнения Регламента

Чтобы понять и обосновать направление возможных работ по актуализации и изменению требований по вопросам безопасности портовых ГТС, охарактеризуем проблемы исполнения Регламента по отношению к объектам инфраструктуры портов. Обозначим две проблемы исполнения Регламента.

Первая – наличие недочетов в содержании Регламента, что вызывает множественные замечания и предложения изменить его (см. Приложение 1).

Вторая – в отношениях субъектов регулирования Регламента остается много вопросов, для решения которых необходима легитимная нормативная база. С момента вступления Регламента в силу он действует в условиях, когда в утвержденном Перечне необходимых для его исполнения стандартов и сводов правил нет ни одного документа, относящегося к объектам инфраструктуры морских портов.

Требования Регламента по отношению к субъектам его регулирования – проектным, строительным, эксплуатирующим, экспертным организациям и органам государственного контроля (надзора) – невыполнимы без разъясняющих документов (правил идентификации объектов инфраструктуры, утвержденных форм паспортов сооружений, извещений о необходимости выполнения ремонтных работ и изменения режима эксплуатации, методик расчета физического износа элементов и сооружения, формы справочника допускаемых нагрузок и др.). Ранее такими документами были ведомственные нормативные (РД, РТМ, ВСН), которые до настоящего времени не актуализированы. Для исполнения требований Регламента необходимо провести процедуру актуализации данных нормативных документов (см. Приложение 2).

Для решения этой проблемы в Ассоциации морских торговых портов (АСОП) при рабочем комитете по технологии и механизации была создана рабочая группа специалистов-гидротехников с целью рассмотрения, обсуждения и выработки совместных предложений по решению актуальных вопросов.

Экспертные организации совместно с ФГУП «Росморпорт» разработали ряд нормативных документов, обеспечивающих возможность исполнения Регламента. Прежде всего, разработан и утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». По заданию ФГУП «Росморпорт» разработаны и утверждены Минтрансом три свода правил по проектированию и технической эксплуатации портовых ГТС (см. Таблицу 1).

Табл. 1. Перечень нормативных документов, которые могут применяться для исполнения требований Регламента на добровольной основе

№ п/п

Нормативные документы

1

Национальный стандарт ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Подготовлен Ассоциацией «Морпортэкспертиза» по заданию ТК 318 «Морфлот», введен в действие Росстандартом в 2011 г.

2

Свод правил СП 389.1326000.2018 «Техническая эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта». Утвержден приказом Минтранса России от 15.10.2018 г., введен в действие с 1 июля 2019 г.

3

Свод правил СП 350.1326000.2018 «Нормы технологического проектирования морских портов». Утвержден приказом Минтранса России от 01.03.2018 г., введен в действие с 1 сентября 2018 г.

4

Свод правил СП XXX.1326000.2019 «Нормы проектирования морских каналов, фарватеров и зон маневрирования». Утвержден приказом Минтранса России от 30.05.2019 г., вводится в действие с 1 марта 2020 г.

Для легитимного использования национальный стандарт ГОСТ Р 54523-2011 и своды правил должны быть включены в формируемый Росстандартом перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Регламента. Кроме того, они должны быть включены в утверждаемый Правительством РФ перечень нормативных документов, обеспечивающих соблюдение требований Регламента на обязательной основе.

Применение стандартов организации ФГУП «Росморпорт» осуществляется на обязательной основе при включении этого требования в условия договора аренды гидротехнического сооружения. В других случаях стандарты могут применяться на добровольной основе с принятием решения об их использовании.

Конечно, представленных в таблице 1 материалов недостаточно, чтобы заменить всю прежнюю отраслевую нормативную базу. Но чтобы преодолеть проблему отсутствия необходимой для исполнения Регламента нормативной базы, нужно начать ее решать. Для этого необходимо создать отраслевой документ «Порядок разработки и актуализации нормативной базы», подобно аналогичному документу Минстроя России, которым регламентировались бы необходимые для этого действия.

Внешняя проблема

Отсутствие нормативной базы Регламента в отношении объектов инфраструктуры стало причиной появления еще одной, внешней проблемы, затрудняющей его действенное применение. В результате неоднозначного толкования положений Федерального закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предпринимаются попытки распространить его требования на сооружения морских портов и обязать пользователей сооружений подтверждать их безопасность в порядке, установленном этим законом. С момента утверждения 117-ФЗ в 1997 году этой теме был посвящен ряд судебных процессов в различных морских бассейнах.

В 2016 году утверждены и вступили в силу изменения в 117-ФЗ, согласно которым все ГТС, отнесенные к I, II и III классам опасности (следовательно, и портовые ГТС), должны быть внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений после представления деклараций безопасности. Выполнение этого требования для сооружений морских портов приведет к необоснованному увеличению финансовой и административной нагрузок на проектные и эксплуатирующие организации и двойному надзору, что недопустимо.

Чтобы исключить дальнейшие попытки навязать операторам терминалов в морских портах выполнение избыточных требований по отношению к сооружениям, необходимо перейти к активным действиям – утверждать и совершенствовать систему безопасности, установленную Регламентом, путем создания действенной нормативной базы в порядке, установленном законом «О техническом регулировании». Прежде всего необходимо выполнить требования Регламента в части идентификации объектов инфраструктуры морских портов для утверждения их отличия от объектов регулирования Федеральным законом №117-ФЗ.

Оценка соответствия требованиям Регламента

Важнейшая задача органов государственного контроля (надзора) по обеспечению безопасности объектов инфраструктуры портов – проводить оценку их соответствия требованиям Регламента (статья 249 Регламента) – решается путем проверок объектов. Но сотрудники надзорных органов не в состоянии самостоятельно проводить оценку соответствия конструкций сооружения установленным требованиям. У них нет для этого необходимой аппаратуры, опыта, знаний. В этой ситуации проверки должны сводиться к анализу документов, подтверждающих соответствие. Для этого необходимо регламентировать документирование как для проверяющего документы, так и для проверяемого. А пока проверяющие сами создают такие правила.

Чтобы исправить положение, в Ространснадзоре в инициативном порядке подготовлены и согласованы с Минюстом проверочные листы, которые облегчат работу проверяющим. Но содержание проверочных листов не определяет порядка отношений между субъектами проверки и не обеспечивает документирования оценки соответствия.

Отсутствие необходимой нормативной документации приводит к несогласованности отношений между основными исполнителями требований Регламента (эксплуатирующими и экспертными организациями) и органами государственного контроля (надзора). Чтобы наладить действенную систему оценки соответствия, необходим специальный свод правил, регламентирующий деятельность надзорных органов по оценке соответствия объектов инфраструктуры морских портов требованиям Регламента.

Для разработки таких правил АСОП в 2016 году направила в Минтранс заявку на выполнение работ для обеспечения государственных нужд Минтранса по теме: «Разработка свода правил по обеспечению безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта». Цель работы, предложенной в заявке, – обеспечить исполнение субъектами регулирования Регламента его требований к объектам инфраструктуры морского транспорта, отличающихся от требований Федерального закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Вопрос разработки этого свода правил Минтрансом до сих пор не решен, несмотря на положительное заключение по заявке секции Научно-технического совета Минтранса «Государственная политика в области морского и речного транспорта». Однако разработку свода правил «Обеспечение безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта» необходимо выполнить.

Предложения экспертов

Для совершенствования отраслевой нормативной базы технического регулирования портовой гидротехники при ее актуализации и изменении, а также для утверждения содержащейся в Регламенте системы безопасности сооружений морских портов Ассоциация «Морпортэкспертиза» предлагает принять следующие первоочередные меры:

1. Завершить корректировку Регламента, начатую Минтрансом в 2013 году, с учетом предложений Ространснадзора от 2017 года.

2. Создать отраслевой документ, регламентирующий порядок разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных руководящих документов, необходимых для исполнения принятых на транспорте технических регламентов, подобно аналогичному документу, утвержденному приказом Минстроя России от 03.06.2015 г. №394/пр.

3. Разработать перспективный план актуализации сводов правил, необходимых для применения и исполнения Регламента и осуществления оценки соответствия объектов инфраструктуры.

4. Добиться включения разработанных ФГУП «Росморпорт» и утвержденных Минтрансом сводов правил, необходимых для исполнения Регламента, вместе с национальным стандартом ГОСТ Р 54523-2011 в утверждаемый Правительством РФ перечень нормативных документов к указанному Регламенту.

5. Создать правила проведения Ространснадзором оценки соответствия объектов инфраструктуры морского транспорта требованиям Регламента в соответствии с требованиями ст. 249 указанного Регламента и содержанием проверочных листов. Для этого разработать свод правил «Обеспечение безопасности объектов инфраструктуры морского транспорта», предложенный заявкой АСОП от 2016 года. Определить этим документом порядок идентификации объектов инфраструктуры морских портов.

6. Провести идентификацию гидротехнических сооружений морских портов с определением уровня ответственности и класса каждого из сооружений. По результатам идентификации создать Реестр гидротехнических сооружений морских портов.


Морские порты №1 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика