Сократить барьеры и приумножить флот - Морские вести России

Сократить барьеры и приумножить флот

27.07.2020

Транспортная политика

Сократить барьеры и приумножить флот

Общее собрание членов Российской палаты, которое прошло 5 марта, переизбрало президентом Алексея Клявина на следующие три года, приняло в свой состав новых членов и обсудило приоритеты в работе на ближайший год. Это, прежде всего, повышение конкурентоспособности российского флота, участие в реформе контрольно-надзорной деятельности и работа с ИМО по экологическим и другим направлениям.

Петр Куусинен

Флот прирастает, но этого недостаточно

В работе собрания, прошедшего под председательством Сергея Франка – председателя Совета директоров ПАО «Совкомфлот», приняли участие заместитель министра транспорта Российской Федерации Юрий Цветков, заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов, депутат Государственной думы Виктор Дерябкин, представители Администрации Президента, правительства, Минтранса России, РСПП, других отраслевых союзов и ассоциаций.

Открывая заседание, Сергей Франк сделал акцент на моряках, на людях, что трудятся в море, вдалеке от дома и в непростых условиях. «На многих высоких собраниях говорим о производственных задачах, о том, какую роль мы должны сыграть в экономическом развитии государства. Но то, что от наших решений, эффективности взаимодействия с регуляторами, с парламентом зависят жизни сотни тысяч людей, забывать нельзя. В конечном счете должна улучшаться жизнь простого человека», – подчеркнул он.

Президент Палаты судоходства Алексей Клявин отметил, что еще в 1992 году, по данным ЮНКТАД, Россия занимала 8-е место в мире по количеству морского флота. Затем страна постепенно уходила за второй десяток, и только после 2011 года наметилось устойчивое повышение количества и тоннажа судов под российским флагом. Во многом на это повлияли принятые законы о поддержке судостроения и судоходства и о создании Российского международного реестра судов. И по данным ЮНТКТАД, с 2017 года российский флот улучшил свои показатели и занял 19-е место. Сегодня совокупный дедвейт морского флота под российским флагом составляет 7,7 млн тонн.

Алексей Клявин подчеркнул, что если бы не эти законы, то дедвейт морского флота под российским флагом мог бы быть на 4 млн тонн меньше.

Что касается речного флота, то здесь ситуация несколько иная. На протяжении многих лет наблюдается и снижение тоннажа, и увеличение среднего возраста судов. Сейчас, по данным Российского речного регистра, эти показатели находятся на уровне 6,8 млн тонн и более 38 лет соответственно.

Но несмотря на то что тоннаж морского флота под российским флагом растет, доля перевезенных грузов российской внешней торговли этими судами остается ничтожно малой. По словам замминистра транспорта Российской Федерации Юрия Цветкова, речь идет о 2%. И это на фоне устойчивого роста грузооборота российских портов.

Напомним, в 2019 году суммарный грузооборот морских портов России увеличился на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 840,3 млн тонн. За два месяца 2020 года прирост составил еще 0,7% к аналогичному периоду прошлого года.

Замминистра отдельно подчеркнул, что для увязки со всеми отраслевыми стратегиями развития доля перевозок флотом под российским флагом должна увеличиться до 16,2%.

Речь идет о стратегии развития минерально-сырьевой базы до 2035 года, стратегии лесного комплекса, стратегии развития пищевой перерабатывающей промышленности, зернового комплекса и угольной промышленности.

Работа регулятора

Нормативная работа идет. В качестве мини-отчета Юрий Цветков рассказал, что только за 2019 год Минтранс принял около 70 профильных нормативно-правовых актов, из них 28 постановлений и распоряжений правительства и 4 международных соглашения. Особняком здесь стоят поправки к статье 4 кодекса Торгового мореплавания, которые уточняют вопросы использования судов под иностранным флагом (поправке посвящен отдельный материал и блиц-опрос).

На полях Международной морской организации (ИМО) в рамках 7-й сессии Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию (PPR7) продолжилась работа по вопросу о мерах по снижению рисков использования тяжелых сортов топлива на судах, эксплуатирующихся в Арктике.

Был согласован проект поправки к правилу 43 Приложения I к МАРПОЛ. Согласно проекту поправки, запрет начнет применяться 1 июля 2024 года, из-под его действия будут полностью выведены суда, обеспечивающие безопасность мореплавания, суда, участвующие в поисково-спасательных операциях, а также специализированные суда по ликвидации разливов нефти.

Пятилетняя отсрочка до 1 июля 2029 года будет предоставлена судам с конструктивной защитой топливных танков согласно соответствующим требованиям МАРПОЛ и Полярного кодекса (двойные борта).

Кроме того, до указанной даты расширены полномочия Морской администрации – каждое прибрежное арктическое государство будет вправе исключать из запрета суда под национальным флагом, включая плавучие нефтехранилища, которые эксплуатируются в водах под его суверенитетом или юрисдикцией.

Проект данной поправки будет вынесен на одобрение 76-й сессии Комитета по защите морской среды (КЗМС76) в октябре этого года.

На 2020 год запланирована ратификация еще нескольких международных законодательных актов. Речь идет о ратификации Протокола 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года. Также планируется ратифицировать Протокол 2005 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

Как упомянул Алексей Клявин, ратификация Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года потребует целого комплекса поправок в национальное законодательство, в том числе изменения в КТМ РФ. Здесь Палате судоходства также будет необходимо включаться в работу.

Безопасность

Количество нарушений на водном транспорте в последние годы постоянное, отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин. Так, по сравнению с 2018 годом в 2019 году количество нарушений уменьшилось почти 9,5%. А если брать 2015 год, то уменьшение составило почти 50%.

«Скажу, что ни по одному виду транспорта такого показателя мы не добивались», – не без гордости отметил Виктор Басаргин.

В июле 2019 года Ространснадзор начал реализацию пилотного проекта по контролю исполнения требований на водном транспорте «Непрерывный мониторинг». С момента введения инициативы прошло не так много времени, однако результаты ее использования уже сегодня свидетельствуют о снижении количества нарушений, которые выявляют компании по итогам оценки собственной работы.

С 2020 года «Непрерывный мониторинг» будет внедряться и в железнодорожном и автомобильном транспорте.

Требования к безопасности – это именно то направление, где отрасль ждет активной работы «регуляторной гильотины». Изменения, которые были внесены в Закон «О транспортной безопасности», упростили процедуры только для речного транспорта. К сожалению, пока данные изменения не затронули морского флота, но ожидается смягчение отраслевых требований. В частности, предполагается освободить морские суда, которые соответствуют Международному кодексу по охране судов и портовых средств, от требований того же Закона «О транспортной безопасности».

Совершенствование делового климата

В 2019 году при участии Палаты судоходства удалось внести изменения в Налоговый кодекс, которые касаются 0% НДС при перевозке грузов между иностранными портами. Как отметил Алексей Клявин, это облегчило жизнь судоходным компаниям и позволило им возмещать НДС на подобные операции, причем в ускоренном порядке. В том числе сюда включены расходы по топливу и лизинговым платежам.

При поддержке Минтранса и Ространснадзора Палата судоходства разработала законопроект об отмене лицензирования перевозок опасных грузов.

Внесены изменения в решение Евразийского экономического союза о ввозе радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, входящих в состав судового оборудования. Исключено требование о необходимости представления лицензии на ввоз данных устройств, выдаваемой Минпромторгом России, при помещении транспортных средств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Если с ввозом установленной на российских судах техники проблема уже решена, то с «новостроем» пока ясности нет.

Внесение изменений в КТМ РФ и необходимость выполнения требований постановления Правительства №719 в изначальном его варианте, по мнению судоходных компаний, могут затормозить и без того не очень активное обновление флота. Поэтому для решения проблемы Палата судоходства призывает консолидироваться не только судоходное сообщество, но и проектантов, судостроителей, производителей оборудования.

Кадры – это наше всё

Еще одна важнейшая тема – это развитие национальной системы профессиональных квалификаций. На базе Российской палаты судоходства создан Совет по профессиональным квалификациям на морском и внутреннем водном транспорте (СПК), объединивший в своих рядах моряков, речников, портовиков, промышленных водолазов и профсоюзные организации отрасли. Т.е. деятельность СПК имеет общеотраслевой охват.

Как рассказал Алексей Клявин, Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям уже одобрил и закрепил за нашим СПК 20 профессиональных стандартов для основных категорий работников отрасли.

«Утвержден порядок проведения профессионально-общественной аккредитации программ подготовки специалистов, решением СПК Российская палата судоходства наделена правом проведения этой аккредитации. Совет рассмотрел и одобрил пять проектов примерных образовательных программ по основным направлениям подготовки специалистов плавсостава», – рассказал президент Палаты судоходства.

В настоящее время ведется работа по созданию системы независимой оценки профессиональной квалификации работников на водном транспорте, за исключением плавсостава. Также формируется организационная структура, включающая в себя Центр оценки квалификаций (ЦОК), экзаменационные центры, апелляционную комиссию. Рассматривается вопрос подготовки экспертов для экзаменационных центров и другие вопросы.

Проводится масштабная работа по созданию отраслевой рамки квалификаций и мониторингу рынка труда.

Развитие законодательства

Подводя итоги работы за 2019 год, Алексей Клявин подчеркнул, что Палата судоходства подготовила предложения по 32 законопроектам, 55 подзаконным актам и для выработки позиции Российской морской администрации внесла свои предложения по значительному количеству документов ИМО.

В рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности, так называемой «регуляторной гильотины», затрагивающей как водный транспорт, так и еще более 40 других отраслей экономики, на площадке Палаты судоходства удалось объединить и консолидировать мнения не только судоходного сообщества, но и других объединений – портовиков, бункеровщиков, морских агентов.

«Представители Палаты участвуют в деятельности рабочих групп в сфере трудовых отношений и охраны труда, в сфере туризма и сфере метеорологии, обеспечено присутствие на экспертном уровне в рабочих группах, которые будут рассматривать вопросы, затрагивающие наши интересы, – конкуренции, экологии, торговли и защиты прав потребителей, санитарные вопросы», – отметил Алексей Клявин, выбранный сопредседателем от бизнеса в рабочей группе «Водный транспорт».

В рамках процедур «регуляторной гильотины» с июля 2019 года были проведены анализ и «распаковка» всех отраслевых НПА (всего более 200), работа по их совершенствованию будет продолжена в течение всего 2020 года.

Планируемая работа

На 2020 год намечена дальнейшая работа по статье 4 Кодекса торгового мореплавания и, в частности, по приведению ее в соответствие с постановлением правительства №504, которое устанавливает порядок действий по получению разрешений судам с иностранным флагом на работу в каботаже.

В ходе собрания делегаты подробно рассмотрели вопросы развития судоходства по внутренним водным путям. В планах на 2020 год сохраняются приоритеты по устранению инфраструктурных ограничений на ВВП. В первую очередь это обеспечение 100% финансирования текущего содержания ВВП и судоходных гидротехнических сооружений, а также строительство Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов.

Заместитель главы Росморречфлота Константин Анисимов в своем выступлении рассказал о складывающихся гидрологических условиях навигации-2020. Большинство верхневолжских водохранилищ наполняются, несмотря на малоснежную зиму. Неплохой уровень воды ожидается и на сибирских реках, где водность ожидается даже выше средних показателей.

«Единственное серьезное опасение у нас вызывает Волго-Донской бассейн. Цимлянское водохранилище пока в достаточной мере не наполнено. Те отметки, которые сегодня есть, позволят в первой половине навигации гарантировать судоходные осадки», – резюмировал Константин Анисимов.

Конкуренция между различными видами транспорта

В качестве одного из важных направление работы на 2020 год Алексей Клявин обозначил подготовку предложений по формированию совместно с Минтрансом России, Минэкономразвития России, Минэнерго России и ФАС России транспортно-экономического баланса для различных видов транспорта. В первую очередь для оптимального использования преимуществ каждого вида транспорта на каждом конкретном направлении. В том числе и в рамках тарифных решений.

Представитель Северо-Западного пароходства Андрей Горленко в своем выступлении напомнил делегатам историю со скидками РЖД на перевозку нефтепродуктов, которая начиная с 2017 года поменяла всю парадигму конкуренции. «В 2016 году объем перевозок этих грузов по ВВП с НПЗ Поволжья составлял 6,4 млн тонн, а в 2019 году – лишь 3,9 млн тонн. Это падение лишь частично компенсировалось ростом перевозок с Каспия и Уфимских НПЗ, достигнутым благодаря действиям Минтранса, но не вернуло наливным грузам самые маржинальные перевозки, под которые строился новый флот», – сказал он.

Опасной тенденцией Андрей Горленко считает и вводимые ОАО «РЖД» скидки на перевозку отдельных видов грузов, например зерна. В марте 2020 года Российские железные дороги ввели скидку в 38% на его перевозку на расстояния до 400 км, что серьезно затронуло интересы речников.

«Если все зерно с водного транспорта уйдет на железную дорогу, то железная дорога прибавит 0,5% грузооборота, а река потеряет 12%, причем речь идет о потере единственного груза, который сегодня обеспечивает окупаемость проектов по строительству нового речного флота», – констатировал он.

По мнению судовладельцев, скидки снова приведут к конкуренции с водным транспортом. При этом переориентация зерна точно приведет к проблемам доступа любых грузов к портам Черного моря, особенно в сезон пиковых летних нагрузок пассажирского транспорта.

Основным приоритетом в деятельности Российской палаты судоходства остается повышение конкурентоспособности отечественного морского и речного флота. Несмотря на новые вызовы и угрозы, обрушившуюся на весь мир пандемию COVID-19, которая весьма предсказуемо приведет к негативным последствиям в целом для мировой экономики, Российская палата судоходства приложит максимум усилий в создании условий для бесперебойной работы флота и сохранения его потенциала до периода восстановления экономической активности на национальном и глобальном уровне.

Морской флот №2 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика