Без серы в топливе - Морские вести России

Без серы в топливе

06.07.2020

Транспортная политика

Очередное заседание Морской коллегии при правительстве РФ, которое прошло 19 февраля, не изобиловало громкими заявлениями и спорными декларациями. Тем не менее на важности повестки дня это не сказалось. Темы на совещании поднимались острые, а упор делался не на дальносрочную стратегию, а на решение практических вопросов.

И наиболее интересным в этом ключе был доклад заместителя министра транспорта РФ Юрия Цветкова «Об обеспечении безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в рамках выполнения РФ требований международных договоров».

Но посвящен был адаптации российского судоходства к ужесточению требований ИМО.

Петр Куусинен

Грузовой базе – российские суда!

Юрий Цветков еще раз напомнил участникам заседания, что Минтранс занимается выработкой госполитики и нормативно-правовым регулированием морского транспорта. В том числе при реализации обязательств, которые вытекают из международных договоров РФ.

Парижское соглашение по климату (Россия также ратифицировала документ) и, как следствие, первоначальная стратегия по снижению выбросов парниковых газов с судов, которые ИМО приняла в 2018 году, обязательны к исполнению.

Свое выступление заместитель министра начал с того, что напомнил о перегибах и о том, что российская сторона выступает против поспешных решений и за полное обоснование всех мер регулирования.

Речь идет о поправке к Конвенции МАРПОЛ, которая предполагает введение с 1 января 2020 года нового требования о предельном содержании серы в судовом топливе не более 0,50% вместо ранее установленных 3,50%.

Участников совещания интересовала прикладная составляющая. Как смягчить удар по отечественному судоходству, к которому и так есть вопросы по конкурентоспособности?

Юрий Цветков сообщил собравшимся, что ведомство проводит большую работу по увеличению доли участия российского торгового флота в экспорте и импорте товаров. Так, комплексный план федерального проекта «Морские порты России» предполагает увеличение их мощности на 30%. При этом даже при увеличении перевалки в морских портах доля перевезенных грузов судами под флагом РФ остается стабильно невысокой – около 2%.

Сейчас Минтранс предлагает зафиксировать в стратегических документах развития отраслей экономики РФ, в том числе в Энергетической стратегии и Стратегиях развития минерально-сырьевой базы, положения о закреплении соответствующей грузовой базы за судами под российским флагом.

Зампредседателя правительства РФ Юрий Борисов положительно оценил эту инициативу и подчеркнул, что только комплекс мер (в том числе мер государственного регулирования) поможет исправить ситуацию с малой долей флота под российским флагом.

Страсти по топливу

Возвращаясь к теме адаптации к жестким требованиям ИМО, Юрий Борисов заверил, что у отечественной нефтеперерабатывающей промышленности есть резервы по увеличению объемов производства низкосернистого топлива. Потребность внутреннего рынка в этом продукте, напомним, только в 2020 году составит 10 млн тонн.

Во всех морских российских портах низкосернистое судовое топливо доступно. При этом переход судов на его использование не повлечет за собой переоборудования судовых двигателей, добавил он.

Но есть и недостатки. «За восемь лет достаточных мер по исполнению взятых международных обязательств принято не было. Данные по топливу в разных ведомствах разнятся, портовая инфраструктура не способна обеспечить регулярную заправку флота», – отметил Борисов.

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов дал свой краткосрочный прогноз относительно того, как будут развиваться события.

«С одной стороны, большим спросом начнут пользоваться суда на СПГ, а с другой – суда на ядерном топливе, имеющие нулевой выброс. Это особенно важно для таких районов, например, как Арктика. Уверен, масштабное освоение Арктического региона и Севморпути возможно только при широком использовании именно атомного флота», – отметил Алексей Рахманов.

Забегая немного вперед, скажем, что вскоре после заседания Морской коллегии в штаб-квартире ИМО в Лондоне проходило заседание VI сессии подкомитета по предотвращению загрязнения морской среды. Делегаты утвердили Методику оценки воздействий от введения запрета на тяжелое жидкое топливо в арктическом судоходстве. Россия внесла существенные поправки к проекту документа, имеющие целью, в конечном итоге, защиту интересов арктических регионов нашей страны.

«Проблема надумана, она будет, в первую очередь, касаться судов, осуществляющих северный завоз, и так работающих на грани рентабельности… пострадают коренные народы и малые народности Севера. Это будет тормозом для развития северных территорий», – сказал тогда после заседания комиссии Юрий Цветков.

Российская сторона подготовила обширный научный труд по оценке последствий запрета для государства, которого он коснется.

Тем не менее надежд на отмену запрета очень мало. Это означает, что уже через год будет разработано соглашение о параметрах введения запрета на использование мазута в Арктике. И российскому судоходству надо быть к этому готовым.

Единый оператор и очистка Севера

Также на Морской коллегии затрагивались темы активизации научных исследований. Юрий Борисов, например, призвал шире внедрять контейнерные лаборатории на научных судах. Принцип модульных лабораторных комплексов на НИСах и НЭСах находит поддержку у всех профильных ведомств.

«Жизнь подсказывает: на перспективу нужно двигаться по пути создания единого национального оператора. Но уже сейчас нам по силам сформировать комплексную научную программу экспедиционных исследований Мирового океана, в которой будут принимать участие все заинтересованные ведомства», – отметил Борисов.

При этом все единогласно поддержали заявления члена комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Виктора Новожилова о том, что исследовательскую деятельность в Мировом океане необходимо активизировать, а межведомственную координацию научных программ лучше координировать.

Завершал повестку дня вопрос об очистке Кольского залива, который Морская коллегия единодушно одобрила.

Напомним, ранее президент России Владимир Путин заявил, что в рамках уборки арктических территорий необходимо очистить акваторию Кольского залива на площади свыше 200 квадратных километров. Работы начались с губы Ретинской, где находились 16 затопленных судов. Но чтобы продолжить эту работу, региону необходимо получить федеральное финансирование.

Соответствующий проект готовило областное правительство, а представлял его на заседании Морской коллегии губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Существенных обсуждений вопросов кораблестроения и судостроения на этом заседании не было. А проблем за текущую зиму в этой отрасли накопилось достаточно, от неурядиц с головным ледоколом 22220 «Арктика» и авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» до вопросов по импортозамещению судового оборудования и подготовке кадров для отрасли. Ждем обсуждения их на весенних заседаниях Морской коллегии при Правительстве РФ.

Морской флот №1 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика