Господдержка как залог восстановления экономики - Морские вести России

Господдержка как залог восстановления экономики

18.06.2020

Транспортная политика

Седьмого мая Владимир Путин в режиме видеоконференции провел совещание по вопросам развития транспортной отрасли. В нем приняли участие министр транспорта РФ Евгений Дитрих, председатель совета директоров ООО «Инфраструктурная корпорация «АЕОН» Роман Троценко, председатель совета директоров ООО «Водоходъ» Виктор Олерский, президент группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев и другие представители правительства и бизнеса. Центральными темами обсуждения стали влияние коронавируса на отрасль, возможные меры господдержки и новые условия реализации федеральных программ.

Сергей Алексеев


Стратегическая задача

Прежде всего, Владимир Путин подчеркнул, что, несмотря на все финансовые сложности, транспортная отрасль продолжает стабильно работать.

«Мы видим, как сократились объемы перевозок в грузовом и пассажирском сегменте, падает выручка, накапливаются финансовые проблемы. Многие компании терпят убытки», – констатировал глава государства.

«В таких непростых условиях наши транспортные, логистические компании продолжают бесперебойную работу, обеспечивают надежное сообщение регионов и территорий, что для нашей страны является стратегической задачей», – отметил президент.

Поручения губернаторам

Президент поручил губернаторам предусмотреть региональные механизмы поддержки транспортных предприятий, имеющих системное значение для конкретных территорий. Путин напомнил, что во всех сферах транспорта были определены системообразующие предприятия, для них предусмотрены особые меры поддержки, включая льготные кредиты на пополнение оборотных средств. При этом он указал, что речь идет о федеральном перечне предприятий.

«Нельзя забывать о том, что в каждом регионе есть компании, которые выполняют задачи важные, системные для конкретной территории. Главным образом речь идет об автобусных и речных перевозках, пригородном железнодорожном сообщении, – заявил президент. – В этой связи прошу руководителей субъектов Федерации предусмотреть свои механизмы поддержки таких предприятий».

Особое внимание Путин попросил уделить сезонному транспорту, прежде всего речному. «Его работа продолжается всего полгода – с мая по октябрь, и, очевидно, если сейчас навигация будет затруднена, а флот не получит загрузки, потребуется дополнительная помощь компаниям и коллективам», – указал он.

Глава государства добавил, что общая, сквозная проблема для пассажирского транспорта – сокращение туристических потоков. Он отметил, что «сегодня международный туризм фактически остановлен, и чтобы он вернулся на прежний уровень, потребуется время».

«Нужно использовать возникающие резервы транспортного комплекса, ориентировать их на развитие внутреннего туризма, межрегиональных перевозок, на оказание качественных, доступных услуг нашим гражданам, которые после снятия ограничений, безусловно, запланируют поездки по стране», – сказал он, предложив участникам совещания поделиться своими соображениями на этот счет.

Приоритет – отечественным грузам и портам

«Загрузка отечественной транспортной сети снизилась. В этой связи нужно вернуться к вопросу о приоритетной перевалке отечественных грузов именно в российских морских портах», – акцентировал президент.

По его словам, российские портовые мощности конкурентоспособны зарубежным. «Сейчас есть реальная возможность ускорить маневр грузовыми потоками в пользу собственных портов. Естественно, надо сделать это так, чтобы было выгодно и транспортному бизнесу, и нашим компаниям-производителям, экспортерам», – указал Путин.

В этой связи он напомнил о своем поручении по созданию особой экономической зоны на Каспии, что предполагает и создание современного транспортного узла.

Кризис – не повод отказываться от инвестпрограмм

Президент призвал максимально сохранить инвестпрограммы компаний в транспортной отрасли. «Нужно максимально сохранить инвестиционные программы транспортного комплекса, развития инфраструктуры, чтобы сберечь производственные связи, рабочие места специалистов, доходы граждан как в самой отрасли, так и в смежных секторах» – такую задачу поставил Путин.

Он уточнил, что имеет в виду долгосрочные заказы для российской промышленности, для железнодорожного машиностроения, автомобильных заводов и верфей, для строительных компаний и индустрии стройматериалов.

Президент напомнил, что в последние годы с участием государства были запущены масштабные проекты по увеличению пропускной способности железных дорог и подходов к морским портам, по развитию автодорожной сети и водных путей. Речь идет о модернизации Вос точного полигона, портов юга и северо-запада, развитии Центрального транспортного узла в европейской части страны. Он также отметил, что российские компании набрали хороший темп по обновлению подвижного состава, морских и речных судов, автомобильной техники.

Второй квартал будет тяжелым

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих отметил, что в первом квартале наблюдалось падение грузооборота и пассажирооборота в отечественной транспортной сфере в пределах 3-4%. В дальнейшем положение ухудшилось.

«В апреле ситуация кардинально поменялась. В сфере пассажирских перевозок на всех видах транспорта падение от 70 до 95%. Сокращение погрузки на сети РЖД в апреле 11%. По металлам и нефти – на 20% На 14% снизился грузооборот на внутреннем водном транспорте. По прогнозам экспертов, второй квартал для транспортной отрасли будет очень непростым», – сказал министр.

Он подчеркнул, что сейчас приоритетом для отрасли является сохранение здоровья сотрудников и пассажиров. В этой связи Минтранс совместно с Роспотребнадзором до конца мая разработает и утвердит Дополнение в правила перевозки пассажиров о требованиях к медбезопасности при перевозках. По его словам, правила должны обеспечивать баланс безопасности пассажиров и экономики перевозок.

Субъекты малого и среднего бизнеса, задействованные в транспортной отрасли, в апреле-мае 2020 года смогут получить компенсацию затрат на зарплаты сотрудников в размере одного минимального размера оплаты труда (МРОТ) на человека в месяц.

Ранее глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров сообщал, что общая сумма субсидий работодателям на выплату зарплаты в размере 1 МРОТ на каждого сотрудника может составить 98,4 млрд рублей. По данным ФНС, на получение субсидии могут претендовать 1,26 млн потенциальных получателей с 4,05 млн сотрудников.

Лизинговые платежи круизным морским и речным компаниям в этом году составят 320 млн рублей. Министр попросил поддержать предприятия субсидиями из федерального бюджета.

Евгений Дитрих добавил, что выделение госсредств может понадобиться и для достижения увеличения объема контейнерных перевозок в 4 раза к 2024 году. В частности, речь о покрытии субсидиями в 1 млрд рублей разницы в тарифах на транзитные контейнерные отечественные и иностранные перевозки.

«Еще одной важной мерой поддержки, мерой на будущее, которую мы могли бы использовать для развития, является субсидирование на цели выравнивания тарифа по транзитным контейнерным перевозкам, – сказал Дитрих. – С учетом прогнозируемого транзитного контейнерного потока сегодня на эти цели требуется порядка 1 млрд рублей. Просили бы поддержать это как антикризисную меру».

Дитрих отметил, что основные базовые направления для России – это маршруты между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Субсидирование необходимо для увеличения доли высокодоходных грузов, которые будут привлечены на российские транспортные сети на постоянной основе для загрузки мощностей, пояснил министр.

«Дело в том, что часто для того, чтобы перетащить груз на территорию нашей страны и дать работу транспортникам, нам не хватает разницы в тарифе, которую предлагают наши соседи, другие государства, через которые груз идет сегодня», – добавил он.

Для круизов – не сезон

Основатель и председатель совета директоров корпорации AEON Роман Троценко пожаловался на тяготы российских круизных судоходных компаний, выручка которых упала на 95%. «Российский морской и речной транспорт имеет ярко выраженный сезонный характер. За пять месяцев мы должны заработать средства для того, чтобы дожить до следующей навигации, до весны следующего года. То, что мы видим сейчас, – по статистике, в круизном пассажирском судоходстве выручка упала на 95%», – заявил он президенту.

В качестве мер поддержки Троценко попросил отменить регулярные субсидии и ввести прямое субсидирование расходов на фонд оплаты труда и содержание имущественного комплекса судоходных компаний до весны следующего года. По его словам, сумма общих платежей по фонду оплаты труда вместе с единым социальным налогом и лизингом составит 4,7 млрд рублей.

Также, по мнению Троценко, следовало бы выдавать государственные гарантии транспортным компаниям под банковские кредиты. «Когда каждое предприятие знает лимит собственных госгарантий, которое устанавливается отраслевым министерством исходя из физических объемов перевозок пассажиров, скажем, в 2019 году, и при необходимости предприятие может обратиться за этим лимитом и получить кредит в коммерческом банке», – пояснил он.

Наконец, основатель AEON попросил освободить от НДС путевки на морские и речные круизы, проданные иностранцам, что, по его мнению, позволит помочь восстановлению въездного туризма.

В свою очередь председатель совета директоров компании «Водоходъ» Виктор Олерский предложил включить речной транспорт в перечень наиболее пострадавших отраслей. И хотя бы на год разрешить возмещение акцизов на бункерное топливо, не дожидаясь факта его использования.

Помимо этого, он обратил внимание и на проблемы, возникшие в судостроении. «Десять лет существует программа субсидирования процентных ставок по договорам лизинга либо финансирования при строительстве судов на российских верфях. Десять лет работало все прекрасно – спасибо Минпромторгу. Но прошлый год был пиковый в части объема судостроения – так случилось, и денег не хватило, ряд компаний полгода не получал возврат субсидий. Мы просили бы с учетом ситуации, чтобы правительство аккуратно следило за достаточностью средств для субсидирования судостроения», – добавил Виктор Олерский.

Субсидировать транзитный тариф

Президент группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев откликнулся на поднятый ранее Владимиром Путиным вопрос субсидирования ж/д транзита контейнеров по маршруту Восток – Запад и обратно.

Он обратил внимание, что в условиях кризиса океанские судоходные линии, которые являются основными конкурентами железнодорожному маршруту по России, начинают активно снижать стоимость услуг. Кроме того, активное строительство новых суперконтейнеровозов создает устойчивый профицит провозных мощностей.

В этой связи Шишкарев предложил субсидировать для российских перевозчиков примерно треть транзитного тарифа, или около $900.

«Доходы транспортных компаний, российских железных дорог, стивидорного комплекса мы оцениваем в $2500-3000 на каждый контейнер. И эти меры, на наш взгляд, уже в ближайший год позволят увеличить транзит по России на 200-250 тыс. контейнеров», – сказал Шишкарев.

Он также предложил компенсировать логистическим компаниям часть процентных расходов на реализацию инвестиционных программ и дать возможность стивидорам устанавливать тарифы на услуги в валюте, чтобы защитить программы развития от нестабильного курса рубля.

Резюме президента

Подводя итоги, Владимир Путин заверил, что все прозвучавшие предложения будут внимательно изучены. И согласился с необходимостью расширить перечень наиболее пострадавших от последствий эпидемии отраслей, включив внутренний водный транспорт.

Глава государства отметил, что, несмотря на обстоятельства, «важно не потерять инвестиционный горизонт на транспорте, реализовать планы по укреплению инфраструктуры». «Есть возможности быстрее работать над перенаправлением грузопотоков на отечественные порты. Способности есть – нужно использовать это по всем видам транспорта», – сказал глава государства.

В заключение он напомнил, что правительство готовит общенациональный план действий по нормализации деловой жизни: перечень конкретных мер по восстановлению занятости, доходов граждан, роста отраслей экономики. И предложил ввести туда действия по развитию внутреннего туризма, подготовив их в тесном контакте с деловым сообществом. А также добавить в общенациональный план меры по стимулированию транзитных контейнерных перевозок.

«Повторю, сейчас, когда в транспортной системе России возникают резервы, надо их обязательно задействовать, дать загрузку отечественным компаниям, реализовать географические преимущества страны в интересах национальной экономики и наших граждан», – резюмировал президент.

По материалам газеты "Морские вести России" № 7 за 2020 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ