Амурский бассейн: водный путь восстановлен - Морские вести России

Амурский бассейн: водный путь восстановлен

07.07.2014

Речной транспорт

В навигацию 2014 года ФБУ «Администрация Амурводпуть», как и в предыдущие годы, обеспечивает судоходство на внутренних водных путях Амурского бассейна протяженностью 7285 км, в т.ч. на 2744 км – пограничных участков рек. Средствами навигационного оборудования (СНО) обслуживаются 5298 км ВВП, из них в освещенной категории – 2923 км, неосвещенной – 1305 км, отражательной – 1070 км.

Следует отметить, что, несмотря на разрушительное наводнение прошлого года, переформировавшее русла рек, разрушавшее и унесшее навигационные знаки, коллектив учреждения своевременно и качественного выполнил все необходимые путевые работы и тем самым обеспечил условия для безопасного судоходства в Амурском бассейне.


Под ударом стихии

Александр Савин, руководитель ФБУ «Администрация Амурского бассейна ВВП»

Дополнительно, сверх задания открыто действие СНО на участках рек Шилка, Амгунь, подходах к причалам, остановочным пунктам и на рейдах, речных пунктах пропуска общей протяженностью 189 км. По сути, нам пришлось заново восстанавливать всю инфраструктуру водного пути бассейна. Такие испытания трудно забыть, но появился опыт противостояния разбушевавшейся стихии. Вспомним, как это было.

Навигация-2013. Наводнение

В результате наводнения и затопления берегов в 2013 году на реках Аргунь, Амур, Зея, Уссури, Кур, Тунгуска и Амгунь общей протяженностью 4858 км инфраструктура ВВП, береговые навигационные знаки, сооружения и объекты были затоплены. Обстановочными бригадами, обслуживающими СНО, для предотвращения уноса знаков потоком воды береговые навигационные знаки закреплялись к деревьям и другим объектам. На отдельных знаках для их сохранности перед затоплением снимались трапецеидальные щиты и светосигнальное оборудование. Часть плавучих навигационных знаков под воздействием потока воды была смещена со штатных мест или утрачена. По этой причине и в связи с достаточными глубинами большинство плавучих знаков во избежание утраты были сняты с судовых ходов и закреплены на берегах к различным объектам.

С начала наводнения подверглось затоплению 2569 береговых навигационных знаков, из них частично разрушено и утрачено 914 знаков. На конец навигации на участках Верхнего, Среднего и Нижнего Амура, реках Аргунь, Зея, Кур, Тунгуска и Амгунь, на которых берега были освобождены от затопления, обстановочными бригадами филиалов восстановлено 390 навигационных береговых знаков, из них отремонтировано 116 полуразрушенных знаков и выставлено 274 новых знака. На отдельных участках из-за невозможности восстановления постоянных береговых знаков в следствие подтопления и отсутствия материалов выставлялись временные навигационные знаки меньших типов и типоразмеров. Большая часть невосстановленных в 2013 году береговых знаков приходилась на участок Нижнего Амура, где затопленные берега не позволили выполнить восстановительные работы. Часть знаков невозможно было восстановить также на участках рек Аргунь, Зея, Уссури, Кур, Тунгуска и Амгунь. Для восстановления действия СНО в ночное время в 2013 году дополнительно закуплено и выставлено вместо утраченных: 450 фонарей ЭСППН-140, 750 батарей «Лиман» 2,6В-300Ач и 750 ламп ЛПРЖ(К)-02.

Из-за переформирований русла на многих затруднительных участках Зеи и Амура уменьшились габариты судовых ходов. Особенно большие и интенсивные переформирования произошли на Верхнеконстантиновском, Константиновском, Нижнеконстантиновском, Поповском, Верхнепетровском перекатах, участках Среднего Амура и на перекатах Верхневоронежском, Салмаки, Труд, Вятском, Красносельском, Владимирском, Синдинском, Актарском, Нижнесаянском, Эморонском, Учударенском, Вознесенском, Диппинском, Кайдановских, Циммермановских и Халабабацких перекатах и в Левом Комсомольском ходе выявлено уменьшение габаритов судовых ходов.

Для обеспечения заданных габаритов судовых ходов Среднего Амура, перекатах Труд, Владимирском, Актарском, Верхнесаянском, Нижнесаянском Нижнего Амура выполнены перестановки береговых знаков. На других участках из-за невозможности перестановки береговых знаков заданные габариты судовых ходов обеспечивались путем установки и перестановки плавучих знаков.

На пограничных участках 200-196 и 47-42 км Среднего Амура из-за отсутствия достаточных габаритов на судовых ходах в период окончания навигации обстановочными судами выполнялись проводки российских грузовых судовых составов по участкам главного фарватера за пределами судовых ходов.

Навигация-2014. Восстановление

В течение нынешней навигации восстановлены на штатных местах остальные утраченные береговые знаки в количестве 524 штук. 350 ранее установленных временных знаков заменены на постоянные знаки 1 и 5-го типов. Часть опор этих знаков изготовлена из металлических труб вместо деревянных столбов и укос. До конца навигации при условии дополнительного финансирования и приобретения необходимых материалов все временные знаки будут заменены на постоянные требуемых типов и размеров по ГОСТу и Инструкции по содержанию навигационных знаков.

На материалы и оборудование для восстановления, выставления и содержания СНО (буи, столбы и щиты знаков, батареи, ССО и инвентарь) в 2014 году потрачено около 15 млн рублей. Дополнительно к уже выделенному финансированию для восстановления знаков требуется еще 4 млн рублей.

На многих затруднительных перекатах В. Амура, Ср. Амура, Н. Амура, Зеи, Куры, Тунгуски, Амгуни уже выполнен большой объем перестановок береговых и плавучих знаков по достаточным для судоходства глубинам, а на 598 км Нижнего Амура на Диппинском перекате многочерпаковым земснарядом «Амурский 302» разработана дноуглубительная прорезь для создания необходимых габаритов на судовом ходу.

На участке Нижнего Амура на перекатах Актар и Циммермановские судовые ходы полностью перенесены в правый и левый рукава протяженностью 25 км. На перекатах Верхневоронежский, Салмаки, Труд, Синдинский, Актар, Нижнесаянский, Вознесенский, Кайдан из-за постоянных переформирований для обеспечения заданных габаритов перестановка знаков произведена в навигацию повторно.

На пограничных участках рек по протоколу 54 совещания СРКК в 10 местах уже выполнены перестановки знаков для обеспечения заданных габаритов судовых ходов:

– на 616 608, 606 603, 231 222, 45 43 км Верхнего Амура;

– на Поповском, Верхнепетровском перекатах и участках 263 259, 89 76, 55 50, 38 32 км Среднего Амура.

На двух затруднительных участках на 874 869, 48 43 км Среднего Амура, где произошли значительные русловые переформирования и отсутствуют заданные габариты на основных судовых ходах, открыты дополнительные ходы. Выставлены дополнительные кромочные буи на пограничном участке Среднего Амура для ограждения образовавшихся отмелей на 204, 105, 80, 43, 40, 37 км.

Проведено совместное с китайской стороной по линии Смешанной Российско-Китайской комиссии по судоходству инспектирование пограничных водных путей от 115 км Верхнего Амура до 70 км Уссури с контролем выполнения путевых работ и безопасности плавания. Решено переставить навигационные знаки в девяти местах для обеспечения габаритов с/х и условий судоходства.

Нужны кадры и флот

С открытия навигации переставлено на новые места по новым направлениям судовых ходов более 200 береговых створных, перевальных и ходовых знаков. Работы по выставлению, перестановке и обслуживанию СНО судовых ходов, тралению, промерам судовых ходов, сбору и передаче путевой информации для обеспечения судоходства выполняются 31 обстановочной бригадой, базирующейся на обстановочных судах, в т.ч. на трех судах нового судостроения проекта 3050 («Ремез» и «Турач») и 3050.1 («Чиж»).

Укомплектованность экипажей обстановочных судов составляет ~60%, вместо 8 7 по штату на судах работают 4-5 человек. Это самая большая проблема. Второй главной проблемой является технический износ обстановочных судов, как и других судов технического флота. Из 38 обстановочных судов в эксплуатацию принято только 31 судно. Кроме того, из-за физического и морального износа требуется приобретение и установка на обстановочные суда вместо эхолотов «Кубань» картплоттеров – навигационных ГЛОНАСС/GPS-приемников, совмещенных с эхолотами.

Русловыми изыскательскими партиями филиалов и отделом картографии и изысканий учреждения выполнены полевые гидрографические работы на участках проверки прохождения линии государственной границы между РФ и КНР Верхнего и Среднего Амура. В настоящий момент выполняются русловые изыскательские работы на затруднительных участках для анализа русловых переформирований, определения габаритов судовых ходов, планирования перестановки навигационных знаков и корректуры навигационных карт. Для выполнения изыскательских работ в навигацию задействованы два новых обстановочных т/х проекта 3050 («Чистик» и «Павлин»).

Береговые объекты

В результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года пострадали (были частично или полностью затоплены) 3 ремонтно-отстойных пункта в Благовещенске, Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также обстановочные базы в г. Зея Амурской области и с. Екатерино-Никольское Еврейской автономной области, отдельно стоящие административные и производственные здания и сооружения в вышеупомянутых городах. Всего пострадало в результате наводнения 43 объекта транспортной инфраструктуры, закрепленных за администрацией, в том числе: Благовещенский РВВП – 17 объектов, Хабаровский РВВП – 17 объектов, Комсомольский РВВП – 8 объектов, управление – 1 объект.

В октябре-ноябре 2013 года было проведено техническое обследование специализированными организациями 40 объектов транспортной инфраструктуры, закрепленных за учреждением и пострадавших в результате наводнения. По результатам обследования была определена стоимость ремонтно-восстановительных работ по этим объектам, а также техническое обследование трех объектов Хабаровского РВВП для определения стоимости ремонтно-восстановительных работ по этим объектам.

Учреждением в октябре-ноябре 2013 года были проведены неотложные работы по восстановлению работоспособности ремонтно-отстойных пунктов в Благовещенске, Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, в результате которых основные объекты транспортной инфраструктуры, пострадавшие от наводнения, были подготовлены для работы в зимний отопительный сезон 2013/2014 года и к проведению судоремонтных работ в межнавигационный период 2013-2014 годов.

По состоянию на начало октября 2014 года учреждением проведено ремонтно-восстановительных работ по нашим объектам транспортной инфраструктуры, пострадавшим в результате наводнения, на сумму 12 149,97 тыс. рублей.

Человеческий фактор

По результатам борьбы с аномальным наводнением и восстановительных работ в период 2013-2014 годов наши путейцы, работники судоходных компаний, учебных заведений были награждены министром транспорта РФ, ФАМРТ, МЧС РФ, Министерством обороны медалями, памятными знаками, грамотами и благодарственными письмами за самоотверженный труд, усердие и твердость духа.

Хочу отметить большую организационную работу КЧС учреждения, возглавляемую первым заместителем руководителя, председателем КЧС Н.Ю. Лобастовым, начальников Благовещенского, Хабаровского, Комсомольского РВВП – В.Д. Кавандина, С.А. Савина, М.М. Дронина, их заместителей Г.В. Калиниченко, В.П. Олейникова, Ю.В. Бунина, капитанов судов учреждения и филиалов А.Б. Бусол, В.Л. Константинова, С.В. Лагунова, Н.И. Маргис, Ю.Е. Сокович и других работников береговых профессий и специалистов флота. Благодаря четко организованной работе всех структур учреждения и филиалов в период наводнения и при ликвидации последствий наводнения мы сумели в кратчайшие сроки устранить следы наводнения и привести в соответствие инфраструктуру водных путей и береговых объектов.

С 7 по 8 сентября 2014 года комиссия Росморречфлота под руководством А.А. Давыденко проинспектировала объекты, находящиеся на балансе ФБУ «Администрация Амурводпуть», подвергшиеся затоплению в результате наводнения в Амурском бассейне 2013 года. Руководитель Агентства дал положительную оценку проведенной учреждением работе по ликвидации последствий наводнения и восстановительным мероприятиям.

Руководитель Росморречфлота провел встречу с трудовыми коллективами учреждения и его филиала Хабаровского района ВВП, а также ОАО «Хабаровский речной торговый порт», ОАО «Амурское пароходство», Хабаровским филиалом Новосибирской государственной академии водного транспорта и наградил работников отрасли за достигнутые успехи в работе ведомственными наградами Росморречфлота.

Среди наших надежных партнеров – судоходных компаний следует отметить в навигацию 2014 года:

– ОАО «Амурское пароходство»;

– ОАО «Хабаровский речной торговый порт»;

– ОАО «Амурассо», г. Благовещенск;

– ЗАО «Амурские пассажирские перевозки».

В сложнейших условиях судоходства в навигацию 2013 года эти судоходные компании с честью выполнили поставленные перед ними задачи по перевозке грузов и пассажиров и с успехом продолжают работать в навигацию 2014 года. В заключение хочу поблагодарить весь коллектив администрации учреждения, его филиалов, судоходные компании, всех, кто причастен к работе и обслуживанию флота, за дружную и слаженную работу в навигацию 2014 года.

Желаю всем речникам успешного окончания навигации, безаварийной работы, здоровья и благополучия в семьях.

 

Инспектор на своем судне

Михаил Трегубов, первый заместитель руководителя – капитан Амурского бассейна ВВП

В повседневных трудовых буднях не замечаешь, как летит время, но в какой-то момент осознаешь, что созданный институт капитанов бассейнов ВВП в полную силу работает уже третий год. За этот период произошло становление инспекции государственного портового контроля в Амурском бассейне, сформировался дружный коллектив. Инспекторский состав ФБУ «Администрация Амурводпуть» благодаря своему профессионализму и добросовестному отношению к поставленным задачам зарекомендовал себя работоспособным, авторитетным контролирующим органом, с которым считаются судовладельцы, экипажи речных и морских судов.

Рейд в 1860 километров

Проверки судов, находящихся в границах инспекций ГПК портов Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, начались с открытием навигации 2014 года. Поскольку правовыми актами не определена процедура обязательной проверки судов ИГПК перед выходом в первый рейс после ремонта или зимнего отстоя, горячая пора для инспекторов начинается после массового, практически одновременного ввода в эксплуатацию пассажирского, грузового, буксирного и несамоходного флота. Этот период приходится на конец апреля и май.

Знаковым событием для инспекции стало получение в июне 2014 года в оперативное управление от администрации Хабаровского района ВВП теплохода проекта Р-376У «Хрустан», что в значительной степени улучшило возможности ИГПК по проведению проверок судов, удаленных от мест расположения инспекций. Теплоход укомплектован экипажем, способным выполнять поставленные задачи в любое время суток. Шефство над экипажем и судном было поручено инспекции ГПК порта Хабаровск. Первые рейсы с инспекторами на борту совершались на акватории, прилегающей к городу Хабаровску. Проверены суда на рейдах, затонах и местах перестоя флота.

После обкатки механизмов теплохода география проведения проверок расширилась, и судно с инспекторами ГПК на борту с целью выполнения задания по осуществлению государственного портового контроля на ВВП, капитаном Амурского бассейна было направлено в пос. Малышево, расположенный в 70 км от краевого центра. В затоне поселка находится ремонтный участок ОАО «Амурское пароходство», в котором отстаивается и ремонтируется несамоходный сухогрузный и танкерный флот.

В августе-сентябре совершен рейс продолжительностью три недели на этом же теплоходе. Администрацией бассейна до выхода в рейс была проведена подготовительная работа по оснащению и оборудованию судна, созданы условия для проживания и работы инспекторов во время плавания и стоянки. Из инспекторов ГПК портов Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре была сформирована мобильная бригада. Работа инспекторов на Нижнем Амуре проводилась под руководством начальника инспекции ГПК порта Хабаровск. За время кругового рейса Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск теплоходом с инспекторами на борту пройдено расстояние 1860 км. Проверено 30 судов, ранее не охваченных проверками, из них буксирных – 2, несамоходных сухогрузных – 7, плавучих баз по переработке биоресурсов – 9, дебаркадеров – 8, вспомогательного флота – 1, плавучих кранов – 3. Инспекторами по проверенным судам выставлено 59 замечаний, задержано 9 судов, составлено и передано в линейные отделы Амурского УГМРН Ространснадзора 7 протоколов об административных правонарушениях.

Количество проверенных судов могло быть больше, но информация о движении судна с инспекторами на борту доходила до судовладельцев и капитанов судов, умышленно уходящих от проверок из-за отсутствия судовых документов и неудовлетворительного технического состояния, гораздо раньше, чем наш теплоход приходил в пункт назначения.

Уроки и достижения рейда

В результате длительной работы выездной бригады инспекторов на Нижнем Амуре на своем теплоходе приобретен опыт по осуществлению проверок судов и иных плавучих объектов при удалении от береговой инфраструктуры. Определены районы устойчивой мобильной связи при нахождении на реке от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, отсутствие которой в местах проверок затрудняло оперативную работу с информационной системой государственного портового контроля, особенно при передаче информации в ФГУП «Морсвязьспутник» в случае задержания судов, так как определен жесткий регламент информирования – в течение трех часов.

При составлении протоколов об административных правонарушениях и ускорении их передачи в линейные отделы Амурского УГМРН Ространснадзора была использована возможность отправки документов через проходящие пассажирские скоростные суда, работающие на линии Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре, капитаны этих судов безотказно выполняли просьбы инспекторов.

Использование своего судна при проведении проверок позволило заявить о присутствии контроля со стороны Администрации Амурводпуть за соблюдением на судах требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации судов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных Кодексом ВВТ РФ.

Международное судоходство

В работе инспекции, направленной на обеспечение безопасности судоходства в Амурском бассейне, задействованы инспекторы портового контроля, выполняющие обязанности по оформлению прихода/отхода российских и иностранных пассажирских и грузовых судов в соответствии с «Типовой схемой организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска», утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 22 декабря 2009, с изменениями, внесенными приказом Минтранса РФ от 3 ноября 2010 г.

На реке Амур в 2014 г. активно функционировали пять пунктов пропуска, расположенных в Благовещенске, Поярково, Амурзете, Нижнеленинском, Хабаровске, и один на реке Уссури в селении Покровка. На международных линиях Амурского бассейна из речных портов РФ в речные порты КНР и в обратном направлении работают десятки пассажирских, грузовых и буксирных судов обеих стран. Одной из значимых международных линий является Благовещенск (РФ) – Хэйхэ (КНР).

С начала навигации 2014 года в порт Благовещенск совершен 3251 судозаход российских и иностранных судов, оформленных на приход и отход инспекторами государственного портового контроля, из них судов РФ – 1914, КНР – 1337. На этом направлении перевезено 451 973 пассажира, из них судами РФ – 290 412 человек, судами КНР – 161 381 человек, доставлено 89 762 тонны различного груза.

Между российским портом Хабаровск и китайским Фуюань на перевозке пассажиров задействовано 11 скоростных судов типа «Полесье» и одно водоизмещающее судно. С начала навигации-2014 осуществлено 1550 судозаходов российских и китайских пассажирских судов, перевезено 124 972 пассажира, из них на судах РФ – 57 182 человека, на судах КНР – 67 790 человек. На грузовом направлении: порт Хабаровск – порт Тунцзян – порт Хабаровск работают баржебуксирные составы российских судовладельцев, инспекторами портового контроля за 5 месяцев навигации оформлено 122 буксирных теплохода и 225 несамоходных судов. Также оформлено в Хабаровске 83 китайских судна, в том числе 31 буксирное, 42 несамоходных и 10 грузовых судов, перевозящих различные грузы из портов Цзямусы, Фуцзинь, Тунцзян, Фуюань в краевой центр. Всего в Амурском бассейне на российских пунктах пропуска инспекторами ГПК и ПК оформлено 6487 судов, из них российских – 3213, китайских – 3274.

В службе ГПК ФБУ «Администрация Амурводпуть» в навигационный период 2014 года работают 18 инспекторов государственного портового контроля и 1 стажер инспектора. В рамках выполнения государственного задания на 2014 год за прошедший период навигации проведено 560 инспекций судов, выявлено 568 замечаний, осуществлено 45 задержаний судов. Инспекторами ГПК составлено и передано в линейные отделы Амурского УГМРН Ространснадзора 23 протокола об административных правонарушениях. Количество материалов, направленных в территориальное УГМРН, – 45, в транспортную прокуратуру – 20.

Речные лоцманы

Считаю необходимым проинформировать коллег о деятельности лоцманов ФБУ «Администрация Амурводпуть». Согласно Положению о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям, введенным в действие приказом Министерства транспорта РФ от 3 февраля 1995 года, служба ГПК укомплектована шестью лоцманами, имеющими квалификацию «речной лоцман», «речной лоцман» 1 и 2-го класса. В основные обязанности лоцмана входит обеспечение обязательной лоцманской проводки пассажирских и грузовых иностранных судов на акватории порта Хабаровск и при их следовании по внутренним судоходным путям, открытым для захода иностранных судов. Лоцманы при обращении судовладельцев и капитанов российских судов оказывают услуги по их проводке на всех участках рек Амурского бассейна. Лоцманами с начала навигации проведено 862 пассажирских теплохода, 10 грузовых и 31 буксирное судно КНР.

Капитан Амурского бассейна ВВП является членом координационного совета по развитию системы пропуска через государственную границу РФ в пределах Дальневосточного федерального округа при Дальневосточном территориальном управлении Росграницы. Начальник службы ГПК и начальник ИГПК порта Благовещенск являются членами и участниками координационных советов и совещаний, проводимых ДВТУ Росграницы с целью оперативного решения вопросов, связанных с работой пунктов пропуска.

Работа структурных подразделений

Служба дипломирования, аттестации и оформления УЛМ: оформлено удостоверений личности моряка – 140, выдано дипломов (комсостав) – 127, подтверждений к дипломам (комсостав) – 269, квалификационные свидетельства – 359, аттестация лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов – 39, аттестация лиц за обеспечение безопасности судоходства – 22, проверка знаний правил плавания по ВВП согласно приказу Министерства транспорта РФ от 15 марта 2012 г. – 111 человек.

Служба государственной регистрации судов: по состоянию на 1 октября 2014 года в Государственном судовом реестре по Амурскому бассейну зарегистрировано 2445 судов. ФБУ «Администрация Амурводпуть» среди 15 администраций бассейнов ВВП РФ по данному показателю переместилась с 7-го места в 2013 году на 6-е место. За девять месяцев текущего года количество судов в Государственном судовом реестре по бассейну возросло на 336 единиц, из них 315 судов являются маломерными, используемыми в коммерческих целях, ранее состояли на учете в ГИМС МЧС России. Исключено из Государственного судового реестра за истекший период 2014 года 48 судов. Общее количество регистрационных действий составило 673.

Служба речной деятельности и отдел диспетчерского регулирования: работа ОДР распространяется на участок реки Нижний Амур от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, расстояние между которыми составляет 930 км. В 2014 году между ФБУ «Администрация Амурводпуть» и судовладельцами Амурского бассейна заключены договоры на диспетчерское регулирование движения судов, их количество составляет 69.

Выводы

Навигация 2014 года подтвердила возросший уровень квалификации инспекторского состава, специалистов служб и отделов, входящих в структуру капитана бассейна. Через федеральную газету водного транспорта «Морские вести России» желаю всем работникам отрасли, коллегам крепкого здоровья, благополучия, по возможности исключения проблем в нашей непростой и ответственной работе.

 

Морские вести России, №15, 2014 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

21.11.2024

Транспортная политика

24.10.2024

Транспортная политика