В поисках курса собственного развития - Морские вести России

В поисках курса собственного развития

21.05.2024

Транспортная политика

В поисках курса собственного развития

Фото: mac.tpprf.ru

В начале февраля Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ совместно с Ассоциацией международного морского права провели конференцию «Актуальные проблемы частного морского права».

Основными докладчиками выступили несколько арбитров МАК и приглашенных спикеров. Несмотря на весьма скромный формат и состав участников, заявленные в программе конференции вопросы от этого не стали менее актуальными. Скорее наоборот, некоторые темы заслуживают более серьезного и пристального внимания, поскольку отражают тенденции будущего развития мирового торгового мореплавания. В первую очередь это относится к так называемому автономному судоходству, цифровизации и кибербезопасности морского транспорта и иным, связанным с этим вопросам.

Навстречу искусственному интеллекту

Совершенно очевидно, что автономизация морского транспорта и внедрение искусственного интеллекта является одним из перспективных, если не сказать неизбежных направлений его развития, каким бы фантастическим это развитие ни представлялось сегодня. Всего двадцать пять лет назад никто не предполагал, что, например, мобильные телефоны станут неотъемлемой частью нашей жизни, а не просто средством связи. Цифровая передача и хранение колоссальных объемов данных, оплата услуг и покупок, электронная почта, получение сервисов по всему миру и так далее сейчас возможны при помощи смартфонов. И это не предел их развития и совершенствования.

То же можно сказать и об автономном судоходстве. Как быстро будет происходить развитие и каковы его последствия, в том числе правовые, и как к ним адаптироваться, сегодня предсказать довольно трудно, но совершенно очевидно, что уже сейчас возникает необходимость учета этих обстоятельств в действующем международном и национальном морском праве. Международная морская организация (IМО) в течение нескольких последних лет пытается проводить определенную работу в этом направлении, но пока находится только в начале пути.

Не должны оставаться в стороне и соответствующие изменения внутреннего законодательства. Необходимо заранее урегулировать такие вопросы, как ответственность владельцев автономных судов, операторов или управляющих такими судами, правовой статус внешних «наземных членов экипажей» судов и их взаимодействие с внешним реальным миром – портовыми и иными властями (не только в РФ, но и за рубежом), обеспечение кибербезопасности, страхование ответственности за ущерб третьим лицам, каско судов, и многое другое.

Разумеется, все эти вопросы требуют широкого обсуждения в первую очередь в среде профессионального морского сообщества и заранее продуманных, последовательных действий по внесению соответствующих изменений в законодательство, обучению будущих судоводителей и других специалистов-управленцев, созданию фактически новой системы морского страхования.

В связи с этим нельзя согласиться с прозвучавшими на конференции высказываниями о ненужности этой работы по причине того, что автономизация судоходства актуальна только за рубежом в силу нежелания европейских моряков работать и находиться в непростых условиях длительное время, а также наличия значительного количества собственных подготовленных морских кадров, которые необходимо трудоустраивать. Не ставя под сомнение качество отечественного морского образования, а также высокую квалификацию российских моряков, следует учесть, что раньше или позже им придется столкнуться с реальной необходимостью взаимодействовать в том или ином виде с автономным судоходством и искусственным интеллектом. Наши моряки должны готовиться к этому уже сегодня.

Ряд обсуждавшихся на конференции вопросов – общая авария, использование электронного коносамента, рейдовая перевалка грузов в страховых документах, сделки, не соответствующие контрсанкционным мерам, и судостроительные договоры – имеют частный, узкоспециализированный характер. Они не становятся от этого менее значимыми для участников торгового мореплавания в широком смысле слова, для которых и проводятся подобные мероприятия.

Возможно, по причине недостаточной информированности среди участников прошедшей конференции присутствовало крайне ограниченное число российских судовладельцев, что не может не вызывать определенного сожаления. Представляется, что будущие конференции МАК должны заранее более широко освещаться в специализированных СМИ и среди потенциально заинтересованных участников – судовладельцев, грузоотправителей и фрахтователей, страховщиков морских рисков, судостроителей и всех тех, кто имеет практический интерес к торговому судоходству.

Под прессом санкций

В настоящее время российское судоходство сталкивается с такими проблемами и вызовами, которые еще несколько лет назад нельзя было даже представить. Российским судам запрещены заходы в порты Европы и Северной Америки, в отношении судовладельцев и конкретных судов вводятся санкции, западные рынки морского страхования и банковского финансирования для нас закрыты, предпринимаются попытки фактического вытеснения России из Международной морской организации (IМО).

Все эти вопросы необходимо активно, широко и открыто обсуждать отечественным профессиональным морским сообществам для выработки наиболее эффективных мер противодействия и путей собственного развития. В качестве примера можно использовать зарубежный опыт проведения подобных встреч судовладельцев, брокеров, страховщиков в самом разном формате. МАК при ТПП РФ, имея собственный многолетний заслуженный авторитет в торговом судоходстве и опыт своих арбитров, может стать вполне подходящей платформой для дискуссий, обмена опытом, а также лоббирования интересов российского судоходства на государственном, в том числе законодательном уровне.

Морские вести России №5 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

10.07.2024

Транспортная политика

06.06.2024

Транспортная политика