На Печоре было жарко - Морские вести России

На Печоре было жарко

22.12.2022

Речной транспорт

На Печоре было жарко

Фото: ФБУ «Печораводпуть»

В навигацию 2022 года Администрация обслуживала 2594 км внутренних водных путей, из них 1043 км магистральных путей с гарантированными габаритами, 264 км – со светоотражающей судоходной обстановкой и 779 км – с освещаемой. В целях обеспечения круглосуточного движения судов 323 км внутренних водных путей Печоры в этом году переведены со второй в первую категорию.

В экстремальных гидрологических условиях

Татьяна Кончина, руководитель ФБУ «Печораводпуть»

Весна в этом году пришла раньше обычного, воздух прогрелся выше нормативных значений, и это способствовало тому, что основной снежный запас сошел задолго до вскрытия рек, подпитывающих нашу основную водную магистраль. Поэтому и ледоход на реках бассейна, в т.ч. и на Печоре, проходил при малых и средних уровнях воды.

Освобождение рек бассейна ото льда произошло в среднемноголетние даты, и обстановочные суда Администрации своевременно вышли на закрепленные за ними участки для восстановления и содержания средств навигационного оборудования. Открытие и закрытие судоходной обстановки на участках бассейна произведено в плановые сроки.

Реки Печорского бассейна находятся в свободном русле и их водность на протяжении всего навигационного периода зависит только от количества снежных запасов в зимний период и количества выпавших осадков в летний. За последние три навигационных периода (включая и 2022 год) в связи с долгой жаркой сухой погодой в начальный летний период наблюдается тенденция спада уровней воды на реках, что приводит к маловодности и продолжительности низких уровней воды.

Вот почему после прохождения ледохода планомерно начался спад уровней воды, и меженный период наступил уже в первой декаде июля.

Навигацию 2022 года можно охарактеризовать как самую маловодную за последнее десятилетие. Начиная с 10 июля уровни воды по опорным водомерным постам установились ниже проектных значений, например, по в/п Кырта на 57 см, по в/п Усть-Кожва на 75 см и 90 см, по в/п Щельяюр на 120 см, и в результате Администрация вынужденно ввела ограничения по осадке судов.

Так, продолжительность ограничений составила на участках Печоры: от г. Вуктыл до р. Щугор – 66 дней; от р. Щугор до г. Печора – 60 дней; от г. Печора до с. Усть-Уса – 44 дня; от с. Усть-Уса до с. Усть-Цильма – 38 дней; от с. Усть-Цильма до г. Нарьян-Мар – 35 дней. На участке р. Уса от г. Усинск до устья (р. Печора) – 36 дней.

В период действия ограничений по осадке судов движение пассажирского флота осуществлялось весь навигационный период.

Стояние уровней воды ниже проектных значений продолжалось:

– по водомерному посту Кырта (участок р. Печора от г. Вуктыл до р. Щугор) – 82 дня;

– по водомерному посту Усть-Кожва (участок р. Печора от р. Щугор до г. Печора) – 77 дней;

– по водомерному посту Усть-Кожва (участок р. Печора от г. Печора до Усть-Уса) – 92 дня;

– по водомерному посту Щельяюр (участок р. Печора от с. Усть-Уса до г. Нарьян-Мар) – 73 дня;

– по водомерному посту Усинск (участок р. Уса от г. Усинск до устья) – 47 дней.

На участках рек зафиксированы минимальные глубины: Печора от г.Вуктыл до р.Щугор – 65 см при снижении уровня воды ниже проектного значения на 57 см по водпосту Кырта; Печора от р.Щугор до г.Печора – 50 см при снижении уровня воды ниже проектного значения на 75 см по водпосту Кожва; Печора от г.Печора до с.Усть-Уса – 65 см при снижении уровня воды ниже проектного значения на 90 см по водпосту Кожва Печора от с.Усть-Уса до с.Усть-Цильма – 80 см при снижении уровня воды ниже проектного значения по водпосту Щельяюр на 120 см; Печора от с.Усть-Цильма до г.Нарьян-Мар – 65 см при снижении уровня воды ниже проектного значения по водпосту Щельяюр на 120 см; р.Уса от г.Усинск до устья (р.Печора) – 70 см при снижении уровня воды ниже проектного значения по водпосту Щельяюр на 70 см.

Гарантированные глубины поддержали

В минувшую навигацию для поддержания гарантированных глубин на работу вывели 15 судов обстановочного флота (два из которых тральные) и 3 земснаряда (1 земснаряд проекта 23-110 производительностью 700 м3/час, земснаряд-катамаран, состоящий из двух земснарядов проекта 324, производительностью 350 м3/час каждый и многочерпаковый земснаряд проекта Р-010 производительностью 250 м3/час).

Общий объем извлеченного грунта в период навигации преодолел прошлогоднюю планку и достиг 974,84 тыс. м3 (в 2021 году – 802,22 тыс. м3), из них на участках Печоры: г. Вуктыл – г. Печора – 51 676 м3; г. Печора – с. Усть-Уса – 899 574 м3; с. Усть-Уса – г. Нарьян-Мар – 23 586 м3.

Для обеспечения плановыми материалами земснарядов, а также для сбора и подготовки баз данных навигационно-гидрографической информации для создания и обновления ЭНК было задействовано 3 изыскательских русловых партии. Общая длина участков водных путей, на которых производились изыскательские работы по обновлению навигационной информации для ЭНК, составила 419 км (53 ячейки). При этом изыскатели всего выполнили 121 работу.

В связи с привлечением тральных бригад на обслуживание судоходной обстановки сплошное траление судового хода и траление подходов к остановочным пунктам с целью проверки чистоты и обнаружения подводных препятствий выполнялось обстановочными теплоходами, оборудованными жесткими тралами. Общий объем тральных работ составил 23,65 км2.

Администрацией в период навигации 2022 года введено в эксплуатацию 53 судна (в 2021 году – 55). Всего же на балансе находится 88 судов.

Благодаря профессионализму работников обстановочного, изыскательского и дноуглубительного флота, несмотря на низкие уровни воды, в навигационный период безусловно были обеспечены гарантированные и дифференцированные габариты пути на всех участках водных путей и тем самым в полном объеме выполнено задание на 2022 год. По проведенному анализу полученных данных, основанных на мониторинге проходящих по участкам Печоры судов, осуществляемом обстановочными теплоходами Администрации, объем грузоперевозок вырос и составил порядка 910 тыс. тонн (2021 г. – 744,1 тыс. тонн).

За прошедший навигационный период аварий и эксплуатационных происшествий с транспортным флотом и флотом ФБУ «Администрация «Печораводпуть» по вине пути не было.

Сегодня обстановочные суда учреждения находятся в безопасных местах отстоя (затонах Путеец и Щельяюр), разоружены и выставлены на береговую полосу. Суда среднего ремонта и суда, требующие замены корпусов, подняты на стапельные тумбы с помощью двух автомобильных кранов. Дежурными судами осуществляется расстановка флота на зимний отстой на акваториях Администрации.

В навигацию 2022 года в Администрацию поступило новое промерное судно «Путейский-5» проекта 3330, предназначенное для проведения промерных работ, ввод его в эксплуатацию запланирован на навигацию 2023 года.

На основании Приказа Минтранса России №126 от 08.04.2022 года осуществляется реорганизация ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» в форме присоединения к ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна ВВП» с 15.11.2022 года. Работниками Администрации в период существования учреждения в полной мере выполнялись поставленные задачи, прежде всего благодаря опыту, профессионализму, сплоченности коллектива, творческому подходу и самое главное любви к своему делу. От лица руководства Администрации хотелось бы поблагодарить весь коллектив ФБУ «Администрация «Печораводпуть» за внесенный вклад в развитие и процветание учреждения, за истинную преданность делу и качественную работу. Пожелать плодотворной работы в новом формате, достижения высоких результатов в решении сложных задач, успехов в профессиональной деятельности и крепкого здоровья.

Не осталось нерадивых судовладельцев

Проверку готовности судов и плавобъектов к навигации инспекция портового контроля в бассейне начала во второй декаде мая в штатном режиме и провела ее достаточно эффективно. Более того, не могу не отметить, что в результате многолетнего постоянного контроля в бассейне практически не осталось нерадивых судовладельцев.

В целом, анализируя работу института инспекции госпортконтроля на водных путях бассейна за период его существования, можно смело говорить о положительной динамике в улучшении технического содержания флота, снижении аварийности.

Что в этой деятельности обращает на себя внимание в первую очередь? На протяжении десяти лет с момента образования портового контроля самым ответственным для инспекторов и болезненным для судовладельцев было, есть и, судя по всему, будет – это временное задержание судна. Основной причиной задержания судов всегда было и есть отсутствие или просроченные судовые свидетельства и документы на борту, предусмотренные ст. 14 КВВТ РФ.

Из судовых свидетельств больше всего несоответствий выявлено в документах, выдаваемых российским классификационным органом. Причин много – это и нерасторопность судовладельцев, да и самих экспертов РКО на местах, и финансовая составляющая, и непонятные требования к технической составляющей к тем или иным судовым устройствам и механизмам, абсолютно не влияющие на техническое состояние судна в целом. Вот и бытует мнение среди судовладельцев, что флот «убивают» такие требования, как и лица, их выставляющие, прикрываясь своими правилами!

С 16 ноября 2022 года в связи с объединением (реорганизацией) двух Администраций – Северо-Двинского бассейна ВВП и Печорского бассейна ВВП – прекращаются полномочия и.о. первого заместителя руководителя – капитана Печорского бассейна ВВП. В связи с этим хочу выразить благодарность тем, кто стоял у истоков организации работы службы государственного портового контроля и службы государственной регистрации судов.

Дипломирование и регистрация

Службой дипломирования в этом году выдано членам экипажей судов внутреннего водного транспорта 53 диплома и 54 квалификационных свидетельства. Однако по-прежнему остается актуальной проблема получения первичных рабочих дипломов помощника капитана, помощника механика выпускниками Печорского речного училища.

С начала 2022 года службой государственной регистрации проведено 88 регистраций: выдано 72 свидетельства о праве собственности и плавания под флагом РФ, 11 судовых билетов. Зарегистрировано 2 договора аренды судов без экипажа, отказано в регистрации по 2 заявлениям. Подготовлено и направлено в различные инстанции 350 ответов на запросы, выдано 17 выписок из судового реестра РФ.

Морские вести России №15 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ