Полностью оправдательного приговора не будет
12.03.2020
Морской транспорт
Депутат Госдумы Алексей Веллер (ЕР), 22 ноября выступая на заседании расширенного заседания Комитета ГД по международным делам в формате круглого стола на тему «О ситуации с нарушением прав и законных интересов россиян и соотечественников за рубежом», проинформировал о текущей ситуации с задержанными российскими моряками в Республике Кабо-Верде.
Как заявил Веллер, обвинение российским морякам составлено и предъявлено. По информации, которую он получил от российского посла два дня назад, есть договоренность, что в конце января состоится суд.
Депутат от Мурманской области, а в прошлом мэр города, Алексей Веллер рассказал участникам заседания о некоторых обстоятельствах задержания, содержания в тюрьме российских моряков за рубежом, а также об усилиях, которые предпринял по оказанию помощи соотечественникам.
«Судно двигалось из региона Карибского моря в Марокко, по дороге по серьезным обстоятельствам судно зашло в порт Праи Республики Кабо-Верде. Здесь властями был осуществлен внеплановый досмотр судна и обнаружена большая партия кокаина – 9,5 тонн, как было заявлено, и, соответственно, команда была арестована. На сегодняшний день все находятся в тюрьме города Прая. Это маленький остров, маленькая республика – там нет СИЗО.
Казалось бы, такая совсем очевидная история – «нехорошие наши моряки участвуют в контрабанде наркотиков». Так получилось, что из 12 задержанных моряков 10 – мурманчане. Мурманск – портовый город, много профессиональных мореходов. И родственники тоже проживают в городе. Озаботившись судьбой своих близких, они не знали, куда обратиться, – это еще один существенный момент, и обратились к депутату Госдумы от Мурманской области.
Но и я впервые столкнулся с таким вопросом и тоже не понимал, с чего начинать. Начал с контакта с председателем Комитета Госдумы по международным делам Леонидом Эдуардовичем Слуцким и с Министерством иностранных дел. И мне стало примерно понятно, куда и как двигаться. На сегодняшний день начали комплексно решать вопрос – в первую очередь добиться, чтобы у наших моряков были достойные условия содержания. Совместно с посольством хочу отметить роль посла РФ Владимира Григорьевича Соколенко, думаю, нам это сделать удалось.
Дважды были мои визиты, решали вопросы финансовые, содержательной части, и на сегодняшний день по большому счету к властям Республики Кабо-Верде претензий нет. Суровые условия, но понимаем – это африканская тюрьма. Когда одному из моряков стало совсем плохо со здоровьем, его пролечили в госпитале. Дополнительное питание, передача одежды – эти вопросы все решили.
Второе направление – мы, естественно, наняли местного адвоката. Удалось собрать средства – без денег ничего не сделаешь. Профессиональный адвокат активно работает.
Третье направление – это, конечно, то, что можно делать с этой площадки – поднять вопрос на самый высокий политический уровень. Наверное, на сегодняшний день это практически удалось. За время визитов в Кабо-Верде удалось наладить отношения с Министерством иностранных дел, дважды встречался с руководителем парламента Республики. Даже удалось с их президентом «на коротке» обсудить этот вопрос. Очень важно, что был визит министра иностранных дел Республики в Москву – он был давно запланирован. И наш министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров в ходе переговоров также заострил внимание на этом вопросе.
Сама суть проблемы – контрабанда наркотиков – подрубает очень многие вещи. Отдельные издания, особенно желтые, начали рассказывать, что раз я в этот вопрос «вписался», то заинтересован или имею отношение к этой партии наркотиков – это гуляло по страницам особенно интернет-изданий, и довольно активно обсуждалось. Объективную информацию, к сожалению, наши СМИ не торопились давать, потому что, видимо, когда идет упоминание «наркотики», «наркотрафик», многие стараются держаться подальше от этих вопросов.
В чем сегодня «камень преткновений»?
Во-первых, затягивается суд. И сегодня мои переговорные усилия и посольства направлены на то, чтобы не затягивать суд. Обвинение составлено, оно предъявлено. Есть сегодня предварительная информация – получил от посла буквально два дня назад, что вроде бы есть договоренность, что в конце января суд состоится.
И основной момент, который, надеюсь, будет на суде рассмотрен объективно, – это участие или неучастие моряков в организованном преступном сообществе. То есть то, что они стали соучастниками контрабанды наркотиков, – это очевидно, и пусть случайно, пусть несознательно, но они в составе этого преступления принимали участие. Но это один срок наказания и совсем другой срок наказания – это участие в организованном преступном сообществе.
Будучи дважды в тюрьме, разговаривая с нашими моряками, уверен, что во втором деянии они не виновны.
Суд, надеюсь, состоится в январе-феврале, а дальше, я все-таки реалист и понимаю, что полностью оправдательного приговора не будет. Честные, законные сроки наказания наши ребята получат. И тогда возникает второй вопрос – осуществление возможной экстрадиции из Кабо-Верде для отбывания срока наказания в России.
Справочно
31 января 2019 года в ходе спецоперации у берегов островного государства Кабо-Верде, в 600 км от западного побережья Африки, морская полиция задержала грузовое судно ESER с российской командой: капитаном и 11 моряками. На борту судна была обнаружена рекордная партия кокаина – 9,5 тонн.
2 февраля городской суд Праи огласил решение об аресте моряков и капитана в качестве меры пресечения по подозрению в контрабанде наркотиков. Тогда в посольстве России заявили, что у дипломатов нет претензий к правоохранительным органам Кабо-Верде.
ESER построен в Германии еще в 1985 году. С 2013 года им владеет турецкая компания Gemiciler Denizciliki. Но при задержании над судном реял флаг Панамы, так как в ноябре 2018 года у ESER меняется юрлицо – на панамскую компанию Step Shipping Corp.
В декабре 2018 года сухогруз перегоняют через Атлантику. А в конце декабря в Панаму прилетает российский экипаж, который полностью сменяет старый, и 29 декабря берет курс на Танжер.
По официальным данным, о контейнерах с наркотиками узнала полиция Кабо-Верде. Действовала она по наводке Европейского центра слежения за морским наркотрафиком (находится в Лиссабоне).
Экипаж ESER полностью состоял из россиян – 12 человек (9 жителей Мурманска, двое петербуржцев и нижегородец), в том числе 69-летний капитан Сергей Котловский.
В конце января на борту ESER неожиданно умер старший помощник капитана – житель Мурманска. Якобы это обстоятельство стало причиной захода судна в порт Кабо-Верде 30 января, а на следующий день на борт нагрянула полиция. Со слов Алексея Веллера, команду зайти в ближайший порт для выгрузки, которым оказался порт Прая в Кабо-Верде, дала страховая компания, которая обслуживала сухогруз. «Представители страховой компании в рамках следствия подтверждают, что команду на заход в порт давали они», – сказал Веллер.
Основные улики полиция уже уничтожила: 2 февраля вся партия кокаина – 9570 кг – была сожжена. Ориентировочная розничная стоимость десяти тонн кокаина – более $1 млрд. Однако, по некоторым данным, публично перед сожжением вскрыто было только три из 260 изъятых на ESER тюков с маркировкой «Колумбия».
В настоящее время интересы российских моряков защищает адвокат Мартиньш Ландим. Как сообщил Алексей Веллер, «по словам адвоката, у полиции есть данные спутникового слежения, которые объективно подтверждают», что российская команда подняла груз с кокаином в море после угроз в их адрес. «Существуют и расшифровки общения по СМС капитана с владельцами судна, которые также косвенно подтверждают давление на капитана и опосредованно через него на всю команду», – пояснил депутат. ESER вышел в море, где его встретили лодки, с которых на судно был передан груз с наркотиками. «Они вышли, им дали точку загрузки в море, подошли четыре лодки. С трех была загрузка, а четвертая стояла отдельно, может быть, несла охранные функции. Сейчас следствие выясняет обстоятельства, кто общался с командой и кто занимался переброской груза», – указал депутат.
Как объяснил Веллер, в России моряков наняли через агентство. После этого они отправились в Панаму, где их встретил и сопроводил в рейс генеральный директор компании – владельца судна.
Морские вести России №17 (2019)