Новый этап жизни морского порта Анадырь - Морские вести России

Новый этап жизни морского порта Анадырь

23.10.2022

Морские порты

Новый этап жизни морского порта Анадырь

Фото: Пресс-служба ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

В начале 2022 года главный морской порт Чукотки – Анадырь – был укрупнен и расширен за счет присоединения портов Беринговский, Эгвекинот и Провидения. Согласно представленной в июле новой программе развития Северного морского пути (СМП), крупнейший порт региона может стать одним из базовых на этой магистрали. Первые результаты деятельности новой административной структуры, потенциал развития и управления объединенным портом раскрывают показатели работы самой администрации и перегрузочной деятельности терминалов Анадыря.

Сергей Майстренко, и.о. капитана морского порта Анадырь ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Размах нового порта

Объединение – это в принципе позитивная стратегия, особенно когда речь идет о сложных социально-экономических и климатических условиях, общей функции и единой технологической структуре. Объединению четырех чукотских портов предшествовал утвержденный Росморречфлотом в 2019 году «План мероприятий по изменению границ территорий морских портов Российской Федерации», основная цель которого – повышение эффективности управления при снижении административных затрат.

17 февраля 2022 года в соответствии с этим планом по распоряжению Правительства РФ в границы морского порта Анадырь были внесены территории портов Беринговский, Эгвекинот, Провидения, которые были преобразованы в морские терминалы. С этого момента Анадырь стал одним из самых обширных морских портов в мире, расстояние между терминалами которого превышает 400 км.

После объединения филиалы в присоединяемых портах были упразднены, должности работников перешли в Службу капитана порта Анадырь, при этом все работники остались на местах при исполнении своих обязанностей. В результате объединения суммарная пропускная мощность порта увеличилась до более 3 млн тонн грузов в год, емкости для хранения ГСМ составили 25 тыс. тонн.

Рост грузооборота в период кризиса

С начала навигации по конец первой декады августа в порт Анадырь с учетом новых терминалов зашло 32 судна. Грузооборот порта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 24,3%. Общее количество завезенных грузов составило 89,2 тыс. тонн, в основном это продовольствие, стройматериалы, техника и ГСМ.

Большая часть завоза приходится на Анадырь – 54,1 тыс. тонн, Эгвекинот – 21,3 тыс. тонн и Провидения – 18,2 тыс. тонн. На терминал Беринговский доставлено 3,6 тыс. тонн грузов, однако при этом он лидирует по экспорту – отгружено около 500 тыс. тонн угля.

По мнению специалистов, в связи с международной обстановкой и осложнением отношений с Японией и Республикой Кореей единственной в АТР страной-импортером угля сегодня является Китай.

Напряженные события последнего времени, в том числе пандемия коронавируса, оказали негативное влияние на все сферы внешней торговли, включая логистику. В международной торговле наступил спад. В порт Анадырь полностью прекратили заходы круизные суда. А вот каботажные перевозки пострадали в меньшей степени.

Особенности навигации – 2022

Навигация в порту Анадырь традиционно началась в конце июня. Межрегиональные каботажные перевозки обеспечивают несколько судоходных компаний. Так, первым судном, зашедшим в Анадырь 20 июня, а затем на терминал Беринговский, был теплоход «Лев Яшин» компании «Темп» с 218 контейнерами (более 3,5 тыс. тонн груза: продукты, техника и стройматериалы).

Днем ранее на терминал Эгвекинот прибыл контейнеровоз «Магадан» компании Fesco c 440 контейнерами, который затем отправился в Анадырь. Всего за навигацию, до середины октября, судоходная компания планирует выполнить шесть рейсов, доставив в регион порядка 100 тыс. тонн грузов, из них в Анадырь и Эгвекинот будет доставлено порядка 500 тонн генеральных грузов и 1,5 тыс. контейнеров (около 20 тыс. тонн груза).

Кроме того, доставкой грузов на Чукотку занимается компания «СЕВЕР Спецперевозки», которая в начале августа отправила в Анадырь судно «Генерал Кривонос» со строительными материалами, а также задействовала судно «Аркадий Чернышев», которое выполнит три рейса на Чукотку.

Традиционная фидерная схема распределения грузов по населенным пунктам Иультинского, Провиденского и Чукотского районов в этом году была усилена за счет постановки дополнительного судна. Помимо самоходного плашкоута «Михаил Семенов», к доставке грузов был привлечен паром «Анадырь». Таким образом, например, из терминала Провидения были доставлены необходимые грузы для строительства школы в Нунлигране, жилья и кожевенного завода в Лорино, объектов ЖКХ.

Что касается топливной навигации, то, по сообщениям правительства Чукотского автономного округа (ЧАО), в рамках северного завоза 2022 года на Чукотку планируется доставить 303,45 тыс. тонн угля для предприятий ЖКХ и электростанций «Чукотэнерго» и 173,9 тыс. тонн нефтепродуктов (примерно 139 тыс. тонн дизтоплива, 29 тыс. тонн авиакеросина и более 6 тыс. тонн бензина). Динамика поставок к августу уже в два раза превысила прошлогодние показатели.

В целом северный завоз в текущем году идет по графику.

Двойные перспективы переправы

Начиная с 13 июня в Анадыре действуют пассажирские перевозки. Сообщение через лиман субсидирует правительство ЧАО. На переправе работают катер «Камчатка», выполняющий в будни от пяти до шести рейсов, и грузо-пассажирские баржи «Шторм» и «Гром». Ежегодный поток пассажиров на данном направлении составляет свыше 22 тыс. человек. Сообщение между пунктами Анадырского залива обеспечивает теплоход «Капитан Сотников». Работая с 1 июля по 1 октября, судно ежегодно обслуживает около 1500 жителей и гостей Чукотки.

В рамках программы «Развитие транспортной системы», с целью повышения качества и безопасности пассажирских перевозок, реализуется проект по строительству паромно-пассажирского причала в поселке Угольные Копи на левом берегу Анадырского лимана. На данный момент работы выполнены более чем на 90%. Идет отделка внутренних помещений и монтаж коммуникаций.

Проект предусматривает строительство трех причалов – грузового, грузо-пассажирского и пассажирского – общей длиной 145,5 метра. Проведено берегоукрепление откосного типа общей длиной 155,7 метра, полностью завершены дноуглубительные работы в прикордонной зоне объемом 3,7 тыс. кубометров, смонтированы каркасы одноэтажного административного здания вокзала и КПП, закончены основные работы по устройству причальной стенки.

Строительство комплекса, который обещают сдать в сентябре, – это лишь половина проекта. Паромная переправа должна связывать два берега: левобережная часть почти готова, но на правом берегу лимана еще ведутся проектно-изыскательские работы для дальнейшей реконструкции причала №7. Работы будут выполняться в рамках федерального проекта «Морские порты России». По данным правительства ЧАО, к активной фазе работ на данном участке планируется приступить в следующем году, а сдача объекта ожидается через два года.

Опорный пункт СМП

В июле текущего года в Петро-павловске-Камчатском состоялась важная для северных портов встреча – выездная сессия Восточного экономического форума «Перспективы круглогодичной навигации по Северному морскому пути». Один из обсуждаемых вопросов – возможность более интенсивного использования терминала в бухте Провидения для нужд СМП. Основной резон – оптимизация транспортных расходов на арктической магистрали.

Правительство ЧАО представило доклад, в котором был отмечен большой потенциал терминала, расположенного в глубоководной, укрытой от штормов, незамерзающей бухте и располагающего необходимой инфраструктурой: свободными площадями, нефтебазой, пограничным пунктом пропуска, а также аэропортом, имеющим статус международного.

Развитие складских мощностей и проведение дноуглубительных работ пока не входят в утвержденную правительством программу, однако представленные предложения по задействованию терминала Провидения легли в основу Плана развития СМП до 2035 года, подразумевающего создание 12 морских терминалов, строительство 153 судов и открытие международной контейнерной линии.

Морские порты №6 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ