Строительство сухогрузного района в порту Тамань под вопросом - Морские вести России

Строительство сухогрузного района в порту Тамань под вопросом

19.08.2020

Морские порты

Сроки строительства сухогрузного района порта Тамань, скорее всего, будут снова перенесены. Никакой конкретики по поводу перспектив проекта нет ни у правительства, ни у Минтранса, а компании, изначально заинтересованные в масштабном государственном проекте, постепенно теряют к нему интерес как по причине постоянной смены правил игры, так и в связи со снижением конъюнктуры рынков, на которые ориентирован южный российский порт.

Майя Керн

Коротко об истории проекта

Идея создания сухогрузного района порта Тамань общей мощностью до 92 млн тонн грузов относится к 2013 году. Вложения в масштабный проект государственно-частного партнерства развития портовой инфраструктуры тогда оценивались в 88 млрд рублей. Предполагалось, что частные инвесторы возьмут на себя две трети затрат, а государство – треть. Проект был включен в состав Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Число потенциальных инвесторов тогда превысило десяток. Однако дальше намерений дело не пошло.

Сначала сухогрузный район долго проектировался и перепроектировался, потом стали меняться условия финансирования для инвесторов. В 2015 году были заключены предварительные инвестмеморандумы на строительство перегрузочных терминалов. Но два года спустя проект решили реализовывать полностью за счет внебюджетных источников.

По планам Минтранса на конец 2018 года общие капитальные затраты на строительство сухогрузного района должны были составить 232 млрд рублей, из них затраты инвесторов – 91,5 млрд. На строительство терминалов бюджет через госпредприятия предполагал направить 126 млрд рублей, еще 14,5 млрд в проект планировали вложить РЖД – на железнодорожную станцию. Строительство планировалось провести в период с 2018 по 2028 год. Среди инвесторов значились «Кузбассразрезуголь», СУЭК, «Еврохим», «Металлоинвест», «РН-Бункер» («дочка» Роснефти) и другие крупные компании.

Первым участвовать в проекте отказался «Еврохим» – компания решила вернуться к проекту создания терминала по перевалке минеральных удобрений в порту Усть-Луга, которое было остановлено в 2017 году. Потеря этого инвестора для проекта оказалась довольно существенной: предполагалось, что «Еврохим» обеспечит в Тамани перевалку 11 млн тонн минеральных удобрений в год.

Начало работы первой очереди нового района порта Тамань изначально было запланировано на 2020 год, но позже сдвинуто на 2024 год, когда заканчивается действие Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Определенную роль в задержке проекта сыграло строительство Крымского моста.

По новым планам в 2020 году планируется лишь заключить концессионное соглашение с инвесторами сухогрузного района. Так что есть сомнения, что его успеют построить в срок, учитывая, что до сих пор не готова окончательная документация.

Почему проект застопорился

Последняя новость об этом проекте, появившаяся в январе 2020 года, касалась общественных обсуждений техзадания на проведение оценки воздействия проекта на окружающую среду. Но процедура эта исключительно формальная, и на начало фактической реализации проекта она почти никак не влияет. Подписание реальных соглашений с бизнесом и утверждение плана работ на местности откладывается раз за разом.

В ноябре 2019 года в Минтрансе заявили, что соглашение о строительстве сухогрузного района порта Тамань будет заключено до конца года. Но этого так и не произошло, а в январе сменился состав правительства РФ. После того как стало известно, что планируемая мощность сухогрузного района сократилась более чем в 4 раза, «МП» направил запросы в заинтересованные органы власти и организации, так или иначе участвующие в реализации проекта, в том числе и в частные компании, с просьбой прокомментировать ситуацию. Однако нигде не получил ответа на свои вопросы.

В управляющей компании «РМП-Тамань», подконтрольной ФГУП «Росморпорт», доли в которой по первоначальному плану должны были получить инвесторы, редакции, например, ответили, что комментировать проект нет смысла до тех пор, пока идет его обсуждение.

До последнего времени предполагалось, что основную инвестиционную нагрузку на себя возьмут угольные компании. Так, в июле прошлого года «Росморпорт» направил пулу инвесторов, в который вошли «Кузбассразрезуголь», СУЭК, «Металлоинвест» и РЖД, предложения выкупить доли в компании «РМП-Тамань». Первым трем из названных компаний предлагались доли по 22,5%, РЖД – 10%. Соответственно «Кузбассразрезуголь», «Металлоинвест» и СУЭК должны были обеспечить фондирование проекта в объеме примерно по 20 млрд рублей, РЖД – порядка 10 млрд рублей. Часть средств планировал инвестировать сам «Росморпорт», который останется владельцем доли в «РМП-Тамань» также в 22,5%.

Однако в сентябре 2019 года Министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил, что пул инвесторов проекта может быть пересмотрен. Угольные компании к тому моменту потеряли интерес к проекту «в связи с изменением рыночной конъюнктуры», то есть в связи с падением спроса на уголь в Западной Европе. Поэтому, по словам Е.Дитриха, якорным инвестором мог бы стать «Металлоинвест». Кроме того, министр отметил: «Конфигурация и модель проекта не раз менялись, однако планы по строительству порта к 2024 году сохраняются».

Примерно тогда же замминистра транспорта заявил, что проектная мощность сухогрузного района может быть снижена и что его легко можно будет переориентировать на работу с другими видами грузов. «Мы проектируем порт так, чтобы можно было потом добавлять другие терминалы. Возможно, если состав участников изменится и отпадут основные объемы грузов, то проект будет уменьшен, это объективно», – говорил он.

Позднее стало известно, что поучаствовать в проекте пригласили группу аграрных компаний «Эфко», уже имеющую терминалы в порту Тамань, которыми оперирует компания «Пищевые ингредиенты». В то же время сам проект строительства сухогрузного района в Тамани вошел в федеральную адресную инвестиционную программу на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, которую в декабре прошлого года утвердило Минэкономразвития.

Между тем эксперт в области инвестиций в морские порты высказал «МП» сомнения по поводу того, что сухогрузный район порта Тамань успеют запустить к 2024 году. По его словам, инвестиционной активности на рынке сейчас нет, и государство, и потенциально заинтересованные в реализации проекта компании медлят, ожидая друг от друга первого шага. Компании, которым в последнее время надо было решить проблему отправки своих грузов, уже нашли другие выходы в море, и спроса на новые мощности пока нет.

«На строительство порта уходит как минимум четыре года плюс еще год – на формирование пакета документации, – говорит эксперт. – Поэтому в запланированные для реализации проекта сроки уложиться вряд ли получится».

Вопрос объема

Мощность сухогрузного района порта Тамань, как уже было сказано, должна была составить 91,5 млн тонн в год. Проектом предусматривалось строительство зернового терминала на 20 млн тонн, двух угольных терминалов по 12 млн тонн каждый, а также терминала минеральных удобрений и серы на 11 млн тонн и контейнерного терминала на 1,5 млн TEU. В порту также были предусмотрены мощности по перевалке руды и другого железорудного сырья.

По последним данным, не исключено, что мощность нового порта будет уменьшена более чем в четыре раза по сравнению с изначально запланированной, сообщило недавно информагентство РБК со ссылкой на собственные источники. По данным издания, последний вариант государственного проекта строительства сухогрузного района порта Тамань включает лишь два терминала общим объемом грузооборота 15 млн тонн, из них 9 млн тонн придется на металлы холдинга «Металлоинвест» и еще 6 млн – на зерно ГК «Эфко».

В сентябре прошлого года на заседании проектного комитета транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры замруководителя Росморречфлота Захарий Джиоев мягко намекнул, что Таманскому проекту потребуется «уточнение компоновки и этапности». Тогдашний вице-премьер Максим Акимов в ответ заявил, что необходимо еще раз уточнить пул инвесторов проекта.

«С момента первого составления федерального проекта прошло полтора года, конъюнктура рынка за это время изменилась. Возможно, потребуется редизайн проекта, коррекция его мероприятий. Объекты в стадии реализации, безусловно, не трогаем. Новые объекты – смотрим, насколько соответствуют задачам национального проекта и реалиям жизни», – заявил тогда М.Акимов.

Вместе с тем, по мнению нашего эксперта, проект сухогрузного района в Тамани, безусловно, интересен, но его нужно в корне пересмотреть. Той грузовой базы, на которую рассчитывали несколько лет назад, уже нет, и нужно искать ей альтернативы, исходя из удобства доставки товара до порта и пропускной способности железной дороги.

Напомним, создание сухогрузного района морского порта Тамань включено в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ в сентябре 2018 года. Входящий в его состав Федеральный проект «Морские порты» предусматривает 41 мероприятие по развитию портовой инфраструктуры, которые реализуются преимущественно за счет частных инвестиций, – объем государственных средств составляет только 26%, или 237,6 млрд рублей. В результате реализации федерального проекта производственные мощности морских портов России должны достигнуть 1,3 млрд тонн (прирост – не менее 336 млн тонн).

Конкурент не дремлет

Притом что проект строительства сухогрузного района порта Тамань, скорее всего, находится под большим вопросом, по соседству активно возводится портово-индустриальный парк группы «ОТЭКО». Общие инвестиции компании в инфраструктуру Тамани превышают $8 млрд с учетом уже имеющихся объектов. Перевалочная мощность терминалов в соответствии с выданными ОАО «РЖД» техническими условиями составит 92,4 млн тонн в год.

В состав нового портово-индустриального парка войдет ряд химических производств, в том числе заводы по производству аммиака, метанола и карбамида, а также высокотехнологичный агропромышленный комплекс, включающий заводы по переработке сои, комбикормовый и маслоэкстракционный заводы.

Будут построены терминал навалочных грузов мощностью 60 млн тонн (уголь – 50 млн тонн, минудобрения – 5 млн, сера – 5 млн), зерновой терминал мощностью 14,5 млн тонн (с возможностью увеличения отгрузки до 30 млн тонн), база сжиженных углеводородных газов мощностью 3,5 млн тонн СУГ в год, перевалочная база крупногабаритных и тяжеловесных грузов на 300 тыс. тонн в год, терминал универсальных грузов мощностью 3 млн тонн (строительство при наличии потребностей рынка и пропускной способности РЖД).

Глава информационно-аналити-ческого агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что реализация проекта «ОТЭКО» осуществляется «с качеством выполнения графика, близким к эталонному», а проект строительства сухогрузного района порта Тамань полностью забуксовал и перестал быть интересен инвесторам-грузовладельцам из-за отказа государства инвестировать федеральные средства в проект и из-за снижения европейских цен на уголь. При этом вероятность заключения концессионного соглашения в 2020 году, по мнению М. Бурмистрова, представляется крайне низкой, если в проект не будут внесены изменения, повышающие его привлекательность.

Морские порты №2 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ